Базы данных и системы управления базами данных

Класс: 9 .         Форма проведения: Объяснение нового материала.         Тема: Базы данных и системы управления базами данных.        Цель: Сформировать у учащихся знания о базах данных и системах управления базами данных.         Задачи:         Образовательные: Сформировать у учащихся представление о базах данных и системах управления базами данных, их применение.         Воспитательные: Продолжать воспитывать информационную культуру учащихся, усидчивость.         Развивающие: Развитие знания...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 9 .

Форма проведения: Объяснение нового материала.

Тема: Базы данных и системы управления базами данных.

Цель: Сформировать у учащихся знания о базах данных и системах управления базами данных.

Задачи:

Образовательные: Сформировать у учащихся представление о базах данных и системах управления базами данных, их применение.

Воспитательные: Продолжать воспитывать информационную культуру учащихся, усидчивость.

Развивающие: Развитие знания у учащихся в области информационных технологий.

Методы: словесный (рассказ, объяснение, диалог), наглядный.

Оборудование: Презентация.

План урока:

- Орг. момент.

- Актуализация знаний.

- Объяснение нового материала.

- Подведение итогов.

- Домашнее задание.





Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Успокоились. Достали все тетради, книги, ручки и дневники. Садитесь.

(проверка отсутствующих).

Здравствуйте.

2. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы проходили тему: «Информационные модели управления объектами». Повторим некоторые моменты.

Значит, информацию из внешнего мира мы получаем с помощью органов чувств, затем эту информацию обрабатываем и используем. Так?

Что же такое управление?


Какие в процессе управления вы знаете объекты?

Приведите мне примеры управления.

Какие каналы связи вы знаете?

Нарисуйте их схему на доске.

Что такое обратная связь в процессе управления?


Что вы можете сказать о линейной последовательности команд?


А какой можете привести пример?


А что вы можете мне сказать про систему обратной связи?


А что вы можете сказать о примере с милиционером-регулировщиком?

А теперь приведите мне примеры с прямым и обратным каналами связи.




Да.

Управление - это целенаправленное воздействие одних объектов, которые являются управляющими, на другие объекты - управляемые.

Управляющий, управляемый.

Человек-телевизор.

Хозяин-собака.

Светофор-автомобиль.

Прямой и обратный каналы связи.

Рисуют.

Обратная связь - процесс передачи информации о состоянии объекта управления к управляющему.

В управлении без обратной связи алгоритм представляет собой линейную последовательность команд.

Огни светофора горят постоянно в линейной последовательности: красный, желтый, зеленый, желтый, красный.

Любую систему с обратной связью можно рассматривать как симметричную систему. То есть наличие обратной связи приводит к тому, что субъект и объект управления меняются местами.

Объяснение его работы.

Приводят примеры и объясняют их.















3. Объяснение нового материала.

Молодцы! Все хорошо потрудились. Приступаем к новой теме. Открываем тетради и пишем тему сегодняшнего урока: «Базы данных и системы управления базами данных». Для чего они нужны?

Для обработки и хранения больших объемов информации используются базы данных. Например,

Телефонный справочник- БД, в которой хранится информация об организациях (адрес, телефон).

Записная книжка- БД, в нее мы записываем информацию о людях (фамилия, имя, адрес, телефон).

Библиотечный каталог - БД, которая хранит информацию о книгах (название, автор, год издания).

Из этих примеров, что вы можете сказать об информации, которая хранится в каждой базе?

Да, каждая база данных хранит информацию о большом количестве объектов одинакового типа (организациях, людях, книгах).

Запишем определение:

БД позволяет упорядоченно хранить данные о большом количестве однотипных объектов, обладающих одинаковым набором свойств.

Раньше вся информация хранилась на бумаге, но это бывает не всегда удобно, поэтому современным средством хранения и обработки баз данных является компьютер.

Рассмотрим классификацию баз данных:

по содержанию хранимой информации:

  • Фактографические БД - содержат данные, представленные в краткой форме. (БД книжного фонда библиотеки).

  • Документальные БД - содержат обширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую. (архивы судебных дел, архив исторических документов).

По способу хранения данных:

  • Централизованные БД - БД хранится на одном компьютере.

  • Распределенные БД - информация хранится частями на разных компьютерах.

По структуре модели данных:

  • Иерархическая БД

  • Сетевая БД

  • Табличная БД.

Рассмотрим табличную форму представления баз данных.

В чем же их преимущество?

Да, правильно. С табличной информацией мы имеем дело каждый день. Что это может быть?

Дневник является табличной БД?

Дневник, является базой данных, журнал тоже, ведь это все таблицы.

Запишем:

В табличных БД строка таблицы называется записью, а столбец - полем.


Запишем:

Ключевое поле - это поле, значения которого однозначно определяют запись в таблице.

Рассмотрим пример БД «Книжный фонд библиотеки».

В библиотеке очень много книг. Разные книги могут иметь одного автора, могут совпадать названия книг, год издания. Например, в библиотеке много книг Угриновича «Информатика», как определить что это не одна книга, а то что их много?

Да, инвентарный номер у каждой книги свой. Он то и является ключом.

С каждым полем связано еще одно очень важное свойство: тип поля.

Запишем:

Тип определяет множество значений, которое может принимать данное поле в различных записях.

В табличных БД используются 4 основных типа полей:

1. числовой

2. символьный

3. дата

4. логический.

А сейчас, рассмотрим примеры таких таблиц, и вы мне назовете каждый тип.

Значит, от типа величины зависят те действия, которые можно с ней производить. Например, с числовыми величинами можно выполнять арифметические операции, а с символьными и логическими нельзя.

Перейдем к формам в БД.

Записи в БД можно редактировать и просматривать в виде таблицы, но порой, при больших таблицах, это неудобно. В таких то случаях и используют формы.

Форма отображает 1 запись в удобном для пользователя виде.

Создание БД, а также операция поиска и сортировки данных выполняется специальными программами - системами управления базами данных.

Запишем: ПО предназначенное для работы с БД, называется СУБД.

Создание БД с использованием СУБД начинается с создания полей БД, установки типов и ввода имен полей. Затем в режиме таблица или форма производится ввод, просмотр и редактирование записей БД.


Думают.





Одинаковая.




Записывают.









Записывают для себя в тетради.

Удобно. Понятно. Быстро.

Молчание.

Возникает спор.


Записывают. Рассматривают и объясняют на примерах.




По номеру.






Отвечают.




Записывают.


Пишут.



Представлена презентация, по которой они работают.





















Рассматривают примеры, представленные в презентации.



4. Подведение итогов.

Все поняли данную тему? Есть ко мне вопросы?

5. Домашнее задание

В таком случае открываем дневники и пишем домашнее задание:

§4.1, читать конспекты.

Урок окончен. До свидания.

Записывают домашнее задание.

До свидания.


© 2010-2022