Открытый урок на тему «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах» (для СПО)

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок на тему «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах» (для СПО)Тема «Построение диаграмм и

графиков в электронных таблицах»

Цели урока:
Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания по теме: «Построение диаграмм и графиков в

электронных таблицах»;

  • определить знания общих принципов работы табличного процессора MS Excel и умения

составить таблицу, диаграмму или график для решения конкретной задачи.

Развивающие:

  • развивать устную речь, внимание, память, логическое и алгоритмическое мышление;

  • развивать навыки индивидуальной и групповой практической работы;

  • развитие познавательного интереса к предмету;

  • развивать умения выбрать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать таблицу

и соответственно оформить.

Воспитательные:

  • формировать информационную культуру;

  • способствовать формированию профессиональной ориентации и подготовкидальнейшему

самообразованию в будущей трудовой деятельности;

  • формировать умения самостоятельно мыслить, ответственно относиться квыполнению

практической работы на ПК, аккуратности при выполнении работы, умение оценивать свою

работу.

Задачи урока:

- закрепить навыки работы с графическими возможностями табличного процессора MS Excel,

сиспользованием электронных диаграмм;

- научить применять эти способы при решении конкретных задач.

Тип урока:урок закрепление изученного материала.

Вид: урок - практикум.

Форма проведения урока:объяснительно - иллюстративный, личностно- ориентированный, беседа, работа в парах, индивидуальная работа.

Оборудование: наглядные пособия:

  • презентация на демонстрационном экране;

раздаточный материал:

  • карточки - задания;

  • инструкция для выполнения практических работ;

  • карточки - инструкции «Построение диаграмм».

  • карточки - памятки «Выполнение операций в ЭТ».

  • ведомость для подсчёта очков, сводная ведомость оценок;

технические средства обучения (ТСО):

  • мультимедийный проектор, экран;

  • персональные компьютеры;

  • программные средства МS Excel.

Методы обучения:словесные, иллюстративные, индуктивные, наглядные, частично - поисковые, самостоятельной работы, лабораторно - практической, групповой работы, стимулирования и мотивации учебной деятельности, контроля, самоконтроля и самооценки.

Формы деятельности:фронтальная, индивидуальная, индивидуально - групповая.

Продолжительность урока: 45 мин.

План урока:


  1. Организационный момент - 1 мин.

Цель:организовать и активизировать деятельность учащихся по проверке знаний и умений.

  • Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.

  1. Актуализация опорных знаний - 15-20 мин.

Цель:выявить уровень усвоения теоретического материала в среде табличного процессора

MS Excel.

  • Фронтальный опрос «Проверь себя».

  • Самостоятельная работа «Найди соответствие».

  • Тестирование по теме «Электронные таблицы».

  1. Практическая работа -15-20 мин.

Цель: закрепить приобретённые учащимися умения и навыки работы в табличном процессоре

MS Excel, обеспечить технологическую подготовку учащихся к трудовой деятельности,

способствовать воспитанию творческой активности и самостоятельности.

  • Физкультминутка - 1 мин.

  1. Подведение итогов урока - 2 мин.

Цель: подведение итогов урока - оценка за работу.

  1. Домашнее задание - 1 мин.

Ход урока:


  1. Организационный момент:

Приветствие преподавателя, доклад дежурного об отсутствующих.Вступительное слово преподавателя. Сообщение темы, постановка цели урок.

Слайд 1.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас заключительный урок по теме: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах».Цель нашего урока - обобщение, систематизация знаний и совершенствование навыков работы в табличном процессора MS Excel, при решении задач.

Урок наш необычный. Необычен он тем, что мы проведём его в форме соревнования, в ходе которой вам необходимо будет продемонстрировать все свои знания и умения по данной теме.

Для обеспечения безопасной работы в компьютерном классе, какие необходимо знать и выполнять правила по технике безопасности:

• Нельзя самостоятельно без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры;

• Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов;

• Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде;

• Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом;

• Нельзя ходить по классу, вставать со своего места;

• В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари - подозвать учителя.

Слайд 2.

Учитель: Соревнованиесостоит из четырёх этапов, которые можно условно назвать

  • Фронтальный опрос «Проверь себя».

  • Самостоятельная работа «Найди соответствие».

  • Тестирование по теме «Электронные таблицы».

  • Практическая работа.

В конце каждого этапа будут подводиться итоги. Оценивать все этапы будет компетентное жюри - это вы сами. И за урок вы каждый получить по две оценки.

Слайд 3.

Учитель:А теперь внимание, условия соревнований.

Условия соревнований.

Теоретическая часть:

Участники соревнуются между собой, выполняя задания и получая баллы за каждое из них.

К каждому соревнованию участники получают инструкцию к выполнению работы. Максимальное количество баллов - 35 баллов.

Оценка «5» -выполнено 30-35 заданий;

Оценка «4» -выполнено 29-20 заданий;

Оценка «3» -выполнено 19-15 заданий;

Оценка «2» -выполнено менее 15 заданий.

Практическая часть:

Соревнование между группами. К каждой работе группа получает памятку и инструкцию для выполнения работы. Максимальное количество баллов - 10 баллов.

Оценка «5» выполнено на 10 - 9 баллов;

Оценка «4» выполнено на 8 - 7 баллов;

Оценка «3» выполнено на 6 - 5 балла;

Оценка «2» выполнено менее 5 баллов.

  1. Актуализация опорных знаний:

Цель: повторить и систематизировать изученный теоретический материал по данной теме.

Слайд 4.

Учитель:И так, повторим теоретический материал по данной теме.

  • Фронтальный опрос «Проверь себя».

Слайд 5 - 17. (Приложение 1).

Учитель: На экране будут представлены ряд вопросов, на которые вам необходимо дать ответ. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.И так, вопросы на экране.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Слайд 18.(Приложение 2).

Учитель:Прошу оценить свою работу, максимальное количество баллов составляет

16 баллов.

Слайд 19.

Учитель:Переходим к следующему соревнованию.

  • Самостоятельная работа «Найди соответствие».

Для этого вы поработаете в парах - на ваших столах лежат карточки с заданиями. Одно задание на нахождение соответствия между понятием и верным ответом, второе - на работу с формулами. После выполнения задания поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. На выполнение данной работы даётся 5 минут. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Слайд 20 - 21.(Приложение 3).

После выполнения краткое обсуждение правильных ответов.

Слайд 22.(Приложение 4).

Учитель: Прошу оценить свою работу, максимальное количество баллов составляет6 баллов.

Слайд 23.

Учитель:Молодцы, теперь мы идем дальше.И следующее наше испытание. Тестирование.

  • Тестирование по теме "Электронные таблицы"

Слайд 24. (Приложение 5).

Учащимся предлагается тест на тему "Электронные таблицы", на выполнение - 5 минут. Тест высвечивается на экране.

Учитель: Прошу оценить свою работу, максимальное количество баллов составляет 6 баллов.

Слайд 25. (Приложение 6).

И так, подсчитайте, пожалуйста, общее количество своих баллов в ведомостях за всю работу и оцените себя. Запишите на бланках свою фамилию и результат и сдайте мне.

3.Практическая работа (Приложение 7).

Цель: закрепить умения и навыки работы на ПК в среде табличного процессора MS Excel.

Учитель: А теперь приступаем к выполнению практической работы на компьютерах, займите свои рабочие места. Не забывайте соблюдать правила техники безопасности во время работы за компьютерами.

У вас на рабочем столе находится файл «Практическая работа. Построение диаграмм и графиков». Для каждой таблицы подберите подходящую диаграмму или график и разместите на указанном листе. Все диаграммы должны быть подписаны. Файл сохраните под тем же именем. Время на работу - 15 минут. Удачи!

Участники каждой группы занимают места за компьютерами и выполняют задания, руководствуясь «Инструкцией для выполнения работы». Учитель индивидуально работает с каждым учеником, обращая внимание на разнообразие типов диаграмм, замену исходных данных и установку параметров. Визуальная проверка практической работы.

Слайд 26 - 27.

Учитель: Время, отведённое на эту работу, закончилось. Прошу участников групп занять свои рабочие места за партами. А, я оценю вашу работу, подсчитав общее количество баллов, набранное каждой группой. Максимальная оценка за практическую работу - 10 баллов.

Слайд 28.(Приложение 8).

Физминутка.

Учитель:После длительной работы за компьютером наступает утомление глаз, поэтому необходимо снять это напряжение, выполняя комплекс упражнений для глаз.Пока я проверяю ваши практические работы, прошу внимательно понаблюдать за движением картинок.

Слайд 29.

5.Подведение итогов урока.

Учитель: Подведем итоги урока.

Чему научились? Что вызвало трудности в практической работе?Как вы думаете, в каких областях деятельности применяются диаграммы?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Слайд 30.

Учитель:Спасибо вам за хорошую работу! Тема «Построение диаграмм в электронных таблицах MS Excel» успешно пройдена и усвоена. Цель урока достигнута, мы с вами обобщили знания и закрепили умения работы с графическими возможностями MS Excel и научились строить диаграммы. За работу на уроке получили следующие оценки…

Подведение итогов урока в форме беседы. Выставление оценок за практическую работу с учетом личной активности учащегося на уроке.

Слайд 31.

6. Домашнее задание.

Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ: учебник для 10-11 класса. § 10.6№ 10.13.

Учитель: В заключение урока я хочу пожелать, чтобы вы, работая с компьютером, всегда выполняли правила техники безопасности, и следили за своим здоровьем.
Успехов в дальнейшей учебе!
Спасибо, урок окончен.

Всем спасибо за урок!



Приложение 1.

Проверь себя!

Вопросы для повторения

1) Что такое электронная таблица?

2) Какие основные элементы электронной таблицы вам известны?

3) Как задается имя ячейки (строки, столбца) в электронной таблице?

Открытый урок на тему «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах» (для СПО)

4) Какие данные можно ввести в ячейку электронной таблицы?

5) Что такое формула?

Открытый урок на тему «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах» (для СПО)Открытый урок на тему «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах» (для СПО)

6) Что такое диаграмма?

7) Назовите типы диаграмм.

8) Назовите основные этапы построения диаграмм.

Приложение 2.

Ведомость подсчёта баллов «Проверь себя»

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16





Итого:

Оценивание: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов - 16 баллов.

Приложение 3.

Найди соответствие:

1. Электронные таблицы - это

а) выражение, начинающееся со знака «=», включающая в себя числа, имена ячеек, функции, знаки математических операций.

2. Основные типы данных, обрабатываемые в электронных таблицах:

б) используются в формулах для указания фиксированного адреса ячейки. При перемещении или копировании не изменяются.

3. Формула - это

в) при перемещении или копировании автоматически изменяются в зависимости от положения ячейки, в которую скопирована формула.

4. Относительные ссылки -

г) приложение, работающее в диалоговом режиме, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.

5. Абсолютные ссылки -

д) число, текст и формула



Ответ: 1_____; 2_____; 3._____; 4_____; 5_____.

Задание:

Какая формула будет получена при копировании в ячейку С3, формулы из ячейки С2:

Открытый урок на тему «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах» (для СПО)

1) =A1*A2+B2; 2) =$A$1*$A$2+$B$2; 3) =$A$1*A3+B3;

4) =$A$2*A3+B3; 5) =$B$2*A3+B4?

  1. Ответ: 1г, 2д, 3а, 4в, 5б

  2. Ответ: 3

Приложение 4.

Ведомость подсчёта баллов «Найди соответствие»

Ф.И.

1

2

3

4

5

6


Итого:

Оценивание: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов - 6 баллов.

Приложение 5.

Тестирование по теме "Электронные таблицы"


1. В электронной таблице основной элемент рабочего листа - это:
1) ячейка;
2) строка;
3) столбец;
4) формула.

4 .Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:
1) 11D;
2) F12;
3) АБ3;
4) В1А.

2. В электронной таблице ячейкой называют:
1) горизонтальную строку;
2) вертикальный столбец;
3) пересечение строки и столбца;
4) курсор - рамку на экране.

5. В ячейке электронной таблицы не может находиться:
1) число;
2) текст;
3) лист;
4) формула.

3. В электронной таблице невозможно удалить:
1) строку;
2) столбец;
3) содержимое ячейки;
4) имя ячейки.

6.Ввод формул в таблицу начинается обычно со знака:
1) $;
2) f;
3) *;
4) =.

Правильные ответы: 1-1); 2-3); 3-4); 4-2); 5-3); 6-4).

Приложение 6.

Ведомость подсчёта баллов «Найди соответствие»

Ф.И.

1

2

3

4

5

6


Итого:

Оценивание: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов - 6 баллов.























Приложение 7.

Практическая работа

Табличный процессор Excel

Цель работы: научиться создавать диаграммы и графики функций на основе табличных данных в системе электронных таблиц.

Задание 1. В электронных таблицах построить на листе1 с данными линейную диаграмму с столбцами (гистограмму) с легендой, позволяющей сравнить основные этапы развития электротехники.

Событие

Период

Становление электростатики.

1800 гг.

Закладка фундамента электротехники, ее научных основ.

1830 гг.

Зарождение электротехники.

1870 гг.

Становление электротехники как самостоятельной отрасти техники.

1890 гг.

Зарождение и развитие электроники.

1920 гг.

Ход работы:

  1. Ввести в таблицу известные значения величин.

  2. Выделив в таблице нужный для построения диапазон ячеек, построить с помощью Мастера диаграмм линейную диаграмму изменения этой величины.

  3. Отформатировать область диаграммы по собственному усмотрению, используя различные цвета заливки, границ, размеры шрифта.

Задание 2. В электронных таблицах построить на листе2 с данными график зависимости силы тока от времени, если ток изменяется по закону i = 8,5sinПt, А. Период колебаний Т = 1с. Im = 8,5 А.

Ход работы:

1. Ввести в таблицу известные значения величин.

2. Выделив в таблице нужный для построения диапазон ячеек, построить с помощью Мастера диаграмм график изменения этой величины.

3. Ввести формулу в первую ячейку столбца для неизвестной величины.

4. Скопировать эту формулу на остальные ячейки этого столбца.

5. Выделив в таблице нужный для построения диапазон ячеек, построить с помощью Мастера диаграмм график изменения этой величины.

6.Отформатировать область графика по собственному усмотрению, используя различные цвета заливки, границ, размеры шрифта.

Самооценка.
Проверка работы проверяется в том случае, когда учащийся построил таблицу и диаграмму, график.

  • За верно построенную таблицу - 2 балла

  • За оформление таблицы - 1 балл

  • За применение алгоритма построения диаграммы, графика - 1 балла

  • За оформление диаграммы, графика - 1 балл

  • За каждое не выполненное действие (-1) балл

Приложение 8.

Задание 1.

Открытый урок на тему «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах» (для СПО)

Задание 2.

Открытый урок на тему «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах» (для СПО)

Самооценка.
Проверка работы проверяется в том случае, когда учащийся построил таблицу и диаграмму, график.

  • За верно построенную таблицу - 2 балла

  • За оформление таблицы - 1 балл

  • За применение алгоритма построения диаграммы, графика - 1 балла

  • За оформление диаграммы, графика - 1 балл

  • За каждое не выполненное действие (-1) балл

Ведомость подсчёта баллов «Проверь себя»



Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16





Итого:

Оценивание: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов - 16 баллов.

Ведомость подсчёта баллов «Найди соответствие»

Ф.И.

1

2

3

4

5

6


Итого:

Оценивание: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов - 6 баллов.

Ведомость подсчёта баллов «Найди соответствие»

Ф.И.

1

2

3

4

5

6


Итого:

Оценивание: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов - 6 баллов.

Ведомость подсчёта баллов «Проверь себя»



Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16





Итого:

Оценивание: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов - 16 баллов.

Ведомость подсчёта баллов «Найди соответствие»

Ф.И.

1

2

3

4

5

6


Итого:

Оценивание: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов - 6 баллов.

Ведомость подсчёта баллов «Найди соответствие»

Ф.И.

1

2

3

4

5

6


Итого:

Оценивание: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов - 6 баллов.

Тест по теме "Электронные таблицы"


1. В электронной таблице основной элемент рабочего листа - это:
1) ячейка;
2) строка;
3) столбец;
4) формула.

4 .Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:
1) 11D;
2) F12;
3) АБ3;
4) В1А.

2. В электронной таблице ячейкой называют:
1) горизонтальную строку;
2) вертикальный столбец;
3) пересечение строки и столбца;
4) курсор - рамку на экране.

5. В ячейке электронной таблицы не может находиться:
1) число;
2) текст;
3) лист;
4) формула.

3. В электронной таблице невозможно удалить:
1) строку;
2) столбец;
3) содержимое ячейки;
4) имя ячейки.

6.Ввод формул в таблицу начинается обычно со знака:
1) $;
2) f;
3) *;
4) =.

Тест по теме "Электронные таблицы"


1. В электронной таблице основной элемент рабочего листа - это:
1) ячейка;
2) строка;
3) столбец;
4) формула.

4 .Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:
1) 11D;
2) F12;
3) АБ3;
4) В1А.

2. В электронной таблице ячейкой называют:
1) горизонтальную строку;
2) вертикальный столбец;
3) пересечение строки и столбца;
4) курсор - рамку на экране.

5. В ячейке электронной таблицы не может находиться:
1) число;
2) текст;
3) лист;
4) формула.

3. В электронной таблице невозможно удалить:
1) строку;
2) столбец;
3) содержимое ячейки;
4) имя ячейки.

6.Ввод формул в таблицу начинается обычно со знака:
1) $;
2) f;
3) *;
4) =.



© 2010-2022