- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 9 класс
Рабочая программа по информатике 9 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Михайлова Н.П. |
Дата | 20.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка.
Настоящая программа составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов авторов: Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русаковой С.В., Шестаковой Л.В. и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 классов в течении 68 часов. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
-
систематизировать подходы к изучению предмета;
-
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
-
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
-
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Обучение проводится в среде свободного программного обеспечения. Все практические задания курса адаптированы к использованию в среде программного обеспечения, входящего в ОС ALTLinux (5 платформа) и пакета OpenOffice.org (версия 3.2).
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
-
Содержание тем учебного курса.
1.Ведение (1 час)
2. Передача информации в компьютерных сетях. (11 часов)
Локальные и глобальные компьютерные сети.
Что такое Интернет.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации.
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.
Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
3. Информационное моделирование (5 часов)
Модели натурные и информационные.
Типы информационных моделей.
Графические информационные модели.
Таблицы типа «объект-свойство» и «объект-объект». Двоичные матрицы.
Информационное моделирование на компьютере.
Модели, управляемые компьютером.
4. Хранение и обработка информации в базах данных. (12 часов)
Назначение информационных систем и баз данных (БД).
Классификация БД.
Структура реляционной базы данных.
Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.
Выборка информации из базы данных.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Сортировка; ключи сортировки.
5. Табличные вычисления на компьютере. (10 часов)
Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера.
Назначение и структура ЭТ.
Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд.
Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции. Деловая графика.
Математическое моделирование на ЭТ.
Имитационное моделирование на ЭТ.
6. Управление и алгоритмы. (10 часов)
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Алгоритм. Свойства алгоритма.
Способы записи алгоритмов; блок-схемы.
Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).
Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
7. Программное управление работой компьютера. (11 часов)
Языки программирования, их классификация. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
8. Информационные технологии в обществе.(4 часа)
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов.
9. Итоговое повторение и контроль.(6 часов)
-
Учебно-тематический план.
№ п\п
Название темы
Кол-во часов
Введение
1
Передача информации в компьютерных сетях
11
Информационное моделирование
5
Хранение и обработка информации в базах данных
12
Табличные вычисления на компьютере
10
Управление и алгоритмы
10
Программное управление работой компьютера часов
11
Информационные технологии в обществе
4
Итоговое повторение и контроль
6
Всего
70
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать
-
сущность понятия «информация», её основные виды:
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации;
-
программный принцип работы компьютера:
-
основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
-
назначение и принципы работы компьютерных сетей;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
• области применения моделирования объектов и процессов;
уметь
• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
• представлять числа в различных системах счисления;
• выполнять и строить простые алгоритмы;
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
V. Перечень учебно-методического обеспечения.
-
Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. - 5-е изд., . - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 390 е.: ил
-
Литвинова А.В. Создание и редактирование текстов в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования текстов): Учебное пособие. - Москва 2008. - 59 с.
-
Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
-
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)
Технические средства обучения:
-
Компьютерный класс
-
Проектор.
-
Принтер. МФУ
-
Модем
-
Устройства вывода звуковой информации.
-
Сканер.
VI. Приложение к программе.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока
Тема урока
Элементы содержания
Дата
Домашнее задание
По плану
Фактически
I. Введение (1 час)
1
Вводное занятие. Правила техники безопасности.
Стр. 6-7
II. Передача информации в компьютерных сетях (11 часов)
2
Компьютерные сети.
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче1, скорость передачи информации.
Стр. 10-13
3
Практическая работа «Работа в локальной сети».
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
Стр. 10-13,
Вопр. 1-5,
стр 13
4
Электронная почта, телеконференции, обмен файлами.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.
Стр. 13-16
5
Практическая работа «Работа с электронной почтой».
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них.
Стр. 16-18
6
Интернет. Поиск информации в Интернет.
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Стр. 23-31
7
Практическая работа «Работа с WWW».
Стр. 18;
Вопр. 1-6
8
Практическая работа «Поиск информации в Интернет».
Стр. 13-18,
Стр. 28-30
9
Создание Web страницы с использованием word
Стр. 30-32
10
Практическая работа «Проведение компьютерных экспериментов».
Стр. 44-55
11
Обобщение темы: Передача информации в компьютерных сетях.
Стр. 35-55
12
Практическая работа: Передача информации в компьютерных сетях
Стр. 10-32
III. Информационное моделирование (5 часов)
13
Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели.
Информация, информационные объекты различных видов.
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного.
Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.
Диаграммы, планы, карты
Простейшие управляемые компьютерные модели
Стр. 35-39
14
Обобщение темы: Информационное моделирование
Стр. 9-28
15
Табличные модели.
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного.
Стр. 44-48
16
Информационное моделирован ие на компьютере.
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного.
Стр. 49-55
17
Назначение СУБД.
Стр. 66-68
IV. Хранение и обработка информации в базах данных (12 часов)
17
Практическая работа: Проведение компьютерных экспериментов.
Информация, информационные объекты различных видов.
Базы данных. Создание записей в базе данных.
Поиск данных в готовой базе
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).
Стр. 44-55
18
Базы данных и информационные системы
Базы данных. Создание записей в базе данных.
Поиск данных в готовой базе
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).
Стр. 60-66
19
Проектирование однотабличной базы данных.
Базы данных. Создание записей в базе данных.
Поиск данных в готовой базе
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).
Стр. 68-70
20
Практическая работа «Создание базы данных».
Базы данных. Создание записей в базе данных.
Поиск данных в готовой базе
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).
Стр. 66-70;
Стр. 70-74
21
Практическая работа «Создание базы данных».
Базы данных. Создание записей в базе данных.
Поиск данных в готовой базе
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).
Стр. 66-70;
Стр. 70-74
22
Условия поиска информации, логические выражения.
Базы данных. Создание записей в базе данных.
Поиск данных в готовой базе
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).
Стр. 74-80
23
Практическая работа «Формирование простых запросов к БД».
Базы данных. Создание записей в базе данных.
Поиск данных в готовой базе
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).
Стр. 74-80
24
Логические операции. Сложные условия поиска.
Базы данных. Создание записей в базе данных.
Поиск данных в готовой базе
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).
Стр. 80-86
25
Практическая работа «Формирование сложных запросов к БД».
Базы данных. Создание записей в базе данных.
Поиск данных в готовой базе
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).
Стр. 74-80
26
Сортировка записей, ключи сортировки.
Базы данных. Создание записей в базе данных.
Поиск данных в готовой базе
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).
Стр. 86-92
27
Практическая работа «Создание запросов на удаление и изменение».
Базы данных. Создание записей в базе данных.
Поиск данных в готовой базе
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).
Стр. 86-92
28
Обобщение темы: Хранение и обработка информации в базах данных
Стр. 60-92
V. Табличные вычисления на компьютере (10 часов)
29
Двоичная система счисления.
Информация, информационные объекты различных видов.
Стр. 96-100
30
Представление чисел в памяти компьютера.
Информация, информационные объекты различных видов.
Стр. 100-105
31
Электронные таблицы.
Информация, информационные объекты различных видов.
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике
Стр. 105-110
32
Практическая работа «Работа с готовой ЭТ».
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике
33
Абсолютная и относительная адресация. Встроенные функции.
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике
Стр. 110-114
34
Использование функций. Сортировка таблиц.
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике
Стр. 114-117
35
Логические функции. Деловая графика
Информация, информационные объекты различных видов.
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике
Стр. 122-124
36
Практическая работа «Построение диаграмм».
Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.
Диаграммы, планы, карты
Простейшие управляемые компьютерные модели
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике
Стр. 122-124,
Стр. 125-126
37
Математическое моделирование с использованием ЭТ.
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного.
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике
Стр. 125-130
38
Обобщение темы: Табличные вычисления на компьютере
Стр. 95-136
VI. Управление и алгоритмы (10 часов)
39
Алгоритм и его свойства. Исполнитель алгоритмов.
Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.
Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы
Стр. 147-153
40
Практическая работа «Построение линейных алгоритмов».
Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы
Алгоритмические конструкции.
Логические значения, операции, выражения.
Разбиение задачи на подзадачи
41
Управление с обратной связью. Использование циклов.
Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.
Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы
Алгоритмические конструкции.
Логические значения, операции, выражения.
Разбиение задачи на подзадачи
Стр. 143-147
42
Практическая работа «Работа с циклами».
Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы
Алгоритмические конструкции.
Логические значения, операции, выражения.
Разбиение задачи на подзадачи
Стр. 143-147
43
Ветвления.
Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы
Алгоритмические конструкции.
Логические значения, операции, выражения.
Разбиение задачи на подзадачи
Стр. 170-174
44
Практическая работа «Использование ветвлений».
Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы
Алгоритмические конструкции.
Логические значения, операции, выражения.
Разбиение задачи на подзадачи
Стр. 170-174
45
Практическая работа «Использование ветвлений».
Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы
Алгоритмические конструкции.
Логические значения, операции, выражения.
Разбиение задачи на подзадачи
Стр. 170-174
46
Вспомогательные алгоритмы.
Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы
Алгоритмические конструкции.
Логические значения, операции, выражения.
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм
Стр. 159-163
47
Практическая работа «Использование вспомогательных алгоритмов».
Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы
Алгоритмические конструкции.
Логические значения, операции, выражения.
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм
48
Обобщение темы: Управление и алгоритмы
Стр. 139-174
VII. Программное управление работой компьютера (11 часов)
49
Алгоритмы работы с величинами.
Алгоритмические конструкции.
Логические значения, операции, выражения.
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм
Представление о программировании
Стр. 180-185
50
Язык Паскаль. Основные операторы.
Представление о программировании
Стр. 191-196
51
Практическая работа «Разработка линейных программ».
Стр. 191-196
52
Оператор ветвления.
Стр. 196-199
53
Практическая работа «Разработка программ с ветвлением».
Стр. 196-199
54
Логические операции.
Стр. 199-203
55
Циклы на языке Паскаль.
Стр. 203-208
56
Практическая работа «Циклы в Паскале».
Стр. 203-208
57
Одномерные массивы в Паскале.
Стр. 222-227
58
Практическая работа «Обработка одномерных массивов».
Стр. 222-227
59
Обобщение темы: Программное управление работой с компьютером
VIII. Информационные технологии в обществе (4 часа)
60
Предыстория информационных технологий.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Стр. 240-247
61
История ЭВМ и ИКТ.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
Стр.254-275
62
Основы социальной информатики.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
Стр. 275-283
63
Обобщение темы: Информационные технологии в обществе
Стр. 240-283
Итоговое повторение (6 часов)
64
Повторение темы «Компьютерные сети».
Стр. 9-32
65
Решение задач по теме «Алгоритмизация и программирование».
66
Повторение темы «Базы данных».
Стр. 59-92
68
Повторение темы: Управление и алгоритмы
Программное управление работой компьютера.
Стр. 139-174
69
Повторение темы: Табличные вычисления на компьютере
70
Повторение темы: «Программное управление работой компьютера»
1
12