Рабочая программа кружка по ИКТ

Раздел Информатика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Раздел I. Пояснительная записка…………………………………………………3

направленность программы

новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

отличительные особенности

возраст детей

формы и режим занятий

2. Раздел II. Содержание программы………………………………………………5

объем программы (часы)

цели, задачи

нормативные сроки освоения программы

планируемые результаты

организационно-методические условия

3. Раздел III. Календарный учебный график…………………………………….9

4. Раздел IV. Учебный план……………………………………………………….10

5. Раздел V. Рабочая программа. (учебно-тематический план)…………...……11

6. Раздел VI. Оценочные материалы……………………………………………..14

7. Раздел VII. Список литературы………………………………………….…….15







Раздел I. Пояснительная записка.

Программа - модифицированная.

Направленность программы - научно - техническая.

Новизна программы.

Программа содержит дополнительный изучаемый материал, значительно расширяет возможности формирования навыков работы на компьютере, изучения проектной деятельности с использованием информационных технологий. Специфика занятий кружка состоит в том, что они строятся на - предметно-практической деятельности, которая является для учащихся необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития.

Актуальность программы.

При обычном обучении информатики, информационные технологии изучаются очень мало и поздно, и учащиеся, как правило, не готовы успешно выступать на олимпиадах по информатике, теряют интерес к предмету. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для более раннего «погружения» учащихся в мир информационных технологий, что важно для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Она рассчитана на сотворчество и сотрудничество педагога и обучающихся. Программа носит инновационный характер в рамках школы, синтезируя как подходы, ориентированные на развитие интеллектуальной сферы школьника, его познавательной деятельности, так и информационную подготовку, направленную на органичное включение информационных технологий в образовательную деятельность ребенка. Она основывается на оптимистичных взглядах на возрастные возможности и образовательные потребности школьника, изучении специфики развития его мышления и других психических процессов в условиях компьютеризированной

игровой и учебной деятельности.
Данная программа дает возможность детям творчески мыслить, находить самостоятельные индивидуальные решения, а полученные умения и навыки применять в жизни. Развитие творческих способностей помогает также в профессиональной ориентации подростков.

Педагогическая целесообразность

В представленной программе обуславливается возможностью повысить результативность обучения информатике и ИКТ при параллельном преподавании школьного основного курса и данного дополнительного, расширить мировоззрение учащихся, повысить предметные и межпредметные знания и умения, подготовки учащихся успешно освоить учебный материал и участвовать в олимпиадах, осознанного выбора профиля дальнейшего обучения и будущей профессии.

Отличительная особенность данной дополнительной программы от существующих образовательных программ в том, что изучается материал, слабо представленный в программе основного курса информатики и ИКТ, материал систематизирован, доступно и логично излагается, направлен на практику применения ИКТ и подготовку к олимпиадам на развитие творчества и самостоятельности учащихся. На занятиях созданы структура деятельности, создающая условия для творческого развития обучающихся и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.

Возраст детей участвующих в реализации данной программы с 13 до15 лет.

Формы и режим занятий.

Используются три основные формы обучения:

  • урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере, ученики выполняют практические и творческие работы под руководством учителя;

  • внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в компьютерном классе) самостоятельно выполняют практические задания, проекты, конкурсные работы;

  • дистанционно-сетевая, в которой учащиеся получают информацию и обмениваются результатами работы между собой и с учителем по глобальной сети, участвуют в сетевых олимпиадах и конкурсах.

Режим занятий - среда, 2 часа по 45 минут.

Раздел II. Содержание программы.

Объем программы - 72 часа.

Цель программы:

воспитание и развитие познавательной активности обучающихся в области информационных технологий.

Задачи программы:

  1. Развивать интеллектуальные способности и познавательный интерес обучающихся;

  2. Быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;

  3. Получать, использовать и создавать разнообразную информацию;

  4. Принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков;

  5. Повышать интерес школьников в области информатики.

  6. Освоение и систематизация знаний информационных технологий;

  7. Овладение умениями использовать информационные технологии в создании разнообразной информации;

  8. Воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

  9. Приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; коллективной реализации информационных проектов, преодоление трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда; решения олимпиадных задач.


Нормативный срок освоение программы - 1 год.



Планируемые результаты.

  • умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;

  • способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов;

  • самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования;

  • способность использовать доступные ресурсы для достижения целей;

  • осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

  • способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами;

  • сформированность умений использовать все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.





Организационно - методические условия.

Аппаратные средства

  1. Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся

  2. Мультимедиапроектор

  3. Интерактивная доска

  4. Принтер (лазерный)

  5. Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки,

микрофон)

  1. Устройства для ручного ввода текстовой информации и

манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь)

  1. Сканер

Программные средства

  1. Операционная система.

  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  3. Антивирусная программа.

  4. Программа-архиватор.

  5. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый

редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу

разработки презентаций и электронные таблицы.

  1. Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем)

  2. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).


Образовательные ресурсы сети Интернет

  1. window.edu (Единое окно доступа к образовательным ресурсам)

  2. computer-museum.ru (Виртуальный компьютерный музей)

  3. inf.1september.ru (Газета «Информатика» издательского дома

«Первое сентября»)

  1. infojournal.ru/journal.htm (Журнал «Информатика и

образование»)

  1. olimpiads.ru (Олимпиадная информатика)

  2. test.specialist.ru (Онлайн тестирование и сертификация по

информационным технологиям (Центр компьютерного обучения

«Специалист»)

  1. tests.academy.ru (Онлайн тестирование по информационным

технологиям (проект учебного центра «Сетевая академия»))

  1. axel.nm.ru/prog (Преподавание информатики в школе)

  2. teormin.ifmo.ru (Теоретический минимум по информатике)

  3. junior.ru/wwwexam/ (Тесты по информатике и

информационным технологиям. Центр образования «Юниор»)



Методика.

Основным методом обучения в данном курсе является метод проектов.

Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.

  • Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере. Кроме выполнения проектов учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации.

Наиболее удачная форма организации труда - коллективное выполнение работы. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки - презентации, защита работ, выступление перед зрителями.

Основные дидактические принципы программы:

  • доступность и наглядность;

  • последовательность, систематичность обучения и воспитания;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Например, по мере обучения выполняются все более и более сложные задания, оттачивается мастерство, исправляются ошибки. Обучаясь по программе, учащиеся проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Обучение строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы с ИКТ. Постепенно образуется система специальных навыков и умений, формируется интерес к творчеству, пробуждается желание творить самостоятельно - одна из главных задач руководителя кружка.

Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке.

Раздел III. Календарный учебный график.

I полугодие.


МЕСЯЦЫ

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

НЕДЕЛИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

ЧАСЫ

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2


17 неделя - промежуточная аттестация.

II полугодие.

МЕСЯЦЫ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

НЕДЕЛИ

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

ЧАСЫ

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

35,36 недели - итоговая аттестация.

Раздел IV. Учебный план.

п/п

Наименование темы

Всего

часов

В том числе

Формы

контроля

Теор.

Семинар

Прак.

1

2

3

4

5

6

7

1

Вводное занятие.


2

1


1

Зачет

2

Компьютер и программное обеспечение

6

3


3

Тестирование

3

Обработка текстовой информации

16

8


8

Проект «Информационный бюллетень»

4

Обработка графической информации

10

4

2 (П/А)

4

Защита мини проекта (тема по выбору обучающегося)

5

Мультимедиа.

18

9


9

Презентация

6

Обработка числовой информации в электронных таблицах

14

7


7

Зачет

7

Обобщающий урок по всему курсу «КИТ»

2

2




8

Итоговая аттестация

4


4 (И/А)


Защита

итогового проекта.

ИТОГО

72

34

6

32


П/А - промежуточная аттестация.

И/А - итоговая аттестация

Раздел V. Рабочая программа «КИТ»

п/п

Тема

Количество часов

Дата

Корр.

Всего

Теор.

Прак.

1.

Вводное занятие.


2

1

1



1.1

1.2

Цели изучения курса. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Зачет по ТБ.

Практическая работа: клавиатурный тренажер


2

1

1

03.09.


2.

Компьютер и

программное обеспечение

6

3

3



2.1

2.2

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода, вывода информации, оперативная и долговременная память).

Практическая работа: Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, понимание сигналов о готовности и неполадке.


2

1

1

10.09


2.3

2.4

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура.

Практическая работа: изучение ПО компьютера.


2

1

1

17.09


2.5

2.6

Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Практическая работа: Изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы. Планирование собственного информационного пространства (создание папок). Тест по теме №2.

2

1

1

24.09


3.


Обработка

текстовой информации


16

8

8



3.1

3.2

Создание документов. Нумерация и ориентация страниц. Размеры страниц, величина полей. Колонтитулы.

Практическая работа: «Слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма. Создание документа посредством квалифицированного клавиатурного письма.


2

1

1

01.10


3.3

3.4

Редактирование текста: перемещение, поиск, автозамена, проверка правописания, расстановка переносов, использование Тезауруса.

Практическая работа: Создание и редактирование документа.



2

1

1

08.10


п/п

Тема

Количество часов

Дата

Корр

Всего

Теор.

Практ

3.5

3.6

Форматирование текста: параметры шрифта, абзаца, разработка и использование стилей, включение таблиц, формул, иллюстраций.

Практическая работа: Форматирование документа.

2

1

1

15.10


3.7

3.8

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов ( по выбору учащегося из электронной библиотеки)

2

1

1

22.10


3.9

3.10

Печать документа: настройка параметров печати.

Настройка WORD: назначение пользовательских сочетаний клавиш, настройка панелей команд)

2

1

1

29.10


3.11

3.12

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Организация групповой работы над проектом.

2

1

1

05.11


3.13

3.14

Что следует публиковать в СМИ. Работа журналистов и редакторов.

Макет информационного бюллетеня.

Практическая работа: работа над проектом.

2

1

1

12.11


3.15

3.16

Подготовка и демонстрация информационных бюллетеней. Проект «Информационный бюллетень»

2

1

1

19.11


4

Обработка

графической информации

10

4

4



4.1

4.2

4.3

4.4

Растровая и векторная графика.

Практическая работа: Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.

4

2

2

26.11

03.12


4.5

4.6



Интерфейс графических редакторов.

Практическая работа: Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов. Геометрические преобразования.

2

1

1

10.12










4.7

4.8

Рисунки и фотографии.

Практическая работа: ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.

Форматы графических файлов.

Практическая работа: сканирование графических изображений.

2

1

1

17.12


п/п

Тема

Количество часов

Дата

Корр

Всего

Теор

Сем.

Прак

4.9

4.10

Промежуточная аттестация.

Защита мини проекта на тему (по выбору учащихся)

2


2


24.12


5

Мультимедиа

18

9


9



5.1

5.2

Знакомство с программой PowerPoint


2

1


1

14.01


5.3

5.4

Работа со слайдами и создание макрокоманд

2

1


1

21.01


5.5

5.6

Текст в презентации и добавление объектов

2

1


1

28.01


5.7

5.8

Работа с изображениями, видео и звуком

2

1


1

04.02


5.9

5.10

Эффекты анимации к объектам на слайд

2

1


1

11.02


5.11

5.12

Анимация текста и эффекты смены слайдов

2

1


1

18.02


5.13

5.14

Показ презентаций и работа с Интернет

2

1


1

25.02


5.15

5.16

5.17

5.18

Контрольная практическая работа по теме «Мультимедийные технологии» Создание интерактивной презентации (по выбору учащихся)

4

2


2

04.03

11.03


6.

Обработка числовой информации в электронных таблицах

14

7


7



6.1

6.2

Интерфейс MS Excel 2010: лента управления и ее вкладки, вкладка-меню «Файл», панель быстрого доступа и масштаб, книги и листы, ячейки, столбцы и строки.

2

1


1

18.03


6.3

6.4

Редактирование данных: ввод, поиск и замена, типы данных, сортировка и фильтры.

2

1


1

25.03


6.5

6.6

Форматирование данных: выравнивание данных, вставка ячеек, строк, столбцов, форматирование строк и столбцов, шрифт, границы, заливка.

2

1


1

01.04


6.7

6.8

Работа с формулами: ввод, копирование и вставка, мастер функций.

2

1


1

08.04


6.9

6.10

Иллюстрационный материал: вставка и форматирование изображений, создание диаграмм, инфокривые.

2

1


1

15.04


6.11

6.12

Рецензирование и печать документов: подготовка, предварительный просмотр, электронная публикация документа.

2

1


1

22.04


6.13

6.14

Зачет по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

2

1


1

29.04


8.

Обобщающий урок по всему курсу «КИТ»

2

2



06.05


7.

Итоговая аттестация.

4


4




7.1

7.2

Защита итогового проекта.

2


2


13.05


7.3

7.4

Защита итогового проекта.

2


2


20.05



ИТОГО

72

34

6

32



Раздел VI. Оценочные материалы.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки - презентации, защита работ, выступление перед зрителями.

Контроль за усвоением качества знаний должен проводиться на трех уровнях:

1-й уровень - низкий; воспроизводящий (репродуктивный) - предполагает воспроизведение знаний и способов деятельности. Учащийся воспроизводит учебную информацию, выполняет задания по образцу.

2-й уровень - средний; конструктивный - предполагает преобразование имеющихся знаний. Ученик может переносить знания в измененную ситуацию, в которой он видит элементы, аналогичные усвоенным;

3-йуровень - высокий; творческий - предполагает овладение приемами и способами действия. Ученик осуществляет перенос знаний в незнакомую ситуацию, создает новые нестандартные алгоритмы познавательной деятельности.

При организации контроля за знаниями и умениями обучающихся необходимо обеспечить объективность, полноту и регулярность проверки и учета.

Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов. Каждому учащемуся или группе учащихся должно быть предложено разработать проект из различных предметных областей.




Раздел VII. Список литературы.


Для учителя

Для обучающегося

  1. Примерная программа по информатике и ИКТ для основного общего образования (2004 г). Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 класс /составитель М.Н.Бородин. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  2. Босова Л.Л.,Босова А.Ю. Информатика и ИКТ:учебник для 8 класса.- М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2011.

  3. Босова Л.Л.,Босова А.Ю. Информатика и ИКТ:учебник для 7 класса.- М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2011.

  4. Н.В.Глинка Школьные олимпиады. Информатика. 8-11 классы - М:Айрис - пресс,2008

  5. Златопольский Д.М. Занимательная информатика : учебное пособие. - М,: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  6. Обучающий диск «PowerPoint»

  7. Обучающий диск « MS EXCEL 2010»

  8. Обучающий диск « MS WORD 2000»

  9. Методическое пособие «Электронные таблицы Microsoft Excel. Теория и практика»: Москва, «Центр образования, 2010


  1. Босова Л.Л.,Босова А.Ю. Информатика и ИКТ:учебник для 8 класса.- М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2011.

  2. Босова Л.Л.,Босова А.Ю. Информатика и ИКТ:учебник для 7 класса.- М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2011.

  3. Обучающий диск «PowerPoint»

  4. Обучающий диск « MS EXCEL 2010»

  5. Обучающий диск « MS WORD 2000»

  6. Лабораторный практикум. Создание простых текстовых документов. Microsoft Word 2000 /Авт.-сост. В.Н. Голубцов, А.К. Козырев, П.И. Тихонов, - Саратов: Лицей, 2003»

  7. Лабораторный практикум. Создание комплексных текстовых документов в Microsoft Word 2000 /Авт.-сост. В.Н. Голубцов, А.К.

  8. Информатика. Практикум. - Саратов: Лицей, 2004



1


© 2010-2022