Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленностиДополнительная общеразвивающая программа технической направленностиДополнительная общеразвивающая программа технической направленностиДополнительная общеразвивающая программа технической направленностиДополнительная общеразвивающая программа технической направленностиДополнительная общеразвивающая программа технической направленностиДополнительная общеразвивающая программа технической направленностиДополнительная общеразвивающая программа технической направленностиДополнительная общеразвивающая программа технической направленностиДополнительная общеразвивающая программа технической направленностиМуниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Бокситогорский центр дополнительного образования»





ПРИНЯТА

Педагогическим советом

Протокол от «31» 08.2015г. №1

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора

МБОУ ДО «БЦДО»

от «31» 08.2015 г. № 112_



Дополнительная общеразвивающая программа

технической направленности

«Мой друг - компьютер»



Срок реализации программы: 1год

Возраст учащихся, на который рассчитана данная программа - 7-11 лет



Разработчик программы:

Петухова Наталия Владимировна, педагог дополнительного образования









г. Бокситогорск

2015 г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

«Мой друг-компьютер»

Тип

Модифицированная

Направленность

техническая

Срок реализации

1 год

Возраст обуч-ся

7-11 лет

Дата разработки программы

01.09.2015

Изменения, вносимые в программу

Дата

Вносимые изменения




























РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Дата

Наименование мероприятия

Результат







































































Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой друг-компьютер» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

  2. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»;

  3. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 75, п. 4. 273-ФЗ);

  4. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р;

  5. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  6. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки новых федеральных требований);

  7. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

  8. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы».

Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Мой друг-компьютер» - техническая.

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой друг - компьютер» является модифицированной программой. Программа разработана на основе программы дополнительного образования детей младшего школьного возраста «Компьютерный мир» Гурьяновой Татьяны Николаевны.

Актуальность программы

На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Данная программа заинтересует обучающихся, так как компьютерная графика - необычайно интересна и перспективна, а её применение уже в школьном возрасте окрасит жизнь детей новыми красками. Работа с компьютерной графикой - одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера.

Планируется продолжить данную работу в области информатика и ИКТ:

2 год обучения - работа в текстовом редакторе MicrosoftWord 2007, MicrosoftPowerPoint 2010

Педагогическая целесообразность

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой друг-компьютер» педагогически целесообразна, так как становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим личностному росту обучающихся, развитию способностей в области информационных технологий.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы «Мой друг-компьютер» является то, что она состоит из 2 учебных модулей: «Основы компьютерной грамотности», «Графическй редактор Paint», последовательность изучения которых, позволяет обучающимся познакомиться с ПК и научиться создавать и редактировать рисунки.

Цель программы

Формирование у учащихся основ компьютерной грамотности, развитие умения создавать и редактировать изображения в растровом графическом редакторе Paint

Задачи программы

  1. Обучающие

  • познакомить с операционной системой Windows2007

  • изучить основные понятия информатики;

  • научить работать в графическом редакторе Paint.

  1. Развивающие

  • развивать способность к взаимопониманию, интерес и внимание к творческим усилиям товарищей;

  • развивать художественно-образное мышление;

  • развивать любознательность у обучающихся, как основу развития познавательных способностей;

  • формировать творческое воображение, как направление интеллектуального и личностного развития детей;

  • развивать коммуникативность, как одно из необходимых условий учебной деятельности.

3. Воспитательные

  • вырабатывать самостоятельность;

  • формировать эмоционально-положительное отношение к работе на ПК.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Возраст учащихся, на который рассчитана данная программа - 7 - 11 лет.

Минимальный возраст детей для зачисления на обучение - 7 лет.

На обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Мой друг-компьютер» принимаются все желающие, достигшие возраста 7 лет. Приём детей осуществляется на основании письменного заявления родителей (или законных представителей).

Наполняемость группы: не менее 15 человек;

Организационно - педагогические условия реализации программы

Срок реализации программы: 1 год

Количество учебных часов по программе: 70 часов.

Форма обучения: очная.

Форма проведения занятий: аудиторные.

Форма организации деятельности: групповая.

Формы аудиторных занятий:

- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: лекция, занятие-игра, практикум и т.д.;

- по дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, комбинированные формы занятий.

Материально-техническое обеспечение:

Интерактивная доска - 1

Мультимедийный проектор -1

Персональный компьютер - рабочее место педагога -1

Персональный компьютер - рабочее место учащегося-10

Программное обеспечение:

  • Операционная система Windows 2007

  • Графический редактор Paint

Система оценки результатов освоения программы

  • Система оценки результатов освоения программы состоит из текущего контроля успеваемости и промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

  • Текущий контроль учащихся проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний и практических умений и навыков по темам (разделам) дополнительной общеразвивающей программы.

  • Текущий контроль успеваемости учащихся осуществляется педагогом по каждой изученной теме.

  • Достигнутые учащимися умения и навыки заносятся в диагностическую карту.

  • Текущий контроль может проводиться в следующих формах: вопросники, тестирование; самостоятельные работы.

  • Промежуточная аттестация учащихся проводится с целью повышения ответственности педагогов и учащихся за результаты образовательного процесса, за объективную оценку усвоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы каждого года обучения; за степень усвоения обучащимися дополнительной общеразвивающей программы в рамках учебного года.

  • Промежуточная аттестация учащихся осуществляется администрацией Учреждения.

  • Промежуточная аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков.

  • Промежуточная аттестация учащихся может проводиться в следующих формах: самостоятельные работы репродуктивного характера; вопросники, тестирование.

  • Итоговая аттестация учащихся проводится с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам освоения дополнительной общеразвивающей программы.

  • Итоговая аттестация проводится по окончанию обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Мой друг-компьютер».

  • Итоговая аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков.

  • Итоговая аттестация учащихся осуществляется комиссией по аттестации учащихся, в состав которой входят представители администрации Учреждения, методисты, педагоги дополнительного образования, имеющие высшую квалификационную категорию.

  • Итоговая аттестация учащихся может проводиться в следующих формах: самостоятельные работы репродуктивного характера; вопросники, тестирование.

  • Учащимся, полностью освоившим, дополнительную общеразвивающую программу, и успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается свидетельство о дополнительном образовании.

  • Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим неудовлетворительные результаты выдаётся справка об обучении или о периоде обучения.

Критерии оценки уровня теоретической подготовки

  • -Высокий уровень - обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

  • Средний уровень - объём усвоенных знаний учащегося составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

  • Низкий уровень -учащийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины.

  • Программу не освоил - учащийся овладел менее чем 20% объёма знаний, предусмотренных программой.

Критерии оценки уровня практической подготовки

  • Высокий уровень -учащийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества.

  • Средний уровень - у учащегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца.

  • Низкий уровень - ребёнок овладел менее чем 50% предусмотренных умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;

  • Программу не освоил - учащийся овладел менее чем 20% предусмотренных программой умений и навыков.

Планируемые результаты освоения программы

Ожидаемые предметные результаты:

должны знать:

  • правила техники безопасности;

  • основные понятия информатики

  • основные устройства ПК;

  • правила работы на ПК;

  • назначение и возможности графического редактора Paint;

должны уметь:

  • соблюдать требования безопасности при работе на ПК;

  • включать и выключать ПК;

  • работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);

  • работать в графическом редакторе Paint;

  • составлять творческие мини-проекты.

Метапредметные

Ожидаемые метапредметные результаты:

Познавательные

должны знать:

  • способы обработки информации в графическом редакторе Paint;

должны уметь:

  • обрабатывать графическую информацию

  • передавать информацию различными способами;

  • анализировать информацию;

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные

должны знать:

  • способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях.

должны уметь:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;

  • выполнять учебные действия в устной форме;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • адекватно воспринимать предложения педагога по исправлению допущенных ошибок.

Коммуникативные

должны знать:

  • о существовании различных точек зрения и права каждого человека иметь собственую.

должны уметь:

  • аргументировать свою точку зрения;

  • работать в группе, учитывая мнение партнеров;

  • слушать собеседника и вести диалог;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные

Ожидаемые личностные результаты:

должны знать:

  • о ценности семьи и общества;

  • о существовании профессий, связанных с использованием ИКТ.

должны уметь:

- сотрудничать в различных ситуациях;

- ответственно относиться к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

- давать объективную оценку творческому продукту;

- принимать участие в выставках, конкурсах, проводимых на уровне ОУ, города, района, области.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

Основы компьютерной грамотности -10ч

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ при работе на ПК.

Устройство ПК.

1

0,5

0,5

Устройство ввода информации: мышь.

2

1

1

Меню.

2

1

1

Устройство ввода информации: клавиатура

2

1

1

Калькулятор.

1

0,5

0,5

Блокнот. Действия с фрагментом текста.

2

1

1


10

5

5

Графический редактор Paint - 60ч

Компьютерная графика и её типы: растровая, векторная, трёхмерная. Графический редактор Paint. Первое знакомство. Вызов программы.

6

3

3

Интерфейс программы Paint. Меню и панель инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы.

6

3

3

Функция раскрашивания в графическом редакторе.

Раскраски.

6

3

3

Декоративное рисование. Формат рисунка.

4

2

2

Рисование по клеточкам.

4

2

2

Тематическое рисование «Мой дом».

6

1

5

Функция копирования. Составление рисунка.

4

1

3

Диалоговые окна «Изменить размер и наклонить» «Повернуть или отразить»

6

2

4

Графика. Образец упаковки (фантик, обёртка)

6

1

5

Тематическое рисование «Поздравительная открытка».

10

1

9

Итоговое занятие

2

1

1


60

20

40

ИТОГО

70

25

45

Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации

№ п/п

Год обучения

Формы проведения промежуточной аттестации

Формы проведения итоговой аттестации

1

1 год обучения

Вопросник.

Практическое задание.

Тест.

Практическое задание.

  1. Содержание программы


№ п/п

Разделы, темы

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ при работе на ПК. Устройство ПК.

ТБ и ПБ при работе на ПК.

Знакомство детей с историей возникновения ПК и его применением в жизни человека.


2

Устройство ввода информации: мышь.

Манипулятор- мышь, виды (стандартная, оптическая, беспроводная), принцип действия (кнопки мыши).

Работа в программе «Мир информатики».

3

Меню

Что такое меню? Знакомство с контекстным меню, меню «Пуск», меню «Завершение работы».

создание папки, переименование папки, создание файла, переименование файла.

4

Устройство ввода информации: клавиатура

Знакомство с клавиатурой. Буквенно-цифровые и функциональные клавиши.

Работа в программе «Мир информатики».

5

Калькулятор.

Знакомство с калькулятором.

Вычисление арифметических действий на калькуляторе.

6

Блокнот.

Знакомство с Блокнотом.

Набор слов с помощью клавиатуры в Блокноте. Действия с фрагментом текста: выделение, копирование, вставка.

7

Компьютерная графика. Графический редактор Paint.

Понятие компьютерная графика. Её типы: растровая, векторная. Сферы применения компьютерной графики. Знакомство с графическим редактором Paint. Вызов программы.

Работа в графическом редакторе Paint.

8

Интерфейс программы Paint.

Окно графического редактора MS Paint, панель инструментов, палитра.

Экспериментирование с инструментами графического редактора

9

Функция раскрашивания в графическом редакторе.

Инструмент «Заливка» (банка с краской). Объяснение материала по теме.

Работа в программе «Мир информатики». Раскраски.

Заливка фона в программе Paint в понравившийся цвет.

10

Декоративное рисование.

Формат рисунка - понятие.

Сохранение рисунка в различных форматах.

11

Рисование по клеточкам.

Линии сетки. Как установить линии сетки на рабочее поле? Для чего нужны линии сетки?

Работа в графическом редакторе Paint.

12

Тематическое рисование «Мой дом».

Рисование на заданную тему - что это? Конструирование объекта дом из графических примитивов (объяснение+демонстрация).

Работа в графическом редакторе Paint.

13

Функция копирования. Составление рисунка.

Формы выделения: прямоугольная и произвольная область. Функция копирования.

Работа в графическом редакторе Paint с применением функции копирования.

14

Диалоговые окна «Изменить размер и наклонить» «Повернуть или отразить»

Диалоговые окна «Изменить размер и наклонить», «Повернуть или отразить» - функция окон.

Работа с диалоговыми окнами «Изменить размер и наклонить» «Повернуть или отразить» в графическом редакторе Paint.

15

Графика. Добавление текста в рисунок. Образец упаковки (фантик, обёртка)

Понятие хозяйственная графика. Что такое узор- определение. Кнопка текст.

Работа в графическом редакторе Paint.

16

Тематическое рисование «Поздравительная открытка».

Поздравительная открытка что это? Закрепление ранее изученного материала при составлении открытки (копирование, текст, конструирование из графических примитивов)

Работа в графическом редакторе Paint.

17

Итоговое задание.

тест

Практическая работа



Методическое обеспечение

№ п/п

Раздел, тема

Форма занятия

Методы, технологии

Дидактический материал и ТСО

Форма подведения итогов

Основы компьютерной грамотности

1.

1

Инструктаж по ТБ и ПБ при работе на ПК. Устройство ПК.

Беседа

Словесный

Наглядный

Презентация

«Правила ТБ и ПБ при работе на ПК», «Устройство ПК», компьютер

Устный опрос

2

Устройство ввода информации: мышь.

Беседа.

Практическое занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Презентация «Устройство ввода информации - мышь», Презентация «Графический редактор Paint компьютер»

Практическое

задание на ПК

Меню

Беседа.

Практическое занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Презентация «Меню» компьютер

Практическое

задание на ПК

Устройство ввода информации: клавиатура

Беседа.

Практическое занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Презентация «Знакомьтесь -клавиатура», программа «Мир информатики» 1 год обучения. Клавиатура. Тренажёр «Руки солиста»

компьютер

Практическое

задание на ПК

Калькулятор.

Беседа.

Практическое занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Технические средства передачи информации (ПК), калькулятор.

компьютер

Практическое

задание на ПК

Блокнот.

Беседа.

Практическое занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Технические средства передачи информации (ПК), Блокнот.

компьютер

Вопросник,

практическое

задание на ПК

Графический редактор Paint


Компьютерная графика. Графический редактор Paint

Беседа.

Практическое занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Презентация «Графический редактор Paint»

компьютер

Устный опрос

Интерфейс программы Paint.

Беседа.

Практическое занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Презентация «Графический редактор Paint»

компьютер

Работа на карточках

Функция раскрашива-ния в графическом редакторе.

Беседа.

Практическое занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Презентация «Графический редактор Paint»,

программа «Мир информатики»

компьютер

Практическое

задание на ПК

Декоративное рисование.

Беседа.

Практическое занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Технические средства передачи информации (ПК)

компьютер

Практическое

задание на ПК

Рисование по клеточкам.

Беседа.

Практическое занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Технические средства передачи информации (ПК)

компьютер

Практическое

задание на ПК

Тематическое рисование «Мой дом».

Беседа.

Практическое занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Технические средства передачи информации (ПК)

компьютер

Практическое

задание на ПК

Функция копирования. Составление рисунка.

Беседа.

Практическое занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Технические средства передачи информации (ПК)

компьютер

Практическое

задание на ПК

Диалоговые окна «Изменить размер и наклонить»

Беседа.

Практическое занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Технические средства передачи информации (ПК)

компьютер

Практическое

задание на ПК

Графика. Добавление текста в рисунок. Образец упаковки (фантик, обёртка)

Беседа.

Практическое занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Презентация «Виды графики», технические средства передачи информации (ПК)

компьютер

Практическое

задание на ПК

Тематическое рисование «Поздравительная открытка».

Беседа.

Практическое занятие

Словесный

Наглядный

Практический

Технические средства передачи информации (ПК)

компьютер

Практическое

задание на ПК

Итоговое занятие по разделу

Беседа.

Практическое занятие

Словесный

Практический

Технические средства передачи информации (ПК)

компьютер

Вопросник,

практическое занятие на ПК

Итоговое занятие

Практическое занятие

Словесный

Практический

Технические средства передачи информации (ПК)

Тестирование,

Практическая работа

Список литературы, используемой педагогом

  • Босова Л. Л., Информатика и ИКТ : учебник для 5 класса: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 192 с.: ил.

  • Жуков И. «Компьютер. Для моих любимых родителей!» - М.: АСТ, 2015.- (Современный самоучитель).

  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р;

  • Леонтьев В.П. «Персональный компьютер. Карманный справочник» -М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • .СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

  • СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы».

  • Тесты для детей. Сборник тестов и развивающих упражнений / Составители М.Н.Ильина, Н.Я. Головнёва. - СП, Дельта

  • Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

  • Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»;

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 75, п. 4. 273-ФЗ);















Список литературы, рекомендуемой для учащихся

  • Антошин М.К. «Учимся рисовать на компьютере» - М.: АЙРИС-ПРЕСС дидактика, 2007.

  • В.П. Леонтьев «Первые шаги в PowerPoint».-М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

  • В.П. Леонтьев «Первые шаги в Word.-М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.



Вопросник к разделу

«Графический редактор Paint»

  1. Графический редактор - это?

Программа для создания и редактирования рисунков

  1. Какие типы компьютерной графики ты знаешь?

Растровая, векторная, трёхмерная

  1. Какие инструменты рисования в Paint ты знаешь?

Карандаш, заливка (банка с краской), ластик, графические примитивы

  1. Как называется наименьший элемент изображения на графическом экране?

Пиксель



Практическое задание

Конструирование сложных объектов из графических примитивов

  1. Запусти графический редактор Paint.

  2. С помощью «графических примитивов» изобрази дом.











  1. Раскрась дом, используя инструмент Заливка (банка с краской).

  2. Сохрани результат работы в личной папке под именем Дом.





Вопросник к разделу

«Основы компьютерной грамотности»


  1. Компьютер - это?

Электронное устройство для работы с информацией

  1. Как правильно выключить компьютер?

Пуск, завершение работы, ОК

  1. Какие устройства ввода информации ты знаешь?

Клавиатура, мышь.

  1. Каким должно быть расстояние между глазами человека и монитором компьютера?

50 см


Кроссворд

Правильно заполнив кроссворд, в клетках под цифрой 1 прочитай

название машины для приема, переработки, хранения и выдачи информации в электронном виде.

2

6 3 5

1


2








3






5



4













6












© 2010-2022