Для проведения практических занятий

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самостоятельная аудиторная работа студента

Тема: Организация расчетов в табличном процессоре MS Excel

Цель занятия: Изучение информационной технологии использования встроенных вычислительных функций Excel для финансового анализа

Задание 1

  1. Создать таблицу финансовой сводки за неделю, произвести расчеты, построить диаграмму изменения финансового результата, произвести фильтрацию данных. Исходные данные представлены ниже на рисунке.

Для проведения практических занятий

Рис. Исходные данные для Задания 1

  1. Произведите форматирование таблицы в соответствии с образцом, представленном выше на рис.

  2. Произведите расчет в графе «Финансовый результат»

Для проведения практических занятий

  1. Подсчитайте среднее значение в ячейке В11

  2. Скопируйте формулу в ячейку С11

  3. В ячейке D12 выполните расчет общего финансового результата, используя ∑

  4. В столбце «D» -тип числа- денежный

  5. Конечный вид таблицы приведен ниже на рис.

  6. Постройте диаграмму (линейчатого типа) в соответствии с образцом, представленном ниже на рис. Произведите форматирование области диаграммы.

Для проведения практических занятий

  1. Произведите фильтрацию значений дохода, превышающих 4000 р.

Для проведения практических занятий

  1. Проследите, как изменились вид таблицы и построенная диаграмма, сохраните изменения в электронной книге.

Для проведения практических занятий

Дополнительные задания:

  1. Заполнить таблицу «АНАЛИЗ ПРОДАЖ», в соответствии с образцом, представленном ниже на рис., отформатировать данные в таблице, произвести расчеты, выделить минимальную и максимальную сумму покупки; по результатам расчета построить круговую диаграмму суммы продаж

Для проведения практических занятий

Сравните свои результаты с образцом

Для проведения практических занятий

Запиши СУММА ЗАТРАТЗаполнить «ВЕДОМОСТЬ УЧЕТА БРАКА», в соответствии с образцом, представленном ниже на рис., отформатировать данные в таблице, произвести расчеты, выделить минимальную, максимальную и среднюю сумму брака, а также средний процент брака; произвести фильтрацию данных по условию процента брака < 8%, построить график отфильтрованных значений изменения суммы брака по месяцам.

Для проведения практических занятий

Сумма брака = Процент брака *Сумма затрат

Сравните свои результаты с образцом

Для проведения практических занятий

Сохрани изменения в файле.

Самостоятельная аудиторная работа студента

Тема: Относительная и абсолютная адресация в табличном процессоре MS Excel

Цель занятия: Изучение информационной технологии применения относительной и абсолютной адресации для финансовых расчетов.

Задание 1

Создать таблицы ведомости начисления заработанной платы за два месяца на разных листах электронной книги, произвести расчеты, форматирование, сортировку и защиту данных.

Исходные данные представлены ниже на рис.

Для проведения практических занятий

Формулы:

Премия = Оклад* % Премии ( используйте абсолютную адресацию)

Всего начислено = Оклад +Премия

Удержания = Всего начислено *% Удержаний

К выдаче = Всего начислено - Удержания


  • Задайте сортировку данных по столбцу «В»

Для проведения практических занятий

  • Скопируйте содержимое листа «Зарплата октябрь» на новый лист, присвойте скопированному листу название «Зарплата за ноябрь»

  • Измените значение премии на 32%. Убедитесь, что программа произвела перерасчет

  • Между колонками «Премия» и «Всего начислено» вставьте новую колонку «Доплата» Рассчитайте % доплаты по формуле: ДОПЛАТА = ОКЛАД*%ДОПЛАТЫ

  • Значение доплаты примите равным 5%

  • Измените формулу расчета колонки «Всего начислено»

Всего начислено = Оклад + Премия + Доплата

  • Произведите условное форматирование значений колонки «К выдаче». Установите формат вывода значений между 7000 - красным, больше или равно 10000 - синим цветом шрифта

  • Произведите сортировку по фамилиям в алфавитном порядке по возрастанию

  • Поставьте к ячейке D3 комментарии «Премия пропорциональна окладу» (Рецензирование/Создать примечание)

  • Защитите лист (Рецензирование/Защитить лист)

  • Сохраните изменения в файле РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ФАМИЛИЯ

Для проведения практических занятий

Конечный вид таблицы расчета за ноябрь

Дополнительные задания:

  • Выполнить условное форматирование оклада и премии за ноябрь месяцы

До 2000 - желтым цветом заливки;

От 2000 до 10000 - зеленым цветом шрифта;

Свыше 10000 - малиновым цветом заливки, белым цветом шрифта

  • Построить круговую диаграмму начисления суммы к выдаче всех сотрудников за ноябрь

Для проведения практических занятий

Занятия №18-20

Тема: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЧЕТЫ В ПРОГРАММЕ Microsoft Excel

СВЯЗАННЫЕ ТАБЛИЦЫ. РАСЧЕТ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ИТОГОВ В ТАБЛИЦАХ MS EXCEL

Цель занятия. Связывание листов электронной книги. Расчет промежуточных итогов. Структурированные таблицы.

Задание 1. Рассчитать зарплату за декабрь и построить диаграмму. Создать итоговую таблицу ведомости квартального начисления заработной платы, провести расчет промежуточных итогов по подразделениям

Порядок работы

1Откройте электронную рабочую тетрадь ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ Фамилия

2. Скопируйте содержимое листа «Зарплата ноябрь» на новый лист электронной книги (Правка/Переместить/Скопировать лист). Не забудьте для копирования поставить галочку в окне Создавать копию.

3. Присвойте скопированному листу название «Зарплата декабрь». Исправьте название месяца в названии таблицы.

4. Измените значения Премии на 46 %, Доплаты - на 8 %. Убедитесь, что программа произвела пересчет формул (рис. ниже).

. 5. По данным таблицы «Зарплата декабрь» постройте гистограмму дохода сотрудников. В качестве подписей оси X выберите фамилии сотрудников. Проведите форматирование диаграммы. Конечный вид гистограммы приведен на рис.

Для проведения практических занятий

Рис. Гистограмма зарплаты за декабрь

6. Перед расчетом итоговых данных за квартал проведите сортировку по фамилиям в алфавитном порядке (по возрастанию) в таблице расчета зарплаты за октябрь.

7. Скопируйте содержимое листа «Зарплата октябрь» на новый лист (Правка/Переместить/Скопировать лист).

8. Присвойте скопированному листу название «Итоги за квартал». Измените название таблицы на «Ведомость начисления заработной платы за четвертый квартал».

9. Отредактируйте лист «Итоги за квартал» согласно образцу на рис. 3.3

Для этого удалите в основной таблице колонки «Оклад» и «Премия», а также строку 4 с численными значениями: % Премии и % Удержания и строку 19 «Всего». Удалите также строки с расчетом максимального, минимального и среднего доходов . Вставьте пустую строку 3. Рис. ниже

Для проведения практических занятийТаблица для расчета итоговой квартальной заработной платы

10. Вставьте новый столбец «Подразделение» (Вставка/Столбец) между столбцами «Фамилия» и «Всего начислено». Заполните столбец «Подразделение» данными по образцу (рис. 3.3).

11. Произведите расчет квартальных начислений, удержаний и суммы к выдаче как сумму начислений за каждый месяц (данные по месяцам располагаются на разных листах электронной книги, поэтому к адресу ячейки добавится адрес листа). Краткая справка. Чтобы вставить в формулу адрес или диапазон ячеек с другого листа, следует во время ввода формулы щелкнуть по вкладке этого листа и выделить на нем нужные ячейки. Вставляемый адрес будет содержать название этого листа. В ячейке D5 для расчета квартальных начислений «Всего начислено» формула имеет вид: =Зарплата декабрь!F5+Зарплата ноябрь!F5+Зарплата октябрь!Е5. Аналогично произведите квартальный расчет столбца «Удержания» и «К выдаче». Примечание. При выборе начислений за каждый месяц делайте ссылку на соответствующую ячейку из таблицы соответствующего листа электронной книги «Зарплата». При этом произойдет связывание ячеек листов электронной книги.

12. В силу однородности расчетных таблиц зарплаты по месяцам для расчета квартальных значений столбцов «Удержания» и «К выдаче» достаточно скопировать формулу из ячейки D5 в ячейки Е5 и F5. Для расчета квартального начисления заработной платы для всех сотрудников скопируйте формулы вниз по столбцам D, Е и F. Ваша электронная таблица примет вид, как на рис. 3.4. Рис. 3.4. Расчет квартального начисления заработной платы связыванием листов электронной книги

Для проведения практических занятий

Рис. 3.5. Вид таблицы начисления квартальной заработной платы после сортировки по подразделениям

13. Для расчета промежуточных итогов проведите сортировку по подразделениям, а внутри подразделений - по фамилиям. Таблица примет вид, как на рис. 3.5. Рис. 3.5. Вид таблицы начисления квартальной заработной платы после сортировки по подразделениям

14. Рассчитайте промежуточные итоги по подразделениям, используя формулу суммирования. Для этого выделите всю таблицу и выполните команду Данные/Итоги (рис. 3.6).

Для проведения практических занятий

Рис. 3.6. Окно задания параметров расчета промежуточных итогов Задайте параметры подсчета промежуточных итогов: при каждом изменении - в Подразделение; операция - Сумма; добавить итоги: Всего начислено, Удержания, К выдаче. Отметьте галочкой операции «Заменить текущие итоги» и «Итоги под данными» и ОК. Примерный вид итоговой таблицы представлен на рис. 3.7.

Для проведения практических занятий

Рис. 3.7. Итоговый вид таблицы расчета квартальных итогов по зарплате

15. Изучите полученную структуру и формулы подведения промежуточных итогов, устанавливая курсор на разные ячейки таблицы. Научитесь сворачивать и разворачивать структуру до разных уровней (кнопками «+» и «-»). Краткая справка. Под структурированием понимаются многоуровневая группировка строк и столбцов таблицы и создание элементов управления, с помощью которых легко можно скрывать и раскрывать эти группы.

16. Сохраните файл «Зарплата» с произведенными изменениями

Дополнительное задание Задание .2. Исследуйте графическое отображение зависимостей ячеек друг от друга.

Порядок работы

1. Скопируйте содержимое листа «Зарплата октябрь» на новый лист

2. Листу с копией дайте имя «Зависимости».

3. Откройте панель Зависимости (Формулы/Зависимости формул/Панель зависимостей) (рис. 3.8).

Изучите назначение инструментов панели, задерживая на них указатель мыши

Для проведения практических занятий

Рис. 3.8. Панель зависимостей

4. Устанавливайте курсор на ячейку в каждом столбце и вызывайте зависимости кнопками Влияющие ячейки и Зависимые ячейки панели зависимостей. Появятся стрелки, указывающие на зависимость ячейки от других ячеек и ее влияние на другие ячейки. Примерный вид таблицы с зависимостями приведен на рис. 3.9

Для проведения практических занятий

Рис. 3.9. Зависимости в таблице расчета зарплаты

5. Сохраните файл «Зарплата» с произведенными изменениями.

Занятие №_19

ПОДБОР ПАРАМЕТРА.ОРГАНИЗАЦИЯ ОЬРАТНОГО РАСЧЕТА

Цель занятия. Изучение технологии подбора параметра при обратных расчетах.

Задание .1. Используя режим подбора параметра, определите, при каком значении процента премии общая сумма заработной платы за октябрь будет равна 250 000 р. (на основании файла «Зарплата», созданного в Практических работах 2, 3).

Краткая справка

К исходным данным этой таблицы относятся значения Оклада и % Премии, одинаковый для всех сотрудников. Результатом вычислений являются ячейки, содержащие формулы. При этом изменение исходных данных приводит к изменению результатов расчетов. Использование операции «Подбор параметра» в MS Excel позволяет производить обратный расчет, когда задается конкретное значение рассчитанного параметра, и по этому значению подбирается некоторое удовлетворяющее заданным условиям значение исходного параметра расчета.

Порядок работы

1. Откройте электронную рабочую тетрадь ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ Фамилия

2. Скопируйте содержимое листа «Зарплата октябрь» на новый лист электронной книги (Правка/Переместить/Скопировать лист). Не забудьте для копирования поставить галочку в окошке Создавать копию. Присвойте скопированному листу название «Подбор параметра».

3. Осуществите подбор параметра командой Данные /Анализ «что- если»/ Подбор параметра (рис. 4.1


Рис. 4.1. Задание данных для подбора параметраДля проведения практических занятий

В диалоговом окне Подбор параметра на первой строке в качестве подбираемого параметра укажите адрес общей итоговой суммы зарплаты (ячейка G19), на второй строке наберите заданное значение 250 000, на третьей строке укажите адрес подбираемого значения - % Премии (ячейка D4), затем нажмите кнопку ОК. В окне Результат подбора параметра дайте подтверждение подобранному параметру нажатием кнопки ОК. Произойдет обратный пересчет % Премии. Результаты подбора параметра представлены на рис. 4.2: если сумма к выдаче равна 250 000 р., то процент премии должен быть 203 %.

Для проведения практических занятий

Рис. 4.2. Подбор значения % Премии для заданной общей суммы заработной платы, равной 250 000 р.

Задание.2. Используя режим подбора параметра, определите штатное расписания фирмы. Исходные данные приведены на рис. 4.3.

Для проведения практических занятий

Рис. 4.3. Исходные данные для Задания .2

Краткая справка

Известно, что в штате фирмы состоят: 6 курьеров; 8 младших менеджеров; 10 менеджеров; 3 заведующих отделами; 1 главный бухгалтер; 1 программист; 1 системный аналитик; 1 генеральный директор фирмы. Общий месячный фонд зарплаты составляет 100 000 р. Необходимо определить, какими должны быть оклады сотрудников фирмы. Каждый оклад является линейной функцией от оклада курьера, а именно: Зарплата=Ai*x+Bi где х - оклад курьера; Аi и Bi - коэффициенты, показывающие: Аi - во сколько раз превышается значение х; Bi - на сколько превышается значение х.

Порядок работы

1. Запустите редактор электронных таблиц Microsoft Excel.

2. Создайте таблицу штатного расписания фирмы по приведенному образцу (рис. 4.3). Введите исходные данные в рабочий лист электронной книги.

3. Выделите отдельную ячейку D3 для зарплаты курьера (переменная «х») и все расчеты задайте с учетом этого. В ячейку D3 временно введите произвольное число.

4. В столбце D введите формулу для расчета заработной платы по каждой должности.

Например, для ячейки D6 формула расчета имеет вид: =B6*$D$3+С6 (ячейка D3 задана в виде абсолютной адресации).

Далее скопируйте формулу из ячейки D6 вниз по столбцу автокопированием в интервале ячеек D6:D13.

В столбце F задайте формулу расчета заработной платы всех работающих в данной должности

Например, для ячейки F6 формула расчета имеет вид: =D6*E6.

Далее скопируйте формулу из ячейки F6 вниз по столбцу автокопированием в интервале ячеек F6:F13.

В ячейке F14 вычислите суммарный фонд заработной платы фирмы

. 5. Произведите подбор зарплат сотрудников фирмы для суммарной заработной платы в сумме 100 000 р

Для этого в меню Сервис активизируйте команду Подбор параметра. В поле Установить в ячейке появившегося окна введите ссылку на ячейку F14, содержащую формулу расчета фонда заработной платы. В поле Значение наберите искомый результат 100 000. В поле Изменяя значение ячейки введите ссылку на изменяемую ячейку D3, в которой находится значение зарплаты курьера, и щелкните по кнопке ОК. Произойдет обратный расчет зарплаты сотрудников по заданному условию при фонде зарплаты, равном 100 000 р.

6. Сохраните созданную электронную книгу под именем «Штатное расписание» в своей папке.

Задание.3. Используя режим подбора параметра и таблицу расчета штатного расписания (Задание 4.2), определите величину заработной платы сотрудников фирмы для ряда заданных значений фонда заработной платы

Порядок работы

1. Выберите коэффициенты уравнений для расчета согласно таблице 4.1 (один из пяти вариантов расчетов).

Для проведения практических занятий

  1. Методом подбора параметра последовательно определите зарплаты сотрудников фирмы для различных значений фонда заработной платы: 100 000, 150 000, 200 000, 250 000, 300 000, 350 000, 400 000 р. Результаты подбора значений зарплат скопируйте в табл. 4.2 в виде специальной вставки.

Для проведения практических занятий

Краткая справка.

Для копирования результатов расчетов в виде значений необходимо выделить копируемые данные, произвести запись в буфер памяти (Правка/Копировать), установить курсор в первую ячейку таблицы ответов соответствующего столбца, задать режим специальной вставки (Правка/Специальная вставка), отметив в качестве объекта вставки - значения (Правка/Специальная вставка/вставить - Значения) (рис. 4.4).

Для проведения практических занятий

Рис. 4.4. Специальная вставка значений данных

Специальная вставка данных в виде значений позволяет копировать данные, полученные в результате расчетов, без дальнейшей зависимости их от пересчета формул.



© 2010-2022