Рабочая программа 5 класса

формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты. показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире. - организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов; - организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразова...
Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа 5 класса














Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Тумботино



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО учителей Заместитель директора Директор МБОУ СОШ № 1

математики, информатики и по УВР МБОУ СОШ № 1 р.п. Тумботино

физики р.п. Тумботино ____________/К.В. Балакин/

__________/В.С. Клементьев/ ___________/Е.В. Гусева/ Приказ № ______

Протокол № _____ "____" _________ 2014 г. от "____"__________ 2014 г.

от "____" ___________ 2014г





Рабочая программа


ИНФОРМАТИКА И ИКТ


5 класс






Составитель:

учитель информатики

Чурин Руслан Сергеевич





2014 г.

Пояснительная записка


С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 5 классе предмета «Информатика и ИКТ».

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».

Цель:

формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

Задачи:

Образовательные

- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

- организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

Развивающие

-формировать общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

- формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

Воспитательные

-воспитать ответственное и избирательное отношение к информации;

-создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Срок реализации рабочей учебной программы

Программа реализуется в течение одного учебного года. Согласно программе на изучение информатики и ИКТ в 5 классе отводится 35 часов, из расчёта 1 час в неделю. Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5«А» класса рассчитана 35 часов, для 5«Б» класса - на 34 часа, согласно годовому учебному графику и расписанию уроков. Сокращение часов в 5 «Б» классе происходит за счет уменьшения времени, отведенного на итоговый мини-проект.

В программу внесены следующие изменения: Уменьшено на 1 час в 5 «Б» классе количество часов на выполнение практической работы № 15 «Создаем анимацию на свободную тему».


Количество контрольных работ

п.п.

Раздел

Количество часов

В том числе контрольные работы

5 «А»

5 «Б»

Компьютер для начинающих

8

8

1

Информация вокруг нас

15

15

1

Информационные технологии

10

10

1

Итоговой контроль

(мини-проект)

2

1


Учебно-методический комплект:

Название

Класс

ФИО автора

Издательство

Год издания

Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса - 2-е изд.

5

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2010

Информатика и ИКТ: методическое пособие для учителей.

5

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2010

Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5-7».

5

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2010

Занимательные задачи по информатике: сборник задач по информатике для 5-7 классов.

5-7

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2008

Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов.

5-7

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2009

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 5 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

В 5 классе, при переходе ребят из начальной школы в основную, особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.

Как правило, ученики 5 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума.


Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • иметь представление о способах кодирования информации;

  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать программы из меню Пуск;

  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Календарно-тематическое планирование 5 класс


п/п

Тема урока

Домашнее задание

Дата

по плану

фактически

5 «А»

5 «Б»

5 «А»

5 «Б»

1

Информация - Компьютер - Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

§ 1.1, 2.2,


РТ: №1, 2 стр. 3



03.09



02.09



2

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

§ 2.1, 2.2


РТ: №1 стр. 54



10.09



09.09



3

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы кла­виш. Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

§ 2.3 (стр. 69-72)


РТ: №6 стр.57, №10, 11 стр. 61, №8*

17.09

16.09



4

Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (упражнения 1 - 8 на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре)

§ 2.3 (стр. 72-75)


РТ: №9 стр. 60, №12* стр.63

24.09

23.09



5

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. Практическая работа № 2 «Осваиваем мышь».

§ 2.4, 3.11


РТ: №5 стр. 57

01.10

30.09



6

Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Практическая работа № 3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

§ 2.5, 2.6


РТ: №13 стр. 64, №15 стр.65

08.10

07.10



7

Главное меню. Запуск программ. Практическая работа № 4 «Знакомимся с компьютерным меню».

§ 2.7


РТ №16, 17 стр.65, №22 б стр. 67

15.10

14.10



8

Контрольная работа «Компьютер для начинающих». Управление компьютером с помощью меню.

придумайте и изобразите свое диалоговое окно

22.10

21.10



9

Действия с информацией. Хранение информации.

§ 1.2, 1.3


РТ: №4 стр. 5

29.10

28.10



10

Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

§ 1.4, 3.2


РТ: №3 стр. 4

12.11

11.11



11

Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.

§ 1.5, вопросы 1-4


РТ: №6 стр. 12, №7* стр. 13

19.11

18.11



12

Кодирование информации.

§ 1.6


РТ: №14 -19 стр. 17 - 23

26.11

25.11



13

Формы представления информации. Метод координат.

§ 1.7, 1.8


РТ: №31, 32 стр. 30, №34* стр. 32 - 37

03.12

02.12



14

Текст как форма представления информации.

§ 1.9


РТ: №10 - 12 стр. 16

№35 (построить одну цепочку по выбору)

10.12

09.12



15

Табличная форма представления информации.

§ 1.10


РТ: №37, 38 стр.39

17.12

16.12



16

Наглядные формы представления информации. Контрольная работа «информация вокруг нас».

§ 1.11


РТ: №42 стр. 41

24.12

23.12



17

Обработка информации. Практическая работа № 5 «Выполняем вычисления с помощью про­граммы Калькулятор» (часть 1).

§ 1.12

РТ: №37 стр. 73

14.01

13.01



18

Обработка текстовой информации. Практическая работа № 6 «Вводим текст»

§ 2.9 (стр. 88-90)


РТ: №38, 39 стр. 74, №33 стр. 31

21.01

20.01



19

Обработка текстовой информации. Практическая работа № 7 «Редактируем текст».

§ 2.9 (стр. 90)


РТ: №40-43 стр. 75 - 77, №45 стр. 79

28.01

27.01



20

Редактирование текста. Работа с фрагментами. Практическая работа № 8 «Работаем с фрагментами текста» (задания 1-5)

§ 2.9 (стр.91-92)


РТ: №46-48 стр.79-81

04.02

03.02



21

Редактирование текста. Поиск информации. Практическая работа № 8 «Работаем с фрагментами текста» (задания 6,7).

§ 2.9 (стр.91-92),

§ 1.13 (стр. 49-51)


учебник: №7, 8 стр. 52-53,

РТ: №44 стр.78


11.02

10.02



22

Изменение формы представления информации. Систематизация информации.

§ 1.13 (стр.48-49)


РТ: №43 (вторая часть)

№44-47 стр. 46-48

18.02

17.02



23

Форматирование - изменение формы представления информации. Практическая работа № 9 «Форматируем текст».

§ 2.9 (стр. 92-93)


РТ: №49 стр.82, №50 стр. 83

25.02

24.02



24

Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика. Практическая работа № 10 «Знакомимся с инструментами графического редактора».

§ 1.13, 2.10 (стр. 95-101)


РТ: №51-52 стр. 84

04.03

03.03



25

Инструменты графического редактора. Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать» (задания 1, 4, 5)

§ 2.10 (стр.95-101)


РТ: №55, 56 стр. 86-87

11.03

10.03



26

Обработка графической информации. Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать» (задания 2, 3)

§ 3.14


18.03

17.03



27

Обработка текстовой и графической информации. Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

§ 2.9, 2.10


РТ: №53 стр. 85

01.04

07.04



28

Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью про­граммы Калькулятор» (часть 2)

§ 1.14 (стр. 54-56)


РТ: №49 стр. 49

08.04

14.04



29

Преобразование информации путем рассуждений. Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами»

§ 1.14 (стр. 56-57)

§ 2.10 (стр. 101-104)

РТ: №39, 40 стр. 40, №57 стр. 87

15.04

21.04



30

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переливашки».

§ 3.8

учебник: №9 стр. 61-62

РТ: №53 стр. 52

22.04

28.04



31

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа».

§ 1.14, 3.9

учеб: №10 стр. 62

РТ: №52* стр. 51, №54 стр. 53

29.04

05.05



32

Контрольная работа «информационная технология». Создание движущихся изображений.



§ 2.11

06.05

12.05



33

Создание движущихся изображений. Практическая работа № 14 «Анимация».

придумать сюжет для анимации

13.05

19.05



34

Итоговый мини-проект. Практическая работа №15 «Анимация. Сюжет на свободную тему».


20.05

26.05



35

Итоговый мини-проект. Практическая работа №15 «Анимация. Сюжет на свободную тему».


27.05



Содержание учебного курса

1. Компьютер для начинающих

Информация и информатика.

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».

Клавиатурный тренажер.

2. Информация вокруг нас

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

3. Информационные технологии

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №6 «Вводим текст».

Практическая работа №7 «Редактируем текст».

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №9 «Форматируем текст».

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.

Тематические и итоговые контрольные работы:

Тематика

Вид

Форма

1

Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса

Тематический контроль

Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу

2

Информация и информационные процессы

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

3

Обработка информации средствами текстового и графического редакторов

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

4

Информационные процессы и информационные технологии

Итоговый контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

5

Планирование последовательности действий. Создание анимации.

Итоговый мини-проект

Творческая работа

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература (основная и дополнительная)

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6-2007. - М.: Образование и Информатика, 2007.

  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Оборудование и приборы

  1. Классная доска.

  2. Компьютер.

  3. Проектор.

  4. Принтер.

  5. Пакет офисных приложений OpenOffice.

  6. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/).

  7. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

Перечень цифровых образовательных ресурсов

  1. Зрительные иллюзии.

  2. Техника безопасности.

  3. Компьютер на службе у человека.

  4. Хранение информации.

  5. Носители информации.

  6. Средства передачи информации.

  7. В мире кодов.

  8. Текст: история и современность.

  9. Табличный способ решения логических задач.

  10. Наглядные формы представления информации.

  11. Задача о напитках.

  12. Клавиатурный тренажер.

  13. Логические игры «Морской бой», «Переливашки», «Пары»


© 2010-2022