• Преподавателю
  • Информатика
  • Методический материал для внеаудиторной работы студентов: Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel

Методический материал для внеаудиторной работы студентов: Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel

Цель настоящего сборника – помочь учащимся освоить работу с программой Microsoft Excel, самостоятельно потренироваться в выполнении несложных практических заданий в этой программе. Методический материал содержит теоретический материал, необходимый для выполнения практических работ: основные понятия и термины электронных таблиц, способы автоматизации ввода данных, ввода и копирования формул, использование функций в формулах, форматирование таблиц; практические задания для самостоятельного выполне...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.Государственное образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального образования Воронежской области

«Воронежский механический техникум»

(ГОБУ СПО ВО «ВМТ»)









Методический материал

для внеаудиторной работы студентов


Интерфейс и объекты электронных таблиц

Microsoft Excel.



подготовила

преподаватель математики и информатики

Жигалкина Яна Александровна














г. Воронеж

2014

Пояснительная записка

Цель настоящего сборника - помочь учащимся освоить работу с программой Microsoft Excel, самостоятельно потренироваться в выполнении несложных практических заданий в этой программе.

Методический материал содержит теоретический материал, необходимый для выполнения практических работ: основные понятия и термины электронных таблиц, способы автоматизации ввода данных, ввода и копирования формул, использование функций в формулах, форматирование таблиц; практические задания для самостоятельного выполнения их на компьютере; комментарии с описанием - в качестве помощи - технологии выполнения всех самостоятельных заданий.

Текст снабжен многочисленными иллюстрациями, помогающими лучшему усвоению излагаемого материала.

СОДЕРЖАНИЕ

Основы работы в MS Excel



  1. Принцип работы электронной таблицы



  1. Способы выделения фрагментов



  1. Ввод данных в ячейку



  1. Способы автоматизации ввода



  1. Ввод формул



  1. Копирование формул



  1. Абсолютная адресация


    Практические задания


    Заключение








    1. Основы работы в Microsoft Excel

    Программа Microsoft Excel предназначена для создания и обработки электронных таблиц, позволяющих выполнять расчеты по заданным формулам. Кроме того, в программе можно делать различные выборки по определенным критериям, сортировать данные, строить диаграммы и графики, форматировать таблицы и выводить их на печать и т.д.


    1.1. Принцип работы электронной таблицы

    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    Элементы таблицы:

    • столбцы (с номерами A,B,C и т.д. - буквы латинские);

    • строки (с номерами 1, 2, 3 и т.д.);

    • ячейки (на пересечении столбца и строки).

    Адрес ячейки - номер столбца и номер строки, например, С5.

    В ячейку можно ввести число, текст или формулу.

    Принцип работы электронной таблицы: в некоторые ячейки можно ввести данные (например, числа), а в другие ячейки ввести формулы, использующие адреса первых ячеек. Формулы вычисляют значения, эти значения отображаются в ячейке. Кроме того, если данные меняются, то формула автоматически вычисляет новое значение.

    1.2. Способы выделения фрагментов

    • выделить ячейку - навести указатель мыши на ячейку и щелкнуть по ней. Вид указателя:

    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    • выделить столбец - навести указатель мыши на номер столбца и щелкнуть по нему. Вид указателя:


    • выделить строку - навести указатель мыши на номер строки и щелкнуть по нему.
      Вид указателя: Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.


    выделить всю таблицу - навести указатель мыши на угловую кнопку (пересечение номеров строки и номеров столбцов) и щелкнуть по ней. Вид указателя: Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    1.3. Ввод данных в ячейку

    Вводить информацию можно либо непосредственно в выделенную ячейку, либо в строку формул.

    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.Для ввода щелкнуть по нужной ячейке (выделить ее), ввести информацию и нажать клавишу Enter, или одну из клавиш управления курсором . , или щелкнуть по кнопке слева от строки формул. Для ввода в строке формул выделить нужную ячейку, щелкнуть в строке формул, ввести информацию, щелкнуть по кнопке или нажать клавишу Enter,

    Изменение ширины столбцаМетодический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    Установить указатель мыши между номерами столбцов. Он примет вид .

    Потянуть мышью правую границу столбца и отпустить кнопку мыши.

    Изменение высоты строкиМетодический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    Установить указатель мыши между номерами строк. Он примет вид . Потянуть мышью нижнюю границу строки и отпустить кнопку мыши.

    1.4. Способы автоматизации ввода


    1. Копирование содержимого ячейки вдоль столбца или вдоль строки.

    + , ,

    + , ,

    + , ,Выделить ячейку, навести указатель мыши на маркер заполнения (нижний правый угол рамки), указатель мыши примет вид , Потянуть мышью за маркер вдоль столбца (вниз или вверх) или вдоль строки (вправо или влево), отпустить кнопку мыши.


    1. Ввод вдоль столбца или вдоль строки членов арифметической прогрессии

    Чтобы ввести вдоль столбца члены арифметической прогрессии, т.е. ряд чисел, в котором каждое следующее число больше предыдущего на одну и ту же величину, надо:

    • ввести в соседние ячейки (в одном столбце) два числа,

    • затем выделить обе ячейки (одной рамкой), отпустить кнопку мыши,

    • потянуть мышью за маркер заполнения вдоль столбца (вниз или вверх) и отпустить кнопку мыши.

    + , ,

    + , ,

    + , ,

    + , ,



    Аналогично, чтобы ввести члены арифметической прогрессии вдоль строки, надо:

    • ввести в соседние ячейки (в одной строке) два числа,

    • затем выделить обе ячейки (одной рамкой), отпустить кнопку мыши,

    • потянуть мышью за маркер заполнения вдоль строки (вправо или влево) и отпустить кнопку мыши.

    + , ,


    + , ,



    1. Ввод дат, дней недели

    + , ,

    Чтобы ввести даты вдоль столбца, надо:

    • ввести дату в ячейку,

    • затем выделить эту ячейку,

    • потянуть мышью за маркер заполнения вдоль столбца (вниз или вверх) и отпустить кнопку мыши.

    Так же вводятся даты вдоль строки.

    Аналогично вводятся дни недели.

    1.5. Ввод формул


    • выделить ячейку для формулы;

    • ввести символ = ;

    • знаки арифметических действий:

    + сложение

    - вычитание

    * умножение

    / деление

    ^ возведение в степень;

    порядок действий - обычный, можно использовать круглые скобки;

    • в формуле могут участвовать: константы (например, числа), адреса ячеек, встроенные функции;

    ОКчтобы ввести в формулу адрес ячейки, надо щелкнуть по этой ячейке мышью; для завершения формулы щелкнуть по кнопке или по кнопке


    1.6. Копирование формул

    + , ,

    Чтобы скопировать формулу вдоль столбца, надо выделить ячейку с формулой и потянуть мышью за маркер заполнения вдоль столбца.

    При этом в адресах ячеек номер столбца не меняется, а номер строки меняется на единицу: при копировании вниз - увеличивается на 1, при копировании вверх - уменьшается на 1.

    Аналогично, при копировании формулы вдоль строки в адресах ячеек номер строки не меняется, а номер столбца меняется: при копировании вправо - на номер следующего столбца, при копировании влево - на номер предыдущего столбца.

    + , ,


    1.7. Абсолютная адресация

    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    Рассмотрим пример. В прайс-листе приведены цены блюд в рублях. Требуется перевести их в условные единицы, курс у.е. известен.

    В ячейку D5 введем формулу: =C5/D1 .

    Если скопировать ее вниз, то в обоих адресах будет меняться номер строки, т.е. ниже мы получим формулы:

    =C6/D2 ,

    =C7/D3 ,

    =C8/D4 ,

    =C9/D5 и т.д.

    Нам же нужно, чтобы во втором операнде (в адресе D1) номер строки не менялся, т.к. цену в рублях надо делить всегда на ячейку D1. В таком случае, чтобы зафиксировать номер в адресе ячейки, перед этим номером ставят символ $. Формула принимает вид: =C5/D$1 . После копирования ее вниз вдоль столба получаем формулы: =C6/ D$1

    =C7/ D$1

    =C8/ D$1

    =C9/ D$1 и т.д.

    Итак, чтобы при копировании формулы вдоль столбца в адресе ячейки номер строки не менялся, перед этим номером ставят символ $, например, D$1.

    Аналогично, чтобы при копировании формулы вдоль строки в адресе ячейки зафиксировать номер столбца, перед этим номером ставят символ $, например, $D1.

    Такие адреса называют смешанными.

    Иногда требуется зафиксировать в адресе и номер столбца, и номер строки, например, $D$1. Такие адреса называют абсолютными.

    2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ


    Задание №1:Ввод и копирование формул

    1. Создать таблицу: Отформатировать в соответствии с заданием (выравнивание, границы, заливку).

    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.





    1. Столбец Стоимость заполнить формулами (в ячейку Е2 формулу ввести, в остальные - скопировать).

    Выполнение:

    1. Ввести данные, при необходимости увеличить ширину столбцов.

    Для ввода формулы выделить ячейку Е2,
    ввести символ =
    щелкнуть мышью по ячейке А2,
    ввести символ + ,
    щелкнуть мышью по ячейке В2,
    щелкнуть по кнопке


    + , ,


    1. Для копирования формулы выделить ячейку Е2,
      потянуть мышью за маркер заполнения вдоль столбца до ячейки Е13, отпустить кнопку мыши.

    2. Задать границы и заливки.



    Задание № 2: Применение функций СУММА, СРЗНАЧ, МИН, МАКС

    1. Создать таблицу из задания 1.

    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.





    1. В ячейку Е14 ввести суммарную стоимость всего набора (сложить все ячейки с Е2 по Е13).

    2. В ячейки С16, С17, С18 ввести соответственно среднюю, минимальную и максимальную цену, используя функции СРЗНАЧ, МИН, МАКС.

    3. Переименовать лист, назвав его Продукты.

    Выполнение:

    1. Ввести данные, при необходимости увеличить ширину столбцов.

    2. Столбец Стоимость заполнить формулами как в задание 1.

    Для суммирования выделить ячейку Е14, щелкнуть мышью по кнопке «Сумма»
    Завершить формулу, щелкнув по кнопке








    1. Для вычисления средней цены выделить ячейку С16,
      щелкнуть по стрелке кнопки Функции,
      выбрать функцию СРЗНАЧ.

    2. Если ее нет в списке, то щелкнуть по опции Другие функции


















    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    Выбрать категорию или Полный алфавитный перечень,

    В списке Выберите функцию выбрать СРЗНАЧ.

    Щелкнуть ОК.

    Откроется диалоговое окно Аргументы функции.

    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    В поле Число1 ввести диапазон адресов нужных ячеек. Для этого в таблице выделить мышью ячейки с С2 по С13.

    Щелкнуть ОК.

    1. Аналогично в ячейки С17, С18 ввести минимальную и максимальную цену, используя соответственно функции МИН и МАКС.

    2. Для переименования листа щелкнуть правой кнопкой мыши по ярлычку листа, выбрать Переименовать, ввести Продукты, щелкнуть вне ярлычка.

    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    Задание № 3: Ввод формулы, форматирование ячеек

    1. Создать таблицу. Отформатировать в соответствии с заданием (выравнивание, границы, заливки).


    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.



    1. В ячейку С3 ввести любое число, в ячейки с С6 по С10 ввести формулы, вычисляющие, сколько каждого из продуктов требуется на указанное количество порций.

    2. Переименовать лист, назвав его Рецепт.

    Выполнение :

    1. Ввести данные, при необходимости увеличить ширину столбцов.

    2. В ячейку С6 ввести формулу: =В6*С3.

    3. В ячейку С7 ввести формулу: =В7*С3 и т.д.

    4. Увеличить высоту строки 3.

    5. Чтобы в ячейке В5 текст расположился в две строки, надо:

    • щелкнуть по ячейке правой кнопкой мыши,

    • выбрать Формат ячеек, вкладку Выравнивание,

    • включить опцию-флажок («птичку») Переносить по словам,

    • щелкнуть ОК.



    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.


    Задание № 4: Ввод и копирование формулы, форматирование ячеек, объединение ячеек.

    1. Создать таблицу. Отформатировать в соответствии с заданием (выравнивание, границы, заливки).





    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.





    1. Столбцы Премия, руб. и К выдаче заполнить формулами (в ячейки G3 и H3 формулы ввести, в остальные - скопировать).

    Чтобы вычислить премию, надо оклад разделить на 100 и умножить на число процентов.

    Чтобы вычислить К выдаче, надо к окладу прибавить премию в рублях.

    1. В ячейки E20, G20, H20 ввести суммы соответствующих столбцов.

    2. Переименовать лист, назвав его Премия.

    Выполнение:

    1. Для оформления заголовка выделить ячейки от А1 до Н1, объединить выделенные ячейки, щелкнув по кнопке на панели инструментов, ввести заголовок. Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    2. Ввести данные, при необходимости увеличить ширину столбцов.

    3. В ячейку G3 ввести формулу: =E3/100*F3

    4. В ячейку Н3 ввести формулу: = E3+G3

    5. Скопировать обе формулы вниз, вдоль столбца. Для этого выделить обе ячейки G3:H3 и потянуть мышью маркер заполнения до 17-й строки.

    В ячейку Е20 с помощью кнопки ввести формулу: =СУММ(E3:E17)
    1. Аналогично в ячейку G20 ввести формулу: =СУММ(G3:G17), в ячейку Н20 ввести формулу: =СУММ(H3:H17). Можно в ячейку Н20 формулу не вводить, а скопировать. Для этого выделить ячейку G3 и потянуть за маркер заполнения вправо.

    Задание № 5: Ввод и копирование формулы, форматирование ячеек, объединение ячеек.

    1. Создать таблицу. Отформатировать в соответствии с заданием (выравнивание, границы, заливки).

    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    1. Подоходный налог составляет 13% от оклада.

    2. Отчисления в пенсионный фонд составляют 15% от оклада.

    3. Отчисления на профсоюзный взнос составляют 15% от оклада.

    4. Чтобы вычислить К выдаче, надо из оклада вычесть все удержания.

    Выполнение:

    1. Для оформления заголовка выделить ячейки от А1 до I1, объединить выделенные ячейки, щелкнув по кнопке на панели инструментов, ввести заголовок. Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    2. Для оформления «шапки» таблицы: выделить и объединить ячейки В2 и В3, С2 и С3, D2 и D3, E2 и E3, I2 и I3, от F2 до H2.

    3. Ввести данные, при необходимости увеличить ширину столбцов.

    4. В ячейку F4 ввести формулу: =E4/100*13

    5. В ячейку G4 ввести формулу: =E4/100*15

    6. В ячейку Н4 ввести формулу: =E4/100*5

    7. В ячейку I4 ввести формулу: =E4-F4-G4-H4

    Скопировать все формулы вниз, вдоль столбцов. Для этого выделить ячейки F4:I4 и потянуть мышью маркер заполнения до 18-й строки.
    1. В ячейку Е21 с помощью кнопки ввести формулу: =СУММ(E4:E18)

    2. Аналогично заполнить формулами остальные итоговые ячейки. Можно (рациональнее) скопировать в них формулу из ячейки Е21. Для этого выделить ячейку Е21 и потянуть за маркер заполнения вправо.

    Задание № 6: Работа с диаграммами

    1. Создать таблицу.

    Статистика на 1994 год

    Страна

    Плошадь, км2

    Всё население

    Мужское население

    Женское население

    Дети до 14 лет

    От 14 до 64 лет

    Старше 64

    Бразилия

    8 512 000

    150 367 000

    74 375 000

    75 375 000

    52 978 000

    90 392 000

    6 997 000

    Индия

    3 288 000

    849 638 000

    440 455 000

    409 183 000

    305 868 000

    509 041 000

    34 729 000

    Индонезия

    2 027 000

    179 247 783

    89 375 677

    89 872 106

    65 690 343

    106 801 919

    6 751 106

    Канада

    9 976 000

    27 408 898

    13 515 119

    13 893 779

    5 733 985

    18 448 785

    3 226 128

    Китай

    9 579 000

    1 130 510 638

    581 820 407

    548 690 231

    313 001 854

    754 515 392

    62 993 392

    Россия

    17 075 000

    148 310 174

    69 562 474

    78 747 700

    33 314 753

    98 913 416

    16 082 005

    США

    936 300

    257 907 937

    125 897 610

    132 010 327

    56 753 146

    168 363 628

    327 911 663


    1. По таблице построить диаграммы указанного вида.


    1. Расположить таблицу и диаграммы на одном листе в альбомной ориентации, как указано ниже

    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.



    Выполнение:

    1. Ввести данные, отформатировать таблицу.

    2. Для построения первой диаграммы

    1. выделить два первых столбца таблицы, т.е. диапазон ячеек А2:В9,

    2. щелкнуть пункт меню Вставка, на панели Диаграммы выбрать Гистограммы,Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    3. Из списка выбрать
      Объемная гистограмма с группировкой.



      Появится диаграмма вида:Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.


    1. На вкладке Работа с диаграммами (панель Данные) щелкнуть по кнопке Строка/столбец. Появится диаграмма требуемого вида.

    1. На вкладке Работа с диаграммами (панель Макеты диаграмм) щелкнуть по кнопке Макет 1 (с заголовком). В область Название диаграммы ввести заголовок.



    1. Для построения второй диаграммы

    1. выделить столбцы таблицы Страна и Все население. Для этого выделить диапазон ячеек А2:В9, затем нажать клавишу Ctrl и, удерживая клавишу нажатой, выделить мышью диапазон ячеек С2:С9.

    2. щелкнуть пункт меню Вставка, на панели Диаграммы выбрать Гистограммы,

    3. Из списка выбрать
      Объемная гистограмма с накоплением.



    4. На вкладке Работа с диаграммами (панель Данные) щелкнуть по кнопке Строка/столбец.

    5. На вкладке Работа с диаграммами (панель Макеты диаграмм) щелкнуть по кнопке Макет 1 (с заголовком). В область Название диаграммы ввести заголовок.

    1. Остальные диаграммы строятся аналогично, для диаграммы Соотношение мужского и женского населения надо выделить не два, а три столбца таблицы.

    2. Перейти в окно предварительного просмотра, щелкнув кнопку или кнопку Office \ Печать \ Предварительный просмотр.Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.




    1. Щелкнуть кнопку Параметры страницы, вкладку Страница.

    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    1. Выбрать ориентацию - Альбомная, масштаб - разместить не более чем на 1 стр. в ширину и 1 стр. в высоту. Щелкнуть ОК.

    Задание № 7: Абсолютная адресация

    1. Создать таблицу. Отформатировать в соответствии с заданием (выравнивание, границы, заливки).

    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.




    1. В ячейку С3 ввести любое число.

    2. Столбец Всего заполнить формулами, вычисляющими, сколько каждого из продуктов требуется на указанное количество порций.
      Для этого в ячейку С6 формулу ввести, затем скопировать ее вниз, до ячейки С10.

    Выполнение:

    1. Ввести данные.

    1. В ячейку С6 ввести формулу: =В6*С3.

    2. Отредактировать формулу: в адресе С3 зафиксировать номер строки. Для этого перед номером строки 3 ввести символ $. Формула примет вид =В6*С$3

    3. Скопировать полученную формулу вниз, вдоль столбца, потянув мышью за маркер заполнения до ячейки С10.

    4. Отформатировать таблицу:

    • увеличить высоту строки 3,

    • для ячейки В5 включить опцию- Переносить по словам.

    • сделать границы и заливки.

    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.




    Задание № 8: Абсолютная адресация

    1. Создать таблицу. Отформатировать в соответствии с заданием (выравнивание, границы, заливки).

    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.





    1. В ячейке В6 вычислить сумму площадей всех океанов.

    2. В столбце С вычислить долю каждого океана в общей сумме. Для этого площадь каждого океана делить на полученную сумму (Всего).

    3. Построить диаграмму по столбцам Океаны и Площадь.

    Выполнение:Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    1. Ввести данные.

    2. В ячейку В6 ввести формулу: =B2+B3+B4+B5 или воспользоваться Автосуммой.

    3. В ячейку С2 ввести формулу: =B2/B6 .

    4. Отредактировать формулу: в адресе B6 зафиксировать номер строки. Для этого перед номером строки 6 ввести символ $. Формула примет вид: =B2/B$6

    5. Скопировать полученную формулу вниз, вдоль столбца, потянув мышью за маркер заполнения до ячейки С5.

    6. Отформатировать таблицу:

    • увеличить высоту строк 1, 6

    • сделать границы и заливки.

    1. Построить диаграмму по первым двум столбцам:

    1. выделить два первых столбца таблицы, т.е. диапазон ячеек А1:В5,

    2. щелкнуть пункт меню Вставка, на панели Диаграммы выбрать Круговая,

    1. из списка выбрать Разрезанная круговая.

    2. На вкладке Работа с диаграммами (панель Макеты диаграмм) щелкнуть по кнопке Макет 1 (с заголовком). В область Название диаграммы ввести заголовок.

    Задание № 9: Абсолютная адресация при копировании и вдоль столбца, и вдоль строкиМетодический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    Ввести заголовок как объект WordArt

    1. Создать таблицу. Отформатировать в соответствии с заданием

    2. Пустые ячейки С13:G21 заполнить формулами: стоимость издания за один месяц умножить на количество месяцев.

    3. Использовать абсолютную адресацию. В ячейку С13 формулу ввести, в остальные - скопировать: например, сначала скопировать вниз вдоль столбца, а затем весь столбец таблицы скопировать вправо.

    4. В ячейках с формулами задать денежный формат.

    5. Построить диаграмму по первым двум столбцам.

    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.






    Выполнение:

    1. Ввести заголовок: Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    • меню Вставка, кнопка Объект WordArt

    • ввести текст двумя абзацами,

    • выбрать форму треугольника.

    1. Создать таблицу. Отформатировать в соответствии с заданием (выравнивание, границы, заливки).

    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.





    1. В ячейку С13 ввести формулу: =$B13*C$12
      Символ доллара в адресе C$12 обеспечивает неизменность номера строки 12 при копировании формулы вдоль столбца.
      Символ доллара в адресе =$B13обеспечивает неизменность номера столбца В при копировании формулы вдоль строки.

    2. Скопировать формулу из ячейки С13 вниз, вдоль столбца, отпустить кнопку мыши. Столбец остался выделенным.

    3. Скопировать выделенный столбец вправо, отпустить кнопку мыши.



    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.



    1. Построить диаграмму по первым двум столбцам:

    • выделить диапазон ячеек А13:В21,

    • щелкнуть пункт меню Вставка, на панели Диаграммы выбрать Гистограммы,

    • Из списка выбрать Объемная гистограмма с группировкой,

    • На вкладке Работа с диаграммами (панель Макеты диаграмм) щелкнуть по кнопке Макет 1 (с заголовком). В область Название диаграммы ввести заголовок.

    Задание № 10: Абсолютная адресация при копировании и вдоль столбца, и вдоль строки

    1. Ввести заголовок, ввести числа в верхнюю строку и в левый столбец (в залитые ячейки).

    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    1. Белые ячейки В3:К12 заполнить формулами: число из столбца А умножить на число из строки 2..

    2. Использовать абсолютную адресацию. В ячейку В3 формулу ввести, в остальные - скопировать: например, сначала скопировать вниз вдоль столбца, а затем весь столбец таблицы скопировать вправо.

    Выполнение:

    1. Для заголовка

    • объединить ячейки А1:К1,

    • щелкнуть правой кнопкой по ячейке, выбрать Формат ячеек, вкладку Выравнивание,

    • включить Переносить по словам, повернуть текст.Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.



    1. В ячейкуВ3 ввести формулу: =$A3*B$2

    2. Скопировать ее вниз, затем весь столбец таблицы скопировать вправо.

    3. Сделать границы и заливки

    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    Задание № 11: Абсолютная адресация при копировании и вдоль столбца, и вдоль строки

    1. Ввести заголовок, ввести числа в верхнюю строку и в левый столбец (в залитые ячейки).

    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    1. Белые ячейки В3:К9 заполнить формулами: в ячейках находятся квадраты чисел, например: в ячейке D5 находится квадрат числа 32.

    2. Использовать абсолютную адресацию. В ячейку В3 формулу ввести, в остальные - скопировать: например, сначала скопировать вниз вдоль столбца, а затем весь столбец таблицы скопировать вправо.

    3. Для наглядности можно начать не с ячейки В3, а с середины таблицы, например, с ячейки D5.

    Выполнение:

    1. Для заголовка объединить ячейки А1:К1.

    2. В ячейкуВ3 ввести формулу: =($A3*10+B$2)^2 ,
      т.к. в столбце А - количество десятков, а в строке 2 - количество единиц в числе. Например, в ячейке D5 - квадрат числа 32, которое содержит
      3 десятка и 2 единицы. Т.е. 32 = 3*10+2.

    3. Скопировать формулу вниз, затем весь столбец таблицы скопировать вправо.

    Сделать границы и заливки

    Задание № 12: Абсолютная адресация

    1. Нарисовать вазу с цветком с помощью автофигур, сгруппировать.

    2. Ввести заголовок как объект WordArt .

    3. Ввести данные в соответствии с заданием.

    4. Столбец Стоимость заполнить формулами (в верхнюю ячейку формулу ввести, в остальные - скопировать). Использовать абсолютную адресацию.
      Цена букета вычисляется: цену одного цветка умножить на количество цветков, прибавить стоимость оформления.

    5. Отформатировать таблицу.

    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    Выполнение:

    1. Нарисовать вазу с цветком с помощью автофигур (меню Вставка, кнопка Фигуры): два треугольника, «звездочка», отрезок. Один из треугольников повернуть или отразить. Все фигуры выделить и сгруппировать.Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    2. Ввести заголовок как объект WordArt , выбрать форму, повернуть свободным вращением (мышью - за зеленый маркер).
      Замечание: рисунок и фигурный текст не привязаны к ячейкам. Поэтому можно расположить их поверх нескольких строк (как на данном листе), а можно растянуть вниз первую строку и вводить дальнейший текст со 2-й или с 3й строки.

    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    1. Ввести первую строку текста в ячейку А17, вторую строку - в ячейку А18.

    2. Ввести остальные данные в соответствии с заданием, увеличить ширину столбцов А и В..

    3. В ячейку С23 ввести формулу: =B23*B$20+D$20

    4. Скопировать полученную формулу вниз, вдоль столбца, потянув мышью за маркер заполнения до ячейки С29.



    Наименование


    60р.

    Стоимость букета

    Красивая упаковка

    Роза

    120р.

    660р.

    Лилия

    140р.

    760р.

    Георгин

    85р.

    485р.

    Орхидея

    180р.

    960р.

    Гладиолус

    110р.

    610р.

    Ирис

    80р.

    460р.

    Гвоздика

    Цена 1 цветка

    360р.

    Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    1. Выделить и объединить ячейки D22:D29.

    2. Для полученной объединенной ячейки открыть окно Формат ячеек, вкладку Выравнивание, задать вертикальное направление текста.Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.




    1. Расположить все объекты на одной странице.Методический материал для внеаудиторной работы студентов:Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel.

    • предварительный просмотр (кнопка ),

    • щелкнуть кнопку Параметры страницы, вкладку Страница

    • масштаб - разместить не более чем на 1 стр. в ширину и 1 стр. в высоту.

    • щелкнуть ОК.


    Заключение

    Умение работать с электронными таблицами, в частности, с программой MSExcel, создавать автоматизированные отчеты и другие документы многократного использования бывает полезно при работе в различных областях профессиональной деятельности.

    Настоящий методический материал призван помочь начинающим пользователям освоить эту работу.

    Рассмотрены основные приемы работы в программе MSExcel, причем дан минимум теоретического материала и подробное описание выполнения практических заданий.

    При первоначальном знакомстве с программой рекомендуется выполнять задания в указанном порядке.

    Текст снабжен многочисленными иллюстрациями, помогающими лучшему усвоению излагаемого материала.





    Список литературы

    1. Угринович Н. «Информатика и информационные технологии» 2009 г.

    2. Сергеева И. И. Информатика ИД «Форум» - Инфра - М, 2010 г.

    3. Могилёв, А. В. Информатика [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. вузов

    4. А. В. Могилёв, И. И. Пак, Е. К. Хеннер ; под ред. Е. К. Хеннер. - 2-е изд.,

    стер. - М. : Академия, 2003. - 816 с.

    1. Соболь, Б. В. Информатика [Текст] : учебник / Б. В. Соболь, А. Б. Галин,

    2. Ю. В. Панов и др. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 448 с.

    3. Фигурнов, В. Э. IВМ РС для пользователей [Текст] / В. Э. Фигурнов. -

    4. Изд. 7-е, перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2000. - 640 с.


    © 2010-2022