План урока на тему: Составные условия

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Составные условия.

Цель урока: познакомить с возможностью использования составных условий в условных операторах языка программирования Pascal; научить построению составных условий с использованием логических операций «и», «или»

Задачи урока:

Образовательные: усвоение учащимися составные условия, выработка навыков составления программ.

Развивающие: развитие логического и алгоритмического мышления учащихся, развитие у учащихся познавательной активности, развитие памяти и внимания.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока:

  1. Организационный момент - 1 мин.

  2. Актуализация знаний - 5 мин.

  3. Объяснение нового материала - 15 мин.

  4. Практическая работа - 15 мин.

  5. Закрепление материала - 5 мин.

  6. Домашнее задание - 2 мин.

  7. Итог урока - 2 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка отсутствующих. Тема нашего урока: «Составные условия».

2. Актуализация знаний.

1) Если в алгоритме действия выполняется строго друг за другом, то такой алгоритм называется:

a) Линейным;

b) Ветвления;

c) Неполного ветвления;

d) Линейным с элементами ветвления.

2) Алгоритм, имеющий полную и неполную форму, - это алгоритм:

a) Линейный;

b) Ветвления;

c) Нет такого алгоритма;

d) Алгоритм выбора.

3) Условие в блок-схеме алгоритма ветвления заключается в:

a) Прямоугольник;

b) Ромб;

c) Шестиугольник;

d) Овал.

4) Укажите вид алгоритма «Если время на часах 11 вечера, то идти спать, иначе читать книгу».

a) Линейный;

b) Полная форма структуры ветвления;

c) Неполная форма структуры ветвления;

d) Смешанный вид.

5) Укажите отличие полной формы структуры ветвления от неполной формы.

a) Полная форма даёт два варианта действий, а неполная - только один;

b) Неполная форма даёт два варианта действий, а полная - только один;

c) Неполная форма - это сокращенный вариант полной формы;

d) Отличий нет, можно использовать и тот и другой вариант для одной и той же задачи.

6) Назначение условных операторов в языке Pascal:

a) Переход к некоторой метке по условию;

b) Анализ логического условия перед переходом;

c) Вычисление значения логического условия ;

d) Выбор к исполнению одного из возможных действий (операторов) в зависимости от некоторого условия (при этом одно из действий может быть пустым, то есть отсутствовать).

7) Какие два условных оператора имеются в языке Pascal?

a) if <условие> then <оператор> или if <условие> then <оператор 1> else <оператор 2>.

b) Операторы if и case.

c) Краткая и полная формы условного оператора if.

d) Оператор выполнения цикла по условию и оператор if.

8) Могут ли оператор if быть вложенными?

a) Да, могут. В этом случае последнее «else» относится к ближайшему незанятому «if».

b) Нет, не могут.

c) Да, могут, но это надо заранее объявить в разделе констант.

d) Только неполная форма оператора.

9) Какое по типу выражение вычисляется в условии оператора if?

a) Числовое.

b) Логическое выражение типа boolean, имеет значения true или false.

c) Неравенство.

d) Равенство.

3. Объяснение нового материала.

В некоторых структурах ветвления не представляется возможным поставить условие, которое записывается одним логическим выражением.

Например, условие:

10<а<100

а>10 и а<100

состоит из двух условий, которые должны выполняться одновременно:

а>10 и а<100.

В этом случае два условия связаны союзом «и».

Для записи составных условий на языке программирования используют следующие логические операции:

and - логическое «и»;

or - логическое «или».

С помощью логических операций простые условия объединяют в составные. Простые условия при этом обязательно заключаются в скобки, так как логические операции имеют более высокий приоритет, чем операции сравнения.

Пример:

Program primer;

Uses crt;

Var a, b, c, p, s: real;

Begin

Clrscr;

Write('Введите стороны треугольника: a, b, c = ');

Read (a, b, c);

If (a+b<=c) or (a+c<=b) or (c+b<=a) then write ('Треугольник невозможен')

else

begin

writeln ('Треугольник возможен');

p:= (a+b+c)/2;

s:= sqrt (p*(p-a)-(p-c));

writeln ('его площадь =', s:3:6);

end;

Readln;

End.

4. Практическая работа.

Задача 1.

Напишите программу, которая по трем заданным числам определяет, является ли сумма каких - либо двух из них положительной.

Задача 2.

Определите, является ли введенное число двузначным.

Задача 3.

Занятия в начальных классах отменяются в тех случаях, когда температура воздуха ниже минус 25 градусов, а также при ветре не менее 7 м/с и температуре ниже минус 20 градусов. По утренней сводке погоды определите, пойдут ли дети в школу.

Задача 4.

Определите, имеется ли среди чисел a, b ,c хотя бы одна пара взаимно противоположных чисел.

Задача 5.

В многоэтажном доме N этажей и один подъезд. На каждом этаже расположено по три квартиры. Лифт настроен так, что может останавливаться только на нечетных этажах. Человек заходит в лифт и набирает номер нужной квартиры M. На какой этаж должен доставить лифт пассажира?

5. Закрепление материала.

  • Приведите пример составного условия.

  • Какие логические операции используют в составных условиях?

  • Можно ли одновременно в составных условиях использовать обе логические операции?

  • Как задать условие для выражения «а не равно 0»?

6. Итог урока. Выставление оценок.

7. Домашнее задание. Выучить § 12, стр.92-96.


© 2010-2022