• Преподавателю
  • Информатика
  • Статья Использование метода проектов на уроках информатики для развития функциональной грамотности личности

Статья Использование метода проектов на уроках информатики для развития функциональной грамотности личности

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Использование метода проектов на уроках информатики для развития функциональной грамотности личности.

(слайд 1) Я работаю под лозунгом «Не приневолить, а приохотить к изучению ИНФОРМАТИКИ…».

(слайд 2) Цель: Повышение педагогического мастерства по теме использования метода проектов на уроке информатики, формировать творческую личность учащихся 5 - 11 классов, используя на уроках метод проектной деятельности.

(слайд 3) Формирование функциональной грамотности школьников на уроках информатики возможно через решение трех основных задач:

  1. Организация обучения, при котором учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий - проектов.

  2. Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.

  3. Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:

  • обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер;

  • учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности на основе ИКТ;

  • предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;

  • правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;

  • используются продуктивные формы групповой работы;

обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека.

(слайд 4) В Послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее:

«Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством,

мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения.

Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»

Ни для кого не секрет, что именно учитель информатики должен в силу специфики преподаваемого предмета, постоянно учиться сам- принцип непрерывности обучения учителя и учащихся.

  • ученые установили, что каждые 1,5-2 года информация устаревает;

  • еще быстрее устаревает, а точнее сказать обновляется техническая составляющая нашего предмета (hardware);

  • постоянно появляется новое программное обеспечение (software).

А узнавая и находя что-то новое, учитель постоянно своим примером "провоцирует" учащихся к самообразованию.

(слайд 5) Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:
- 10% от того, что они читают;
- 26% от того, что они слышат;
- 30% от того, что они видят;
- 50% от того, что они видят и слышат;
- 70% от того, что они обсуждают с другими;
- 80% от того, что основано на личном опыте;
- 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
- 95% от того, чему они обучаются сами.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов применяется не только при изучении определенной программы. Например, при прохождении темы «Растровый редактор Paint» учащиеся среднего звена получают задание (краткосрочный проект) - создать праздничную открытку, приглашение, визитную карточку и др. Здесь акцент делается на творческие способности учащихся.

Занятия в профилях мотивируют учащихся к изучению информатики и ИКТ, в том числе таких компьютерных программ, которые не предусмотрены школьным курсом (Adobe Photo Shop, Publisher и других), что также способствует достижению позитивных результатов.

(слайд 6) Итак, для чего нужен метод проектов?
• Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
• Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
• Принимать самостоятельные аргументированные решения.
• Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Что же такое «метод проектов»?

(слайд 7) Итак, метод проектов - личностно ориентированный способ эффективного выстраивания исследовательской деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Метод проектов может быть введен как в классно-урочную, так и во внеклассную деятельность учащихся. (слайд 8) Проект как дидактический метод может быть реализован в образовательном учебном процессе через проектную деятельность, через учебный проект, который состоит из «пяти» П:

Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация (иногда добавляют шестое «П» - Портфолио - это все рабочие материалы проекта).

Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения проекта любого типа (долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального) и любой тематики.

Практика показала, что метод проектов даёт положительные результаты. Учеников привлекает новизна проведения таких мероприятий, интерес к работе с компьютером. Работы выполняются с большим интересом и азартом, качественно. Ребёнок чувствует себя комфортно. Повышается самооценка учащихся, знающих, что их труд не пойдет в корзину, а будет широко использоваться. Он сам видит, насколько удачно поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта.

Какова роль учителя, педагога в этом демократическом по своей сути взаимодействии: учитель <--> ученик, ученик <--> ученик? Главное действие учителя заключается в том, что он управляет этой деятельностью, вовлекая весь коллектив учеников, независимо от успешности их учебы и использует разнообразные формы, средства обучения и коммуникации. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе - возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно поэтому учитель - руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры. В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

(слайд 9 ) Список ролей руководителя проекта:

  1. Энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели);

  2. Специалист (обладает занятиями и умениями в нескольких - не во всех! - областях);

  3. Консультант (организатор доступа к ресурсам, в т.ч. к другим специалистам);

  4. Руководитель ( особенно в вопросах планирования времени);

  5. «Человек, который задает вопросы, организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей;

  6. Координатор всего группового процесса;

  7. Эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

Сегодня можно уже говорить о некотором опыте работы по обозначенной теме, который сложился как индивидуальная педагогическая технология учителя, созданная на основе метода проектов.

Классификация проектов

Существуют различные классификации проектов:

По доминирующей деятельности учащихся:

  • практико-ориентированный проект;

  • информационный проект;

  • творческий проект.

(слайд 10) По продолжительности различают мини-проекты, краткосрочные проекты, недельные и годичные проекты.

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

Работа в группах; продолжительность - 20 минут (10 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы).

Например,

(слайд 11, 12, 13,14 ) Проект «Кроссворд - проверь свои знания»

Название проекта выбрано не случайно. В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт.

Тип проекта: практико - ориентированный

Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word.

Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.

Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет или любая тема информатики, изучаемая на уроках.

Длительность: один урок

Ход проекта:

  • определение темы вопросов для кроссворда;

  • отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;

  • создание макета кроссворда на бумаге;

  • создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур;

  • запись вопросов и ответов к кроссворду;

  • представление результатов работы учителю.

Перед проведением проекта целесообразно попросить учителей предметников принести кроссворды, которые бы они хотели использовать на своих уроках. Заготовки можно использовать в качестве исходного материала. Таким образом, проект приобретает межпредметный характер и является практико-ориентированным.

(слайд 15) Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеурочной деятельности и дома.

Пример, проект « Алгоритмы », 7 класс; работа в группах; продолжительность - 4 урока.

1-й урок: определение состава проектных групп; определение задания проектных групп - сбор информации по своим элементам.

2-й урок: отчеты групп по собранной информации, определение продуктов и форм презентации.

3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их об­суждение и оценка.

(с данным проектом мы выступили на мультимедийном фестивале, где заняли призовое место. Но прежде его усовершенствовали).

( слайд 16, 17, 18, 19, 20 ) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Чаще всего данные проекты создавались для школьных конкурсов.

Проектную деятельность я применяю не только на уроках, но и на факультативных занятиях, а также провожу школьные внеклассные мероприятия по информатике (компьютерные проекты ), приуроченные к различным датам и юбилеям, в разных ПО. (по своему усмотрению). Тем самым вдохновляю детей на развитие коммуникабельности.

( слайд 21,22,23,24,25,26 ) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Чаще всего весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презентации выполняется во внеурочное время.

Многие из вас, уважаемые коллеги, ежегодно принимаете участие со своими учениками в различных городских, областных конкурсах проектов учащихся, которые проводят ГОО, колледжи, институты).

Формы продуктов проектной деятельности также могут быть разнообразны. Это и видеофильм, серия иллюстраций, учебное пособие и т.д. (С данными проектами учащиеся выступают в мультимедийных фестивалях, различных городских и областных конкурсов проектов, проводимые различными ОУ, научные чтения).

( слайд 27)

Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся зависит от обновления самого содержания образования.

А метод проектов является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, общее интеллектуальное развитие, способствуя развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных.

И наша задача - воспитать такую личность, которая бы смогла реализовать себя в современном информационном обществе.

Литература

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2004. - 80 с.

  2. Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование», 2001.

  3. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 класы - М.: ВАКО, 2005. - 288 с.

  4. Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. - М.: «Интелект-Центр». 2005 - 96 с.

  5. Электронный каталог gnpbu.ru/cgi-bin/WebIrbis3/Search1.exe

  6. Рубрика журнала «Педсовет по средам» school-sector.relarn.ru

© 2010-2022