Рабочая программа по информатике и ИКТ 7 класс (ФГОС)

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 7 классе составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312), авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы». В авторской программе Босовой Л.Л. на изучение курса в 7 классе отводится 34 часа. Рабочая программа составлена на 34 учебных часа  - по 1 часу в неделю. В 7-м классе испол...
Раздел Информатика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 904




«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ №904

Тишкова Е.А.

_______________________

«____»____________2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР Болховитина Г.В.

______________________

«_____»___________2014г.

Рассмотрено

на заседании МО учителей

математики, информатики и технологии

протокол № ___от

«____»___________2014г.

Председатель МО

Воробьёва Е.Н.__________




Количество часов в неделю: 1ч.



Количество часов за год: 34ч.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике 7 класс на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ и авторской программы по информатике Босова Л.Л, «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

Учебник Л.Л. Босова, Информатика: 7 класс; М: БИНОМ. Лаборатория знаний , 2013





Составители:

Осипова И. В.

Ермакова Е. А.



Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 7 классе составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312), авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы».

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;

  • Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год».

  • Учебный план ГБОУ СОШ №904 Москва на 2014-2015 учебный год.

Цели программы:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
необходимо решить следующие задачи:

  • создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;

  • сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Место предмета в учебном плане

В авторской программе Босовой Л.Л. на изучение курса в 7 классе отводится 34 часа. Рабочая программа составлена на 34 учебных часа - по 1 часу в неделю.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Информация и информационные процессы

9

4

5

2

Компьютер - как универсальное средство обработки информации

7

3

4

3

Обработка графической информации

4

2

2

4

Обработка текстовой информации

9

4

5

5

Мультимедиа

4

2

2


Резерв

1

0

1


Итого:

34

15

19

Тематические и итоговые контрольные работы:

Тематика

Вид

Форма

1

Информация и информационные процессы

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе

2

Компьютер - как универсальное средство обработки информации

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе

3

Обработка графической и текстовой информации

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе

4

Обработка текстовой информации

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе

5

Мультимедиа

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе

6

Итоговый тест

Итоговый тест

Тест

Формы контроля и возможные варианты его проведения

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

В 7-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.

Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Практические контрольные работы для учащихся 7 классов представлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.

Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны:

  • оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);

  • приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;

  • классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

  • выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;

  • анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления.

  • кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;

  • определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);

  • определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;

  • оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

  • оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.).

  • анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

  • определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

  • анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;

  • определять основные характеристики операционной системы;

  • планировать собственное информационное пространство.

  • получать информацию о характеристиках компьютера;

  • оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);

  • выполнять основные операции с файлами и папками;

  • оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

  • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);

  • использовать программы-архиваторы;

  • осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов помощью антивирусных программ.

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

  • определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

  • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;

  • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

  • создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;

  • форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);

  • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

  • выполнять коллективное создание текстового документа;

  • создавать гипертекстовые документы;

  • выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251);

  • использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

  • создавать презентации с использованием готовых шаблонов;

записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

Содержание курса информатики и ИКТ

1. Информация и информационные процессы

Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

2. Компьютер - как универсальное средство обработки информации.

Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.

Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

3. Обработка графической информации.

Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

4. Обработка текстовой информации.

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

5. Мультимедиа.

Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.

Возможность дискретного представления мультимедийных данных

Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6-2007. - М.: Образование и Информатика, 2007.

  5. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)

  6. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

  7. Операционная система Windows XP

  8. Пакет офисных приложений MS Office 2003

  9. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 - 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Календарно-тематическое планирование 7 класса по информатике на 2014-2015 учебный год

№ п/п

№ урока в теме

Содержание учебного материала(тема урока)

Коды элементов содержания (КЭС)

Осваиваемые ученые действия (умения и модели)

№ К/Р, С/Р

№ параграфа

Примерные сроки изучения

Учебно-методическое обеспечение, оборудование

Цели

Предметные результаты обучения

Информация и информационные процессы (9ч)

1

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввести понятие техники безопасности

Знать правила техники безопасности

1.09.14

Интерактивная доска, презентация

2

2

Информация и её свойства

1.1.1

Ввести понятие информация и свойства

Знать понятие информация и его свойства

§ 1.1.

Интерактивная доска, презентация

3

3

Информационные процессы. Обработка информации

1.1.2

Ввести понятие информационные процессы

Уметь осуществлять информационные процессы

§ 1.2.

Интерактивная доска, презентация

4

4

Информационные процессы. Хранение и передача информации

1.2.1

Ввести понятие информационные процессы

Уметь осуществлять информационные процессы

§ 1.2.

Интерактивная доска, презентация

5

5

Всемирная паутина как информационное хранилище

1.2.1

Ввести понятие информационные процессы

Уметь осуществлять информационные процессы

§ 1.3.

Интерактивная доска, презентация

6

6

Представление информации

1.2.1

Ввести понятие информационные процессы

Уметь осуществлять информационные процессы

§ 1.4

Интерактивная доска, презентация

7

7

Дискретная форма представления информации

1.1.3

Ввести понятие информационные процессы

Уметь осуществлять информационные процессы

§ 1.5.

Интерактивная доска, презентация

8

8

Единицы измерения информации

1.1.3

Ввести понятие единицы измерения информации

Уметь определять количество информации

§ 1.6.

Интерактивная доска, презентация

9

9

Обобщение и систематизация основных понятий темы Информация и информационные процессы. Проверочная работа

Контроль знаний, умений, навыков

к/р

27.10.14- 31.10.14

Раздаточный материал

Компьютер - как универсальное средство обработки информации (7ч)

10

1

Основные компоненты компьютера и их функции

1.4.1

Ввести понятия устройства компьютера

Знать устройства компьютера

§ 2.1

10.11.14

Интерактивная доска, презентация

11

2

Персональный компьютер.

1.4.1

Ввести понятия устройства компьютера

Знать устройства компьютера

§ 2.2

Интерактивная доска, презентация

12

3

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

1.4.3

Ввести понятие ПО компьютера

Знать ПО компьютера

§ 2.3.

Интерактивная доска, презентация

13

4

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

1.4.3

Ввести понятие ПО компьютера

Знать ПО компьютера

§ 2.3

Интерактивная доска, презентация

14

5

Файлы и файловые структуры

1.4.3

Ввести понятие файл и файловая структура

Уметь определять файловую структуру

§ 2.4.

Интерактивная доска, презентация

15

6

Пользовательский интерфейс

1.4.2

Ввести понятие интерфейс

Уметь пользоваться интерфейсом

§ 2.5

Интерактивная доска, презентация

16

7

Обобщение и систематизация основных понятий темы Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией. Проверочная работа

Контроль знаний, умений, навыков

к/р

22.12.14 - 26.12.14

Раздаточный материал

Обработка графической информации (4ч)

17

1

Формирование изображения на экране компьютера

2.3.3

Ввести понятие форматирование рисунка

Уметь форматировать рисунок

§ 3.1

12.01.15

Интерактивная доска, презентация

18

2

Компьютерная графика

2.3.3

Ввести понятие компьютерная графика

Знать принципы создания компьютерной графики

§ 3.2

Интерактивная доска, презентация

19

3

Создание графических изображений

2.3.3

Ввести понятие создание графики

Знать принципы создания компьютерной графики

§ 3.3

Интерактивная доска, презентация

20

4

Обобщение и систематизация основных понятий темы Обработка графической информации. Проверочная работа

Контроль знаний, умений, навыков

к/р

2.02.15 - 6.02.15

Раздаточный материал

Обработка текстовой информации (9ч)

21

1

Текстовые документы и технологии их создания

2.3.1

Ввести понятие технология создания текстового документа

Знать технологию создания текстового документа

§ 4.1

9.02.15

Интерактивная доска, презентация

22

2

Создание текстовых документов на компьютере

2.3.1

Ввести понятие технология создания текстового документа

Уметь создавать текстовый документ на компьютере

§ 4.2

Интерактивная доска, презентация

23

3

Прямое форматирование

2.3.1

Ввести понятие технология создания текстового документа

Уметь форматировать документ

§ 4.3

Интерактивная доска, презентация

24

4

Стилевое форматирование

2.3.1

Ввести понятие технология создания текстового документа

Уметь использовать готовое форматирование

§ 4.3

Интерактивная доска, презентация

25

5

Визуализация информации в текстовых документах

2.3.1

Ввести понятие технология создания текстового документа

Уметь визуализировать информацию в документе

§ 4.4

Интерактивная доска, презентация

26

6

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

2.3.1

Ввести понятие технология создания текстового документа

Знать технологию распознавания текста

§ 4.5

Интерактивная доска, презентация

27

7

Оценка количественных параметров текстовых документов

2.3.1

Ввести понятие технология создания текстового документа

Уметь редактировать текстовый документ

§ 4.6

Интерактивная доска, презентация

28

8

Оформление реферата История вычислительной техники

2.3.1

Ввести понятие создание автореферата

Уметь создавать реферат

Интерактивная доска, презентация

29

9

Обобщение и систематизация основных понятий темы Обработка текстовой информации. Проверочная работа.

Контроль знаний, умений, навыков

к/р

20.04.15 - 24.04.15

Раздаточный материал

Мультимедиа (4ч)

30

1

Технология мультимедиа.

2.7.1

Ввести понятие мультимедиа

Знать основные определения

§ 5.1

27.04.15

Интерактивная доска, презентация

31

2

Компьютерные презентации

2.7.1

Ввести понятие презентации

Знать инструменты создания презентации

§ 5.2

Интерактивная доска, презентация

32

3

Создание мультимедийной презентации

2.7.1

Ввести понятие презентации

Уметь создавать презентации

§ 5.2

Интерактивная доска, презентация

33

4

Обобщение и систематизация основных понятий главы Мультимедиа. Проверочная работа

Контроль знаний, умений, навыков

к/р

18.05.15 - 22.05.15

Раздаточный материал

Резерв (1ч)

34

1

Итоговое тестирование.

Контроль знаний, умений, навыков

тест

25.05.15 - 29.05.15

Раздаточный материал


© 2010-2022