- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 7 класс (Босова Л. Л.)
Рабочая программа по информатике 7 класс (Босова Л. Л.)
Раздел | Информатика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гаёва Л.А. |
Дата | 01.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Содержание
Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года и примерной программы по «Информатике и ИКТ»,.."/ Сост. Л.Л.Босова, А.Ю. Босова.- М. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника учебно-методического комплекта:
-
учебник по информатике для 7 класса автора Л.Л. Босова - «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.
-
Рабочая тетрадь для 7 класса. Автора Л.Л.Босова «Информатика и ИКТ» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
ЦОР Компьютерный практикум, программно-методическая поддержка курса «Информатика для 5-7 классов»./ Л.Л. Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Дополнительная литература для учителя: Методическое пособие. Информатика и ИКТ. Для 5-7 классов, автора Л.Л. Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Объем учебного времени - 1час в неделю, 34 часа в год.
Настоящий календарно-тематический план учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно - коммуникационных технологий.
Программа построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить «точкой входа» в предмет для школьников, приступающих к ее изучению впервые. Освоение данного курса вполне доступно для учащихся.
Место курса в базовом учебном плане.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Цели и задачи обучения.
Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно - коммуникационных технологий.
Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
Изучение информатики и ИКТ в 5-7 классах направлено на достижение следующих целей:
-
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
-
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
-
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
-
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
в 7 классе необходимо решить следующие задачи:
-
создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
-
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
-
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
-
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
-
сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
-
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
В 7 классе большое внимание уделяется развитию навыков исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Содержание курса информатики и ИКТ
7 класс (1 ч. в неделю, 34 ч. в год)
Тематическое планирование
1. Введение (1 ч)
Цели и задачи изучения информатики в 7 классе.
Техника безопасности и организация рабочего места.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
2. Объекты и их имена (7 ч)
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1. Основные объекты операционной системы Windows.
Практическая работа №2. Работа с объектами файловой системы.
Практическая работа №3. Создание текстовых объектов.
2. Информационное моделирование (19 ч)
Модели объектов и их назначение.
Информационные модели.
Словесные информационные модели.
Многоуровневые списки.
Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы.
Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум
Практическая работа №4. Создание словесных моделей.
Практическая работа №5. Многоуровневые списки.
Практическая работа №6. Создание табличных моделей.
Практическая работа №7. Создание вычислительных таблиц в Word.
Практическая работа №8. Знакомство с электронными таблицами в Excel.
Практическая работа №9. Создание диаграмм и графиков.
Практическая работа №10. Схемы, графы и деревья.
Практическая работа №11. Графические модели.
3. Алгоритмика (7 ч)
Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.
Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум
Практическая работа №12 в среде Алгоритмика.
Практическая работа №13 в среде Алгоритмика.
Практическая работа №14 в среде Алгоритмика.
Практическая работа №15 в среде Алгоритмика.
4. Повторение изученного (2 ч)
Практическая работа №16. Итоговая работа.
Выполнение и представление творческих работ (проектов)
Формы контроля и возможные варианты его проведения
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование. Организации тестирования в 7 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности.
В 7-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.
Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.
Практические контрольные работы для учащихся представлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.
Тематические и итоговые контрольные работы:
№
Тематика
Вид
Форма
7 класс
1
Объекты и системы
Тематический контроль
Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу
2
Информационное моделирование
Тематический контроль
Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу
3
Информационное моделирование
Тематический контроль
Контрольная работа на опросном листе
4
Алгоритмика
Тематический контроль
Контрольная работа на опросном листе
5
Презентация
Итоговый мини-проект
Творческая работа
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
Учащиеся должны:
-
для объектов окружающей действительности указывать их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;
-
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
-
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;
-
понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
-
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
-
понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
-
иметь представление о назначении и области применения моделей;
-
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
-
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
-
уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
-
знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
-
знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
-
осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
-
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
-
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
-
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
-
выполнять операции с основными объектами операционной системы;
-
выполнять основные операции с объектами файловой системы;
-
уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
-
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
-
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
-
создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
-
для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество часов
общее
теория
практика
7 класс
1
Объекты и системы
6
4
3
2
Информационное моделирование
20
9
10
3
Алгоритмика
7
3
4
Резерв
2
0
2
Итого:
34
16
18
Поурочное планирование
VII класс
Номер урока
Тематика урока
Параграф учебника
Дата
I четверть
1.
Техника безопасности и организация рабочего места.
Объекты и их имена. Признаки объектов.
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows»
Введение, §1.1,§1.2
ЦОР
Плакат «Техника безопасности».
Презентация «Техника безопасности», «Объекты и их признаки»
2.
Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»
§1.3, §1.4
ЦОР
Презентация «Отношения объектов».
Файл Описание.doc
3.
Состав объектов.
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 1-3)
§1.5
ЦОР
Файлы Синонимы.doc, Дом.doc, Мир.doc
4.
Системы объектов.
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4-6)
§1.6
Презентация «Системы объектов».
Файлы Воды1.doc, Воды2.doc, Воды3.doc
5.
Система и окружающая среда.
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7-9)
§1.7
ЦОР
Презентация «Системы объектов».
Файлы Ал-Хрезми.bmp, Знаки.doc, Шутка.doc
6.
Персональный компьютер как система.
Контрольная работа
§1.8
ЦОР
Интерактивные тесты test7-1.xml, test7-2.xml.
Файлы для печати тест7_1.doc, тест7_2.doc
7.
Модели объектов и их назначение.
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 1-3)
§2.1
ЦОР
Презентация «Модели объектов».
Файлы Портрет(заготовка).doc, История.doc
8.
Информационные модели.
Практическая работа №11
§2.2
ЦОР
Презентация «Информационные модели»
II четверть
9.
Словесные информационные модели. Научные и художественные описания
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 4-5)
§2.3
ЦОР
Файлы Авгиевы конюшни.doc, Аннибалова клятва.doc, Аркадская идиллия.doc, Ахиллесова пята.doc, Дамоклов меч.doc, Драконовы законы.doc, Кануть в Лету.doc, Нить Ариадны.doc, Панический страх.doc, Танталовы муки.doc, Яблоко раздора.doc, Ящик Пандоры.doc, Цицерон.doc, Сиквейн.doc, Вулкан.doc
10.
Работа со словесными информационными моделями.
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 6-7)
§2.3
11.
Создание и оформление словесных информационных моделей.
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 8-9)
§2.3
ЦОР
Файлы Слова.doc, Текст.doc
12.
Многоуровневые списки.
Практическая работа №5 «Многоуровневые списки»
§2.3
ЦОР
Файлы Устройства.doc, Природа России.doc, Водные системы.doc
13.
Математические модели.
Контрольная работа
§2.4
ЦОР
Интерактивные тесты test8-1.xml, test8-2.xml.
Файлы для печати тест8_1.doc, тест8_2.doc
14.
Табличные информационные модели.
Структура и правила оформления таблицы.
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 1, 2)
§2.5(1)
ЦОР
Презентация «Табличные информационные модели».
Файл Природа России.doc
15.
Простые таблицы.
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 3, 4)
§2.5(2)
ЦОР
Файлы Владимир.bmp, Гусь-Хрустальный.bmp, Кострома.bmp, Переславль-Залесский.bmp, Ростов великий.bmp, Суздаль.bmp, Ярославль.bmp
16.
Сложные таблицы.
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 5, 6)
§2.5(3)
III четверть
17.
Табличное решение логических задач.
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задание 7)
§2.6
18.
Вычислительные таблицы.
Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word»
§2.7
19.
Знакомство с электронными таблицами.
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel» (задания 1-3)
§2.8
ЦОР
Файл Температура.xls
20.
Работа с электронными таблицами.
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel» (задания 4-6)
§2.8
21.
Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5-7)
§2.9 (1,2)
ЦОР
Презентация «Графики и диаграммы».
Файл Температура.xls
22.
Графики и диаграммы.
Наглядное представление о соотношении величин.
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1-3)
§2.9 (3)
ЦОР
Презентация «Графики и диаграммы»
23.
Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных.
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задание 4)
§2.9 (4)
ЦОР
Презентация «Графики и диаграммы»
24.
Многообразие схем.
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 1, 2)
§2.10 (1)
ЦОР
Презентация «Схемы».
Файл Солнечная система.doc
25.
Информационные модели на графах.
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 3-5)
§2.10 (2)
ЦОР
Презентация «Графы».
Файл Поездка.doc
26.
Деревья.
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 6, 7)
Проверочная работа
§2.10 (2,3)
ЦОР
Презентация «Графы».
Файлы для печати ПР1_1.doc, ПР1_2.doc
IV четверть
27.
Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником.
Работа в среде «Алгоритмика»
§3.1, §3.2(1, 2)
ЦОР
Презентация «Алгоритм - модель деятельности исполнителя»
Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»
28.
Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов.
Практическая работа№ 12 в среде «Алгоритмика»
§3.2(3)
ЦОР
Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»
29.
Исполнитель Чертежник.
Цикл «повторить n раз».
Практическая работа№ 13 в среде «Алгоритмика»
§3.2(4)
ЦОР
Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»
30.
Исполнитель Робот.
Управление Роботом.
Практическая работа№ 14 в среде «Алгоритмика»
§3.3(1)
ЦОР
Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»
31.
Исполнитель Робот.
Цикл «пока».
Практическая работа№ 15 в среде «Алгоритмика»
§3.3(2, 4)
ЦОР
Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»
32.
Исполнитель Робот.
Ветвление.
Работа в среде «Алгоритмика»
§3.3 (5)
ЦОР
Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»
33.
Проверочная работа
ЦОР
Файлы для печати ПР2_1.doc, ПР2_2.doc
34.
Итоговый проект. Практическая работа №16.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 7 классов
-
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6-2007. - М.: Образование и Информатика, 2007.
-
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)
-
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
-
Операционная система Windows
-
Пакет офисных приложений MS Office .
1