Рабочая программа по информатике 7 класс (Босова Л. Л.)

Настоящая  рабочая  учебная программа  базового курса «Информатика и ИКТ» для 7 класса составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года и примерной программы по «Информатике и ИКТ»,..”/ Сост. Л.Л.Босова, А.Ю. Босова.- М. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника учебно-методического комплекта: 1.     учебник по инфор...
Раздел Информатика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание



Пояснительная записка


Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года и примерной программы по «Информатике и ИКТ»,.."/ Сост. Л.Л.Босова, А.Ю. Босова.- М. БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013г.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника учебно-методического комплекта:

  1. учебник по информатике для 7 класса автора Л.Л. Босова - «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.

  2. Рабочая тетрадь для 7 класса. Автора Л.Л.Босова «Информатика и ИКТ» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. ЦОР Компьютерный практикум, программно-методическая поддержка курса «Информатика для 5-7 классов»./ Л.Л. Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  4. Дополнительная литература для учителя: Методическое пособие. Информатика и ИКТ. Для 5-7 классов, автора Л.Л. Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Объем учебного времени - 1час в неделю, 34 часа в год.

Настоящий календарно-тематический план учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно - коммуникационных технологий.

Программа построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить «точкой входа» в предмет для школьников, приступающих к ее изучению впервые. Освоение данного курса вполне доступно для учащихся.


Место курса в базовом учебном плане.

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Цели и задачи обучения.

Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно - коммуникационных технологий.

Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.

Изучение информатики и ИКТ в 5-7 классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.


  • Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ

в 7 классе необходимо решить следующие задачи:

  • создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;

  • сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

В 7 классе большое внимание уделяется развитию навыков исследовательской и проектной деятельности учащихся.


Содержание курса информатики и ИКТ

7 класс (1 ч. в неделю, 34 ч. в год)

Тематическое планирование

1. Введение (1 ч)

Цели и задачи изучения информатики в 7 классе.

Техника безопасности и организация рабочего места.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

2. Объекты и их имена (7 ч)

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.

Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1. Основные объекты операционной системы Windows.

Практическая работа №2. Работа с объектами файловой системы.

Практическая работа №3. Создание текстовых объектов.

2. Информационное моделирование (19 ч)

Модели объектов и их назначение.

Информационные модели.

Словесные информационные модели.

Многоуровневые списки.

Математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы.

Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Компьютерный практикум

Практическая работа №4. Создание словесных моделей.

Практическая работа №5. Многоуровневые списки.

Практическая работа №6. Создание табличных моделей.

Практическая работа №7. Создание вычислительных таблиц в Word.

Практическая работа №8. Знакомство с электронными таблицами в Excel.

Практическая работа №9. Создание диаграмм и графиков.

Практическая работа №10. Схемы, графы и деревья.

Практическая работа №11. Графические модели.

3. Алгоритмика (7 ч)

Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.

Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.

Компьютерный практикум

Практическая работа №12 в среде Алгоритмика.

Практическая работа №13 в среде Алгоритмика.

Практическая работа №14 в среде Алгоритмика.

Практическая работа №15 в среде Алгоритмика.

4. Повторение изученного (2 ч)

Практическая работа №16. Итоговая работа.

Выполнение и представление творческих работ (проектов)


Формы контроля и возможные варианты его проведения

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование. Организации тестирования в 7 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности.

В 7-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.

Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Практические контрольные работы для учащихся представлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.

Тематические и итоговые контрольные работы:

Тематика

Вид

Форма

7 класс

1

Объекты и системы

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

2

Информационное моделирование

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

3

Информационное моделирование

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе

4

Алгоритмика

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе

5

Презентация

Итоговый мини-проект

Творческая работа

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны:

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;

  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;

  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

  • иметь представление о назначении и области применения моделей;

  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;

  • знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;

  • осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • выполнять операции с основными объектами операционной системы;

  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;

  • уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

  • создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

  • для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.


Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

7 класс

1

Объекты и системы

6

4

3

2

Информационное моделирование

20

9

10

3

Алгоритмика

7

3

4


Резерв

2

0

2


Итого:

34

16

18


Поурочное планирование

VII класс

Номер урока

Тематика урока

Параграф учебника

Дата

I четверть



1.

Техника безопасности и организация рабочего места.

Объекты и их имена. Признаки объектов.

Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows»

Введение, §1.1,§1.2



ЦОР

Плакат «Техника безопасности».

Презентация «Техника безопасности», «Объекты и их признаки»



2.

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

§1.3, §1.4



ЦОР

Презентация «Отношения объектов».

Файл Описание.doc



3.

Состав объектов.

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 1-3)

§1.5



ЦОР

Файлы Синонимы.doc, Дом.doc, Мир.doc



4.

Системы объектов.

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4-6)

§1.6



Презентация «Системы объектов».

Файлы Воды1.doc, Воды2.doc, Воды3.doc



5.

Система и окружающая среда.

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7-9)

§1.7



ЦОР

Презентация «Системы объектов».

Файлы Ал-Хрезми.bmp, Знаки.doc, Шутка.doc



6.

Персональный компьютер как система.

Контрольная работа

§1.8



ЦОР

Интерактивные тесты test7-1.xml, test7-2.xml.

Файлы для печати тест7_1.doc, тест7_2.doc



7.

Модели объектов и их назначение.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 1-3)

§2.1



ЦОР

Презентация «Модели объектов».

Файлы Портрет(заготовка).doc, История.doc



8.

Информационные модели.

Практическая работа №11

§2.2



ЦОР

Презентация «Информационные модели»



II четверть



9.

Словесные информационные модели. Научные и художественные описания

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 4-5)

§2.3



ЦОР

Файлы Авгиевы конюшни.doc, Аннибалова клятва.doc, Аркадская идиллия.doc, Ахиллесова пята.doc, Дамоклов меч.doc, Драконовы законы.doc, Кануть в Лету.doc, Нить Ариадны.doc, Панический страх.doc, Танталовы муки.doc, Яблоко раздора.doc, Ящик Пандоры.doc, Цицерон.doc, Сиквейн.doc, Вулкан.doc



10.

Работа со словесными информационными моделями.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 6-7)

§2.3



11.

Создание и оформление словесных информационных моделей.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 8-9)

§2.3



ЦОР

Файлы Слова.doc, Текст.doc



12.

Многоуровневые списки.

Практическая работа №5 «Многоуровневые списки»

§2.3



ЦОР

Файлы Устройства.doc, Природа России.doc, Водные системы.doc



13.

Математические модели.

Контрольная работа

§2.4



ЦОР

Интерактивные тесты test8-1.xml, test8-2.xml.

Файлы для печати тест8_1.doc, тест8_2.doc



14.

Табличные информационные модели.

Структура и правила оформления таблицы.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 1, 2)

§2.5(1)



ЦОР

Презентация «Табличные информационные модели».

Файл Природа России.doc



15.

Простые таблицы.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 3, 4)

§2.5(2)



ЦОР

Файлы Владимир.bmp, Гусь-Хрустальный.bmp, Кострома.bmp, Переславль-Залесский.bmp, Ростов великий.bmp, Суздаль.bmp, Ярославль.bmp



16.

Сложные таблицы.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 5, 6)

§2.5(3)



III четверть



17.

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задание 7)

§2.6



18.

Вычислительные таблицы.

Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word»

§2.7



19.

Знакомство с электронными таблицами.

Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel» (задания 1-3)

§2.8



ЦОР

Файл Температура.xls



20.

Работа с электронными таблицами.

Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel» (задания 4-6)

§2.8



21.

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5-7)

§2.9 (1,2)



ЦОР

Презентация «Графики и диаграммы».

Файл Температура.xls



22.

Графики и диаграммы.

Наглядное представление о соотношении величин.

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1-3)

§2.9 (3)



ЦОР

Презентация «Графики и диаграммы»



23.

Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных.

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задание 4)

§2.9 (4)



ЦОР

Презентация «Графики и диаграммы»



24.

Многообразие схем.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 1, 2)

§2.10 (1)



ЦОР

Презентация «Схемы».

Файл Солнечная система.doc



25.

Информационные модели на графах.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 3-5)

§2.10 (2)



ЦОР

Презентация «Графы».

Файл Поездка.doc



26.

Деревья.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 6, 7)

Проверочная работа

§2.10 (2,3)



ЦОР

Презентация «Графы».

Файлы для печати ПР1_1.doc, ПР1_2.doc



IV четверть



27.

Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником.

Работа в среде «Алгоритмика»

§3.1, §3.2(1, 2)



ЦОР

Презентация «Алгоритм - модель деятельности исполнителя»

Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»



28.

Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов.

Практическая работа№ 12 в среде «Алгоритмика»

§3.2(3)



ЦОР

Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»



29.

Исполнитель Чертежник.

Цикл «повторить n раз».

Практическая работа№ 13 в среде «Алгоритмика»

§3.2(4)




ЦОР

Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»



30.

Исполнитель Робот.

Управление Роботом.

Практическая работа№ 14 в среде «Алгоритмика»

§3.3(1)



ЦОР

Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»



31.

Исполнитель Робот.

Цикл «пока».

Практическая работа№ 15 в среде «Алгоритмика»

§3.3(2, 4)



ЦОР

Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»



32.

Исполнитель Робот.

Ветвление.

Работа в среде «Алгоритмика»

§3.3 (5)



ЦОР

Виртуальная лаборатория «Алгоритмика»



33.

Проверочная работа




ЦОР

Файлы для печати ПР2_1.doc, ПР2_2.doc



34.

Итоговый проект. Практическая работа №16.





Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 7 классов

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6-2007. - М.: Образование и Информатика, 2007.

  6. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  7. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)

  8. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

  9. Операционная система Windows

  10. Пакет офисных приложений MS Office .



1


© 2010-2022