План-конспект урока по информатике по теме Графы 3 класс

Раздел Информатика
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет, класс. Информатика и ИКТ. 3 класс.

Тема «Граф. Построение графов»

Программа «Школа 2100»

Учебник Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Уч. в 2-х частях, часть 2. - М., Баласс, 2006.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: ознакомление учащихся с понятием «граф», основными принципами его построения.

Задачи:

  • формировать умения выделять отношения, связывающие объекты;

  • развивать внимание, логическое мышление, способность к рассуждению, математическую речь;

  • воспитывать взаимопомощь, совершенствовать умение сотрудничать при работе в группах и в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, учебник - тетрадь по информатике (авт. А.В.Горячев ), рисунки с изображением графов.

Структура урока.

  1. Оргмомент. - 1 мин. Мотивационная установка - 1 мин.

  2. Введение в тему урока. - 4 мин.

  3. Изучение новой темы. - 10 мин.

  1. Фронтальная работа с использованием демонстрационных слайдов и материала учебника.

  1. Закрепление полученных знаний. - 18 мин.

  1. Работа в группах (первичное закрепление).

  2. Самостоятельная (дифференцированная) работа по учебнику.

  3. Работа за компьютером. - 10 мин.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. - 2 мин.

  2. Сообщение домашнего задания, инструктаж. - 2 мин.


Ход урока.

  1. Организационный момент, мотивационная установка.

- Ребята, сегодня наш урок - урок изучения нового материала, а узнавать новое - это всегда очень трудно. Поэтому сейчас давайте пожелаем друг другу успехов на уроке. (Дети от каждой группы (группы постоянного состава) высказывают свои пожелания относительно урока.)

2. Введение в тему урока.

- Ребята, перед нами волшебная карта. Мы должны помочь сказочному герою пройти через волшебную страну, но так как эта карта волшебная, то путь мы должны нарисовать сами. Я прочитаю вам путь, а вы соедините объекты, которые в нем указаны. ( Один или несколько учеников по сигналу учителя рисует маркером путь на карте.)

Путь через волшебную страну начинается от высокой яблони. Сначала нужно идти к древнему болоту. Затем дойти до моста, перейти его. Хочешь или нет, а придется идти в гости к Бабе-Яге, к избушке на курьих ножках. Даст Баба-Яга мешок зерна, это зерно нужно отнести на мельницу, смолоть. Потом взять муку и отдать ее мышке, что живет в корнях одинокой ели. От сосны нужно идти в волшебный лес, передать привет мышкиной сестре. А затем дойти до темной пещеры. Тут и откроется заветное слово. (После того, как дети правильно начертят путь, появится слово граф).

- Итак, мы с вами начертили ГРАФ. Давайте рассмотрим, что у нас получилось? (путь через страну, карту)

- Ребята, какие объекты мы соединили? Сколько их?(Яблоня, болото, мост, избушка, мельница, сосна, лес, пещера) (восемь объектов)

- На что похожа наша карта? (на карту дорог, на автомобильную карту, план и т.д.)

- А как по другому можно назвать карту, план, схему? (Граф)

- Что есть у каждого объекта? (Точки, вершины графа)

- А что мы делали, когда соединяли эти объекты? ( проводили линии)

- Как можно назвать линии, которые их соединяют (дороги, пути, ребра графа)

3. Изучение новой темы.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Граф. Вершины и ребра графа)

- Какие цели поставите перед собой? Чем мы будем заниматься на уроке? (составлять и строить граф), (находить вершины и ребра графа)

- давайте сформулируем определение понятия «Граф»

Граф - множество точек, которые могут соединяться линиями

- Посмотрим еще раз на нашу карту. Объекты, которые мы соединяли, называются вершинами графа. А линии, которыми мы их соединили - это ребра графа.

- Встречались мы с вами с этим понятием раньше? Нет. Значит эти новые понятия нужно запомнить.

Работа над новым материалом.

- Откройте учебник на стр. 16. задание № 27.

Сейчас мы будем учиться строить графы сами. ( на доске и в учебнике).

- Что перед нами? ( карта сладких стран)

- Как называются страны? (Земфирия, Конфетия, Шоколандия, Вафландия)

- Сколько стран на сладкой карте? (4)

- Сколько дорог на карте? (4)

- что означают линии на карте? (пути, дороги, ребра графа)

- что мы видим внизу под картой? (4 графа)

- на что похож граф? (на карту, план)

- точки отмечены буквами, что обозначают буквы на графах? (Название стран).

- как называются эти точки? (вершины графа)

- Посмотрите, графов 4, а карта у нас только одна. Какой же граф правильный, рассмотрите их внимательно, на каком графе показаны верные дороги?

- Сравним первый граф с нашей картой. Все ли вершины и дороги обозначены верно? (Нет. Нет дороги между Ш и В. Значит этот граф нам не подходит)

- Рассматриваем 2,3,4 графы. (2-нет, т.к. лишняя дорога З-Ш. 3-да.4-да)

- Какие графы будем обводить? (3,4. Обводят)

- Сколько рёбер ( линий) должно быть у него?

- Какой вывод? ( Правильные графы - 3 и 4, т.к. количество вершин соответствует количеству стран, а количество ребер - дорогам, все вершины соединены верно)

Физкультминутка.

Если высказывание истинное- поднимаем правую руку

Ложное - поднимаем левую руку.

- Сегодня 1 марта

- У нас идёт урок информатики

- Вы сегодня утром все умывались

- Все птицы умеют летать

- В нашей школе 3 этажа

- В учитесь в 1 классе

- Скоро наступит весна

Молодцы, присаживайтесь.

5. Закрепление нового материала.
- Откройте учебник на стр. 17. задание № 28.

Ребята, прочитаем рассказ о зайчатах.

  • Рассмотрите граф к первому предложению. Что значит: "зайчата жили дружно". Бегун дружил со всеми, Грызун дружил со всеми и т. д.

  • Рассмотрите граф. Что в данном графе обозначают вершины? (Зайчат.) Ребра? (Дружбу.)

  • Прочитаем второе предложение. Кто поссорился? Это значит, что их отношения прекратились. Чем второй граф будет отличаться от первого? (Не будет ребра П-Г.)

  • Прочитаем третье предложение. Как теперь изменился граф? (Не будет ребра И-Б.)

  • Сколько ребер у третьего графа?

  • Прочитайте последнее предложение. Мама помирила зайчат, значит, они снова все дружат.

  • Обозначим их дружбу: с кем дружит Грызун? (С Бегуном - ребро, с Игруном - ребро, с Прыгуном - ребро.)

  • Покажите, с кем дружит Прыгун.

  • С кем дружит Игрун? Покажите это на графе.

  • Какой зайчик остался? Отметьте на графе, с кем он дружит.

(Выполняя это задание ребята рисуют маркером ( пальцем) отношения между зайчатами или наоборот стирают линии.)

Самостоятельная работа.

По описанию текста построить граф. (задания выполняют по карточкам)

Задание по группам.
1) Дополните недостающие ребра графа (в родословном дереве).

2) Дополните недостающие ребра графа (цепи питания).

3) Соедините линиями точки графа по условию задачи (кто с кем дружит?)

Вася дружит с колей, Коля дружит с Петей, Петя дружит с Васей, Вася дружит с Олегом. У кого больше друзей?

Работа за компьютером.

- Ребята, сейчас вы проверите полученные знания за компьютерами. Мы выполним тест. Возьмите мышку и выберите нужный вариант. Читаем первый вопрос про себя и напротив правильного ответа в квадратике щелкаете левой кнопкой мыши один раз. Так же поступаете со 2 и 3 вопросом.

Сели удобно, проверили, чтобы, расстояние от глаз до монитора равнялось вытянутой руке.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? (Граф, вершина графа, ребра графа.)

- Что могут обозначать вершины графа? (Города; объекты, которые; связаны.)

- Что обозначают ребра графа? (Связь, соединение, дорогу.)

- Оцените себя. С каким настроением вы закончили урок?

- Я думаю, мы справились с поставленными задачами. Встреча с графами вам еще предстоит на следующих уроках информатики. Спасибо, урок окончен.

7. Домашнее задание. Придумать историю, которую можно было бы изобразить с помощью графа.


© 2010-2022