Конспект урока по информатике на тему Условия выбора и сложные логические выражения

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Павловская СОШ»
Истринский муниципальный район, с. Павловская Слобода

Учитель информатики Бизина Галина Юрьевна

Конспект урока


Предмет: информатика, изучение нового материала.

Тема: «Условия выбора и сложные логические выражения»

Продолжительность: 1 урок, 45 минут.

Класс: 9

Технологии: работа с презентацией при изучении нового материала, работа с базой данных «Страны мира», созданной в Microsoft Access 2010.

Оборудование урока:

  • учебник;

  • компьютер учителя и учеников;

  • мультимедийный проектор;

  • презентация, подготовленная в PowerPoint 2010;

  • база данных «Страны мира», созданная в Microsoft Access 2010;

  • задания для учащихся.

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепление знаний и умений по созданию простых запросов в БД;

  • знакомство с логическими операциями;

  • освоение приемов создания сложных запросов с использованием логических условий.

Развивающие:

  • развитие логического мышление учащихся;

  • формирование у учащихся умения анализировать, систематизировать и делать выводы;

  • применения изучаемого материала в практической жизни.

Воспитательные:

  • развитие познавательного интереса учащихся;

  • формирование интереса к техническому образованию.

Формы работы: рассказ с демонстрацией, индивидуальная, устная, практическая работа на компьютере.

План урока

  1. Организационный момент (1м)

  2. Основная часть

    • Актуализация знаний (5 м)

    • Сообщение темы и постановка целей урока (2 м)

    • Ознакомление с новым материалом (15 м)

  3. Практическая работа на компьютере (15м)

  4. Домашнее задание (2 м)

  5. Подведение итогов (5 м)





Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Презентация «Формирование сложных запросов»

Тема нашего урока: "Условия выбора и сложные логические выражения ". Наша цель научиться создавать сложные запросы с использованием логических операций в готовой базе данных. Для этого нам необходимо знать, что такое логические операции.

  1. Основная часть

  • Актуализация знаний.
    На предыдущих уроках вы научились создавать БД в программе Access.

Вопросы:

  • Что такое БД? (Организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения)

  • Какая БД называется реляционной? (БД, организованная в форме таблицы)

  • Что такое запись, поле? (строка, столбец)

  • Как вы понимаете выражение «Определить структуру БД»? (определить состав полей)

  • Какое логическое выражение называется простым? (выражение, состоящие из имени поля логического типа или одного отношения)

  • Какие значения может принимать логическое выражение? (истина или ложь)

  • Какие знаки отношений может содержать логическое выражение? (=,<,>,<>)

  • Слайд 1, 2. Для каких записей будет истинно высказывание Давление не выше 750 мм рт.ст.? (1, 2, 3, 4)

  • Слайд 3, 4. Какое из логических выражений соответствует высказыванию Год издания книги позже 1987? (2) Какая запись соответствует данному высказыванию?

  • Слайд 5. Cформулируйте в форме логического выражения высказывание Страны с площадью меньше 100 тыс.кв.км. Сколько в таблице таких стран? (3), (Площадь<100 - ответивший запишет на доске). Сколько полей задействовано в этом высказывании? Назовите имя поля. (1 поле, Площадь)

  • Слайд 6. Как сформулировать запрос на поиск стран, расположенных в Европе, площадью более 200 тыс.кв.км?

  • Слайд 7. Часть = "Европа" и Площадь > 200. (Записать на доске) Обратите внимание, сколько полей объединяет в себе это логическое выражение? (2)

  • Какой союз использовали мы для связи полей? (И)

  • Это выражение и будет являться сложным логическим выражением. Сформулируйте тему нашего урока. (Учащиеся формулируют тему)

  • Слайд 8.

  • Какие цели мы должны себе поставить на этом уроке? (Учащиеся перечисляют цели урока)

  • Слайд 9.





  • Ознакомление с новым материалом

Для образования сложного логического выражения используются смысловые связки И, ИЛИ, НЕ - это знаки логических операций.

  • Слайд 10. Познакомимся с тремя логическими операциями. У вас в папке лежат подобные схемы. (Прочитать, объяснить). Рассмотрим, каким образом формируются сложные логические выражения на примерах со знакомыми нам базами данных.

  • Слайд 11.Логическое умножение. (Прочитать определение и задание.) Какие поля необходимо выбрать в запрос? (Название, Год, Полка) Что сказано про Автора и Год? (Автор - Беляев, Год не раньше 1990).

  • Слайд 12. Команда выборки имеет следующий вид. Еще раз обратим внимание на определение операции логического умножения. Для книги, автором которой является Беляев, должен соответствовать и нужный год. Если отсутствует необходимый год или автор, список не будет сформирован.

  • Слайд 13. Логическое сложение. (Прочитать определение и задание.) Какие поля необходимо выбрать в запрос? (Автор, Название) Кто является авторами списка тех книг, которые надо найти? (Толстой или Тургенев)

  • Слайд 14. Полученный запрос. В данном запросе мы получаем список всех книг, которые написал Толстой или Тургенев, т.е. в случае отсутствия одного из авторов список будет все равно сформирован.

  • Слайд 15. Логическое отрицание. (Прочитать определение и задание.) Какие поля необходимо выбрать в запрос? (Автор, Название)

  • Слайд 16. Полученный запрос. Мы видим список всех книг, автором которых не является Беляев.

Решим несколько заданий. Задания в папке на столе стр.2, задание 1. (Задания решаются у доски).

Задание 1

Напишите команды выборки с использованием сложных логических выражений. Используйте таблицы БД из учебника на стр. 44-45. Обратите внимание - 1, 2, 3 -обязательные задания, 4, 5 - дополнительно, для тех, кто быстро справиться с предыдущими.

  1. Определите все даты до 17 марта, когда температура была выше 0.

.выбрать День, где День <17.03.2007 и Температура >0

  1. Определить полки, на котороых стоят книги Толстого Л.Н и Олеша Ю.К.

. выбрать Полка где Автор = «Толстой Л.Н.» или Автор = Олеша Ю.К.

  1. Вывести список дней, в которых не шел снег.

. выбрать День где не Осадки = «Снег»


  1. * Получить инвентарные номера всех книг, стоящих на пятой и седьмой полках

. выбрать Номер где Полка = 5 или Полка = 7

  1. * Вывести список названия всех книги, автором которых не является Толстой Л.Н.

. выбрать Название где не Автор = «Толстой Л.Н.»

1, 2, 3 - обязательные, задания 4,5 - дополнительно.


  1. Практическая работа на компьютере

Мы научились с вами составлять команды выборки с использованием сложных логических выражений. Необходимо применить полученные знания на практике.

На прошлом уроке каждый из вас создал БД «Страны мира» и сформировал несколько простых запросов. Сегодня ваша задача - создать запросы с использованием сложного логического выражения. Файл с заданиями стр. 2 задание 2 и Алгоритм формирования запросов.

(1, 2 и 3 пункты задания - обязательны для всех. 4 и 5 - для тех, кто быстро справиться с предыдущими заданиями)

Прежде, чем вы начнете работу на компьютере, выполните гимнастику для глаз.

Задание 2

Создать запросы в базе данных «Страны мира»


  1. Вывести на экран поля «страна», «часть света» и «площадь» для стран, расположенных в Азии с площадью более 700 тыс.кв.км. Сохранить как Запрос 1.

  2. Вывести на экран поля «столица» и «часть света» для стран, расположенных в Европе и Америке. Сохранить как Запрос 2.

  3. Вывести на экран поля «страна», «столица», «часть света» для стран не расположенных в Америке. Сохранить как Запрос 3.


  1. * Вывести на экран поля «страна», «население» для стран с населением более 10000 тыс. человек, расположенных в Европе. Сохранить как Запрос 4.

  2. * Вывести на экран список всех стран, не расположенных в Европе, и соответствующих им частей света. Сохранить как Запрос 5.

(1, 2 и 3 - обязательные, 4 и 5 - дополнительные)

Алгоритм формирование запросов

  1. В окне базы данных «Страны мира» выделить группу объектов Запросы и выбрать пункт Создание запроса с помощью конструктора.

  2. На диалоговой панели Добавление таблицы выбрать таблицу «Страны мира», для которой создаётся запрос. Щелкнуть по кнопке Добавить затем Закрыть.

  3. В окне запроса в строке Поле: из раскрывающегося списка выбрать имена полей, которые необходимо включить в запрос, и имена полей, для которых будут заданы условия.
    В строке Условие отбора: ввести логическое выражение для тех полей, которым задается условие.

  4. В строке Вывод на экран: задать поля, которые будут представлены в запросе.

  5. Щелкнуть по кнопке Закрыть. Сохранить запрос под именем Запрос1.


  1. Домашнее задание
    Слайд 17.

  • Параграф 14 стр.80-83.

  • Составить таблицу БД «Мои одноклассники» (5 записей), сформировать три команды выборки с использованием сложных логических выражений.


  1. Подведение итогов

С какими логическими операциями мы познакомились на уроке?

Где применяются логические операции?

Чем отличаются сложные логические выражения от простых?

Как реализуется запрос с использованием сложного логического выражения в БД Access?



Задания к уроку

Тема: Условия выбора и сложные логические выражения

Конспект урока по информатике на тему Условия выбора и сложные логические выражения

Конспект урока по информатике на тему Условия выбора и сложные логические выражения

Задание 1

Напишите команды выборки с использованием сложных логических выражений. Используйте таблицы БД из учебника на стр. 44-45.

  1. Определите все даты до 17 марта, когда температура была выше 0.

  2. Определить полки, на которых стоят книги Толстого Л.Н и
    Олеша Ю.К.

  3. Вывести список дней, в которых не шел снег.


  1. * Получить инвентарные номера всех книг, стоящих на пятой и седьмой полках

  2. * Вывести список названия всех книг, автором которых не является Толстой Л.Н.

1, 2, 3 - обязательные, задания 4,5 - дополнительно.

Задание 2

Практическая работа на компьютере

Создать запросы в базе данных «Страны мира»


  1. Вывести на экран поля «страна», «часть света» и «площадь» для стран, расположенных в Азии с площадью более 700 тыс.кв.км. Сохранить как Запрос 1.

  2. Вывести на экран поля «столица» и «часть света» для стран, расположенных в Европе и Америке. Сохранить как Запрос 2.

  3. Вывести на экран поля «страна», «столица», «часть света» для стран не расположенных в Америке. Сохранить как Запрос 3.


  1. * Вывести на экран поля «страна», «население» дл я стран с населением более 10000 тыс. человек, расположенных в Европе. Сохранить как Запрос 4.

  2. * Вывести на экран список всех стран, не расположенных в Европе, и соответствующих им частей света. Сохранить как Запрос 5.

(1, 2 и 3 - обязательные, 4 и 5 - дополнительные)

Алгоритм формирования запросов

  1. В окне базы данных «Страны мира» выделить группу объектов Запросы и выбрать пункт Создание запроса с помощью конструктора.

  2. На диалоговой панели Добавление таблицы выбрать таблицу «Страны мира», для которой создаётся запрос. Щелкнуть по кнопке Добавить затем Закрыть.

  3. В окне запроса в строке Поле: из раскрывающегося списка выбрать имена полей, которые необходимо включить в запрос, и имена полей, для которых будут заданы условия.
    В строке Условие отбора: ввести логическое выражение для тех полей, которым задается условие.

  4. В строке Вывод на экран: задать поля, которые будут представлены в запросе.

  5. Щелкнуть по кнопке Закрыть. Сохранить запрос под именем Запрос1.


База данных Страны мира

Конспект урока по информатике на тему Условия выбора и сложные логические выражения

Ответы к практической части

Конспект урока по информатике на тему Условия выбора и сложные логические выражения

Используемая информация

  1. Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л., «Информатика-базовый курс», 9 класс,

  2. school-collection.edu.ru/catalog/res/f597ea32-0bd9-47ce-a981-61162dca4720/view/

© 2010-2022