- Преподавателю
- Информатика
- План урока на тему: Составные условия
План урока на тему: Составные условия
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Смагулова Г.С. |
Дата | 22.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Составные условия.
Цель урока: познакомить с возможностью использования составных условий в условных операторах языка программирования Pascal; научить построению составных условий с использованием логических операций «и», «или»
Задачи урока:
Образовательные: усвоение учащимися составные условия, выработка навыков составления программ.
Развивающие: развитие логического и алгоритмического мышления учащихся, развитие у учащихся познавательной активности, развитие памяти и внимания.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;
Тип урока: урок изучения нового материала.
План урока:
-
Организационный момент - 1 мин.
-
Актуализация знаний - 5 мин.
-
Объяснение нового материала - 15 мин.
-
Практическая работа - 15 мин.
-
Закрепление материала - 5 мин.
-
Домашнее задание - 2 мин.
-
Итог урока - 2 мин.
Ход урока
-
Организационный момент.
Приветствие, проверка отсутствующих. Тема нашего урока: «Составные условия».
2. Актуализация знаний.
1) Если в алгоритме действия выполняется строго друг за другом, то такой алгоритм называется:
a) Линейным;
b) Ветвления;
c) Неполного ветвления;
d) Линейным с элементами ветвления.
2) Алгоритм, имеющий полную и неполную форму, - это алгоритм:
a) Линейный;
b) Ветвления;
c) Нет такого алгоритма;
d) Алгоритм выбора.
3) Условие в блок-схеме алгоритма ветвления заключается в:
a) Прямоугольник;
b) Ромб;
c) Шестиугольник;
d) Овал.
4) Укажите вид алгоритма «Если время на часах 11 вечера, то идти спать, иначе читать книгу».
a) Линейный;
b) Полная форма структуры ветвления;
c) Неполная форма структуры ветвления;
d) Смешанный вид.
5) Укажите отличие полной формы структуры ветвления от неполной формы.
a) Полная форма даёт два варианта действий, а неполная - только один;
b) Неполная форма даёт два варианта действий, а полная - только один;
c) Неполная форма - это сокращенный вариант полной формы;
d) Отличий нет, можно использовать и тот и другой вариант для одной и той же задачи.
6) Назначение условных операторов в языке Pascal:
a) Переход к некоторой метке по условию;
b) Анализ логического условия перед переходом;
c) Вычисление значения логического условия ;
d) Выбор к исполнению одного из возможных действий (операторов) в зависимости от некоторого условия (при этом одно из действий может быть пустым, то есть отсутствовать).
7) Какие два условных оператора имеются в языке Pascal?
a) if <условие> then <оператор> или if <условие> then <оператор 1> else <оператор 2>.
b) Операторы if и case.
c) Краткая и полная формы условного оператора if.
d) Оператор выполнения цикла по условию и оператор if.
8) Могут ли оператор if быть вложенными?
a) Да, могут. В этом случае последнее «else» относится к ближайшему незанятому «if».
b) Нет, не могут.
c) Да, могут, но это надо заранее объявить в разделе констант.
d) Только неполная форма оператора.
9) Какое по типу выражение вычисляется в условии оператора if?
a) Числовое.
b) Логическое выражение типа boolean, имеет значения true или false.
c) Неравенство.
d) Равенство.
3. Объяснение нового материала.
В некоторых структурах ветвления не представляется возможным поставить условие, которое записывается одним логическим выражением.
Например, условие:
10<а<100
а>10 и а<100
состоит из двух условий, которые должны выполняться одновременно:
а>10 и а<100.
В этом случае два условия связаны союзом «и».
Для записи составных условий на языке программирования используют следующие логические операции:
and - логическое «и»;
or - логическое «или».
С помощью логических операций простые условия объединяют в составные. Простые условия при этом обязательно заключаются в скобки, так как логические операции имеют более высокий приоритет, чем операции сравнения.
Пример:
Program primer;
Uses crt;
Var a, b, c, p, s: real;
Begin
Clrscr;
Write('Введите стороны треугольника: a, b, c = ');
Read (a, b, c);
If (a+b<=c) or (a+c<=b) or (c+b<=a) then write ('Треугольник невозможен')
else
begin
writeln ('Треугольник возможен');
p:= (a+b+c)/2;
s:= sqrt (p*(p-a)-(p-c));
writeln ('его площадь =', s:3:6);
end;
Readln;
End.
4. Практическая работа.
Задача 1.
Напишите программу, которая по трем заданным числам определяет, является ли сумма каких - либо двух из них положительной.
Задача 2.
Определите, является ли введенное число двузначным.
Задача 3.
Занятия в начальных классах отменяются в тех случаях, когда температура воздуха ниже минус 25 градусов, а также при ветре не менее 7 м/с и температуре ниже минус 20 градусов. По утренней сводке погоды определите, пойдут ли дети в школу.
Задача 4.
Определите, имеется ли среди чисел a, b ,c хотя бы одна пара взаимно противоположных чисел.
Задача 5.
В многоэтажном доме N этажей и один подъезд. На каждом этаже расположено по три квартиры. Лифт настроен так, что может останавливаться только на нечетных этажах. Человек заходит в лифт и набирает номер нужной квартиры M. На какой этаж должен доставить лифт пассажира?
5. Закрепление материала.
-
Приведите пример составного условия.
-
Какие логические операции используют в составных условиях?
-
Можно ли одновременно в составных условиях использовать обе логические операции?
-
Как задать условие для выражения «а не равно 0»?
6. Итог урока. Выставление оценок.
7. Домашнее задание. Выучить § 12, стр.92-96.