Программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Компьютерная графика»

В настоящее время уже нет необходимости прививать интерес детей к информационным технологиям, так как новое поколение полностью погружено в оцифрованный мир. В связи этим в современной начальной школе ставятся цели и задачи, которые направлены на духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. Перед учителями информатики стоит новая задача: задать правильное направление применения информационных технологий в деятельности ребёнка. Опираясь на требования Федерального госуда...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №32

городского округа Тольятти

Согласовано «Утверждаю»

_______________ Директор МБУ школы № 32

_______________ _________О.В.Федорахина

_______________ «____»____________2013г.

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на М/о учителей информатики и технологии

Протокол №___от_______2013г.

Руководитель М/о Платошина Н.В.



Программа внеурочной деятельности

общекультурного направления

«Компьютерная графика»




Возраст обучающихся: 1-4 классов

Срок реализации: 4 года


Автор программы: Габараева О.Г., учитель ИКТ













Тольятти, 2013г.


Пояснительная записка



Введение.

Программа внеурочной деятельности «Компьютерная графика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, концепция которой направлена на духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. Данная программа разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская и программы по информатике и ИКТ для четырехлетней начальной школы Горячева А. В. «Общеобразовательная система «Школа 2100».

Программа внеурочной деятельности «Компьютерная графика» является составной частью ООП школы общекультурного направления развития личности.

Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. Программа поможет учащимся освоить азы художественного мастерства, расширить горизонты мировоззрения и предусматривает понимание учеником гармонии и цвета.

Актуальность программы

Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а так же умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.

В настоящее время информатизации обучения отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность.

Формирование интереса к овладению ИКТ знаний и умений является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Процесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного понятия "рисование". С помощью графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания элементарных форм - эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и редактирования рисунка становится возможным создание достаточно сложных изобразительных композиций детьми.

Цель: формирование и развитие у детей практических умений в области компьютерной графики.

Задачи:

  • способствовать развитию творческих способностей учащихся и интереса к изучению компьютерной графики;

  • предоставить учащимся возможность для знакомства с простыми приемами рисования в программах «Рисуем вместе с Tux», «Paint» и «Фантазёры», и проектирования в программе «SweetHome3D»;

  • познакомить учащихся с возможностями текстового редактора и программы создания презентаций;

  • развивать у учащихся творческий потенциал, инициативу, самостоятельность.

Место программы в учебном плане

Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Программа «Компьютерная графика» реализуется на занятиях внеурочной деятельности с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, развития индивидуальных способностей каждого школьника, формирования коммуникативных качеств. Формы реализации программы общекультурного направления: практические занятия с элементами игр и игровых элементов, практическая, самостоятельная работа, ситуационные игры, проектная деятельность.

Особенности организации внеурочного занятия

Формы и методы содержания обучения информатике по данной программе должно проходить в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора, экрана. Занятия происходят один раз в неделю. Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером обучающиеся работают 15-20 минут. Сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации - обучающиеся выполняют упражнения для глаз и кистей рук.

Формы организации работы с детьми

  • Коллективная и индивидуальная работа;

  • Работа в парах;

  • Работа в малых группах;

  • Практическая работа за компьютером;

Методы обучения

  • Беседа;

  • Игра: познавательная, развивающая;

  • Проектная работа;

  • Практическая работа;

  • Наглядный пример.

Учебно - тематический план


Тема программы / Количество часов

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Знакомство с компьютером

3

7

4

5

2

Признаки предметов

17




3

Азбука искусства

13

13



4

Декоративная композиция


8

4


5

Живопись и компьютер


6

4


6

Создание мультфильмов и живых картинок



8

6

7

Проектирование дома и квартиры



7


8

Дизайн жилого помещения




8

9

Шрифты и каллиграфия




5

10

Графический дизайн



7

10

Итого

33

34

34

34

Материально - техническое обеспечение

Материально-техническая база образовательного учреждения приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации основной образовательной программы, необходимого учебно-материального оснащения образовательного процесса и

созданию соответствующей образовательной и социальной среды. В соответствии с требованиями ФГОС в образовательном учреждении имеются кабинеты, необходимые для реализации учебной и внеурочной деятельности. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП ООО МБУ школы № 32 направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией ООП, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Для реализации программы внеурочной деятельности «Компьютерная графика» в школе имеется: 3 кабинета, оборудованных компьютерной техникой, 3 мобильных класса, проекторы, интерактивные доски, программное обеспечение включает программные продукты «Tux Paint», «Paint», «Фантазёры», «SweetHome3D». С целью дальнейшего развития интереса к компьютерной графике в школе имеются программные продукты «Adobe Photoshop», 3D max, Flash.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы

В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования

Личностные результаты

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом и придуманных самостоятельно ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

  • адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);

  • выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться работать по предложенному учителем плану.

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста или рисунка);

слушать и понимать речь других;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

оформлять свои мысли в устной и художественной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

владеть монологической и диалогической формами речи;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

умение задавать вопросы.

Предметные результаты

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

- выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;

- сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения

-давать определения тем или иным понятиям;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

-уметь создавать рисунки в программе графический редактор Paint;

-уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;

-иметь понятие о множестве;

-уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества;

-уметь находить общий признак предмета и группы предметов;

-уметь конструировать фигуру из её частей;

уметь находить истинное и ложное суждение;

-уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам.

Календарно - тематический план


п/п

Тема урока

Кол-во часов

1 класс

Знакомство с компьютером

3

1.

Техника безопасности. Художник и компьютер.

1

2.

Знакомство с графическим редактором.

1

3.

Файлы и папки.

1

Признаки предметов

17

4.

Фантазируем и учимся. Форма и размер предмета.

1

5.

Чудо - радуга.

1

6.

Линии. Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

1

7.

Творческая работа.

1

8.

Круги. Понятия «больше», «меньше».

1

9.

Творческая работа.

1

10.

Волны. Замкнутые линии.

1

11.

Творческая работа.

1

12.

Завитки.

1

13.

Творческая работа.

1

14.

Фигуры.

1

15.

Творческая работа.

1

16.

Цвет и характер предмета.

1

17.

Творческая работа.

1

18.

Симметрия.

1

19.

Орнамент.

1

20.

Творческая работа.

1

Азбука искусства

13

21.

Что такое композиция?

1

22.

Натюрморт.

1

23.

Смешиваем краски.

1

24.

Творческая работа.

1

25.

Графика.

1

26.

Чёрное на белом и белое на чёрном.

1

27.

Пейзаж.

1

28.

Творческая работа.

1

29.

Народные промыслы.

1

30.

Роспись предметов.

1

31.

Чудеса акварели.

1

32.

Цвета и цветы.

1

33.

Итоговая работа.

1


Итого

33

2 класс

Знакомство с компьютером

7

1.

Техника безопасности. Компьютер и искусство.

1

2.

Рабочий стол. Работа с файлами.

1

3.

Виды изобразительной деятельности.

1

4.

Работа с цветом.

1

5.

Аппликация. Силуэт.

1

6.

Обрамление картин. Рамка.

1

7.

Итоговая работа.

1

Азбука искусства

13

8.

Иллюстрация Набросок.

1

9.

Иллюстрация. Композиция.

1

10.

Иллюстрация. Итоговая работа.

1

11.

Гравюра. Фактура.

1

12.

Лубок. Линии, штрихи.

1

13.

Лубок. Цвет.

1

14.

Штриховка. Направление, плотность.

1

15.

Штриховка. Светотень.

1

16.

Итоговая работа.

1

17.

Натюрморт.

1

18.

Творческая работа.

1

19.

Рисуем с натуры.

1

20.

Братья наши меньшие.

1

Декоративная композиция.

8

21.

Орнамент. Ритм.

1

22.

Растительный орнамент.

1

23.

Стилизация растений.

1

24.

Творческая работа.

1

25.

Композиция орнамента.

1

26.

Орнамент и предмет.

1

27.

Городецкая роспись.

1

28.

Творческая работа.

1

Живопись и компьютер

6

29.

Работа акварелью.

1

30.

Акварельный пейзаж.

1

31.

Итоговая работа.

1

32.

Колорит - душа живописи.

1

33.

Бытовая живопись.

1

34.

Итоговая работа.

1


Итого

34

3 класс

Знакомство с компьютером

4

1

Техника безопасности. Компьютер и профессии.

1

2

Компьютерная графика.

1

3

Программы для работы с компьютерной графикой.

1

4

Периферийные устройства компьютера

1

Декоративная композиция

4

5

Виды росписи предметов.

1

6-7

Роспись предмета.

2

8

Творческая работа.

1

Живопись и компьютер

4

9

Работа с кистями.

1

10

Натюрморт.

1

11

Пейзаж.

1

12

Итоговая работа.

1

Создание анимации

8

13

Анимация. Компьютерная анимация.

1

14-18

Основные способы создания компьютерной анимации.

5

19

Итоговая работа.

1

20

Оформление выставки работ

1

Проектирование дома и квартиры

7

21

Компьютерное проектирование. Введение

1

22-23

Основные операции при проектировании.

2

24-25

Порядок действий при проектировании дома.

2

26

Порядок действий при проектировании квартиры.

1

27

Защита индивидуального творческого проекта.

1

Графический дизайн

7

28-29

Фирменный стиль

1

30

Знаки

1

31

Логотипы

1

32

Системы ориентации

1

33

Итоговая работа

1

34

Оформление выставки работ

1


Итого

34

4 класс

Знакомство с компьютером

5

1

Техника безопасности. Файлы и папки.

1

2

Операции над файлами и папками (каталогами).

1

3

Источники информации и способы для компьютерного поиска.

1

4

Локальный поиск. Поисковые системы в сети Интернет.

1

5

Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

1

Создание мультфильма

6

6

Этапы создания мультфильма.

1

7-10

Основные операции при создании анимации

4

11

Защита индивидуального творческого проекта.

1

Дизайн жилого помещения

8

12

Зонирование и оформление интерьера

1

13

Стили интерьера

1

14

Композиция и цвет интерьера

1

15-17

Дизайн жилой комнаты

3

18

Защита индивидуального творческого проекта.

1

19

Оформление выставки работ

1

Шрифты и каллиграфия

5

20

Компьютерное письмо и шрифты.

1

21

Каллиграфия. Операции при создании текстов.

1

22-23

Оформление и организация текста

2

24

Творческая работа

1

Графический дизайн

10

25

Виды плакатов

1

26-27

Разработка плаката

2

28

Итоговая работа

1

29

Виды упаковки

1

30

Знаки на упаковке

1

31-32

Разработка упаковки

2

33

Итоговая работа

1

34

Оформление выставки работ

1


Итого

34

Ожидаемые результаты программы

В ходе реализации программы «Компьютерная графика» будет обеспечено достижение обучающимися следующих результатов:

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися первоначальных знаний работы на компьютере, понимания построения графического рисунка: создавать рисунки с помощью компьютера; применять набор основных инструментов и операций, применяемых при рисовании на компьютере; определять признак предмета (цвет, форма, размер), холодные и тёплые цвета; различать понятия «замкнутые линии», симметрия, орнамент; определять понятия «композиция», «натюрморт», «графика», «пейзаж», «лубок»; познакомиться с народными промыслами; познакомиться с видами штриховки.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта работы на компьютере: создавать анимацию разными способами (покадровая рисованная анимация, конструирование анимации, программирование анимации); работать с набором основных инструментов, применяемых при создании проектов домов и квартир; разрабатывать логотипы, знаки и системы ориентации.

Контроль и оценка планируемых результатов

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся (собеседование).

  • Текущий, в форме наблюдения:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль в формах

-практические работы;

-творческие работы обучающихся;

- презентация своей работы.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование работ выполненных на компьютере по разным школьным дисциплинам.

Литература:

  1. «Рабочая программа по информатике для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы» (Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова).

  2. Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга учителя.- СПб.: БХВ-Петербург, 2008.- 352с.: ил.

  3. Практические задания по курсу «Пользователь персонального компьютера». Методическое пособие./Разработано: В.П. Жуланова, Е.О. Казадаева, О.Л. Колпаков, В.Н. Борздун, М.А. Анисова , О.Н. Тырина, Н.Н. Тырина-Кемерово: КРИПКиПРО.- 2011.

  4. Обучение информатике в начальной школе: Методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  5. Информационная культура. 1 - 11 классы. Экспериментальный курс. Первин Ю. А. -Программно-методические материалы. Информатика. -М: Дрофа, 2008.

  6. Информатика 1-6 классы. Пропедевтический курс. Горячев А. В., Лесневский А. С. - Программно-методические материалы. Информатика. -М: Дрофа, 2010.

  7. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 1 класс. Куревина О.А., Ковалекская Е.Д. - М.: Баласс; Школьный дом, 2012. - 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

  8. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 2 класс. Куревина О.А., Ковалекская Е.Д. - М.: Баласс; Школьный дом, 2012. - 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

  9. Информатика в играх и задачах. 1 класс. Методические рекомендации для учителя. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. - изд. 2-е, испр. - М.: 2006. - 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

  10. Информатика в играх и задачах. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. - изд. 2-е, испр. - М.: 2006. - 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

  11. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. - изд. 2-е, испр. - М.: 2006. - 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

  12. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. Горячев А.В. - М.: Баласс, 2008 - 80 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

  13. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. Горячев А.В. - М.: Баласс, 2008 - 80 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).


© 2010-2022