Разработка урока по теме Медиабезопасность

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по теме МедиабезопасностьРазработка урока по теме МедиабезопасностьРазработка урока по теме Медиабезопасность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 53













Информационная безопасностьРазработка урока по теме Медиабезопасность

школьников


Методическая разработка урока по информатике


Автор: Полевина И.И.

учитель информатики и ИЗО








Челябинск 2015

Общеобразовательные цели:

  • знать о распространённых Интернет-угрозах для современного школьника;

  • знать о мерах, направленных на исключение вредных для здоровья последствий для современного школьника;

  • освоить содержание понятия "информационно-психологической безопасность".

Развивающие цели:

  • освоение различных форм коммуникации;

  • развитие мышления, познавательных интересов;

  • развитие навыков работы на компьютере, работы в Интернете.

Воспитательные цели:

  • развитие коммуникативных качеств личности;

  • формирование навыков групповой работы и креативного мышления;

  • воспитание информационной культуры учащихся;

  • воспитание внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Программно-дидактическое обеспечение:

  1. Компьютерный класс, оборудованный локальной сетью с выходом в Интернет.

  2. Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Excel, Internet Explorer.

Продолжительность занятия: 1 урок по 45 минут.

Тип уроков: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, практического применения ЗУН учащихся

План:

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Актуализация знаний (2 мин)

  3. Теоретическая часть (15 мин)

  4. Практическая часть (20 мин)

  5. Подведение итогов урока (5 мин)

  6. Домашнее задание (1 мин)


Ход занятия


Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие, проверка отсутствующих

Подготовка к уроку

Постановка целей урока

Актуализация знаний, настройка на урок

Слайд 4

Рассказывает: Ребята, сегодня мы поговорим с вами об опасностях, которые приносит бездумное использование сети Интернет. Вы знаете, что в Интернете можно найти очень много нужной и интересной информации, но при этом не стоит забывать и о, так называемых Интернет-угрозах, при которых школьник испытывает информационно-психологический дискомфорт.

Внимание на слайд.

Слайд 5

Рассказывает: В связи с переходом к Информационному обществу и внедрением Инновационных компьютерных технологий в образовательный процесс, с изменением целей обучения, его направленностью на развитие творческой активности школьников возрастает роль самостоятельной деятельности учащихся с использованием ресурсов Интернета. Современное состояние информационного пространства Сети можно определить как источник трансформации воздействия информационной среды в угрозы информационной безопасности школьников. Данный фактор не позволяет однозначно рассматривать Интернет как благоприятную образовательную среду. К факторам информационной среды, которые могут стать опасностями информационной безопасности школьников, следует отнести следующие:

  • Доступность, не подконтрольность, неограниченный объем поступления циркулирующей информации к школьникам.

  • Наличие в информационной среде модифицированных физических носителей информации, воздействующих на физиологические системы ребёнка.

  • Наличие в информационных потоках специфических элементов, целенаправленно изменяющих психофизиологическое состояние детей и подростков;

  • Наличие в информационной среде информации манипуляторного характера, дезориентирующих школьников, ограничивающих их возможности в условиях слабой правовой образованности и в силу возрастных особенностей несовершеннолетних.

Слушают.

Слайд 6

Рассказывает и задает вопросы: Школьник, испытывающий дефицит общения в реальной жизни, неосознанно переносит опыт общения в сети Интернет на общение в повседневной жизни. Имея минимум жизненного опыта, дети не видят угроз, которые есть в глобальной интернет-сети. Не все родители могут помочь своим детям, многие плохо разбираются в компьютерных играх, интернет-сайтах, не предназначенных для школьников.

Ребята, какое количество времени вы проводите в Интернете в течение дня?

Слушают.

Отвечают: Учащиеся называют разное количество, которое варьируется в пределах от 1,5 до 7 часов в день

Слайд 6

Рассказывает и задает вопросы: Увлечение Интернетом, социальными сетями, может привести к постоянному желанию иметь доступ к глобальной сети - Интернет-зависимости, которая негативно сказывается на жизни детей, заменяя реальную жизнь виртуальной.

Длительное нахождение в социальные сети вызывает интернет-зависимость, привыкание у подростков. Возникает постоянное, болезненное желание быть в Сети, которое вытесняет другие сферы жизни.

Ребята, расскажите, какие у вас есть увлечения помимо школьных занятий?

Внимание на слайд.

Отвечают на вопросы: Учащиеся рассказывают по очереди о разных хобби и увлечениях. Мальчики увлеченно перебирают виды спорта, которыми они увлекаются. Девочки с удовольствием перечисляют свои любимые кружки.

Слайд 7

Рассказывает: Отсутствия доступа к Интернету и длительное нахождение в сети вызывают депрессию у подростков. Глядя на красивую жизнь знакомых и друзей, подростки сравнивают себя с ними и видят, что у знакомых всё лучше: фотографии, часы, фигура, и вообще жизнь ярче и насыщеннее, чем у них

Активное участие в онлайн-играх, азарт, приводит к зависимости от игр и виртуального мира, к психическому расстройству, и как следствие - к депрессии и физическому истощению, и даже к совершению преступления.

Ребята, назовите свои любимые компьютерные игры, в особенности те, в которые вы играете, используя Интернет?

Отвечают:

Слайд 8

Рассказывает и задает вопросы: А теперь пришло время поговорить подробнее об Интернет-угрозах. Давайте запишем с вами основные Интернет-угрозы:

  • криминал, дезинформация, компьютерные преступления, спам;

  • несанкционированный доступ, хищение информации, перлюстрация;

  • кражи, шантаж, запугивание, манипуляция людьми и т. д.

  • смс-мошенничество (предложения отправить сообщение на короткий номер, согласие на рассылку приводит к уменьшению средств на телефонном счету без уведомления хозяина);

  • кардинг (взламывают серверы интернет магазинов, расчетные и платежные системы, персональные компьютеры).

Ребята, кто из вас сталкивался с подобными видами Интернет-угроз?

Запись в тетрадь понятия

Отвечают на вопрос: Некоторые из ребят стали жертвами смс-мошенничества. Кое-кто из ребят получил на ПК вредоносный вирус, нарушивший работу операционной системы или компьютера в целом.

Слайд 9

Рассказывает: А теперь ребята мы посмотрим - знают ли о Интернет-безопасности ваши друзья и учащиеся разных классов нашей школы. Сейчас вы посмотрите ролики, которые были записаны в стенах нашей. Учащимся задавались вопросы:

Внимание на слайд.

Слайд 10

Спрашивает: Ребята, скажите, пожалуйста, по вашему мнению, знакомы ли учащиеся нашей школы с Интернет-безопасностью? Проведенный опрос среди учащихся наглядно показал, что информационная грамотность остается на низком уровне. Учителя в тесном сотрудничестве с родителями должны обратить особое внимание на устранение пробелов в знаниях в данной сфере.

Отвечают на вопрос:

Да, многие ребята знакомы, но, как, оказалось, некоторые и не подозревают о существовании угроз.

Слайд 11

Рассказывает: Полностью защитить детей от негативной информации невозможно, и технически в том числе. Но можно воспитать информационную культуру, неприятие сомнительной, неприличной, агрессивной информации. Теперь поговорим об общих предупредительных мерах, которые необходимо соблюдать каждый раз, когда вы посещаете сеть Интернет:

  • обучать школьников основам безопасности при работе в Интернете;

  • ограничить время пользования интернетом;

  • установить программы, которые ограничивают выбор тем.

  • установить на компьютер «антивирус».

Внимание на слайд.

Слайд 12

Рассказывает: Школьники-подростки достаточно хорошо разбираются в глобальной сети, но родителям все равно нужно напоминать детям о безопасности в Интернете, объяснять, как избежать попадания в опасные или неприятные ситуации. Меры для родителей:

  • Определить с детьми семейные правила использования Интернета

  • Установите компьютеры в открытом месте, а не в спальне ребенка, тогда легче будет контролировать подключение и действия ребенка в Сети;

  • Используйте функцию «блокировка всплывающих окон» для защиты детей от всплывающих окон с оскорбительным содержанием, также функцию «родительский контроль»;

  • Необходимо обращать внимание на то, что интересует ребенка, какие сайта посещает

Спрашивает: Ребята, ваши родители соблюдаете предупредительные меры?

Внимание на слайд. Отвечают на вопрос:

Да, когда родители дома.

Рассказывает: Рекомендации для школьников, которым необходимо следовать каждый день и не забывать об их существовании ни в коем случае:

  • В социальных сетях указывай нейтральное имя, не выдающее сведения о тебе

  • В социальных сетях и чатах старайся общаться с теми, кого лично знаешь.

  • Будь вежлив с собеседниками в Интернете, не груби.

  • Не загружай программы, музыку, файлы, не посоветовавшись с взрослыми;

  • Никому и никогда не сообщать пароль, номера кредитных карт, своё имя, номер телефона, домашний адрес, место учебы и место работы родителей, любимые места отдыха, планы на выходные

Спрашивает: Ребята, вы соблюдаете предупредительные меры для школьников-пользователей сети Интернет?

Внимание на слайд. Отвечают на вопрос:

Иногда не выполняем необходимых мер, так как не слышали о них или забывали в спешке.

Слайд 13

Рассказывает: Школа, в которой есть Интернет, гордится подключением к глобальной сети. Интернет может изменить процесс обучения. Доступ к образованию стал более демократичным. Одинаковые возможности имеют и частная школа в столице, и школа в глубинке при использовании компьютерной техники, средств доставки информации, Интернета.

Социальные сети устраняют межличностные преграды, предоставляют неограниченные возможности общения, позволяют людям объединиться для решения различных проблем, осуществления задуманных проектов, идей, претворить их в жизнь.

В тоже время виртуальный мир, иллюзия вседозволенности в социальной сети ведут к психологическим проблемам, уходу от реальной жизни, физическому и психическому истощению. Также как и в реальной жизни, в Интернете, в социальной сети, школьник должен вести себя и общаться осторожно. Задумываясь о серьёзности своего поведения в социальной сети, каждый человек может сделать нашу жизнь комфортной и безопасной. Формирование медиа-грамотности учащихся и их родителей обеспечит информационную безопасность работы в Интернете и защитит наших детей от возможной опасности.

Внимание на слайд.

Заполняют таблицу в тетради.

Практическая работа:

  • создать текстовый документ в Word по образцу (Приложение 1);

  • запустить доступный браузер на ПК и найти актуальную информацию по теме урока и занести в таблицу

Выполняют задание: в Интернете находят виды Интернет-угроз, о которых упоминалось на уроке и формируют таблицу-отчет (виды, краткая характеристика, меры по предупреждению

Рефлексия: Ребята, сегодня мы познакомились с так называемыми, Интернет-угрозами. Ваша задача использовать рекомендации, о которых мы сегодня упоминали на уроке, чтобы не подвергнуть свою жизнь опасности.

Домашнее задание: Нарисовать цветными карандашами схему информационных угроз по принципу звезды



Приложение 1

Виды Интернет-угроз

Характеристика Интернет-угроз

Способы защиты Интернет-пользователей




9


© 2010-2022