Урок информатики «Измерение информации»

Урок с применением интерактивной доски.Тема урока: Измерение информации. (8 класс)Цели урока: · Обобщение и систематизация знаний по теме: “Измерение объёма информации”. · Формирование практических навыков нахождения количества информации, используя алфавитный подход к измерению информации. Задачи урока: · Обобщение и систематизация знаний. · Развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы. · Формирование информационной компетентност...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Тат-Юнкинская основная общеобразовательная школа»























Урок информатики в 8 классе

по теме «Измерение информации»























Учитель: Агишева Тамара Андреевна













2013 г.

Тема урока: Измерение информации.

Цели урока:

  • Обобщение и систематизация знаний по теме: "Измерение объёма информации".

  • Формирование практических навыков нахождения количества информации, используя алфавитный подход к измерению информации.

Задачи урока:

  • Обобщение и систематизация знаний.

  • Развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.

  • Формирование информационной компетентности.

  • Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • компьютерный класс; проектор и интерактивная доска.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

До урока:

  • Знать суть алфавитного подхода к измерению информации;

  • Знать формулу, связывающую информационный вес символа и мощность алфавита;

  • Знать формулу, по которой вычисляется информационный объем сообщения;

  • Знать единицы измерения информации.

После урока:

  • Уметь решать задачи с помощью алфавитного подхода к измерению информации;

  • Уметь переводить величины из одной единицы измерения в другую.









План урока

Этапы урока

Мин.

1.

Организационный момент

2

2.

Актуализация знаний

10

3.

Коллективное решение задач.

20

4.

Самостоятельная работа.

5

5.

Подведение итогов.

5

6.

Домашнее задание

3



Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что в любом сообщении, которое мы получили, содержится какое-то количество информации. Узнали, что существует алфавитный подход к определению информационного объема сообщения, представленного на некотором языке, независимо от его содержания. Поговорили о том, что количество информации в сообщении зависит от количества символов в этом сообщении и от информационного веса символа, а информационный вес символа зависит от мощности алфавита, при помощи которого составлено это сообщение.

Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме и отработаем навыки решения задач на измерения количества информации при алфавитном подходе.

Но прежде чем мы начнем решение задач, давайте повторим основные определения и формулы, которые нам будут необходимы сегодня.

№1.Вопросы (слайд2): (ученики отвечают на вопросы)

  1. Что такое алфавит?

  2. Что такое мощность алфавита?

  3. Какая формула связывает информационный вес символа и мощность алфавита?

  4. По какой формуле можно вычислить информационный объем сообщения?

  5. Назовите единицы измерения информации?

№2. (слайд3)Что означают величины в формулах I, N,b , K? (надо соотнести величины и значения)

№3 (слайд4). Единицы измерения информации. (ученики отвечают, а учитель проверяет с помощью проверяющей области)

1 байт=8бит

1Кбайт = 1024 байт

1Мбайт=1024Кбайт

1Гбайт=1024Мбайт

1 Тбайт = 1024Гбайт

3. Коллективное решение задач.

Учитель: Итак, мы повторили с вами формулы, величины, единицы измерения информации. Мы продолжаем тему "Измерение информации" и сегодня решим задачи на определение количества информации.

Ученики: Запись даты и темы в тетрадях

№1. Учитель: переведите из одной единицы измерения в другую. (слайд5)

Ученики решают и после открывают закрытые записи.

№2. (слайд6) Назовите наибольшую из предложенных единиц измерения информации.

№3.(слайд6) Сосчитать информационный объем сообщения «Поздравляю с праздником».

№4. (слайд7) Информационный объем носителей информации. (соотнести носитель информации и объем информации)

Ученик выполняет у доски.

Дискета - 1,44 Мбайт; компакт диск - 700Мбайт; жесткий диск - 80Гбайт; флэшка - 2Гбайт

№5. (слайд 8) Упражнение на соотнесение (ученик у доски выполняет)

1 байт - символ, введенный с клавиатуры;

6 байт - средний размер слова в тексте на русском языке;

50 байт - строка текста;

100Кбайт - фотография в низком разрешении;

1Мбайт - небольшая художественная книга;

3Гбайт - час качественной видеозаписи.

№6. Решить задачу. (Зачитывается формулировка задачи слайд 9). Кто желает попробовать решить эту задачу? (выходит ученик). Решение данной задачи совместная работа с учащимися класса. Каждый шаг в решении задачи проговаривается. Отрабатываются навыки перевода из одной единицы измерения информации.

Задача.

Сообщение, записанное буквами из 64-символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?

Дано:

N=64 символа

К=20 символов

Решение:

I=K*b, b-?

N=2b? Урок информатики «Измерение информации» 64=2b? Урок информатики «Измерение информации» b = 6 бит

I=20* 6=120 бит =15 байт

I-?

Ответ: Информационный объем сообщения равен 15 байт

4. Самостоятельная работа. (слайд10)

Задача

Информационное сообщение объёмом 4 Кбайт содержит 4096 символов. Сколько символов содержит алфавит этого сообщения?

Дано:

I=4 Кбайт

К=4096 символов

Решение:

N=2b, b-?

I=K*b Урок информатики «Измерение информации» b=I/K

b=(4*1024*8)/4096=8 бит

N=28=256

N-?

Ответ: 256 символов содержит алфавит

5.Подведение итогов урока

Учитель: Какие цели в начали урока, мы перед собой поставили? Что нового узнали? В чем возникли у вас затруднения? Какой материал не вызвал у вас затруднений.

Ученики: отвечают.

Для того чтобы обобщить пройденный материал отгадаем кроссворд.

(вопросы по горизонтали)

  1. Условный знак, который раскрывает смысл понятия, идеи, явления или события.

  2. Вся совокупность символов, используемых в некотором языке для представления информации.

  3. Рисунок, который обозначает понятие или даже целое сообщение.

  4. Он представляет собой заменитель объекта или предмета.

  5. Наименьшая единица измерения информации.

По вертикали - информация

6.Домашнее задание: § 4, стр.26 № 6,7.

Учитель: При работе над домашним заданием, вы еще раз повторите основные формулы, необходимые при нахождении количества информации, а так же еще раз повторите алгоритм перевода из одной единицы измерения информации в другую.








© 2010-2022