- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 10-11 кл
Рабочая программа по информатике 10-11 кл
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бурангулова Л.А. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Сарышево
Рассмотрено
Руководитель методического объединения
_______________________
А.М.Кильдебаева
« 27 » августа 2015г.
Согласовано
Заместитель директора
по УР
______________________
В.Р. Габдуллина
« 28 » августа 2015г.
Утверждаю
Директор школы
_______________________
С.Г. Кильдебаев
« 31 » августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИНФОРМАТИКА
(наименование учебного предмета (курса)
_____ среднее общее образование, 10-11 классы_________________
(уровень образования, классы)
_________________________2015-2016 уч.год_________________________
(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной программы:
Авторская программа Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для старшей школы (10- 11 классы)
Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу: Бурангулова Ляйсан Асхатовна, учитель информатики
д. Сарышево
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для старшей школы составлена на основе:
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень);
авторской программы Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для старшей школы (10- 11 классы)», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012», с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
-
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ).
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
-
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
-
Учебный план МОБУ СОШ д.Сарышево на 2015-2016 учебный год.
-
Авторская программа Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для старшей школы (10- 11 классы)», изданная в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012»
-
Примерная программа среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
-
Программы формирования универсальных учебных действий;
-
Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2015-2016 уч. год, реализующих программы общего образования.
-
Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03)
-
Положение о рабочей программе педагога в МОБУ СОШ д.Сарышево.
Общая характеристика учебного предмета
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы - все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка - «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи. Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся - гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
-
обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи - типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
-
систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
-
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
-
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
-
автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
-
АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
-
АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
-
АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.
Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует "носитель" этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне - это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Цели
-
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах; ·
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; ·
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; ·
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Учебный комплект для учащихся:
-
Учебник - Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;
-
Учебник - Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
-
Информатика и ИКТ: практикум/Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
-
Комплект цифровых образовательных ресурсов.
Методический комплект для учителя:
-
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;
-
Информатика и ИКТ: практикум/Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
-
Комплект цифровых образовательных ресурсов.
-
Бородин М.Н. Информатика. Программы для общеобразоват. учр.. 2 - 11 классы: методическое пособие /- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Дополнительные материалы и интерактивные тесты для проверки усвоения материала находятся в Интернете по адресу: iit.metodist.ru, metodist.lbz.ru
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 67 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в 10 классе - 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю и в11 классе - 33 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
Знать/понимать
1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.
4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
6. Назначение и функции операционных систем.
Уметь
1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;
2. автоматизации коммуникационной деятельности;
3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Программа рассчитана на 67 часов (34 часов в 10 классе и 33 часа в 11 классе).
Программой предусмотрено проведение:
-
практических работ - 26 (в 10 классе), 17 (в 11классе);
-
контрольных работ - 3 (в 10 классе), 6 (в 11 классе).
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | ||||||
10 | 11 | теория | практические работы | контрольные работы | |||||
10 | 11 | 10 | 11 | 10 | 11 | ||||
1 | Информация и информационные процессы | 4 |
| 3 |
|
|
| 1 |
|
2 | Информационные технологии | 13 |
| 11 |
| 15 |
| 1 |
|
3 | Коммуникационные технологии | 15 |
| 12 |
| 11 |
| 1 |
|
4 | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов |
| 10 |
| 9 |
| 11 |
| 1 |
5 | Моделирование и формализация |
| 8 |
| 8 |
|
|
| 1 |
6 | Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) |
| 8 |
| 7 |
| 6 |
| 1 |
7 | Информационное общество |
| 3 |
| 3 |
|
|
| 1 |
8 | Резервное время | 2 | 4 |
|
|
|
|
|
|
Итого: | 34 | 33 | 26 | 27 | 26 | 17 | 3 | 4 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тематическое планирование 10 кл
№ п/п
Тема учебного занятия
Количество часов
Характеристика основных видов деятельности обучающегося
Дата проведения
план.
факт.
Информация и информационные процессы (4 ч)
1
Инструктаж по технике безопасности и правилам поведениям в кабинете информатики. Информация и информационные процессы.
1
Следовать требованиям безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ; требованию организации компьютерного рабочего стола; Приводить примеры представления информации в неживой и живой природе
3.09
2
Вероятностный подход к измерению информации.
1
Знать о подходах к измерению количества информации; переводить единицы измерения информации
10.09
3
Алфавитный подход к измерению информации.
1
Знать особенности алфавитного подода к измерению количества информации; выполнять вычисления при алфавитном подходе.
17.09
4
Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»
1
Использовать приобретенные знания для решения практических задач
1.10
Информационные технологии (13 ч)
5
Кодирование и обработка текстовой информации. ТБ. Практическая работа №1 «Кодировки русских букв».
Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов. Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа».
1
Выполнять вычисление объема текстовой информации в различных кодировках; создавать документы с разными параметрами страниц; выполнять операции редактирования, корректировки, сохранения и печати текстовых документов; выполнять операции форматирования над различными элементами текста
8.10
6
Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. ТБ. Практическая работа №3. «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика».
1
Запускать программы, выполнять базовые операции в программных средах
15.10
7
Системы оптического распознавания документов. ТБ. Практическая работа №4 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа».
1
Запускать программы, выполнять базовые операции в программных средах
22.10
8
Кодирование графической информации. ТБ. Практическая работа №5 «Кодирование графической информации».
1
Понимать способы представления графической информации. Выполнять возможные операции и геометрические преобразования. Изменять форматы растровых графических файлов.
29.10
9
Растровая графика. ТБ. Практическая работа №6. «Растровая графика».
1
Понимать назначение инструментов растровых графических редакторов.
Запускать программы, выполнять базовые операции в программных средах.
5.11
10
Векторная графика. ТБ. Практическая работа №7 «Трехмерная векторная графика».
Практическая работа №8 «Выполнение геометр. построений в системе компьютерного черчения Компас».
1
Понимать назначение инструментов векторных графических редакторов. Выполнять возможные операции и геометрические преобразования. Изменять форматы векторных графических файлов. Запускать программы, выполнять базовые операции в программных средах
12.11
11
ТБ. Практическая работа №9 «Создание флэш-анимации».
1
Выполнять возможные операции и геометрические преобразования. Изменять форматы векторных графических файлов.
19.11
12
Кодирование звуковой информации. ТБ. Практическая работа №10 «Создание и редактирование оцифрованного звука».
1
Знать характеристики кодирования и особенности обработки звуковой информации. Запускать программы, выполнять базовые операции в программных средах.
26.11
13
Компьютерные презентации. ТБ. Практическая работа №11 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера».
Практическая работа №12 «Разработка презентации «История развития ВТ».
1
Выполнять базовые приемы работы в программах создания презентаций
особенности настройки анимации и демонстрации презентации. Запускать программы, выполнять базовые операции в программных средах
3.12
14
Представление числовой информации с помощью систем счисления. ТБ. Практическая работа №13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
1
Знать понятие системы счисления, виды, особенности позиционных систем счисления. Выполнять перевод из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
10.12
15
Электронные таблицы. ТБ. Практическая работа №14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
1
Понимать назначение ПО, структуру таблиц , основные типы и форматы данных, способы обращения к данным объектам
особенности различных типов ссылок в ЭТ. Создавать простые расчетные таблицы.
17.12
16
Построение диаграмм и графиков. ТБ.
.Практическая работа №15 «Построение диаграмм различных типов».
1
Строить разные типы диаграмм и графиков в среде ЭТ.
24.12
17
Контрольная работа №2 по теме «Информационные технологии»
1
Использовать приобретенные знания для решения практических задач
14.01
Коммуникационные технологии (15 ч)
18
Локальные компьютерные сети. ТБ. Практическая работа №16 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети».
1
Обмениваться информацией с другими пользователями по локальной сети; Определять информационный объем файла
пользоваться базовыми программами архивации (WINRAR), просмотра (Проводник) и обслуживания ОС
21.01
19
Глобальная компьютерная сеть Интернет.
1
Знать назначение и функции Интернета.
28.01
20
Подключение к Интернету. ТБ.
Практическая работа №17 «Создание подключения к Интернету».
1
Осуществлять настройку и подключение к Интернету.
4.02
21
ТБ. Практическая работа №18 «Подключение к Интернету и определение IP-адреса».
1
Определять IP-адреса
11.02
22
Всемирная паутина. ТБ. Практическая работа №19 «Настройка браузера».
1
Понимать назначение HTML. Настраивать браузер, искать информацию в Интернете.
18.02
23
Электронная почта. ТБ. Практическая работа №20 «Работа с электронной почтой».
1
Регистрировать почтовый ящик на бесплатном почтовом сервере, создавать, отправлять и получать почтовые сообщения.
3.03
24
Общение в Интернете в реальном времени. ТБ. Практическая работа №21 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях».
1
Передавать и принимать информацию в процессе общения в реальном времени с помощью Интернет-технологий
10.03
25
Файловые архивы. ТБ. Практическая работа №22 «Работа с файловыми архивами».
1
Загружать файлы из Интернета на локальный компьютер, соблюдая правила антивирусной безопасности
17.03
26
Радио, телевидение и Web камеры в Интернете.
1
Понимать принципы сжатия аудио- и видеоданных при технологии потоковой передачи. Использовать Интернет для прослушивания и просмотра аудио- и видеофайлов
24.03
27
Геоинформационные системы в Интернете. ТБ. Практическая работа №23 «Геоинформационные системы в Интернете».
1
Осуществлять поиск и анализ цифровых карт, использовать программы-навигаторы
31.03
28
Поиск информации в Интернете. ТБ. Практическая работа №24 «Поиск в Интернете».
1
Осуществлять поиск документов и файлов в Интернете с использованием различных поисковых систем.
7.04
29
Электронная коммерция в Интернете. ТБ. Практическая работа №25 «Заказ книг в Интернет-магазине». Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.
1
Осуществлять заказ товаров через Интернет-магазин
21.04
30
Основы языка разметки гипертекста.
1
Знать принципы создания Web-сайтов, основные теги языка для создания Web-сайтов.
28.04
31
ТБ. Практическая работа №26 «Разработка сайта с использованием Web-редактора».
5.05
32
Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии»
1
Использовать приобретенные знания для решения практических задач
12.05
Повторение (2 ч.)
33
Повторение по теме «Информационные технологии»
1
Использовать приобретенные знания для решения практических задач
19.05
34
Повторение по теме «Коммуникационные технологии»
1
26.05
Тематическое планирование 11 класс
№ п/п
Тема учебного занятия
Количество часов
Характеристики основных видов деятельности обучающегося
Дата проведения
план.
факт.
Глава 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов(10 ч.)
1
Инструктаж по технике безопасности и правилам поведениям в кабинете информатики.
История развития вычислительной техники. ТБ.
Практическая работа №1 «Виртуальные компьютерные музеи».
1
Следовать требованиям безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ:
-требования к организации компьютерного рабочего места; Приводить примеры ЭВМ различных поколений. Называть в хронологическом порядке основные вычислительные средства и их изобретателей.
7.09
2
Архитектура персонального компьютера. ТБ.
Практическая работа №2 «Сведения об архитектуре компьютера»
1
Знать структуру компьютера. Каким образом происходит обмен данными между устройствами. Различать устройства компьютера.
14.09
3
Операционные системы
Основные характеристики ОС. ОС Windows. ТБ.
Практическая работа №3 «Сведения о логических разделах дисков»
Практическая работа №4 «Значки и ярлычки на рабочем столе»
1
Знать назначения ОС; ее состав и основные функции. Основные принципы работы в ОС. Создавать ярлыки, работать с окнами.
21.09
4
Операционная система Linux. ТБ.
Практическая работа №5 «Настройка графического интерфейса ОС Linux»
Практическая работа №6 «Установка пакетов в ОС Linux»
1
Знать основные особенности ОС Linux.Настраивать графический интерфейс ОС Linux; устанавливать программные пакеты приложений.
28.09
5
Защита от несанкционированного доступа к информации. ТБ.
Практическая работа №7 «Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи»
1
Знать как защитить информацию в компьютере, какие существуют биометрические методы защиты информации
5.10
6
Физическая защита данных на дисках
1
Знать какие существуют массивы дисков RAID
19.10
7
Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. ТБ.
Практическая работа №8 «Защита от компьютерных вирусов»
1
Различать типы вредоносных программ. Находить, лечить или удалять вирусы из зараженных объектов.
26.10
8
Сетевые черви и защита от них. ТБ.
Практическая работа №9 «Защита от сетевых червей»
1
Различать типы сетевых червей . Предотвращать проникновение сетевых червей из глобальной сети Интернет на локальный компьютер.
2.11
9
Троянские программы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них. ТБ.
Практическая работа №10 «Защита от троянских программ»
Практическая работа №11 «Защита от хакерских атак»
1
Знать вредоносные действия троянских программ;
типы хакерских атак и методы защиты от них.
9.11
10
Контрольная работа №1 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»
1
Использовать приобретенные знания для решения практических задач
16.11
Глава 2. Моделирование и формализация (8 ч.)
11
Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании
1
Знать понятие модель, сущность моделирования. Понятие информационная модель, виды информационных моделей. Приводить примеры моделей. Научиться строить информационные модели.
25.11
12
Формы представления моделей. Формализация.
1
Приводить примеры материальных и информационных моделей. Приводить примеры формальных моделей, уметь формализировать модели, в какой форме могут быть представлены модели.
30.11
13
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
1
7.12
14
Исследование интерактивных компьютерных моделей. Исследование физических моделей. Исследование астрономических моделей
1
Проводить компьютерный эксперимент с интерактивной моделью, размещенной в Интернете
14.12
15
Исследование алгебраических моделей. Исследование геометрических моделей
1
21.12
16
Исследование химических моделей
1
28.12
17
Исследование биологических моделей»
1
11.01
18
Контрольная работа №2 по теме «Моделирование и формализация»
1
Использовать приобретенные знания для решения практических задач
18.01
Глава 3. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) (8 ч.)
19
Базы данных. Табличные базы данных
1
Знать назначение и использование баз данных;
структурные элементы базы данных;
типы полей, разницу между записью и полем.
25.01
20
Система управления базами данных. ТБ.
Практическая работа №12 «Создание табличной базы данных»
1
Проектировать, создавать, редактировать базы данных
1.02
21
Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. ТБ. Практическая работа №13 «Создание формы в табличной базе данных»
1
Проектировать, создавать, редактировать базы данных, использовать форму для просмотра и редактирования записей
8.02
22
Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей. ТБ.
Практическая работа №14 «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов», практическая работа №15 «Сортировка записей в табличной базе данных»
1
Осуществлять поиск записей в табличной БД с помощью фильтров и запросов; сортировку; проектировать, создавать, редактировать базы данных, осуществлять поиск записей с использованием фильтров и запросов. сортировку
15.02
23
Печать данных с помощью отчетов. ТБ.
Практическая работа №16 «Создание отчета в табличной базе данных»
1
Проектировать, создавать, редактировать базы данных, создавать отчеты в табличной БД.
29.02
24
Иерархическая модель данных
1
Создавать реляционные БД.
7.03
25
Сетевая модель данных. ТБ.
Практическая работа №17 «Создание генеалогического древа семьи»
1
Создавать сетевую модель, , работать с программой «Живая родословная»
14.03
26
Контрольная работа №3 по теме «Базы данных. СУБД»
1
Использовать приобретенные знания для решения практических задач
21.03
Глава 4. Информационное общество(3 ч.)
27
Право в Интернете
1
Осознавать нормы использования информационных ресурсов в правовом обществе. Работать с документально-правовыми информационными ресурсами в сети Интернет
28.03
28
Этика в Интернете
1
Знать основные этические правила при общении по электронной почте, при общении в чатах и форумах. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.
4.04
29
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
1
Знать перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
18.04
Повторение(4 ч)
30
Итоговая контрольная работа
1
Использовать приобретенные знания для решения практических задач
25.04
31
Повторение по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»
1
3.05
32
Повторение по теме « Моделирование и формализация»
1
16.05
33
Повторение по теме «БД. Системы управления БД"
1
23.05
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерий оценки выполнения практического задания
Отметка «5»:
1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;
2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства создания графической информации (графический планшет) - используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Web-страниц
Список литературы
-
Бородин М.Н. Информатика. Программы для общеобразоват. учр.. 2 - 11 классы: методическое пособие. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Контрольно-измерительные материалы. Информатика 10 класс/ Сост.А. Х. Шелепаева.- М.: ВАКО,2012
-
Контрольно-измерительные материалы. Информатика 11 класс/ Сост.А. Х. Шелепаева.- М.: ВАКО,2012
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие /Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: практикум/Н.Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н.И. Михайлова. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;
Медиаресурсы:
-
:iit.metodist.ru,
-
metodist.lbz.ru
-
school-collection.edu.ru/