Современные информационные технологии в вузовском преподавании

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные информационные технологии в вузовском преподавании


Э.А.Тарамова


Чеченский государственный педагогический институт, г. Грозный


Конец XX - начало XXI века убедительно продемонстрировали, что образование и профессиональная подготовка играют все более значительную роль в обеспечении конкурентных преимуществ государства как в рамках национальной, так и мировой экономики. Совершенствование системы подготовки кадров - реальный путь к стабилизации социально-экономической ситуации, к включению страны в мировое сообщество с развитыми странами. Рассмотрение высшего образования как одного из ключевых элементов развития ставит задачи поиска новых эффективных форм и методов подготовки кадров, позволяющих максимизировать полезные эффекты образовательной деятельности.

Сегодня уже невозможно представить современную систему высшего образования без использования активных методов обучения, в том числе с применением компьютерной техники и глобальных информационных сетей. Для получения оперативной информации, ее переработки и использования недостаточно просто нажимать на клавиши компьютера. Требуется умение эффективного поиска необходимых данных, выбор актуальных и действительно нужных; необходимо уметь их отбирать и систематизировать. Объем навыков, который необходим для получения нужной информации, сегодня не ограничивается простыми операциями пользователя, а требует определенных технических условий и усилий для овладения нужным набором этих навыков. Кроме собственно овладения новой информационной культурой современный специалист должен обладать навыками самостоятельного поиска и анализа требуемых данных, достоверных, адекватных и достаточных для выполнения поставленной передним задачи. Современные методы обучения как раз и должны способствовать формированию подобных навыков у будущего специалиста.

Говоря о новых технологиях преподавания, хотелось бы кратко рассмотреть два их вида, которые могут быть использованы как самостоятельные элементы учебного процесса, так и как комплексная система обучения и проверки знаний.

Первая - это модульные формы обучения, позволяющие повысить степень включенности студента в процесс самостоятельного овладения необходимой информацией и знаниями. Эта форма предполагает повышение ответственности студента за результат собственной работы. Роль преподавателя заключается в постановке ключевых задач по освоению учебной дисциплины, корректировке образовательного пути и проверке полученных студентом знаний.

Вторая - использование возможностей Интернета в учебном процессе. В данном случае речь может идти как о применении методики преподавания, центральной частью которой является использование информационного сайта преподавателя (университета), и как использование возможностей сети в качестве вспомогательного инструмента при модульной форме обучения (рассылка заданий, предоставление выполненных работ, ответы на вопросы, ознакомление студентов с оценками и т.д.).

Задачи, решению которых способствует организация модульного обучения могут быть сформулированы следующим образом:

  • повышение самостоятельности студентов при освоении материала (индивидуальная работа и групповая);

  • приобретение и закрепление навыков принятия решений при групповой работе;

  • закрепление навыков оформления собственных аналитических текстов, презентации материала в аудитории;

  • формирование навыков ведения дискуссии;

  • постоянная оценка работы студента со стороны преподавателя, позволяющая активизировать работу студента в течение семестра.

При организации работы по подготовке программы учебной дисциплины и проведении занятий в рамках модульного обучения целесообразно ответить на следующие вопросы:

  • Сколько модулей следует выделить в курсе (зависит от объема изучаемого материала);

  • Какие именно виды работы будут выполняться преподавателем и студентами в рамках модуля; Какие задания будут выполнены в каждом модуле;

  • Какие формы контроля и оценки будут использоваться в каждом модуле;

  • Сколько времени будет выделено на выполнение каждого задания по модулю;

  • Какими учебными и методическими материалами будет обеспечен студент;

  • Как будет организован контакт студента и преподавателя в рамках работы по освоению дисциплины.

Одним из наиболее важных пунктов при модульной форме обучения является создание эффективной и понятной студентам системы оценки их работы в течение всего периода изучения дисциплины. Этот пункт в подготовке модульного обучения является особенно важным и сложным, поскольку не всегда можно определить и задать адекватный уровень оценки по каждому виду работы, выполняемой студентом при изучении учебной дисциплины.

В рамках рассматриваемого направления наиболее часто используются личные странички преподавателей в Интернет (сайты преподавателей), электронные учебники и различные сайты (например, электронные библиотеки, журналы и т.д.) как источник информации. Странички преподавателей в Интернете (персональное сайты) являются источником информации для студентов об организации учебного процесса, содержат некоторое количество ссылок на электронные ресурсы, ссылки на электронные учебники и публикации автора сайта. Электронная почта преподавателя дает возможность общения студента с руководителем, но этот диалог носит прерванный, непостоянный, разорванный во времени характер. Электронные учебники являются в основном вспомогательным элементом в процессе обучения, заменяющим нехватку печатных эквивалентов.

То есть сегодня наиболее популярной и часто используемой функцией Интернета является информационная. Использование сети только в качестве дополнительного источника информации является однобоким и, по сути, не воздействует на учебный процесс. Построение обучения с активным использованием информационных технологий и Интернет-ресурсов позволит значительно увеличить долю самостоятельной работы студентов и создать максимально комфортный режим работы, как для преподавателя, так и для студентов.

Необходимость применения новейших информационных технологий в вузовском обучении продиктована изменившейся ролью преподавателя в учебном процессе. На сегодняшний день основная задача преподавателя не предоставить студенту информацию, а организовать процесс ее получения и обработки. Полученная в результате совместной деятельности информация становится личным знанием студента, а преподаватель исполняет роль наставника, помогающего студенту в самостоятельной деятельности по освоению знаний.

Создание собственного сайта для преподавателей на сегодняшний день не является невыполнимой задачей, гораздо более серьезного подхода требует специальная разработка курса с использованием Интернет-сайта и формирование комплекта методических материалов для размещения на личной страничке. После проведения вводных лекций преподаватель продолжает руководство процессом самостоятельного внеуадиторного обучения через свой сайт, который служит местом общения преподавателя со студентами. Таким образом, личная страничка преподавателя в Интернете является связующим звеном между ним и студентами, которое дает возможность более рационально построить процесс обучения, скоординировать внеаудиторную работу обучающихся, а также в несколько раз повысить эффективность аудиторных занятий и консультаций.

Внедрение описанных методов обучения (особенно с использованием информационных технологий) хотя и требует больших затрат, как финансовых, так и организационных, но во многом повышают эффективность обучения и позволяют обеспечить конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг. Решение проблемы ресурсного обеспечения может идти через поэтапное, пошаговое или же частичное внедрение новых технологий в процесс обучения.

Те преимущества, которые получают студенты, преподаватели и вуз в целом от использования новых технологий обучения являются стимулом для поиска путей преодоления возникающих в ходе их освоения трудностей.




Литература


  1. И. А. Морев «Образовательные информационные технологии».

  2. И. Д Ратманова «Подход к организации информационной поддержки управления ВУЗом».

  3. И.А.Смольникова «Электронные учебно-методические комплексы для будущих учителей информатики, менеджеров и повышения квалификации преподавателей».


© 2010-2022