- Преподавателю
- Информатика
- Построение геометрических моделей с использованием игры «Танграм»
Построение геометрических моделей с использованием игры «Танграм»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мочалова М.В. |
Дата | 11.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Построение геометрических моделей с использованием игры «Танграм» Учитель Мочалова М.В.
Построение геометрических моделей
с использованием игры «Танграм»
Построение геометрических моделей является одной из задач, решаемых при прохождении темы «Моделирование» в 9-х классах. Как правило, подобные задачи решаются с помощью конструирования, т.е. создания различных объектов с помощью набора типовых деталей, так называемого «меню готовых форм». Меню готовых форм облегчает работу и освобождает время для творчества.
Для построения геометрических моделей на уроках информатики целесообразно использовать геометрическую головоломку «Танграм». Она позволяет решить две задачи: построить объект по заданному рисунку или составить собственный рисунок, используя меню готовых форм.
Справка: существует большое количество разнообразных геометрических головоломок. Самые распространенные - геометрические мозаики, паззлы, Лего, сборные фигурки, головоломки типа «Кубик Рубика» и т.д. Благодаря алфавиту этих игр (геометрическим модулям на плоскости) можно моделировать процессы сборки на компьютере. Такие процессы развивают как геометрические мышление, так и художественные способности и желание творить.
Среди геометрических головоломок можно выделить танграм. Эта старинная китайская головоломка появилась в XVIII веке. Большой популярности она достигла благодаря своей внешней простоте. Геометрическая фигура-квадрат определенным образом делится линиями на 7 частей-танов. Эти таны имеют простейшую форму, но позволяют составлять бесчисленное количество самых разнообразных фигурок-танграмов.
Существует два основных вида игры в танграм:
-
Решение задач. Цель игры состоит в том, чтобы построить фигуру, заданную только своим силуэтом, используя все семь танов.
-
Составление собственных фигур. Это более творческий вид игры, в котором требуется составить силуэты людей, животных, различных предметов, также используя в каждом случае все таны.
Практическая работа «Построение геометрических моделей с помощью танграма» состоит из двух частей:
1. составление меню готовых форм по приведенному алгоритму;
2. составление фигур (по выбору) из листа заданий.
Для примера в раздаточном материале для учащихся приведены разборы решений нескольких заданий.
В работе содержатся задачи различной степени сложности, что позволяет дифференцированно использовать эту работу, предлагая учащимся индивидуально выбирать задания исходя из самооценки своих возможностей.
Алгоритм изготовления танграма средствами графического редактора:
-
Н
A
C
D
A
O
O
O
Cарисовать квадрат ABCD, разделить диагоналями на четыре треугольника, скопировать квадрат два раза. Стирая лишние части, получить из одной половины скопированных квадратов два больших треугольника ABO и BCO.
-
Во оставшейся второй половине из точки О с использованием клавиши Shift опускаем перпендикуляр ОК, как показано на рисунке. Через полученную точку проводим линию КМ, параллельную диагонали основного треугольника. Делаем копию, в которой лишние части стираем.
O
K
M
L
-
И
Aз точки М с использованием Shift клавиши опускаем перпендикуляр МР на диагональ AC. Из точки L с использованием клавиши Shift проводим горизонтальную линию LТ. Копируем получившийся треугольник ACD еще 4 раза. Стирая различные ненужные линии, получаем 5 танов, как показано на рисунке.
M
P
C
L
T
D
O
-
Составляем геометрическое меню из полученных семи танов.
-
Используя копирование и команды поворота-наклона, по заданиям составляем фигуры.
Итоговое геометрическое меню для построения танграмов:
Примеры решения танграмов.
Задания:
Решения:
З
Кролик
Гриф
Сфинк
Аист
Злодейадания для самостоятельного решения: