- Преподавателю
- Информатика
- Статья Использование метода проектов на уроках информатики для развития функциональной грамотности личности
Статья Использование метода проектов на уроках информатики для развития функциональной грамотности личности
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Елеусизова А.Д. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Использование метода проектов на уроках информатики для развития функциональной грамотности личности.
(слайд 1) Я работаю под лозунгом «Не приневолить, а приохотить к изучению ИНФОРМАТИКИ…».
(слайд 2) Цель: Повышение педагогического мастерства по теме использования метода проектов на уроке информатики, формировать творческую личность учащихся 5 - 11 классов, используя на уроках метод проектной деятельности.
(слайд 3) Формирование функциональной грамотности школьников на уроках информатики возможно через решение трех основных задач:
-
Организация обучения, при котором учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий - проектов.
-
Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.
-
Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.
В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:
-
обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер;
-
учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности на основе ИКТ;
-
предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
-
правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;
-
используются продуктивные формы групповой работы;
обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека.
(слайд 4) В Послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее:
«Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством,
мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения.
Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»
Ни для кого не секрет, что именно учитель информатики должен в силу специфики преподаваемого предмета, постоянно учиться сам- принцип непрерывности обучения учителя и учащихся.
-
ученые установили, что каждые 1,5-2 года информация устаревает;
-
еще быстрее устаревает, а точнее сказать обновляется техническая составляющая нашего предмета (hardware);
-
постоянно появляется новое программное обеспечение (software).
А узнавая и находя что-то новое, учитель постоянно своим примером "провоцирует" учащихся к самообразованию.
(слайд 5) Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:
- 10% от того, что они читают;
- 26% от того, что они слышат;
- 30% от того, что они видят;
- 50% от того, что они видят и слышат;
- 70% от того, что они обсуждают с другими;
- 80% от того, что основано на личном опыте;
- 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
- 95% от того, чему они обучаются сами.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов применяется не только при изучении определенной программы. Например, при прохождении темы «Растровый редактор Paint» учащиеся среднего звена получают задание (краткосрочный проект) - создать праздничную открытку, приглашение, визитную карточку и др. Здесь акцент делается на творческие способности учащихся.
Занятия в профилях мотивируют учащихся к изучению информатики и ИКТ, в том числе таких компьютерных программ, которые не предусмотрены школьным курсом (Adobe Photo Shop, Publisher и других), что также способствует достижению позитивных результатов.
(слайд 6) Итак, для чего нужен метод проектов?
• Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
• Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
• Принимать самостоятельные аргументированные решения.
• Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Что же такое «метод проектов»?
(слайд 7) Итак, метод проектов - личностно ориентированный способ эффективного выстраивания исследовательской деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Метод проектов может быть введен как в классно-урочную, так и во внеклассную деятельность учащихся. (слайд 8) Проект как дидактический метод может быть реализован в образовательном учебном процессе через проектную деятельность, через учебный проект, который состоит из «пяти» П:
Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация (иногда добавляют шестое «П» - Портфолио - это все рабочие материалы проекта).
Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения проекта любого типа (долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального) и любой тематики.
Практика показала, что метод проектов даёт положительные результаты. Учеников привлекает новизна проведения таких мероприятий, интерес к работе с компьютером. Работы выполняются с большим интересом и азартом, качественно. Ребёнок чувствует себя комфортно. Повышается самооценка учащихся, знающих, что их труд не пойдет в корзину, а будет широко использоваться. Он сам видит, насколько удачно поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта.
Какова роль учителя, педагога в этом демократическом по своей сути взаимодействии: учитель <--> ученик, ученик <--> ученик? Главное действие учителя заключается в том, что он управляет этой деятельностью, вовлекая весь коллектив учеников, независимо от успешности их учебы и использует разнообразные формы, средства обучения и коммуникации. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе - возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно поэтому учитель - руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры. В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
(слайд 9 ) Список ролей руководителя проекта:
-
Энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели);
-
Специалист (обладает занятиями и умениями в нескольких - не во всех! - областях);
-
Консультант (организатор доступа к ресурсам, в т.ч. к другим специалистам);
-
Руководитель ( особенно в вопросах планирования времени);
-
«Человек, который задает вопросы, организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей;
-
Координатор всего группового процесса;
-
Эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
Сегодня можно уже говорить о некотором опыте работы по обозначенной теме, который сложился как индивидуальная педагогическая технология учителя, созданная на основе метода проектов.
Классификация проектов
Существуют различные классификации проектов:
По доминирующей деятельности учащихся:
-
практико-ориентированный проект;
-
информационный проект;
-
творческий проект.
(слайд 10) По продолжительности различают мини-проекты, краткосрочные проекты, недельные и годичные проекты.
Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.
Работа в группах; продолжительность - 20 минут (10 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы).
Например,
(слайд 11, 12, 13,14 ) Проект «Кроссворд - проверь свои знания»
Название проекта выбрано не случайно. В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт.
Тип проекта: практико - ориентированный
Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word.
Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.
Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет или любая тема информатики, изучаемая на уроках.
Длительность: один урок
Ход проекта:
-
определение темы вопросов для кроссворда;
-
отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;
-
создание макета кроссворда на бумаге;
-
создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур;
-
запись вопросов и ответов к кроссворду;
-
представление результатов работы учителю.
Перед проведением проекта целесообразно попросить учителей предметников принести кроссворды, которые бы они хотели использовать на своих уроках. Заготовки можно использовать в качестве исходного материала. Таким образом, проект приобретает межпредметный характер и является практико-ориентированным.
(слайд 15) Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеурочной деятельности и дома.
Пример, проект « Алгоритмы », 7 класс; работа в группах; продолжительность - 4 урока.
1-й урок: определение состава проектных групп; определение задания проектных групп - сбор информации по своим элементам.
2-й урок: отчеты групп по собранной информации, определение продуктов и форм презентации.
3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
(с данным проектом мы выступили на мультимедийном фестивале, где заняли призовое место. Но прежде его усовершенствовали).
( слайд 16, 17, 18, 19, 20 ) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Чаще всего данные проекты создавались для школьных конкурсов.
Проектную деятельность я применяю не только на уроках, но и на факультативных занятиях, а также провожу школьные внеклассные мероприятия по информатике (компьютерные проекты ), приуроченные к различным датам и юбилеям, в разных ПО. (по своему усмотрению). Тем самым вдохновляю детей на развитие коммуникабельности.
( слайд 21,22,23,24,25,26 ) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Чаще всего весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презентации выполняется во внеурочное время.
Многие из вас, уважаемые коллеги, ежегодно принимаете участие со своими учениками в различных городских, областных конкурсах проектов учащихся, которые проводят ГОО, колледжи, институты).
Формы продуктов проектной деятельности также могут быть разнообразны. Это и видеофильм, серия иллюстраций, учебное пособие и т.д. (С данными проектами учащиеся выступают в мультимедийных фестивалях, различных городских и областных конкурсов проектов, проводимые различными ОУ, научные чтения).
( слайд 27)
Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся зависит от обновления самого содержания образования.
А метод проектов является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, общее интеллектуальное развитие, способствуя развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных.
И наша задача - воспитать такую личность, которая бы смогла реализовать себя в современном информационном обществе.
Литература
-
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2004. - 80 с.
-
Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование», 2001.
-
Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 класы - М.: ВАКО, 2005. - 288 с.
-
Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. - М.: «Интелект-Центр». 2005 - 96 с.
-
Электронный каталог gnpbu.ru/cgi-bin/WebIrbis3/Search1.exe
-
Рубрика журнала «Педсовет по средам» school-sector.relarn.ru