- Преподавателю
- Информатика
- Урок информатики «Измерение информации»
Урок информатики «Измерение информации»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Агишева Т.А. |
Дата | 16.02.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
МБОУ «Тат-Юнкинская основная общеобразовательная школа»
Урок информатики в 8 классе
по теме «Измерение информации»
Учитель: Агишева Тамара Андреевна
2013 г.
Тема урока: Измерение информации.
Цели урока:
-
Обобщение и систематизация знаний по теме: "Измерение объёма информации".
-
Формирование практических навыков нахождения количества информации, используя алфавитный подход к измерению информации.
Задачи урока:
-
Обобщение и систематизация знаний.
-
Развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
-
Формирование информационной компетентности.
-
Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
-
компьютерный класс; проектор и интерактивная доска.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
До урока:
-
Знать суть алфавитного подхода к измерению информации;
-
Знать формулу, связывающую информационный вес символа и мощность алфавита;
-
Знать формулу, по которой вычисляется информационный объем сообщения;
-
Знать единицы измерения информации.
После урока:
-
Уметь решать задачи с помощью алфавитного подхода к измерению информации;
-
Уметь переводить величины из одной единицы измерения в другую.
План урока
Этапы урока
Мин.
1.
Организационный момент
2
2.
Актуализация знаний
10
3.
Коллективное решение задач.
20
4.
Самостоятельная работа.
5
5.
Подведение итогов.
5
6.
Домашнее задание
3
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что в любом сообщении, которое мы получили, содержится какое-то количество информации. Узнали, что существует алфавитный подход к определению информационного объема сообщения, представленного на некотором языке, независимо от его содержания. Поговорили о том, что количество информации в сообщении зависит от количества символов в этом сообщении и от информационного веса символа, а информационный вес символа зависит от мощности алфавита, при помощи которого составлено это сообщение.
Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме и отработаем навыки решения задач на измерения количества информации при алфавитном подходе.
Но прежде чем мы начнем решение задач, давайте повторим основные определения и формулы, которые нам будут необходимы сегодня.
№1.Вопросы (слайд2): (ученики отвечают на вопросы)
-
Что такое алфавит?
-
Что такое мощность алфавита?
-
Какая формула связывает информационный вес символа и мощность алфавита?
-
По какой формуле можно вычислить информационный объем сообщения?
-
Назовите единицы измерения информации?
№2. (слайд3)Что означают величины в формулах I, N,b , K? (надо соотнести величины и значения)
№3 (слайд4). Единицы измерения информации. (ученики отвечают, а учитель проверяет с помощью проверяющей области)
1 байт=8бит
1Кбайт = 1024 байт
1Мбайт=1024Кбайт
1Гбайт=1024Мбайт
1 Тбайт = 1024Гбайт
3. Коллективное решение задач.
Учитель: Итак, мы повторили с вами формулы, величины, единицы измерения информации. Мы продолжаем тему "Измерение информации" и сегодня решим задачи на определение количества информации.
Ученики: Запись даты и темы в тетрадях
№1. Учитель: переведите из одной единицы измерения в другую. (слайд5)
Ученики решают и после открывают закрытые записи.
№2. (слайд6) Назовите наибольшую из предложенных единиц измерения информации.
№3.(слайд6) Сосчитать информационный объем сообщения «Поздравляю с праздником».
№4. (слайд7) Информационный объем носителей информации. (соотнести носитель информации и объем информации)
Ученик выполняет у доски.
Дискета - 1,44 Мбайт; компакт диск - 700Мбайт; жесткий диск - 80Гбайт; флэшка - 2Гбайт
№5. (слайд 8) Упражнение на соотнесение (ученик у доски выполняет)
1 байт - символ, введенный с клавиатуры;
6 байт - средний размер слова в тексте на русском языке;
50 байт - строка текста;
100Кбайт - фотография в низком разрешении;
1Мбайт - небольшая художественная книга;
3Гбайт - час качественной видеозаписи.
№6. Решить задачу. (Зачитывается формулировка задачи слайд 9). Кто желает попробовать решить эту задачу? (выходит ученик). Решение данной задачи совместная работа с учащимися класса. Каждый шаг в решении задачи проговаривается. Отрабатываются навыки перевода из одной единицы измерения информации.
Задача.
Сообщение, записанное буквами из 64-символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?
Дано:
N=64 символа
К=20 символов
Решение:
I=K*b, b-?
N=2b? 64=2b? b = 6 бит
I=20* 6=120 бит =15 байт
I-?
Ответ: Информационный объем сообщения равен 15 байт
4. Самостоятельная работа. (слайд10)
Задача
Информационное сообщение объёмом 4 Кбайт содержит 4096 символов. Сколько символов содержит алфавит этого сообщения?
Дано:
I=4 Кбайт
К=4096 символов
Решение:
N=2b, b-?
I=K*b b=I/K
b=(4*1024*8)/4096=8 бит
N=28=256
N-?
Ответ: 256 символов содержит алфавит
5.Подведение итогов урока
Учитель: Какие цели в начали урока, мы перед собой поставили? Что нового узнали? В чем возникли у вас затруднения? Какой материал не вызвал у вас затруднений.
Ученики: отвечают.
Для того чтобы обобщить пройденный материал отгадаем кроссворд.
(вопросы по горизонтали)
-
Условный знак, который раскрывает смысл понятия, идеи, явления или события.
-
Вся совокупность символов, используемых в некотором языке для представления информации.
-
Рисунок, который обозначает понятие или даже целое сообщение.
-
Он представляет собой заменитель объекта или предмета.
-
Наименьшая единица измерения информации.
По вертикали - информация
6.Домашнее задание: § 4, стр.26 № 6,7.
Учитель: При работе над домашним заданием, вы еще раз повторите основные формулы, необходимые при нахождении количества информации, а так же еще раз повторите алгоритм перевода из одной единицы измерения информации в другую.