- Преподавателю
- Информатика
- Проектирование многотабличной базы данных
Проектирование многотабличной базы данных
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зюзина Ю.С. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока по информатике и ИКТ для учащихся 11 класса средних общеобразовательных учреждений.
Тема: «Проектирование многотабличной базы данных»
Цели урока:
Обучающая: освоить новые возможности СУБД MS Access, приблизить овладение СУБД MS Access к профессиональному уровню
Развивающая: развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приобрести опыт использования теоретических знаний и средств СУБД MS Access в реализации конкретной задачи
Воспитывающая: понимать значимость хранения и структурирования информации
Основные понятия:
-
База данных,
-
виды моделей данных (иерархическая, сетевая, реляционная),
-
структура реляционной модели (таблица, запись, поле),
-
система управления базами данных СУБД,
-
этапы проектирования базы данных,
-
реляционная модель данных.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, компьютеры;
Литература:
-
Семакин И.Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - 7-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2011. - 246 с.: ил.
-
Семакин И.Г. «Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие». - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Бином. Лаборатория знаний,2004. - 540с.
-
Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 624с.
План урока:
-
Организационный момент (2 мин).
-
Фронтальный опрос (4 мин)
-
Объяснение нового материала (15 мин)
-
Самостоятельная работа (15 мин)
-
Итог урока, рефлексия (6 мин).
-
Домашнее задание. (3 мин).
Ход урока:
-
1. Организационный момент.
(приветствие учителем учащихся, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих, сообщение темы и целей урока). (слайд 1)
-
Фронтальный опрос.(слайд 2)
Вопросы:
-
Что собой представляет база данных?
-
Для чего предназначены базы данных?
-
Какие существуют варианты классификации БД?
-
Почему реляционный вид БД является наиболее распространенным?
-
Что такое запись в реляционной БД?
-
Что такое поле в реляционной БД?
-
Какие бывают типы полей?
-
Что такое главный ключ записи?
-
Объяснение нового материала
Рассмотрим на конкретном примере методику проектирования много табличной базы данных.
Имеем модель данных, состоящую из трех взаимосвязанных таблиц (Слайд 3):
АБИТУРИЕНТЫ
Регистрационный номер
Фамилия
Имя
Отчество
Дата рождения
Город
Законченное учебное заведение
Название специальности
Производственный стаж
Медаль
Оценка за экзамен 1
Оценка за экзамен 2
Оценка за экзамен 3
Зачисление
-
ФАКУЛЬТЕТЫ
Название факультета
Экзамен 1
Экзамен 2
Экзамен 3
СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Название специальности
Название факультета
План приема
Эти таблицы можно рассматривать как модель данных в реляционной СУБД. Но работать с БД в таком виде неудобно, т.к. к реляционной БД предъявляется требование: минимизация избыточности данных.
Недостаток этих таблиц - многократное повторение длинных значений полей в разных записях.
Внесем изменения в таблицы (Слайд 4):
ФАКУЛЬТЕТЫ
Название факультета
Экзамен 1
Экзамен 2
Экзамен 3
ФАКУЛЬТЕТЫ
Код факультета
Название факультета
Экзамен 1
Экзамен 2
Экзамен 3
СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Название специальности
Название факультета
План приема
СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Название специальности
Название факультета
План приема
Таблицу АБИТУРИЕНТЫ разделим на четыре таблицы (Слайд 5):
АНКЕТЫ
Регистрационный номер
Фамилия
Имя
Отчество
Дата рождения
Город
Учебное заведение
АБИТУРИЕНТЫ
Регистрационный номер
Код специальности
Медаль
Производственный стаж
ОЦЕНКИ
Регистрационный номер
Оценка за экзамен 1
Оценка за экзамен 2
Оценка за экзамен 3
ИТОГИ
Регистрационный номер
ЗачислениеЧтобы эти шесть таблиц представляли собой систему, между ними должны быть установлены связи. Связи позволяют определить соответствия между любыми данными в этих таблицах. Например: между фамилией абитуриента и его оценкой по математике. Благодаря этим связям становится возможным получение ответов на запросы, требующие поиска информации в нескольких таблицах одновременно.
Для указания связей между таблицами построим схему базы данных (Слайд 6).
В схеме указывается наличие связей между таблицами и типы связей.
Здесь использованы два типа связей:
-
«один-к-одному»;
-
«один-ко-многим».
При связи «один-к-одному» с одной записью в таблице связана одна запись в другой таблице. При наличии связи «один-ко-многим» одна запись в некоторой таблице связана с множеством записей в другой таблице.
-
Самостоятельна работа:
Задание: Построить модель данных для данной предметной области, определив количество таблиц в БД. Установить связи и указать тип связи между таблицами. Определить для каждой таблицы поля и типы полей. Заполнить лист отчета.
Вариант 1.
БД «Больница»
В таблицах должна содержаться следующая информация: название отделения, ФИО заведующего отделением, число больничных коек в отделении, телефон заведующего, ФИО врача, категория врача, ФИО больного, дата рождения больного, адрес больного, место работы, должность, диагноз при поступлении, номер палаты, первичный ли больной (впервые ли поступил в стационар с данным диагнозом), дата выписки, дата состояния, температура, общее состояние (тяжелое, удовлетворительное и т.п.), лечение (список лекарств и процедур).
Вариант 2.
БД «Кадры»
В таблицах должна содержаться следующая информация: название отдела, ФИО начальника отдела, номер кабинета начальника, телефон начальника отдела, код рабочей группы, ФИО руководителя группы, номер кабинета руководителя, телефон руководителя, количество сотрудников в группе, ФИО сотрудника, дата рождения, адрес, образование, семейное положение, количество детей, дата поступления в организацию, имеет ли награды, имеет ли взыскания, дата назначения на должность, название должности, зарплата.
-
Итог урока, рефлексия
-
Домашнее задание:§32, с. 178 №1,2, 3 (б)
5