Основы технологии дистанционного обучения

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основы технологии дистанционного обучения

Дистанционное обучение не является новой или революционной технологией обучения. Дистанционное обучение существует десятки лет. До эпохи информационных технологий и сети Интернет его основным приложением было заочное образование в высших учебных заведениях. При этом основным способом доставки знаний учащимся была обычная почта.

Разумеется, подобный способ доставки знаний обладал целым рядом недостатков:
1. Обмен информации является чрезвычайно медленным, общая продолжительность обучения была велика;

2. Практически невозможно было обучаться, если учащийся и обучающая организация находились в разных странах;

3. Оценка результатов обучения могла происходить очень редко, что затрудняло корректировку программы обучения под конкретного учащегося.

Два фактора изменили дистанционное обучение и сделали его действительно эффективным в современном мире:

1.Повсеместное распространение персональных компьютеров;

2.Развитие сети Интернет.

Применение компьютерных технологий в дистанционном обучении сделало возможным:
1. Использование Rich-media (видео, аудио, анимация, взаимодействие с пользователем) в учебном процессе;

2. Дополнительные возможности тестирования и обработки результатов;
3. Контроль процесса обучения.

На начальных этапах развития индустрии компьютерного обучения создаваемые учебные программы обладали рядом недостатков:
1. Ограниченный способ доставки знаний - как правило, только на CD или дискете;

2. Отсутствие единых форматов, привязка к конкретным платформам (например, в 80 и начале 90-х годов при создании учебных материалов была очень популярна программа HyperCard, работавшая только на компьютерах Macintosh);
3. Отсутствие стандартов обмена учебным конвентом между его производителями и потребителями, а также стандартов доставки электронных материалов конечным потребителям (учащимся).

Развитие сети Интернет позволило преодолеть описанные ранее проблемы и вывести дистанционное обучение на новый уровень. Интернет позволил:

1.Снизить стоимости доставки знаний;

2.Унифицировать корпоративные сетевые стандарты;

3.Создать технологические решения, работающие на различных компьютерных платформах, а также открытые стандарты подготовки учебных материалов;

4. Расширить рынок - теперь любой человек имеющий выход в Интернет может проходить обучение со своего компьютера, не зависимо от того, где находится поставщик электронного обучения.

Существует целый ряд терминов описывающих различные технологические компоненты систем дистанционного обучения. В Западной литературе активно используются следующие термины (мы достаточно подробно остановимся на Западной терминологии, т.к. во многих случаях адекватные русские термины просто отсутствуют):

1. CBT (Computer-based Training) - компьютерное обучение
CBT - использование компьютеров в интерактивном обучении и тестировании. Программы компьютерного обучения называются courseware и создаются с помощью специальных программных продуктов. Примером CBT являются: программа обучения английскому языку, встроенное обучение по системе Windows, компьютерная система подготовки к экзамену ГАИ;

2. E-learning (Electronic Learning) - электронное обучение (или Интернет обучение)

E-learning - предоставление доступа к компьютерным учебным программам (coursware) через сеть Интернет или корпоративные Интранет сети. Синонимом E-learning является термин WBT (Web-based Training) - обучение через вэб.

Для описания программных продуктов с помощью которых создаются системы дистанционного обучения используются следующие термины:

1. LMS (Learning Management System) - система управления обучением;
2. СДО (Система Дистанционного Обучения) - российский аналог термина LMS (может употребляться в более широко смысле - как аппаратно-программный и связанный с ним организационный комплекс по предоставлению услуг по дистанционному обучению);
3. Learning Portal (E-learning Portal) - учебный портал (корпоративный или публичный вэб-сайт). Корпоративный сайт, предоставляющий доступ к возможностям корпоративного обучения, в том числе и через LMS. Возможно открытый для широкой публики сайт, предоставляющий доступ к учебным программам.

В течение многих лет традиционное компьютерное (CBT) обучение, как правило, представленное мультимедийными CD-ROM дисками, являлось доминирующей формой обучения в электронной форме. В последние годы ситуация стала меняться в пользу технологий E-learning.

Дистанционное обучение позволяет использовать разнообразные формы подачи учебных материалов:

1. Печатные материалы;

2. Видео - компьютерные фильмы, видеокассеты, видеоконференции;
3. Аудио - записанные аудиоматериалы, аудиоконференции;
4. Компьютерные данные.

Наиболее богатыми по своим возможностям являются компьютерные данные. Существует несколько способов использования компьютерных данных в обучении. В соответствии с принятой на Западе терминологией существуют 3 основных способа их использования:
1. Computer-assisted instruction (CAI) - обучение, осуществляемое компьютерными программами.

CAI - использование компьютера в качестве инструмента для индивидуальной работы с учебными материалами.

Примеры:

  • Программы изучения английского языка

  • Изучение правил дорожного движения

2.Computermanagedinstruction(CMI) - обучение, управляемое компьютерными программами.

CMI - Использование компьютера для организации доставки учебного контента и учета результатов обучения. При использовании CMI само обучение не обязательно осуществляется в компьютерной форме. Примером может служить как полноценная система дистанционного обучения, так и информационная система университета, с помощью которой студенты со своих компьютеров узнают расписание и получают материалы к лекциям, но при этом само обучение проходит в аудиторной форме;

3.Computer-mediatededucation(CME) - обучение, поддерживаемое компьютерными программами CME использование компьютера в качестве инструмента для облегчения доставки учебного контента.

Примеры:

  • Электронная почта;

  • WWW;

  • Видеоконференции;

Для создания эффективной системы электронного обучения необходимо использовать все возможности компьютерных технологий:

1.Обучение в компьютерной форме (CAI);

2.Управление обучением (CMI);

3. Доставка учебных материалов и обмен информацией между участниками учебного процесса (CME).


© 2010-2022