Программа по информатике начальные классы

Данная программа по информатике носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности.Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек. Развивает коммутативные и интеллектуальные способности учащихся. Создает мотивацию для уч...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Ивняковская средняя общеобразовательная школа







Программа

«Юный пользователь компьютера»

(срок реализации - 2 года)





Разработал:

Коновалова С.Ю.

учитель информатики















п. Ивняки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа по информатике носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности. За основу взята программа МОУ Новоозерской Средней общеобразовательной школы, «Юный пользователь компьютера», учителя информатики Урсатий Светланы Александровны. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек. Развивает коммутативные и интеллектуальные способности учащихся. Создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях. Программа рассчитана на детей 10 - 12 лет, и состоит из 2 уровней. На первом году обучения учащиеся получают начальные знания и навыки пользования компьютером. Второй год обучения носит пользовательский характер, т. е. дети учатся пользоваться стандартными программами.

Основная задача курса - способствовать формированию у школьников информационной и функциональной компетентности, развитие алгоритмического мышления. Назначение курса - помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.

Целесообразность начала изучения информатики в младших классах, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.

Формы и методы обучения существенно зависят от возможности доступа обучающегося к компьютерам. Наилучшие результаты дает машинный вариант преподавания.

Предлагаемый курс рассчитан на 70 часов. Это не исключает некоторую фрагментарность его содержания. Однако данное обстоятельство успешно нейтрализуется путем использования элементов игры, использованием межпредметного материала, чередованием теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения .

Работу за компьютером организовать с учетом возрастных особенностей, санитарно-гигиенических требований. В процессе изучения информатики и информационных технологий в начальной школе эффективно развивается целый ряд универсальных учебных действий, особенно регулятивные и познавательные УУД.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Учебно-тематический план


1 год обучения


тема

Всего часов

УУД

всего

теория

практика

Тема 1.Информация и информационные процессы (3 часов)

Понятие информации. Источник информации

1

1

привлекает детей к открытию новых знаний;

умение слушать и понимать партнера

Виды информации

1

1

Информационные процессы

1

1

Тема 2. Компьютер и его программное обеспечение (13 часов)

Техника безопасности в компьютерном классе

1

1

умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,

Основные компоненты компьютера

1

1

Задачи и использование компьютера

1

1

Клавиатура. Процессор.

1

1

Оперативная и долговременная память

1

1

Устройства ввода, вывода

1

1

Программы

1

1

Файл. Файловая система

1

1

Единицы информации

1

1

Практическая работа "Клавиатура"

2

2

Клавиатурный тренажер

2

2

Тема 3. Проводник (Мой компьютер), (7часов)

Запуск программы

1

1

решать поставленную

задачу

Окно программы проводник

1

1

Создание новой папки

1

1

Копирование файлов

1

1

Работа с файлами и папками

1

1

Создание ярлыка

1

1

Удаление ярлыка и папок

1

1

Тема 4. Антивирусные программы. (4 часа)

Компьютерные вирусы

2

2

обсуждать, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

Средства профилактики и лечения

2

1

1

Тема 5. Информационные и коммутационные технологии (8 часов)

Технология обработки графической информации

1

1

приемам работы в группах; анализировать учебные конфликты и находить совместно пути их решения;

проводить самопроверки и взаимопроверки

Графический редактор Раint

1

1

Создание и хранение изображений.

1

1

Практическая работа "Создание рисунков".

1

1

Конкурс рисунков

3

3

Итого

35



2 год обучения


тема

Всего часов

УУД

всего

теория

практика

Тема 5. .Продолжение. Информационные и коммутационные технологии (14 часов)

Технология обработки текстовой информации. Текстовый редактор Word

1

1

привлекает детей к открытию новых знаний;

умение слушать и понимать партнера;

нахождение схемы для решения задачи;

самопроверка и взаимопроверка;

установка правил проверки текста

Назначение и основные возможности.

1

1

Практическая работа «Набор текста и форматирование»

2

2

Оформление открыток, поздравлений

1

1

Оформление визиток

1

1

Печать текстовой информации

1

1

Технология обработки числовой информации

1

1

Электронная таблица Exel. Назначение и основные возможности

1

1

Практическая работа "Заполнение ячеек"

1

1

Построение диаграмм

2

2

Телекоммуникационные системы. Поиск информации

1

1

Электронная почта

1

1

Тема 6. Cоздание презентаций в Power Point (21 час)

Общая характеристика

2

2

умение слушать и понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;

решать поставленную

задачу;

самопроверка;

определение алгоритма действий.

Запуск программы

1

1

Знакомство с инструментами

2

1

1

Создание стандартной презентации

2

2

Перемещение слайдов в презентации

2

2

Создание текста

2

2

Вставка рисунка

1

1

Создание гиперссылки

1

1

Создание таблиц

1

1

Шаблоны оформления. Цветовое оформление

1

1

1

Создание заметок

1

1

Вставка диаграммы

1

1

Создание титульного листа

1

1

Создание слайда с таблицей

1

1

Организация просмотра презентации

1

1

Практическая работа

1

1

Итого

35





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Цель курса: ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНФОРМАТИКИ В 8 КЛАССЕ.

1 год обучения (35 часов)

Задачи:

  • способствовать формированию начальных знаний и умений,

  • способствовать обучению детей пользоваться компьютером в повседневной жизни.

Тема 1. Информация и информационные процессы (3 часа).

Основные вопросы: понятие информации. Источники информации. Виды информации. Информационные процессы.

Требования к знаниям и умениям:

  • понятие информации, источники информации;

  • определять виды информации;

  • приводить примеры информационных процессов.

Тема 2. Компьютер и его программное обеспечение (13 часов).

Основные вопросы: основные компоненты компьютера. Техника безопасности в компьютерном классе. Клавиатура. Процессор. Память. Устройства ввода, вывода. Практическая работа "Клавиатура". Клавиатурный тренажер.

Требования к знаниям и умениям:

  • понятие компьютера как информационной машины;

  • знать состав компьютера и назначение его основных устройств;

  • приводить области применения компьютера;

  • выбирать и загружать нужную программу.

Практическая работа. Клавиатурный тренажер.

Тема 3. Проводник (Мой компьютер) (7 часов).

Основные вопросы: роль программы Проводник, дополнительные средства, значки, панель управления, свойства. Файл, папка, ярлык.

Требования к знаниям и умениям:

  • уметь работать в программе Проводник;

  • изменять вид структуры программы Проводник;

  • получать информацию о параметрах папки.

Тема 4. Антивирусные программы (4 часа).

Основные вопросы: вирусы, типы вирусов, признаки появления вируса, классификация вирусов. Антивирусная программа, её вид и назначение, классификация антивирусов.

Требования к знаниям и умениям:

  • определение термина «компьютерный вирус»;

  • классификация компьютерных вирусов;

  • пути заражения;

  • способы профилактики и методы борьбы с ними;

  • вид и назначение антивирусных программ;

  • проводить тестирование объектов на наличие компьютерных вирусов.

Практическая работа: проверка диска на присутствие в нем компьютерного вируса с помощью антивирусной программы.

Тема 5. Информационные и коммуникационные технологии (8 часов).

Основные вопросы:

Технология обработки графической информации. Графический редактор Раint. Создание и хранение изображений. Практическая работа "Создание рисунков".

Требования к знаниям и умениям:

  • работать в графическом редакторе (создавать собственные рисунки, редактировать их и сохранять).

2 год обучения (35 часов).

Задачи:

  • выявить и развить одаренных детей,

  • способствовать формированию умений и навыков пользования компьютером.

Тема 5. Продолжение. Информационные и коммуникационные технологии (14 часов).

Основные вопросы: технология обработки текстовой информации. Текстовый редактор. Назначение и основные возможности. Практическая работа "Набор текста и форматирование".

Технология обработки числовой информации. Электронная таблица. Назначение и основные возможности. Практическая работа "Заполнение ячеек".

Телекоммуникационные системы. Поиск информации. Электронная почта.

Требования к знаниям и умениям:

  • работать в текстовом редакторе (выбор шрифта, набор текста, форматирование, печать);

  • использовать электронные таблицы дня решения задач (структура ЭТ);

  • строить простейшие диаграммы;

  • иметь представление о технических характеристиках модемов и линий связи;

  • пользоваться поисковыми средствами Интернет.

Практические работы:

  1. Набор текста и форматирование.

  2. Создание и редактирование рисунков.

  3. Заполнение ячеек электронной таблицы, построение диаграмм.

  4. Поиск информации в компьютерных сетях. Знакомство с принципами работы сети Интернет.

Тема 6. Создание презентаций в Power Point (21 час).

Основные вопросы: назначение программы Power Point , слайд, фон, звук, анимация, гиперссылка, сортировщик.

Требования к знаниям и умениям:

  • создавать слайд;

  • вставлять рисунок из файла;

  • вставлять диаграммы;

  • создавать гиперссылки;

  • создавать таблицы;

  • изменять шаблоны оформления.

Практическая работа: создание собственной презентации.

Результат: учащиеся смогут

  • работать в текстовом редакторе (выбор шрифта, набор текста, форматирование, печать);

  • работать в графическом редакторе (создавать собственные рисунки, редактировать их и сохранять);

  • использовать электронные таблицы дня решения задач (структура ЭТ);

  • строить простейшие диаграммы;

  • иметь представление о технических характеристиках модемов и линий связи;

  • пользоваться поисковыми средствами Интернет;

  • создавать презентации;

  • оформлять документы.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. - 2004. -№ 2. -С. 52-60.

  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

  3. Брыксина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальных классах. // Информатика и образование. - 2001. - 2. - С. 86-93.

  4. Горячев А.В. О понятии "Информационная грамотность. // Информатика и образование. - 2001. -№8 - С. 14-17.

  5. Грязнова ЕМ. Занимательная информатика в начальной школе // Информатика и образование. - 2006. -№6. - С.77 - 87.

  6. Журова СМ. Внеурочные занятия по информатике // Информатика и образование. - 2006. -5. - С. 8-13.

  7. Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е., Угринович Н.Д. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике. - М.: Дрофа, 2001. - 48 с.

  8. Макарова Н. В. Информатика, практикум по информационным технологиям, 7 - 9 класс //Питер. - 2005. - 288 с.

  9. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 352 с.

  10. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: учебное пособие. - М.: АСТ-ГГРЕСС: ИнфоркомПресс, 2000. - 400 с.

  11. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. - 2-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2001. - 48 с.

  12. Швачко Н.В. Основные аспекты преподавания темы "Информация" в начальной школе // Информатика и образование. - 2006. -№9. -С. 29- 43.

  13. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

© 2010-2022