Самоанализ урока информатики 5 класс Систематизация информации

Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уважаемы коллеги!

В связи с переходом на ФГОС каждый учитель пересматривает методику обучения, пытается найти приемы и средства, позволяющие формировать универсальные учебные действия (УУД) обучающихся. Информатика в большей степени, чем любая другая учебная дисциплина, способствует формированию ИКТ-компетентности. В рамках информатики изучаются такие понятия, как система, системный подход, моделирование. Но эти и другие понятия превращаются в УУД только тогда, когда обучающийся осознанно научится их использовать в своей деятельности. Поэтому для формирования УУД необходим системно-деятельностный подход.

Сегодня я хочу проанализировать проведенный в 5 классе урок информатики по теме «Изменение формы представления информации. Систематизация информации» в рамках системно-деятельностного подхода

Анализ и самооценка урока есть - необходимый элемент педагогического творчества. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками.

Я попытаюсь сегодня не просто пересказать этапы урока, а мысленно разложить проведенный урок на его составляющие с проникновением в их сущность.

Итак, любой урок всегда начинается с целеполагания. Далее, исходя из цели, определяются задачи, происходит планирование деятельности. Нужно также продумать организацию выполнения плана, т.е. определить необходимые условия и ресурсы для его реализации. В ходе реализации задуманного осуществляется контроль (самоконтроль), проводится анализ и при необходимости коррекция действий. Таким образом, цикл урока может выглядеть так:

Цель - Планирование - Организация - Действие - Контроль - Анализ - Коррекция.

Целеполагание. Учителю важно создать условия для того, чтобы обучающиеся определили цель урока. Как это можно было сделать?

Начиная подготовку к уроку, нужно чётко представлять, каких результатов я хочу достичь.

Мне нужно было

- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Я предложила им работать на уроке вместе с помощником - Информашкой. Детям этого возраста еще присущ высокий интерес к игре. Этим мотивировала их на активную работу на уроке, повышение интереса к познавательной деятельности, в частности, к формам представления информации. Итак, целью моего урока стало создание условий, способствующих формированию у обучающихся сути информационного процесса обработки информации на основе анализа примеров.

Планирование. На данном уроке дети должны были приобрести знания о систематизации информации, научится выделять общее в подходах к упорядочению (систематизации) и поиске информации. На этом этапе урока каждый ученик проявлял в ходе диалога с учителем коммуникативную компетентность, волевую саморегуляцию, умение структурировать знания, строить логическую цепь рассуждения. Просмотренный отрывок из мультфильма сыграл определенную роль не только в эмоциональной окрашенности урока, но и в постановке проблемы для каждого ребенка докопаться до истины важности систематизации материала. Занимательные герои мультфильмов Крош и Кар-Карыч помогли довести важную воспитательную мысль, что порядок - это хорошо, а беспорядок - плохо.

Все это было намечено мною при планировании формулирования личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД.

Организация. Шаг за шагом, продвигаясь к поставленной цели, ребенок выполняет определенные действия и упражнения, требующие мыслительной активности, творческого осмысления материала, дающие возможность взглянуть на изучаемые вопросы с иной стороны.

Задания, выполненные на интерактивной доске обеспечили проверку не только объема и правильности полученных ранее знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; они были интересны учащимся, способствовали их активной познавательной деятельности. Например, задания о девочке Марине Яблочкиной, которой очень не нравилось быть в конце списка. Детям предложили отсортировать список так, чтобы Марина оказалась первой. Задание приближено к реальности, прошло эмоционально, с учетом мнения и учителя, и детей. Или, задание по классификации растений, рыб, животных, насекомых и птиц. Конечный правильно полученный результат предстает в виде пазла с изображением животного мира.

Действие или открытие нового знания.

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках послушать, понюхать, и может попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!

Эти красивые слова о нем, об ученике, и о том, как он все постигает на уроке в действие. Это требование нового стандарта. Это не трудно для них. Это легко, когда рядом мы, учителя, наставники. Упражнения на интерактивной доске очень нравились обучающимся. Выполняя их, шаг за шагом продвигались к решению поставленных задач. Налицо их знания, социальный опыт, информационная культура.

Контроль, анализ, коррекция.

Первичная проверка понимания, включение в систему знаний, первичное закрепление - Это важные этапы урока, где можно проверить, проанализировать и скорректировать уровень овладения новым материалом. Дети провели исследование с сортировкой предметов на парте, выполняли тест на компьютере, делали выводы, строили логические цепочки, работая в парах, группах, анализировали, сравнивали, классифицировали объекты.

В методической литературе существует сейчас множество предложений по рефлексии (оценке) урока самими обучающимися. Мне очень захотелось заполнить с детьми «Книгу настроения», в которой в конце урока появились листики, обозначающие удовольствие, любопытство, уверенность, сомнение. К моему удовольствию добавились 15 листиков такого же цвета. Значит, наше сотрудничество «учитель» - «ученик» было обоюдно оценено на высшем уровне.

При подготовке урока я уделяла большое внимание отбору электронных образовательных ресурсов.

Правильно подобранный к уроку ЭОР пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение. Это начало другого, «нешкольного» знания. Знания, в основе которого - ощущения и образы

Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые я использовала на уроке.

Этап урока

ЭОР

Вид ЭОР

Ссылка

Актуализация ранее изученного материала

Интерактивные задания

Практический

metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php


Мультфильм

Информационный

youtube.com/watch?v=xvtv-2vCeZk

Открытие нового знания

Интерактивные задания

Информационный

metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php

Динамическая пауза

Flash-ролик

Практический

school-collection.edu.ru/

Первичная проверка понимания

Интерактивные задания

Практический

metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php


Интерактивные задания

Он-лайн режим

learningapps.org/1080433

Первичное закрепление

Компьютерный тест

Контрольный


Подводя итог, отмечу, что сама испытала огромное удовольствие, постигая истину вместе с учениками. Пусть я вижу этих детей впервые, пусть будут разными их мнение обо мне, но то, что урок не оставил их равнодушными и некомпетентными в области систематизации информации - уже успех моего учительского стремления. Ведь как говорил Сенека: «Кто не знает, в какую гавань плыть, для того не бывает попутного ветра». Этим пловцом оказывается и обучающийся, и его педагог. Это совместный труд.





© 2010-2022