Открытый урок Передача информации

Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Проверим готовность к уроку. Кто отсутствует?

Дети проверяют готовность к уроку, называют, кого нет в школе.

II. Актуализация знаний

Посмотрите на шараду и скажите, что в ней зашифровано:

Открытый урок Передача информации

Что такое информация?

Какие виды информации вы знаете?

Пожалуйста, определите, к какому виду по способу представления относится данная информация.

Открытый урок Передача информации




Действия совершаемые с информацией называются ….

А что мы с вами уже научились делать с информацией?

Информация


Информация - это знания, сведения, новости, которые человек получает из окружающего мира при помощи органов чувств

По способу восприятия: зрительная, звуковая, обонятельная, осязательная, вкусовая; по способу представления: текстовая, графическая, звуковая, числовая, видеоинформация

После размышлений у доски выполняет задание 1 ученик.


информационные процессы

Хранить, обрабатывать

III. Изучение нового материала

Взгляните на эти предметы и скажите, какое действие с информацией они помогут нам выполнить?


Открытый урок Передача информации

Люди постоянно участвуют в действиях, связанных с передачей информации. Дополните, пожалуйста, примерами из жизни, когда вы передавали или принимали информацию?

Сколько сторон участвует в процессе передачи информации?

Одна - …

Другая - ….

Как называть источник информации и приёмник информации.

Кого мы называем источником информации?

А приёмником?

Нарисуйте стрелку между двумя участниками процесса передачи информации в том направлении, которое вы считаете верным.

Открытый урок Передача информации

В каком направлении происходит передача информации? Чем является стрелка в схеме передачи информации?

СОткрытый урок Передача информациитрелка здесь нарисована не случайно. Если вы рассказываете другу историю по телефону, кто является источником информации?

А кто приемником?

А через что информация передается от вас к вашему другу?

ХОткрытый урок Передача информацииорошо. А если друг написал вам письмо, кто является источником информации?

Приемником?

Через что была передана информация?

Стрелку между источником и приемником информации мы назовём «Канал связи».

Обсудите в группах и в течение 1 минуты сформулируйте определение того, что мы называем каналом связи.

Молодцы. А теперь на доске кадр из мультфильма «Трое из Простоквашино». Назовите источник, приемник информации и канал связи в данной ситуации.

Открытый урок Передача информации

А в мультфильме «Зима в Простоквашино» откуда Дядя Федор узнал о том, что Матроскин с Шариком поссорились? Кто участвует в передаче информации в данной ситуации?

Открытый урок Передача информации

Теперь обобщите то, что вы повторили и узнали нового.

А сейчас я предложу вам задание, которое покажет вам, что вы еще не знаете про информацию. Попробуйте ответить на вопрос:

«Что влияет на качество передачи информации?»

Для этого мы поиграем с вами в игру.

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней -

Станешь вчетверо умней.

Скажи всё ли ты услышал? А почему?

Я вижу, что у некоторых из вас есть идеи о том, что влияет на качество передачи информации.

Предлагаю посмотреть и ответить, что помешало Дяде Федору и его друзьям увидеть новогоднее выступление мамы по телевизору?

Открытый урок Передача информации

Вся ли информация в неизменном виде была передана от источника к приемнику?

Что повлияло на качество передачи информации?

Такого рода технические неисправности, мешающие полной и достоверной передаче информации, встречаются очень часто и называются помехи.

Так что такое помехи?

Как у нам узнать какие помехи могут возникнуть при передаче информации? Что мы для этого должны сделать?


Для выявления этой информации поработаем по плану в группах.

План

  1. Привести пример передачи информации. Назовите источник, приёмник информации, канал связи.

  2. Рассмотреть, какие помехи могут возникнуть на каждом участке схемы источник - канал связи - приёмник.

  3. Привести примеры, как данные помехи могут повлиять на качество передачи информации

Работа в группах

Группа 1

В течение 3 минут обсудите и назовите помехи, вызванные неисправностью источника информации.

Группа 2

В течение 3 минут обсудите и назовите помехи, вызванные неисправностью приемника информации

Группа 3

В течение 3 минут обсудите и назовите помехи, вызванные неисправностью канала связи

Открытый урок Передача информации

Передать информацию, передача информации



Звонок по телефону - и получал, и передавал информацию; получал письмо, писал письмо; смотрел новости по телевидению

Две, если несколько человек - то несколько

передает информацию.

получает информацию

Того, кто передает информацию

Того, кто получает информацию





От источника к приемнику.

Мы, я

Друг

Через телефонные провода

Друг

Я, мы

Через бумагу, письмо

Канал связи - это технические средства передачи информации от источника к приемнику. Например, книга, письмо, радиоволны, электромагнитные волны, провода

Источник - Дядя Федор, приемник - папа и мама, канал связи - письмо


Источник - Кот Матроскин и Шарик, приемник - Дядя Федор, папа и мама, канал связи - «говорящее письмо»


Повторили, что такое информация, виды информации, информационные процессы. Узнали, как происходит процесс передачи информации, способы передачи информации

Один ученик читает загадку другому ученику, а третий человек начинает шуршать бумагой.

Нет. Мне мешали.





Нет, зрительная информация была получена, а звуковая - нет

Неисправность телевизора

Помехи - это технические неисправности, мешающие полной и достоверной передаче информации

Проанализировать, как передают информацию, какие объекты участвуют в передаче информации, выявить от чего может зависеть качество передачи информации

Каждая группа получает задание, и в течение 3 минут должна по разработанному плану ответить на вопрос.


Например, дефекты речи, неисправность микрофона, телефона, плохо пишет ручка, неразборчивый почерк

Например, плохое зрение или слух, неумение читать, дальтонизм

Например, обрыв провода, гроза, сломалась антенна, села батарейка на телефоне

Каждая группа представляет свою схему, заполняя

общий эталон на интерактивной доске.

IV. Закрепление.

Работая в группах, приведите примеры из жизни, из сказок или м/ф, где информация передается как в предложенной схеме:

Источник: - Приёмник:

Источник:- Приёмники:

Источники: - Приёмник:

Впишите свои варианты в карточку и подготовьте инсценировку данных ситуаций.

Приложение 1

Открытый урок Передача информации

А какую схему использовали вы при передаче информации? Есть ли она на бланках?

Какой вывод можно сделать из работы о возможном количестве источников и приёмников при передачи информации?

Сейчас вам предстоит самостоятельно заполнить таблицу. Предложите способ, как превратить носитель информации в её источник, и укажите вид информации, которую получит приемник от данного источника.

Приложение 2

По итогам работы сделайте вывод о том, как связаны между собой процессы передачи и хранения информации.



Дети вписывают ситуации в карточку и разыгрывают сценки.



Её нет. Источники - приемники

Вывод: в процессе передачи информации может участвовать несколько источников и приемников информации.


Вывод: все эти носители информации могут быть и источниками.

V. Рефлексия учебной деятельности.

Сейчас я попрошу вас передать мне информацию о том, как вы оцениваете свою деятельность на сегодняшнем уроке. У вас на партах лежат разноцветные листочки для записей.

Передайте мне на стол по одному листочку, пожалуйста, те учащиеся, кто считает, что он достиг цели на уроке, и оценивает свою работу как активную и плодотворную.

Итак, я получила …% информации.

Если < 100%, то значит, кому-то из нас помешали достичь цели помехи. Пожалуйста, те, кто не передал листочки, напишите на них, какие затруднения возникли у вас на уроке, и как вы оцениваете свою деятельность на сегодняшнем уроке. Рада буду получить ваши комментарии, вопросы и предложения. Также передайте, пожалуйста, их ко мне на стол.

Теперь, когда урок близок к завершению, мы можем подвести итоги.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что вас удивило, что показалось интересным?

Что было сложным или показалось неважным, неинтересным?

Домашнее задание

§ 1.5, № 6 (стр. 23) письменно РТ № 9 (стр. 15)

Дети записывают домашнее задание.

Приложение 1


Пример передачи информации


____________________________________________________________________________

Источник:

______________________

______________________


Приёмник:

____________________________

____________________________


Пример передачи информации


____________________________________________________________________


Источник:

__________________________

__________________________


Приёмники:

_____________________________

_____________________________

Пример передачи информации


________________________________________________________________________


Источники:

___________________________

___________________________


Приёмник:

_____________________________

_____________________________






Приложение 2

Заполните таблицу:

Носитель информации

Как его сделать источником

Вид

воспринимаемой информации

Книга

Снять с полки, открыть и читать

Зрительная

Диск с аудиозаписью

Вставить в проигрыватель и включить воспроизведение

Звуковая

Грампластинка

Запись на доске мелом

Фотография

Дискета

Заполните таблицу:

Носитель информации

Как его сделать источником

Вид

воспринимаемой информации

Книга

Снять с полки, открыть и читать

Зрительная

Диск с аудиозаписью

Вставить в проигрыватель и включить воспроизведение

Звуковая

Грампластинка

Запись на доске мелом

Фотография

Дискета




Технологическая карта урока

Дата: 30.01.2015 г.

Разработчик: учитель информатики МБОУ СОШ №6 г.о. Самара Зибрина А.А.

Учебный предмет: информатика

Класс: 5 информационный.

Тема урока: Передача информации.

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: сформировать представления о процессах передачи информации

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приемниках информации.

Метапредметные:

  • познавательные: понимают единую сущность процесса передачи информации.

  • регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свои действия в соответствии с учебной задачей, оценивают свою работу на уроке.

  • коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют договариваться с партнером в ходе совместной деятельности.

Личностные: понимают значение коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.

Решаемые учебные задачи:

1) раскрыть суть информационного процесса передачи информации, ознакомить учащихся со схемой передачи информации;

2) рассмотреть примеры передачи информации, научить выделять в них источники информации, информационные каналы, приемники информации.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

• информация;

• действия с информацией;

• передача информации;

• источник информации;

• информационный канал;

• приемник информации.

Используемые на уроке средства ИКТ:

  • персональный компьютер (ПК) учителя;

  • интерактивная доска;

  • ПК учащихся.

Использованные материалы:

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

  2. Программа курса информатики и ИКТ технологий для 5-7 классов средней общеобразовательной школы. / Л.Л. Босова, - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014



© 2010-2022