Рабочая программа по информатике 10-11 кл

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Сарышево

Рассмотрено

Руководитель методического объединения

_______________________

А.М.Кильдебаева

« 27 » августа 2015г.

Согласовано

Заместитель директора

по УР

______________________

В.Р. Габдуллина

« 28 » августа 2015г.

Утверждаю

Директор школы

_______________________

С.Г. Кильдебаев

« 31 » августа 2015г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИНФОРМАТИКА

(наименование учебного предмета (курса)

_____ среднее общее образование, 10-11 классы_________________

(уровень образования, классы)

_________________________2015-2016 уч.год_________________________

(срок реализации программы)

Составлена на основе примерной программы:

Авторская программа Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для старшей школы (10- 11 классы)

Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу: Бурангулова Ляйсан Асхатовна, учитель информатики









д. Сарышево

2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для старшей школы составлена на основе:

Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень);

авторской программы Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для старшей школы (10- 11 классы)», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012», с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ).

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  4. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  5. Учебный план МОБУ СОШ д.Сарышево на 2015-2016 учебный год.

  6. Авторская программа Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для старшей школы (10- 11 классы)», изданная в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012»

  7. Примерная программа среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

  8. Программы формирования универсальных учебных действий;

  9. Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2015-2016 уч. год, реализующих программы общего образования.

  10. Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03)

  11. Положение о рабочей программе педагога в МОБУ СОШ д.Сарышево.

Общая характеристика учебного предмета

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.

Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы - все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка - «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи. Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся - гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи - типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

  • автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);

  • АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);

  • АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);

  • АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.

Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует "носитель" этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.

Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.

Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.

Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.

Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне - это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.

Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

Цели

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах; ·

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; ·

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; ·

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

Учебный комплект для учащихся:

  • Учебник - Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;

  • Учебник - Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

  • Информатика и ИКТ: практикум/Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;

  • Комплект цифровых образовательных ресурсов.

Методический комплект для учителя:

  • Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;

  • Информатика и ИКТ: практикум/Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;

  • Комплект цифровых образовательных ресурсов.

  • Бородин М.Н. Информатика. Программы для общеобразоват. учр.. 2 - 11 классы: методическое пособие /- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Дополнительные материалы и интерактивные тесты для проверки усвоения материала находятся в Интернете по адресу: iit.metodist.ru, metodist.lbz.ru

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 67 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в 10 классе - 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю и в11 классе - 33 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Знать/понимать

1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".

2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.

4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

6. Назначение и функции операционных систем.

Уметь

1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

2. Распознавать информационные процессы в различных системах.

3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;

2. автоматизации коммуникационной деятельности;

3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Программа рассчитана на 67 часов (34 часов в 10 классе и 33 часа в 11 классе).

Программой предусмотрено проведение:

  • практических работ - 26 (в 10 классе), 17 (в 11классе);

  • контрольных работ - 3 (в 10 классе), 6 (в 11 классе).

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

10

11

теория

практические

работы

контрольные работы

10

11

10

11

10

11

1

Информация и информационные процессы

4


3




1


2

Информационные технологии

13


11


15


1


3

Коммуникационные технологии

15


12


11


1


4

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов


10


9


11


1

5

Моделирование и формализация


8


8




1

6

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)


8


7


6


1

7

Информационное общество


3


3




1

8

Резервное время

2

4







Итого:

34

33

26

27

26

17

3

4


























Тематическое планирование 10 кл

п/п


Тема учебного занятия

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Дата проведения

план.

факт.

Информация и информационные процессы (4 ч)

1

Инструктаж по технике безопасности и правилам поведениям в кабинете информатики. Информация и информационные процессы.

1

Следовать требованиям безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ; требованию организации компьютерного рабочего стола; Приводить примеры представления информации в неживой и живой природе

3.09

2

Вероятностный подход к измерению информации.

1

Знать о подходах к измерению количества информации; переводить единицы измерения информации

10.09

3

Алфавитный подход к измерению информации.

1

Знать особенности алфавитного подода к измерению количества информации; выполнять вычисления при алфавитном подходе.

17.09

4

Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»

1

Использовать приобретенные знания для решения практических задач

1.10

Информационные технологии (13 ч)

5

Кодирование и обработка текстовой информации. ТБ. Практическая работа №1 «Кодировки русских букв».

Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов. Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа».

1

Выполнять вычисление объема текстовой информации в различных кодировках; создавать документы с разными параметрами страниц; выполнять операции редактирования, корректировки, сохранения и печати текстовых документов; выполнять операции форматирования над различными элементами текста

8.10

6

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. ТБ. Практическая работа №3. «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика».

1

Запускать программы, выполнять базовые операции в программных средах

15.10

7

Системы оптического распознавания документов. ТБ. Практическая работа №4 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа».

1

Запускать программы, выполнять базовые операции в программных средах

22.10

8

Кодирование графической информации. ТБ. Практическая работа №5 «Кодирование графической информации».

1

Понимать способы представления графической информации. Выполнять возможные операции и геометрические преобразования. Изменять форматы растровых графических файлов.

29.10

9

Растровая графика. ТБ. Практическая работа №6. «Растровая графика».

1

Понимать назначение инструментов растровых графических редакторов.

Запускать программы, выполнять базовые операции в программных средах.

5.11

10

Векторная графика. ТБ. Практическая работа №7 «Трехмерная векторная графика».

Практическая работа №8 «Выполнение геометр. построений в системе компьютерного черчения Компас».

1

Понимать назначение инструментов векторных графических редакторов. Выполнять возможные операции и геометрические преобразования. Изменять форматы векторных графических файлов. Запускать программы, выполнять базовые операции в программных средах

12.11

11

ТБ. Практическая работа №9 «Создание флэш-анимации».

1

Выполнять возможные операции и геометрические преобразования. Изменять форматы векторных графических файлов.

19.11

12

Кодирование звуковой информации. ТБ. Практическая работа №10 «Создание и редактирование оцифрованного звука».

1

Знать характеристики кодирования и особенности обработки звуковой информации. Запускать программы, выполнять базовые операции в программных средах.

26.11

13

Компьютерные презентации. ТБ. Практическая работа №11 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера».

Практическая работа №12 «Разработка презентации «История развития ВТ».

1

Выполнять базовые приемы работы в программах создания презентаций

особенности настройки анимации и демонстрации презентации. Запускать программы, выполнять базовые операции в программных средах

3.12

14

Представление числовой информации с помощью систем счисления. ТБ. Практическая работа №13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

1

Знать понятие системы счисления, виды, особенности позиционных систем счисления. Выполнять перевод из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

10.12

15

Электронные таблицы. ТБ. Практическая работа №14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

1

Понимать назначение ПО, структуру таблиц , основные типы и форматы данных, способы обращения к данным объектам

особенности различных типов ссылок в ЭТ. Создавать простые расчетные таблицы.

17.12

16

Построение диаграмм и графиков. ТБ.

.Практическая работа №15 «Построение диаграмм различных типов».

1

Строить разные типы диаграмм и графиков в среде ЭТ.

24.12


17

Контрольная работа №2 по теме «Информационные технологии»

1

Использовать приобретенные знания для решения практических задач

14.01

Коммуникационные технологии (15 ч)

18

Локальные компьютерные сети. ТБ. Практическая работа №16 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети».

1

Обмениваться информацией с другими пользователями по локальной сети; Определять информационный объем файла

пользоваться базовыми программами архивации (WINRAR), просмотра (Проводник) и обслуживания ОС

21.01

19

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

1

Знать назначение и функции Интернета.

28.01

20

Подключение к Интернету. ТБ.

Практическая работа №17 «Создание подключения к Интернету».

1

Осуществлять настройку и подключение к Интернету.

4.02

21

ТБ. Практическая работа №18 «Подключение к Интернету и определение IP-адреса».

1

Определять IP-адреса

11.02

22

Всемирная паутина. ТБ. Практическая работа №19 «Настройка браузера».

1

Понимать назначение HTML. Настраивать браузер, искать информацию в Интернете.

18.02

23

Электронная почта. ТБ. Практическая работа №20 «Работа с электронной почтой».

1

Регистрировать почтовый ящик на бесплатном почтовом сервере, создавать, отправлять и получать почтовые сообщения.

3.03

24

Общение в Интернете в реальном времени. ТБ. Практическая работа №21 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях».

1

Передавать и принимать информацию в процессе общения в реальном времени с помощью Интернет-технологий

10.03

25

Файловые архивы. ТБ. Практическая работа №22 «Работа с файловыми архивами».

1

Загружать файлы из Интернета на локальный компьютер, соблюдая правила антивирусной безопасности

17.03

26

Радио, телевидение и Web камеры в Интернете.

1

Понимать принципы сжатия аудио- и видеоданных при технологии потоковой передачи. Использовать Интернет для прослушивания и просмотра аудио- и видеофайлов

24.03

27

Геоинформационные системы в Интернете. ТБ. Практическая работа №23 «Геоинформационные системы в Интернете».

1

Осуществлять поиск и анализ цифровых карт, использовать программы-навигаторы

31.03

28

Поиск информации в Интернете. ТБ. Практическая работа №24 «Поиск в Интернете».

1

Осуществлять поиск документов и файлов в Интернете с использованием различных поисковых систем.

7.04

29

Электронная коммерция в Интернете. ТБ. Практическая работа №25 «Заказ книг в Интернет-магазине». Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.

1

Осуществлять заказ товаров через Интернет-магазин

21.04

30

Основы языка разметки гипертекста.

1

Знать принципы создания Web-сайтов, основные теги языка для создания Web-сайтов.

28.04

31

ТБ. Практическая работа №26 «Разработка сайта с использованием Web-редактора».

5.05


32

Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии»

1

Использовать приобретенные знания для решения практических задач

12.05

Повторение (2 ч.)

33

Повторение по теме «Информационные технологии»

1

Использовать приобретенные знания для решения практических задач

19.05

34

Повторение по теме «Коммуникационные технологии»

1

26.05









Тематическое планирование 11 класс

п/п

Тема учебного занятия

Количество часов

Характеристики основных видов деятельности обучающегося

Дата проведения

план.

факт.

Глава 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов(10 ч.)

1

Инструктаж по технике безопасности и правилам поведениям в кабинете информатики.

История развития вычислительной техники. ТБ.

Практическая работа №1 «Виртуальные компьютерные музеи».

1

Следовать требованиям безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ:

-требования к организации компьютерного рабочего места; Приводить примеры ЭВМ различных поколений. Называть в хронологическом порядке основные вычислительные средства и их изобретателей.

7.09

2

Архитектура персонального компьютера. ТБ.

Практическая работа №2 «Сведения об архитектуре компьютера»

1

Знать структуру компьютера. Каким образом происходит обмен данными между устройствами. Различать устройства компьютера.

14.09

3

Операционные системы

Основные характеристики ОС. ОС Windows. ТБ.

Практическая работа №3 «Сведения о логических разделах дисков»

Практическая работа №4 «Значки и ярлычки на рабочем столе»

1

Знать назначения ОС; ее состав и основные функции. Основные принципы работы в ОС. Создавать ярлыки, работать с окнами.

21.09

4

Операционная система Linux. ТБ.

Практическая работа №5 «Настройка графического интерфейса ОС Linux»

Практическая работа №6 «Установка пакетов в ОС Linux»

1

Знать основные особенности ОС Linux.Настраивать графический интерфейс ОС Linux; устанавливать программные пакеты приложений.

28.09

5

Защита от несанкционированного доступа к информации. ТБ.

Практическая работа №7 «Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи»

1

Знать как защитить информацию в компьютере, какие существуют биометрические методы защиты информации


5.10

6

Физическая защита данных на дисках

1

Знать какие существуют массивы дисков RAID

19.10

7

Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. ТБ.

Практическая работа №8 «Защита от компьютерных вирусов»

1

Различать типы вредоносных программ. Находить, лечить или удалять вирусы из зараженных объектов.

26.10

8

Сетевые черви и защита от них. ТБ.

Практическая работа №9 «Защита от сетевых червей»

1

Различать типы сетевых червей . Предотвращать проникновение сетевых червей из глобальной сети Интернет на локальный компьютер.

2.11

9

Троянские программы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них. ТБ.

Практическая работа №10 «Защита от троянских программ»

Практическая работа №11 «Защита от хакерских атак»

1

Знать вредоносные действия троянских программ;

типы хакерских атак и методы защиты от них.

9.11

10

Контрольная работа №1 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

1

Использовать приобретенные знания для решения практических задач

16.11

Глава 2. Моделирование и формализация (8 ч.)

11

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании

1

Знать понятие модель, сущность моделирования. Понятие информационная модель, виды информационных моделей. Приводить примеры моделей. Научиться строить информационные модели.

25.11

12

Формы представления моделей. Формализация.

1

Приводить примеры материальных и информационных моделей. Приводить примеры формальных моделей, уметь формализировать модели, в какой форме могут быть представлены модели.

30.11

13

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

1

7.12

14

Исследование интерактивных компьютерных моделей. Исследование физических моделей. Исследование астрономических моделей

1

Проводить компьютерный эксперимент с интерактивной моделью, размещенной в Интернете

14.12

15

Исследование алгебраических моделей. Исследование геометрических моделей

1

21.12

16

Исследование химических моделей

1

28.12

17

Исследование биологических моделей»

1

11.01

18

Контрольная работа №2 по теме «Моделирование и формализация»

1

Использовать приобретенные знания для решения практических задач

18.01

Глава 3. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) (8 ч.)

19

Базы данных. Табличные базы данных

1

Знать назначение и использование баз данных;

структурные элементы базы данных;

типы полей, разницу между записью и полем.

25.01

20

Система управления базами данных. ТБ.

Практическая работа №12 «Создание табличной базы данных»

1

Проектировать, создавать, редактировать базы данных

1.02

21

Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. ТБ. Практическая работа №13 «Создание формы в табличной базе данных»

1

Проектировать, создавать, редактировать базы данных, использовать форму для просмотра и редактирования записей

8.02

22

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей. ТБ.

Практическая работа №14 «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов», практическая работа №15 «Сортировка записей в табличной базе данных»

1

Осуществлять поиск записей в табличной БД с помощью фильтров и запросов; сортировку; проектировать, создавать, редактировать базы данных, осуществлять поиск записей с использованием фильтров и запросов. сортировку

15.02

23

Печать данных с помощью отчетов. ТБ.

Практическая работа №16 «Создание отчета в табличной базе данных»

1

Проектировать, создавать, редактировать базы данных, создавать отчеты в табличной БД.

29.02

24

Иерархическая модель данных

1

Создавать реляционные БД.

7.03

25

Сетевая модель данных. ТБ.

Практическая работа №17 «Создание генеалогического древа семьи»

1

Создавать сетевую модель, , работать с программой «Живая родословная»

14.03

26

Контрольная работа №3 по теме «Базы данных. СУБД»

1

Использовать приобретенные знания для решения практических задач

21.03

Глава 4. Информационное общество(3 ч.)

27

Право в Интернете

1

Осознавать нормы использования информационных ресурсов в правовом обществе. Работать с документально-правовыми информационными ресурсами в сети Интернет

28.03

28

Этика в Интернете

1

Знать основные этические правила при общении по электронной почте, при общении в чатах и форумах. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.

4.04

29


Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

1

Знать перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

18.04

Повторение(4 ч)

30

Итоговая контрольная работа

1

Использовать приобретенные знания для решения практических задач

25.04

31

Повторение по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

1

3.05

32

Повторение по теме « Моделирование и формализация»

1

16.05

33

Повторение по теме «БД. Системы управления БД"

1

23.05







Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Критерий оценки выполнения практического задания

Отметка «5»:

1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;

2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

Устройства создания графической информации (графический планшет) - используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

Операционная система.

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

Антивирусная программа.

Программа-архиватор.

Клавиатурный тренажер.

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

Звуковой редактор.

Простая система управления базами данных.

Простая геоинформационная система.

Система автоматизированного проектирования.

Виртуальные компьютерные лаборатории.

Программа-переводчик.

Система оптического распознавания текста.

Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Система программирования.

Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

Программа интерактивного общения

Простой редактор Web-страниц


Список литературы


  1. Бородин М.Н. Информатика. Программы для общеобразоват. учр.. 2 - 11 классы: методическое пособие. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  2. Контрольно-измерительные материалы. Информатика 10 класс/ Сост.А. Х. Шелепаева.- М.: ВАКО,2012

  3. Контрольно-измерительные материалы. Информатика 11 класс/ Сост.А. Х. Шелепаева.- М.: ВАКО,2012

  4. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие /Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;

  5. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: практикум/Н.Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н.И. Михайлова. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;

Медиаресурсы:

  1. :iit.metodist.ru,

  2. metodist.lbz.ru

  3. school-collection.edu.ru/


© 2010-2022