Технологическая карта урока Табличное решение логических задач 5 класс по Босовой Л. Л

В технологической карте урока информатики в 5 классе "Табличное решение логических задач" по УМК Босовой Л.Л. прописаны все этапы урока, действия учителя и учеников. Технологическая карта содержит планируемые результаты(метапредметные, предметные, личностные), основные виды деятельности учителя и учащихся, формы организации деятельности учащихся , методы обучения.
Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Информатика

Класс

5

Тема урока

Табличное решение логических задач

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

умение представлять информацию в табличной форме

решать логические задачи

Познавательные УУД:

преобразовывать одни формы представления в другие;

умение использовать

таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами;

Личностные УУД:

формирование основ ИКТ-компетентности.

Регулятивные УУД:

умение упорядочивать информацию

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог,

умение участвовать в коллективном обсуждении, умение сотрудничать со сверстниками и учителем.

чувство личной ответственности за качество окружающей

информационной среды

Решаемые учебные проблемы

1) акцентировать внимание учащихся на достоинствах табличной формы представления информации;

2) дать представление о таблице как очень удобной форме фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств;

3) закрепить умение создавать простые таблицы средствами текстового процессора.

Основные понятия, изучаемые на уроке

  • таблица;

  • логическая задача;

  • взаимно однозначное соответствие

Вид используемых на уроке средств ИКТ

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

презентация «Табличный способ решения логических задач»

Методическое назначение средств ИКТ

наглядное представление учебного материала, визуализация изучаемых вопросов

Аппаратное и программное обеспечение

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

1) Восстановить в памяти учеников предшествующий познавательный опыт, необходимый для усвоения нового знания;

2) Мотивация учащихся к освоению нового материала

3) Формулирование темы и цели урока

Длительность этапа

10 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

  1. Повторение основных структурных компонентов таблицы:

Из каких частей состоит любая таблица? [головки (заголовков столбцов), боковика (заголовков строк) и прографки]

  1. В каких ситуациях удобно представлять информацию в виде таблицы? (для представления и обработки информации)

3) Можно ли с помощью таблиц решать задачи? (можно, потому что удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между объектами)

Методы обучения

Наглядные, словесные, поощрения

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Компьютер, проектор, презентация к уроку



Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная

Функции/роль учителя на данном этапе

Учитель-координатор

Основные виды деятельности учителя

1. Создает условия для включения учащихся в мыслительную деятельность.

2. Мотивирует к изучению новой темы.

Основные виды деятельности

учащихся

1. Самопроверка готовности к уроку

2. Обсуждают домашнее задание, отвечают на вопросы учителя

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

1) познакомить учеников с табличным способом решения логических задач (с использованием презентации)

Длительность этапа

10 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

  1. На экране рисунок, изображающий известного сыщика. Кто узнал этого известного сыщика? Чем он прославился?

( Это Шерлок Холмс. Дедуктивным методом расследования.)

  1. Сегодня мы поиграем в детективов и поучимся решать логические задачи. А помогут нам в этом таблицы.

  2. Просмотр презентации «Табличный способ решения логических задач»

  1. Чтение условия задачи. Сколько мальчиков участвовало в разговоре? (4)

  2. Сколько строк и столбцов будет в таблице?(4+1=5)

Как обозначается в таблице соответствие?(+)Несоответствие? (-)

  1. Рассматриваем первое высказывание. Выясняем несоответствие и ставим в нужной ячейке - (Балашов не Володя)

  2. Рассматриваем второе высказывание. Выясняем несоответствие и ставим в ячейке - (Балашов не Алик)

  3. Рассматриваем третье высказывание. Выясняем соответствие (Петров Миша) и ставим + в нужной ячейке, и - в оставшихся ячейках столбца «Петров» и в строчке «Миша»

  4. В столбце «Балашов осталась одна ячейка, ставим в нее + (Балашов Юра) и проставляем - в оставшихся ячейках в строчке «Юра»

  5. Рассматриваем четвертое высказывание. Выясняем несоответствие (Лунин не Алик), ставим - в нужной ячейке. Значит, фамилия Алика - Симонов, а Лунин - Володя.

Методы обучения

Наглядные, словесные, частично поисковые, применение знаний, поощрения

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Компьютер, проектор, экран

Презентация «Табличный способ решения логических задач»

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная

Функции/роль учителя на данном этапе

Учитель-наставник

Основные виды деятельности учителя

Учитель с помощью наводящих вопросов помогает учащимся выстроить цепочку логических умозаключений, заполнить исходную таблицу и решить задачу. Задаёт вопросы, слушает ответы, организует обсуждение демонстрационного материала, комментирует ответы, объясняет новый материал, поощряет работу учащихся.

Основные виды деятельности

учащихся

Воспринимают и анализируют информацию

Рассуждают вместе с учителем

ЭТАП 3. Коллективное решение задачи

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Умение решать задачи табличным способом

Длительность этапа

7-8 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Предлагается решить задачу с готовой таблицей.

В одной деревне живут три школьника: Саша, Коля и Петя. Они

осваивают сельскохозяйственные профессии. Один из них готовится

стать трактористом, другой - садовником, третий - комбайнером.

В разное время нами были записаны следующие сказанные ими

фразы:

1) Петя, ты меня не жди, я должен осмотреть свой комбайн, ведь

скоро начнётся уборка.

2) Наблюдал я вчера, Коля, твой осмотр машины и подумал, что

держать машину в отличном состоянии не легче, чем мне вывести

новый сорт яблок.

3) Завтра, Коля, не приходи, я буду регулировать работу молотилки у комбайна.

Какой сельскохозяйственной профессией овладевает каждый из

ребят?

Тракторист

Садовник

Комбайнер

Саша

Коля

Петя

Учитель с помощью презентации и наводящих вопросов контролирует процесс решения задачи.

Тракторист

Садовник

Комбайнер

Саша

-

-

+

Коля

+

-

-

Петя

-

+

-

Методы обучения

Практические, поощрения

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Компьютер, проектор, экран

Презентация учителя

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная работа

Функции/роль учителя на данном этапе

Учитель-координатор

Основные виды деятельности учителя

Организует работу учащихся, следит за правильным ходом работы, контролирует и наблюдает за активностью учеников.

Основные виды деятельности

учащихся

В процессе коллективной работы рассуждают, высказывают умозаключения, решают задачу, заносят результаты своих рассуждений в таблицу.

ЭТАП 4. Практическая работа

Длительность этапа

12 минут

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

Самостоятельное решение «цветных» задач.

У вас на компьютерах есть файл, который называется «цветные» задачи. В нем три задачи обозначены разным цветом. Цвет обозначает уровень сложности задачи: Зеленая задача - простая, желтая - сложнее, красная - еще сложнее. Вы сами выбираете уровень сложности, составляете таблицу к задаче и решаете ее. У вас есть 10 минут.

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

Компьютеры учащихся, файл с разноуровневыми задачами.

Методы контроля

Проверка учителем файлов с решением

Способы коррекции

Формы организации деятельности учащихся

Работа в парах

Функции/роль учителя на данном этапе

Учитель-консультант, учитель-координатор, учитель-наставник.

Основные виды деятельности учителя

Учитель контролирует действия учащихся при решении задачи, в случае необходимости по просьбе учащихся помогает наводящими вопросами.

Основные виды деятельности

учащихся

Учащиеся сами выбирают уровень задачи, составляют таблицу в текстовом процессоре, решают задачи. В случае необходимости обращаются к учителю за помощью.

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность этапа

5 минут

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Что нового вы сегодня узнали? Что не получилось? Что было трудно? Анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся.

Технологическая карта урока Табличное решение логических задач 5 класс по Босовой Л.Л.Учитель фиксирует оценки учащихся, сообщает домашнее задание (§9, вопросы к параграфу,«цветные» задачи по желанию учащихся).











Использованный материал

1. Босова Л. Л., Босова А. Ю. «Информатика» для 5 класса (ФГОС). 2012 г.

2. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС). 2012г.

3. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Методическое пособие по информатике для 5 класса ФГОС.

metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/mp-5kl-fgos.pdf

Приложения

Приложение 1. Презентация учителя



© 2010-2022