Рабочая программа по информатике 9 класс

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка.

Настоящая программа составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов авторов: Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русаковой С.В., Шестаковой Л.В. и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 классов в течении 68 часов. Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процес­сов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необ­ходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы вы­ступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информацион­ная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков ис­пользования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовы­вать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планиро­вать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об инфор­мации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помо­щью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее ре­зультаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих спо­собностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной инфор­мации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, даль­нейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить уча­щихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональ­ных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечива­ется изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными табли­цами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуника­ций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Обучение проводится в среде свободного программного обеспечения. Все практические задания курса адаптированы к использованию в среде программного обеспечения, входящего в ОС ALTLinux (5 платформа) и пакета OpenOffice.org (версия 3.2).

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устно­го/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением кон­трольной работы.















  1. Содержание тем учебного курса.

1.Ведение (1 час)

2. Передача информации в компьютерных сетях. (11 часов)

Локальные и глобальные компьютерные сети.

Что такое Интернет.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архи­вы, интерактивное общение.

Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

Поиск информации.

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпью­терных источниках информации.

Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.

3. Информационное моделирование (5 часов)

Модели натурные и информационные.

Типы информационных моделей.

Графические информа­ционные модели.

Таблицы типа «объект-свойство» и «объект-объект». Двоичные матрицы.

Ин­формационное моделирование на компьютере.

Модели, управляемые компьютером.

4. Хранение и обработка информации в базах данных. (12 часов)

Назначение информационных систем и баз данных (БД).

Классификация БД.

Структура реляционной базы данных.

Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.

Выборка информации из базы данных.

Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.

Сортировка; ключи сортировки.

5. Табличные вычисления на компьютере. (10 часов)

Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера.

Назначение и структура ЭТ.

Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд.

Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.

Встроенные функции. Деловая графика.

Математическое моделирование на ЭТ.

Имитационное моделирование на ЭТ.

6. Управление и алгоритмы. (10 часов)

Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

Алгоритм. Свойства алгоритма.

Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

Возможность автоматизации деятельности человека.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).

Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

7. Программное управление работой компьютера. (11 часов)

Языки программирования, их классификация. Правила записи основных операторов: ввода, вы­вода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки програм­мы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.

8. Информационные технологии в обществе.(4 часа)

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Организация групповой работы над документом.

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Этика и право при создании и использовании информации.

Информационная безопасность.

Правовая охрана информационных ресурсов.

9. Итоговое повторение и контроль.(6 часов)





















  1. Учебно-тематический план.

№ п\п

Название темы

Кол-во часов

Введение

1

Передача информации в компьютерных сетях

11

Информационное моделирование

5

Хранение и обработка информации в базах данных

12

Табличные вычисления на компьютере

10

Управление и алгоритмы

10

Программное управление работой компьютера часов

11

Информационные технологии в обществе

4

Итоговое повторение и контроль

6

Всего

70











IV. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

знать/понимать

  • сущность понятия «информация», её основные виды:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации;

  • программный принцип работы компьютера:

  • основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и принципы работы компьютерных сетей;

• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

• программный принцип работы компьютера;

• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:

• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;

• области применения моделирования объектов и процессов;

уметь

• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;

• представлять числа в различных системах счисления;

• выполнять и строить простые алгоритмы;

• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);

• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;

• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

















V. Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. - 5-е изд., . - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 390 е.: ил

  2. Литвинова А.В. Создание и редактирование текстов в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования текстов): Учебное пособие. - Москва 2008. - 59 с.

  3. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

  4. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)

Технические средства обучения:

  1. Компьютерный класс

  2. Проектор.

  3. Принтер. МФУ

  4. Модем

  5. Устройства вывода звуковой информации.

  6. Сканер.

















VI. Приложение к программе.

Календарно-тематическое планирование.



урока

Тема урока

Элементы содержания

Дата

Домашнее задание

По плану

Фактически

I. Введение (1 час)

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

Стр. 6-7

II. Передача информации в компьютерных сетях (11 часов)

2

Компьютерные сети.

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче1, скорость передачи информации.

Стр. 10-13

3

Практическая работа «Работа в локальной сети».

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

Стр. 10-13,

Вопр. 1-5,

стр 13

4

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

Стр. 13-16

5

Практическая работа «Работа с электронной почтой».

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них.

Стр. 16-18

6

Интернет. Поиск информации в Интернет.

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Стр. 23-31

7

Практическая работа «Работа с WWW».

Стр. 18;

Вопр. 1-6

8

Практическая работа «Поиск информации в Интернет».

Стр. 13-18,

Стр. 28-30

9

Создание Web страницы с использованием word

Стр. 30-32

10

Практическая работа «Проведение компьютерных экспериментов».

Стр. 44-55

11

Обобщение темы: Передача информации в компьютерных сетях.

Стр. 35-55

12

Практическая работа: Передача информации в компьютерных сетях

Стр. 10-32

III. Информационное моделирование (5 часов)

13

Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели.

Информация, информационные объекты различных видов.

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного.

Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.

Диаграммы, планы, карты

Простейшие управляемые компьютерные модели

Стр. 35-39

14

Обобщение темы: Информационное моделирование

Стр. 9-28

15

Табличные модели.

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного.

Стр. 44-48

16

Информационное моделирован ие на компьютере.

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного.

Стр. 49-55

17

Назначение СУБД.

Стр. 66-68

IV. Хранение и обработка информации в базах данных (12 часов)

17

Практическая работа: Проведение компьютерных экспериментов.

Информация, информационные объекты различных видов.

Базы данных. Создание записей в базе данных.

Поиск данных в готовой базе

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).

Стр. 44-55

18

Базы данных и информационные системы

Базы данных. Создание записей в базе данных.

Поиск данных в готовой базе

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).

Стр. 60-66

19

Проектирование однотабличной базы данных.

Базы данных. Создание записей в базе данных.

Поиск данных в готовой базе

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).

Стр. 68-70

20

Практическая работа «Создание базы данных».

Базы данных. Создание записей в базе данных.

Поиск данных в готовой базе

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).

Стр. 66-70;

Стр. 70-74

21

Практическая работа «Создание базы данных».

Базы данных. Создание записей в базе данных.

Поиск данных в готовой базе

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).

Стр. 66-70;

Стр. 70-74

22

Условия поиска информации, логические выражения.

Базы данных. Создание записей в базе данных.

Поиск данных в готовой базе

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).

Стр. 74-80

23

Практическая работа «Формирование простых запросов к БД».

Базы данных. Создание записей в базе данных.

Поиск данных в готовой базе

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).

Стр. 74-80

24

Логические операции. Сложные условия поиска.

Базы данных. Создание записей в базе данных.

Поиск данных в готовой базе

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).

Стр. 80-86

25

Практическая работа «Формирование сложных запросов к БД».

Базы данных. Создание записей в базе данных.

Поиск данных в готовой базе

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).

Стр. 74-80

26

Сортировка записей, ключи сортировки.

Базы данных. Создание записей в базе данных.

Поиск данных в готовой базе

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).

Стр. 86-92

27

Практическая работа «Создание запросов на удаление и изменение».

Базы данных. Создание записей в базе данных.

Поиск данных в готовой базе

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).

Стр. 86-92

28

Обобщение темы: Хранение и обработка информации в базах данных

Стр. 60-92

V. Табличные вычисления на компьютере (10 часов)

29

Двоичная система счисления.

Информация, информационные объекты различных видов.

Стр. 96-100

30

Представление чисел в памяти компьютера.

Информация, информационные объекты различных видов.

Стр. 100-105

31

Электронные таблицы.

Информация, информационные объекты различных видов.

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике

Стр. 105-110

32

Практическая работа «Работа с готовой ЭТ».

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике

33

Абсолютная и относительная адресация. Встроенные функции.

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике

Стр. 110-114

34

Использование функций. Сортировка таблиц.

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике

Стр. 114-117

35

Логические функции. Деловая графика

Информация, информационные объекты различных видов.

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике

Стр. 122-124

36

Практическая работа «Построение диаграмм».

Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.

Диаграммы, планы, карты

Простейшие управляемые компьютерные модели

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике

Стр. 122-124,

Стр. 125-126

37

Математическое моделирование с использованием ЭТ.

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного.

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике

Стр. 125-130

38

Обобщение темы: Табличные вычисления на компьютере

Стр. 95-136

VI. Управление и алгоритмы (10 часов)

39

Алгоритм и его свойства. Исполнитель алгоритмов.

Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.

Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы

Стр. 147-153

40

Практическая работа «Построение линейных алгоритмов».

Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы

Алгоритмические конструкции.

Логические значения, операции, выражения.

Разбиение задачи на подзадачи

41

Управление с обратной связью. Использование циклов.

Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.

Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы

Алгоритмические конструкции.

Логические значения, операции, выражения.

Разбиение задачи на подзадачи

Стр. 143-147

42

Практическая работа «Работа с циклами».

Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы

Алгоритмические конструкции.

Логические значения, операции, выражения.

Разбиение задачи на подзадачи

Стр. 143-147

43

Ветвления.

Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы

Алгоритмические конструкции.

Логические значения, операции, выражения.

Разбиение задачи на подзадачи

Стр. 170-174

44

Практическая работа «Использование ветвлений».

Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы

Алгоритмические конструкции.

Логические значения, операции, выражения.

Разбиение задачи на подзадачи

Стр. 170-174

45

Практическая работа «Использование ветвлений».

Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы

Алгоритмические конструкции.

Логические значения, операции, выражения.

Разбиение задачи на подзадачи

Стр. 170-174

46

Вспомогательные алгоритмы.

Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы

Алгоритмические конструкции.

Логические значения, операции, выражения.

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм

Стр. 159-163

47

Практическая работа «Использование вспомогательных алгоритмов».

Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы

Алгоритмические конструкции.

Логические значения, операции, выражения.

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм

48

Обобщение темы: Управление и алгоритмы

Стр. 139-174

VII. Программное управление работой компьютера (11 часов)

49

Алгоритмы работы с величинами.

Алгоритмические конструкции.

Логические значения, операции, выражения.

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм

Представление о программировании

Стр. 180-185

50

Язык Паскаль. Основные операторы.

Представление о программировании

Стр. 191-196

51

Практическая работа «Разработка линейных программ».

Стр. 191-196

52

Оператор ветвления.

Стр. 196-199

53

Практическая работа «Разработка программ с ветвлением».

Стр. 196-199

54

Логические операции.

Стр. 199-203

55

Циклы на языке Паскаль.

Стр. 203-208

56

Практическая работа «Циклы в Паскале».

Стр. 203-208

57

Одномерные массивы в Паскале.

Стр. 222-227

58

Практическая работа «Обработка одномерных массивов».

Стр. 222-227

59

Обобщение темы: Программное управление работой с компьютером


VIII. Информационные технологии в обществе (4 часа)

60

Предыстория информационных технологий.

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Стр. 240-247

61

История ЭВМ и ИКТ.

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.

Стр.254-275

62

Основы социальной информатики.

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.

Стр. 275-283

63

Обобщение темы: Информационные технологии в обществе

Стр. 240-283

Итоговое повторение (6 часов)

64

Повторение темы «Компьютерные сети».

Стр. 9-32

65

Решение задач по теме «Алгоритмизация и программирование».


66

Повторение темы «Базы данных».

Стр. 59-92

68

Повторение темы: Управление и алгоритмы

Программное управление работой компьютера.

Стр. 139-174

69

Повторение темы: Табличные вычисления на компьютере


70

Повторение темы: «Программное управление работой компьютера»


1

12

© 2010-2022