- Преподавателю
- Информатика
- Основы технологии дистанционного обучения
Основы технологии дистанционного обучения
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Халбаева Н.С. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Основы технологии дистанционного обучения
Дистанционное обучение не является новой или революционной технологией обучения. Дистанционное обучение существует десятки лет. До эпохи информационных технологий и сети Интернет его основным приложением было заочное образование в высших учебных заведениях. При этом основным способом доставки знаний учащимся была обычная почта.
Разумеется, подобный способ доставки знаний обладал целым рядом недостатков:
1. Обмен информации является чрезвычайно медленным, общая продолжительность обучения была велика;
2. Практически невозможно было обучаться, если учащийся и обучающая организация находились в разных странах;
3. Оценка результатов обучения могла происходить очень редко, что затрудняло корректировку программы обучения под конкретного учащегося.
Два фактора изменили дистанционное обучение и сделали его действительно эффективным в современном мире:
1.Повсеместное распространение персональных компьютеров;
2.Развитие сети Интернет.
Применение компьютерных технологий в дистанционном обучении сделало возможным:
1. Использование Rich-media (видео, аудио, анимация, взаимодействие с пользователем) в учебном процессе;
2. Дополнительные возможности тестирования и обработки результатов;
3. Контроль процесса обучения.
На начальных этапах развития индустрии компьютерного обучения создаваемые учебные программы обладали рядом недостатков:
1. Ограниченный способ доставки знаний - как правило, только на CD или дискете;
2. Отсутствие единых форматов, привязка к конкретным платформам (например, в 80 и начале 90-х годов при создании учебных материалов была очень популярна программа HyperCard, работавшая только на компьютерах Macintosh);
3. Отсутствие стандартов обмена учебным конвентом между его производителями и потребителями, а также стандартов доставки электронных материалов конечным потребителям (учащимся).
Развитие сети Интернет позволило преодолеть описанные ранее проблемы и вывести дистанционное обучение на новый уровень. Интернет позволил:
1.Снизить стоимости доставки знаний;
2.Унифицировать корпоративные сетевые стандарты;
3.Создать технологические решения, работающие на различных компьютерных платформах, а также открытые стандарты подготовки учебных материалов;
4. Расширить рынок - теперь любой человек имеющий выход в Интернет может проходить обучение со своего компьютера, не зависимо от того, где находится поставщик электронного обучения.
Существует целый ряд терминов описывающих различные технологические компоненты систем дистанционного обучения. В Западной литературе активно используются следующие термины (мы достаточно подробно остановимся на Западной терминологии, т.к. во многих случаях адекватные русские термины просто отсутствуют):
1. CBT (Computer-based Training) - компьютерное обучение
CBT - использование компьютеров в интерактивном обучении и тестировании. Программы компьютерного обучения называются courseware и создаются с помощью специальных программных продуктов. Примером CBT являются: программа обучения английскому языку, встроенное обучение по системе Windows, компьютерная система подготовки к экзамену ГАИ;
2. E-learning (Electronic Learning) - электронное обучение (или Интернет обучение)
E-learning - предоставление доступа к компьютерным учебным программам (coursware) через сеть Интернет или корпоративные Интранет сети. Синонимом E-learning является термин WBT (Web-based Training) - обучение через вэб.
Для описания программных продуктов с помощью которых создаются системы дистанционного обучения используются следующие термины:
1. LMS (Learning Management System) - система управления обучением;
2. СДО (Система Дистанционного Обучения) - российский аналог термина LMS (может употребляться в более широко смысле - как аппаратно-программный и связанный с ним организационный комплекс по предоставлению услуг по дистанционному обучению);
3. Learning Portal (E-learning Portal) - учебный портал (корпоративный или публичный вэб-сайт). Корпоративный сайт, предоставляющий доступ к возможностям корпоративного обучения, в том числе и через LMS. Возможно открытый для широкой публики сайт, предоставляющий доступ к учебным программам.
В течение многих лет традиционное компьютерное (CBT) обучение, как правило, представленное мультимедийными CD-ROM дисками, являлось доминирующей формой обучения в электронной форме. В последние годы ситуация стала меняться в пользу технологий E-learning.
Дистанционное обучение позволяет использовать разнообразные формы подачи учебных материалов:
1. Печатные материалы;
2. Видео - компьютерные фильмы, видеокассеты, видеоконференции;
3. Аудио - записанные аудиоматериалы, аудиоконференции;
4. Компьютерные данные.
Наиболее богатыми по своим возможностям являются компьютерные данные. Существует несколько способов использования компьютерных данных в обучении. В соответствии с принятой на Западе терминологией существуют 3 основных способа их использования:
1. Computer-assisted instruction (CAI) - обучение, осуществляемое компьютерными программами.
CAI - использование компьютера в качестве инструмента для индивидуальной работы с учебными материалами.
Примеры:
-
Программы изучения английского языка
-
Изучение правил дорожного движения
2.Computermanagedinstruction(CMI) - обучение, управляемое компьютерными программами.
CMI - Использование компьютера для организации доставки учебного контента и учета результатов обучения. При использовании CMI само обучение не обязательно осуществляется в компьютерной форме. Примером может служить как полноценная система дистанционного обучения, так и информационная система университета, с помощью которой студенты со своих компьютеров узнают расписание и получают материалы к лекциям, но при этом само обучение проходит в аудиторной форме;
3.Computer-mediatededucation(CME) - обучение, поддерживаемое компьютерными программами CME использование компьютера в качестве инструмента для облегчения доставки учебного контента.
Примеры:
-
Электронная почта;
-
WWW;
-
Видеоконференции;
Для создания эффективной системы электронного обучения необходимо использовать все возможности компьютерных технологий:
1.Обучение в компьютерной форме (CAI);
2.Управление обучением (CMI);
3. Доставка учебных материалов и обмен информацией между участниками учебного процесса (CME).