- Преподавателю
- Информатика
- Конспект урока по информатике на тему Условия выбора и сложные логические выражения
Конспект урока по информатике на тему Условия выбора и сложные логические выражения
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бизина Г.Ю. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МОУ «Павловская СОШ»
Истринский муниципальный район, с. Павловская Слобода
Учитель информатики Бизина Галина Юрьевна
Конспект урока
Предмет: информатика, изучение нового материала.
Тема: «Условия выбора и сложные логические выражения»
Продолжительность: 1 урок, 45 минут.
Класс: 9
Технологии: работа с презентацией при изучении нового материала, работа с базой данных «Страны мира», созданной в Microsoft Access 2010.
Оборудование урока:
-
учебник;
-
компьютер учителя и учеников;
-
мультимедийный проектор;
-
презентация, подготовленная в PowerPoint 2010;
-
база данных «Страны мира», созданная в Microsoft Access 2010;
-
задания для учащихся.
Задачи урока:
Образовательные:
-
закрепление знаний и умений по созданию простых запросов в БД;
-
знакомство с логическими операциями;
-
освоение приемов создания сложных запросов с использованием логических условий.
Развивающие:
-
развитие логического мышление учащихся;
-
формирование у учащихся умения анализировать, систематизировать и делать выводы;
-
применения изучаемого материала в практической жизни.
Воспитательные:
-
развитие познавательного интереса учащихся;
-
формирование интереса к техническому образованию.
Формы работы: рассказ с демонстрацией, индивидуальная, устная, практическая работа на компьютере.
План урока
-
Организационный момент (1м)
-
Основная часть
-
Актуализация знаний (5 м)
-
Сообщение темы и постановка целей урока (2 м)
-
Ознакомление с новым материалом (15 м)
-
-
Практическая работа на компьютере (15м)
-
Домашнее задание (2 м)
-
Подведение итогов (5 м)
Ход урока
-
Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Презентация «Формирование сложных запросов»
Тема нашего урока: "Условия выбора и сложные логические выражения ". Наша цель научиться создавать сложные запросы с использованием логических операций в готовой базе данных. Для этого нам необходимо знать, что такое логические операции.
-
Основная часть
-
Актуализация знаний.
На предыдущих уроках вы научились создавать БД в программе Access.
Вопросы:
-
Что такое БД? (Организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения)
-
Какая БД называется реляционной? (БД, организованная в форме таблицы)
-
Что такое запись, поле? (строка, столбец)
-
Как вы понимаете выражение «Определить структуру БД»? (определить состав полей)
-
Какое логическое выражение называется простым? (выражение, состоящие из имени поля логического типа или одного отношения)
-
Какие значения может принимать логическое выражение? (истина или ложь)
-
Какие знаки отношений может содержать логическое выражение? (=,<,>,<>)
-
Слайд 1, 2. Для каких записей будет истинно высказывание Давление не выше 750 мм рт.ст.? (1, 2, 3, 4)
-
Слайд 3, 4. Какое из логических выражений соответствует высказыванию Год издания книги позже 1987? (2) Какая запись соответствует данному высказыванию?
-
Слайд 5. Cформулируйте в форме логического выражения высказывание Страны с площадью меньше 100 тыс.кв.км. Сколько в таблице таких стран? (3), (Площадь<100 - ответивший запишет на доске). Сколько полей задействовано в этом высказывании? Назовите имя поля. (1 поле, Площадь)
-
Слайд 6. Как сформулировать запрос на поиск стран, расположенных в Европе, площадью более 200 тыс.кв.км?
-
Слайд 7. Часть = "Европа" и Площадь > 200. (Записать на доске) Обратите внимание, сколько полей объединяет в себе это логическое выражение? (2)
-
Какой союз использовали мы для связи полей? (И)
-
Это выражение и будет являться сложным логическим выражением. Сформулируйте тему нашего урока. (Учащиеся формулируют тему)
-
Слайд 8.
-
Какие цели мы должны себе поставить на этом уроке? (Учащиеся перечисляют цели урока)
-
Слайд 9.
-
Ознакомление с новым материалом
Для образования сложного логического выражения используются смысловые связки И, ИЛИ, НЕ - это знаки логических операций.
-
Слайд 10. Познакомимся с тремя логическими операциями. У вас в папке лежат подобные схемы. (Прочитать, объяснить). Рассмотрим, каким образом формируются сложные логические выражения на примерах со знакомыми нам базами данных.
-
Слайд 11.Логическое умножение. (Прочитать определение и задание.) Какие поля необходимо выбрать в запрос? (Название, Год, Полка) Что сказано про Автора и Год? (Автор - Беляев, Год не раньше 1990).
-
Слайд 12. Команда выборки имеет следующий вид. Еще раз обратим внимание на определение операции логического умножения. Для книги, автором которой является Беляев, должен соответствовать и нужный год. Если отсутствует необходимый год или автор, список не будет сформирован.
-
Слайд 13. Логическое сложение. (Прочитать определение и задание.) Какие поля необходимо выбрать в запрос? (Автор, Название) Кто является авторами списка тех книг, которые надо найти? (Толстой или Тургенев)
-
Слайд 14. Полученный запрос. В данном запросе мы получаем список всех книг, которые написал Толстой или Тургенев, т.е. в случае отсутствия одного из авторов список будет все равно сформирован.
-
Слайд 15. Логическое отрицание. (Прочитать определение и задание.) Какие поля необходимо выбрать в запрос? (Автор, Название)
-
Слайд 16. Полученный запрос. Мы видим список всех книг, автором которых не является Беляев.
Решим несколько заданий. Задания в папке на столе стр.2, задание 1. (Задания решаются у доски).
Задание 1
Напишите команды выборки с использованием сложных логических выражений. Используйте таблицы БД из учебника на стр. 44-45. Обратите внимание - 1, 2, 3 -обязательные задания, 4, 5 - дополнительно, для тех, кто быстро справиться с предыдущими.
-
Определите все даты до 17 марта, когда температура была выше 0.
.выбрать День, где День <17.03.2007 и Температура >0
-
Определить полки, на котороых стоят книги Толстого Л.Н и Олеша Ю.К.
. выбрать Полка где Автор = «Толстой Л.Н.» или Автор = Олеша Ю.К.
-
Вывести список дней, в которых не шел снег.
. выбрать День где не Осадки = «Снег»
-
* Получить инвентарные номера всех книг, стоящих на пятой и седьмой полках
. выбрать Номер где Полка = 5 или Полка = 7
-
* Вывести список названия всех книги, автором которых не является Толстой Л.Н.
. выбрать Название где не Автор = «Толстой Л.Н.»
1, 2, 3 - обязательные, задания 4,5 - дополнительно.
-
Практическая работа на компьютере
Мы научились с вами составлять команды выборки с использованием сложных логических выражений. Необходимо применить полученные знания на практике.
На прошлом уроке каждый из вас создал БД «Страны мира» и сформировал несколько простых запросов. Сегодня ваша задача - создать запросы с использованием сложного логического выражения. Файл с заданиями стр. 2 задание 2 и Алгоритм формирования запросов.
(1, 2 и 3 пункты задания - обязательны для всех. 4 и 5 - для тех, кто быстро справиться с предыдущими заданиями)
Прежде, чем вы начнете работу на компьютере, выполните гимнастику для глаз.
Задание 2
Создать запросы в базе данных «Страны мира»
-
Вывести на экран поля «страна», «часть света» и «площадь» для стран, расположенных в Азии с площадью более 700 тыс.кв.км. Сохранить как Запрос 1.
-
Вывести на экран поля «столица» и «часть света» для стран, расположенных в Европе и Америке. Сохранить как Запрос 2.
-
Вывести на экран поля «страна», «столица», «часть света» для стран не расположенных в Америке. Сохранить как Запрос 3.
-
* Вывести на экран поля «страна», «население» для стран с населением более 10000 тыс. человек, расположенных в Европе. Сохранить как Запрос 4.
-
* Вывести на экран список всех стран, не расположенных в Европе, и соответствующих им частей света. Сохранить как Запрос 5.
(1, 2 и 3 - обязательные, 4 и 5 - дополнительные)
Алгоритм формирование запросов
-
В окне базы данных «Страны мира» выделить группу объектов Запросы и выбрать пункт Создание запроса с помощью конструктора.
-
На диалоговой панели Добавление таблицы выбрать таблицу «Страны мира», для которой создаётся запрос. Щелкнуть по кнопке Добавить затем Закрыть.
-
В окне запроса в строке Поле: из раскрывающегося списка выбрать имена полей, которые необходимо включить в запрос, и имена полей, для которых будут заданы условия.
В строке Условие отбора: ввести логическое выражение для тех полей, которым задается условие. -
В строке Вывод на экран: задать поля, которые будут представлены в запросе.
-
Щелкнуть по кнопке Закрыть. Сохранить запрос под именем Запрос1.
-
Домашнее задание
Слайд 17.
-
Параграф 14 стр.80-83.
-
Составить таблицу БД «Мои одноклассники» (5 записей), сформировать три команды выборки с использованием сложных логических выражений.
-
Подведение итогов
С какими логическими операциями мы познакомились на уроке?
Где применяются логические операции?
Чем отличаются сложные логические выражения от простых?
Как реализуется запрос с использованием сложного логического выражения в БД Access?
Задания к уроку
Тема: Условия выбора и сложные логические выражения
Задание 1
Напишите команды выборки с использованием сложных логических выражений. Используйте таблицы БД из учебника на стр. 44-45.
-
Определите все даты до 17 марта, когда температура была выше 0.
-
Определить полки, на которых стоят книги Толстого Л.Н и
Олеша Ю.К. -
Вывести список дней, в которых не шел снег.
-
* Получить инвентарные номера всех книг, стоящих на пятой и седьмой полках
-
* Вывести список названия всех книг, автором которых не является Толстой Л.Н.
1, 2, 3 - обязательные, задания 4,5 - дополнительно.
Задание 2
Практическая работа на компьютере
Создать запросы в базе данных «Страны мира»
-
Вывести на экран поля «страна», «часть света» и «площадь» для стран, расположенных в Азии с площадью более 700 тыс.кв.км. Сохранить как Запрос 1.
-
Вывести на экран поля «столица» и «часть света» для стран, расположенных в Европе и Америке. Сохранить как Запрос 2.
-
Вывести на экран поля «страна», «столица», «часть света» для стран не расположенных в Америке. Сохранить как Запрос 3.
-
* Вывести на экран поля «страна», «население» дл я стран с населением более 10000 тыс. человек, расположенных в Европе. Сохранить как Запрос 4.
-
* Вывести на экран список всех стран, не расположенных в Европе, и соответствующих им частей света. Сохранить как Запрос 5.
(1, 2 и 3 - обязательные, 4 и 5 - дополнительные)
Алгоритм формирования запросов
-
В окне базы данных «Страны мира» выделить группу объектов Запросы и выбрать пункт Создание запроса с помощью конструктора.
-
На диалоговой панели Добавление таблицы выбрать таблицу «Страны мира», для которой создаётся запрос. Щелкнуть по кнопке Добавить затем Закрыть.
-
В окне запроса в строке Поле: из раскрывающегося списка выбрать имена полей, которые необходимо включить в запрос, и имена полей, для которых будут заданы условия.
В строке Условие отбора: ввести логическое выражение для тех полей, которым задается условие. -
В строке Вывод на экран: задать поля, которые будут представлены в запросе.
-
Щелкнуть по кнопке Закрыть. Сохранить запрос под именем Запрос1.
База данных Страны мира
Ответы к практической части
Используемая информация
-
Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л., «Информатика-базовый курс», 9 класс,
-
school-collection.edu.ru/catalog/res/f597ea32-0bd9-47ce-a981-61162dca4720/view/