• Преподавателю
  • Информатика
  • Урок + презентация по информатике для 11 класса по теме «Электронные таблицы как средство обработки числовых данных. Решение задач в Excel с использованием условной функции»

Урок + презентация по информатике для 11 класса по теме «Электронные таблицы как средство обработки числовых данных. Решение задач в Excel с использованием условной функции»

В данной методической разработке представлен урок №11 по примерной программе для 11 класса. В архиве помимо самой разработке есть презентация к уроку, раздаточный материал по логической функции, файл для учеников, созданный в программе Microsoft Excel для выполнения практической работы на уроке, файл с вопросами для учащихся, которые можно использовать в конце урока для проведения рефлексии. "Урок №11 - это урок получения новых знаний. В начале урока необходимо вспомнить базовый материал. Целе... Учебные задания подобраны разнообразные, вызывающие интерес у обучающихся. Педагог, разработавший урок: Кондраткова Елена Сергеевна  Тема урока: Электронные таблицы как средство обработки числовых данных. Решение задач в Excel с использованием условной функции. Метапредметные: грамотно использовать речевые средства для представления результата. Выдвигать версии решения проблемы. Выбирать средства достижения цели. Составлять /индивидуально или в группе/ план решения. Оборудование:  ноутбуки, мани...
Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагог, разработавший урок: Кондраткова Елена Сергеевна

Тема урока: Электронные таблицы как средство обработки числовых данных. Решение задач в Excel с использованием условной функции.

Цели урока:

Личные:

  • Развивать самостоятельность мышления

  • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности, настойчивости в достижении цели при решении задач.

  • продолжить работу над воспитанием терпеливого и внимательного отношения к выполняемой работе, коммуникативные умения.

Метапредметные: грамотно использовать речевые средства для представления результата. Выдвигать версии решения проблемы. Выбирать средства достижения цели. Составлять /индивидуально или в группе/ план решения. Продолжить работу над формированием общеучебных умений: слушать объяснение учителя, анализировать инструкционные карты; делать необходимые записи в тетради по ходу урока, отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно выполнять задания учителя

  • Познавательные УУД:

    • изучить условную функцию;

    • научиться грамотно составлять условие отбора;

    • применять полученные знания при работе с компьютером и на уроках информатики.

  • Регулятивные УУД

    • выполнять учебные задания в соответствии с целью;

    • соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;

    • выполнять учебное действие в соответствии с планом.

  • Коммуникативные УУД

    • формулировать высказывание, мнение;

    • умение обосновывать, отстаивать свое мнение;

    • согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

Предметные:

  • Создать условия, демонстрирующие возможность автоматизации вычислений в Microsoft Excel при решении различных задач;

  • Обобщить основные технологические приёмы «Работа с листами книги, ввод и обработка данных в ячейки таблицы, работа с формулами, функциями»;

  • Способствовать пониманию понятия условной функции и научить использовать её при решении задач в ЭТ;

  • Сформировать умение разработки оболочки для создания тестов по предметам

Знать:

  • правила записи логических функций. Находить ошибки, неправильное написание функции;

  • в какой форме обрабатывает информацию компьютер.

Уметь:

  • работать с ресурсами коллекции;

  • составлять условие отбора по условию задачи

  • создавать простой тест в электронной таблице

  • просматривая материал урока, записывать главные мысли в тетрадь.

База знаний и место урока

К этому уроку учащиеся знают:

  • Что такое "электронные таблицы", их назначение; из чего состоит ЭТ и её основной структурный элемент;

  • Как изменять формат ячейки, работать с листами книги, решать простейшие задачи.

  • Арифметические действия в ЭТ, автосуммирование числовых данных, возможности использования встроенных функций /СРЗНАЧ, МИН, МАКС, СУММ, КОРЕНЬ, СТЕПЕНЬ/.

  • Относительные и абсолютные ссылки.

  • Правила копирования формул.

Основные умения:

  • Умеют составлять и заполнять таблицы.

  • Умеют вводить и обрабатывать данные.

  • Умеют изменять формат ячейки, размер, заливку, объединять ячейки.

  • Умеют копировать формулы.

  • Умеют использовать относительные и абсолютные ссылки.

  • умеют работать с математическими функциями

Методы обучения, использованные на уроке:

  • По источнику знаний:

    • словесные (вербальные);

    • доказательные: объяснение;

    • наглядные: использование мультимедийного проектора, экрана, использование раздаточного материала;

    • практические: тренировочные упражнения;

  • По характеру познавательной деятельности учащихся:

    • объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивный);

    • репродуктивные (воспроизведение действий по применению знаний на практике на репродуктивном уровне; деятельность по известному алгоритму).

Оборудование:

  • ноутбуки, манипуляторы

  • табличный процессор Excel;

  • раздаточный материал

  • мультимедийный проектор

  • экран

  • доска; мел.

Тип урока: комбинированный: урок первичного применения новых знаний и решения практических задач.

Урок рассчитан на 1 час.

Этап урока

Формируемые результаты обучения

Действия учителя

Действия учащегося

Используемый ресурс (ссылки, скриншоты)

Объем затраченного времени

Организационный

Положительный настрой на урок, готовность к уроку.

Приветствует учеников, предлагает приготовиться к уроку. Заполнение в журнале отсутствующих.

Готовность учителя к уроку:

а) классная доска содержит необходимые для урока записи;

б) подготовлены проектор, экран, раздаточный материал; на каждом рабочем месте ноутбук, манипулятор мышь.

в) учителем разработана тактика проведения урока на основании его целей и задач.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку.


2 мин.

1. Этап мотивации /самоопределения/ к учебной деятельности

Формулируют высказывания, мнение

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Устное сообщение учителя:

Одной из самых оригинальных идей в области компьютерных информационных технологий стала идея электронной таблицы. Для чего она нужна? Как мы можем её использовать? Все ли возможности нами изучены?

Слушают учителя, участвуют в беседе

Урок + презентация по информатике для 11 класса по теме «Электронные таблицы как средство обработки числовых данных. Решение задач в Excel с использованием условной функции»

2 мин

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.











изучение ресурса

Грамотное использование изученной терминологии




























































Обучающие определяют уровень достижения собственных знаний, качества знаний, ошибок и их причин, путем их устранения.

Ученики сталкиваются с проблемой нехватки знаний для решения поставленной задачи

Многие фирмы - разработчики программного обеспечения создали свои версии табличных процессоров.

Из них наибольшую известность приобрели Lotus 1-2-3 фирмы Lotus Development, SuperCalc фирмы Computer Associates, Multiplan фирмы Microsoft.

Одним из лидеров в ряду электронных таблиц сегодня является табличный процессор MS Excel

Давайте вспомним то, что нами было изучено на предыдущих уроках по теме «Электронные таблицы».

/Вопросы на слайде презентации/

Расскажите где могут быть использованы электронные таблицы? Сформулируйте, что можно делать с помощью этой программы.

Учитель обобщает ответы учеников и демонстрирует области применения, не названные обучающимися.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

  • благодаря тому, что лист Excel представляет из себя готовую таблицу, Excel часто используют для создания документов без всяческих расчётов, просто имеющих табличное представление (например, прайс-листы в магазинах, расписания);

  • в Excel легко можно создавать различные виды графиков и диаграмм, которые берут данные для построения из ячеек таблиц (график снижения веса тела за указанный период от начала занятий спортом);

  • его могут использовать обычные пользователи для элементарных расчётов (сколько потратил за этот месяц, что/кому/когда дал/взял);

  • Excel содержит многие математические и статистические функции, благодаря чему его могут использовать школьники и студенты для расчётов курсовых, лабораторных работ;

  • Excel интенсивно используется в бухгалтерии - во многих фирмах это основной инструмент для оформления документов, расчётов и создания диаграмм;

  • Excel может даже работать как база данных

Учитель предлагает взять листы «Арифметические выражения и формулы».
Вы уже научились записывать арифметические выражения и различные формулы в среде Microsoft Excel. Давайте вспомним, как это делается /учащиеся видят на рабочем месте следующие задания/.

  1. Даны формулы в электронной таблице, запишите их в виде арифметических выражений (А1-х, В1-у)

  • =А1^3/(2+В1)

  • =(В1+А1)/67

  • =КОРЕНЬ(В1+А1)

  • =(В1^4+67)/(2*А1-В1*7)

  1. Дано математическое выражение. Покажите, как оно должно выглядеть в электронной таблице.

2х+3,5у2

Урок + презентация по информатике для 11 класса по теме «Электронные таблицы как средство обработки числовых данных. Решение задач в Excel с использованием условной функции»

Урок + презентация по информатике для 11 класса по теме «Электронные таблицы как средство обработки числовых данных. Решение задач в Excel с использованием условной функции»

Сделав записи в тетрадь, проводим проверку в парах, у кого нет пары приносит работу учителю.

Далее учащимся предлагается открыть подготовленный для них документ Excel «Урок_11 для учеников». На листе «Баланс» прочитать задачу и подумать, как её можно выполнить.

Цель: обучающиеся смогут вспомнить интерфейс ЭТ, область применения программы, правила записи арифметических выражений в электронной таблице и обратную задачу.


Цель: обучающиеся смогут вспомнить интерфейс ЭТ

смотрят демонстрируемую презентацию и отвечают на вопросы

Ученики рассказывают как может использоваться электронная таблица


Фиксируют для себя возможности Excel, о которых ранее не имели представления



выполняют письменно задание







взаимопроверка в парах

Анализируют имеющиеся знания














/ресурс 1 - school-collection.edu.ru/catalog/res/fb3a7248-c561-48c3-af51-4637b8d54356/view/ - интерфейс ТП






Урок + презентация по информатике для 11 класса по теме «Электронные таблицы как средство обработки числовых данных. Решение задач в Excel с использованием условной функции»

Урок + презентация по информатике для 11 класса по теме «Электронные таблицы как средство обработки числовых данных. Решение задач в Excel с использованием условной функции»

Урок + презентация по информатике для 11 класса по теме «Электронные таблицы как средство обработки числовых данных. Решение задач в Excel с использованием условной функции»




















Урок + презентация по информатике для 11 класса по теме «Электронные таблицы как средство обработки числовых данных. Решение задач в Excel с использованием условной функции»

Урок + презентация по информатике для 11 класса по теме «Электронные таблицы как средство обработки числовых данных. Решение задач в Excel с использованием условной функции»

4 мин















ТБ

Правильная работа в компьютерном классе

Цель: обеспечение здоровья обучающихся и сохранение техники в рабочем состоянии путем правильной её эксплуатации

Учитель предлагает вспомнить технику безопасности, а затем выполнить работу на компьютере в ЭТ.

Цель: обсудить наиболее важные правила ТБ

Ученики рассказывают правила.

Смотрят слайд презентации

Урок + презентация по информатике для 11 класса по теме «Электронные таблицы как средство обработки числовых данных. Решение задач в Excel с использованием условной функции»

1 мин

3. Постановка учебной задачи.








































учащиеся ставят цели урока на доступном для их понимания языке.

Цель: постановка проблем, пути её решения.

Мотивировать обучающихся к получению новых знаний / к изучению логической функции/ и формулированию темы урока

Используется принцип организации и управления деятельностью учащихся по целеполаганию, мотивации и определению темы занятия.

Знаем из практики, что есть тарифные планы некоторых операторов сотовой связи, позволяющие разговаривать до 0 рублей, значит, для вывода сообщения, необходимо сравнить наш баланс с нулем. У нас есть условие, и мы должны будем его проверить. Расскажите как Вы бы выполняли эту задачу?

Каких же знаний нам не хватает для решения этой задачи?

Представьте, что вы оцениваете, может ли данный абонент производить исходящие звонки. Вы видите, что последний столбец Сообщение не заполнен. Перед вами стоит задача: в том случае, если баланс меньше либо равен нуля, вывести сообщение «Пополните счет», а если баланс положителен, то ячейка остается пустой. Как вы будете заполнять этот столбец?

А если количество абонентов не ограничивается 5 фамилиями, а их 1000 или более.
Тогда, разумеется, "пополните счет" Excel должен определить сам автоматически. Для этого ему нужна команда, и такой командой является условная функция. Итак, для решения задачи «Баланс» нам не хватает определенных знаний.

Попробуйте сформулировать то, что мы будем делать сегодня на уроке.













предполагают, что нужно ознакомиться с новым материалом




















Ученики высказывают мнение о возможности автоматических вычислений в Excel

Цель и задачи урока формулируют соответственно месту урока в образовательном процессе












Урок + презентация по информатике для 11 класса по теме «Электронные таблицы как средство обработки числовых данных. Решение задач в Excel с использованием условной функции»










3 мин

4.Построение проекта выхода из затруднения

/открытие нового знания/




































Нахождение неправильных записей в инструкционной карте, объяснение ошибок.



Учитель обобщает сказанное учениками, просит записать тему урока: "Решение задач в Excel с использованием условной функции".

Цель урока: мы должны познакомиться с этой функцией и самое главное, научиться ею пользоваться.

Общий вид условной функции такой:
(Предлагает общий вид условной функции)
ЕСЛИ (условие; выражение1; выражение2)
Значит, условная функция - это команда машине выполнить определенное действие в зависимости от условия.
Условие - это логическое выражение, которое может быть ИСТИННЫМ или ЛОЖНЫМ.
Давайте рассмотрим пример: есть 2 числа: в ячейках А1 и В1. Их надо сравнить. Условная функция будет выглядеть так:
Пишет Если(А1>В1; "1 число больше"; "2 число больше") Рассмотрим условие: если условие истинно т.е. А1>В1, то в ячейке появится фраза "1 число больше", если условие ложно, то высветится "2 число больше" т.е. выражение1 соответствует истинному условию, выражение2 выполняется, если условие ложно. Кроме того, если выражение состоит из текста, то его записывают в кавычках.

Ученики изучают инструкционную карту по теме / Логическая функция- раздатка/. Разобрать совместно с учителем правила записи, решить тестовые задания, после чего выполнить задачу Баланс.






Записывают в тетрадь число и тему урока.
Выясняют для себя цель урока.




Слушают рассказ учителя; делают записи в тетради.
Записывают общий вид условной функции и определение условной функции из карточки.




Выполняют задания из карточки по поиску правильной записи логического выражения.

Урок + презентация по информатике для 11 класса по теме «Электронные таблицы как средство обработки числовых данных. Решение задач в Excel с использованием условной функции»



Файл - Раздаточный материал «Логическая функция»

























Урок + презентация по информатике для 11 класса по теме «Электронные таблицы как средство обработки числовых данных. Решение задач в Excel с использованием условной функции»

5-7 мин

5.Первичное закрепление во внешней речи










Учащиеся должны под руководством учителя составить формулу

Цель: Научить использовать условную функцию при решении конкретной задачи

Вернемся к нашей задаче. В ячейке будет высвечиваться "пополните счет", если баланс меньше либо равен нулю, и " " - если баланс положителен.

В какую ячейку мы должны записать формулу? Подумайте как она должна выглядеть
Тогда условная функция будет выглядеть так: ЕСЛИ(B5<=0;"пополните счет";"")

  • Как заполнить остальные ячейки столбца С?
    Как скопировать?
    Как при этом изменится условие?
    Итак, вы выполнили свою задачу, выяснили, как заполнить столбец Сообщение. Для решения этой задачи, вы использовали условную функцию.
    Как выполняется условная функция?









С5


=ЕСЛИ(B5<=0;"пополните счет";"")
Скопировать
Потянуть за маркер в правом нижнем углу.
Поменяется номер строки.



Учащиеся могут вспомнить материал, используя ЭОР

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e289ea6f-a6a8-42d8-8b3e-e7bfb654db9c/9_135.swf - Основные функции в MS Excel

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/84db375b-84c4-4e8f-b7b6-6ac56ad0ffb5/9_134.swf - Формулы в MS Excel

4 мин

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Составление формулы с двойным условием отбора

Цель: Закрепить понятие условной функции в задаче с использованием нескольких условий

Перейдите на лист «Спорт». Напишите условие, отображающее из предложенного списка учащихся, которые могут заниматься в баскетбольной секции. (Отбор по заданному условию). Повышенный уровень: Для тех кто справился с заданием быстро предлагается дополнительное задание -

*** Придумайте своё условие отбора в секцию (с учётом пола ученика); напишите формулу и покажите учителю.

Напр.: условие отбора для ученика мужского пола:

=ЕСЛИ(И(C7="м";D7<=13;E7>=160);"принят в секцию";"не принят")

Учитель активно работает с группами учащихся, если требуется его помощь, при этом осуществляя индивидуальную работу, как с «сильными» так и со «слабыми» учащимися.

В ходе урока учителем осуществляется эмоциональное поощрение и похвала учеников как стимуляция их работы.

Учитель контролирует выполнение предложенного задания. Отвечает на вопросы учащихся.

Для тех учеников, которые работают в быстром темпе можно предложить выполнить задания на листах «Лист5», «Случайные», «Объект WordArt»

Слушают рекомендации учителя. Учащиеся в ходе занятия ищут решение учебных задач самостоятельно. Организованна самостоятельная работа частично - поискового и исследовательского характера.

Учащиеся справляются с заданиями: демонстрируют хорошее владение компьютером, составляют правильное условие отбора


выполняют практическую работу


5 мин

Физминутка

Расслабление мышц глаз и плечевого пояса

Цель: здоровьесбережение.

Учитель предлагает выполнить гимнастику для глаз и мышц плечевого пояса.

Выполняется гимнастика

Урок + презентация по информатике для 11 класса по теме «Электронные таблицы как средство обработки числовых данных. Решение задач в Excel с использованием условной функции»

1 мин

7.Включение в систему знаний и повторения.

Ученики размышляют о технологии создания теста

Создание теста.

Цель: Показать возможность использования Excel для создания тестов. Создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний.

На листе «Др.возможности» учитель демонстрирует возможность быстрой проверки знаний учащихся. Ставится проблема: как использовать здесь условную функцию.

Под руководством учителя приходят к пониманию алгоритма создания теста.

Учитель предлагает перейти на Лист «Тест», выполнить задание.

Учащиеся наблюдают новые возможности Excel

Применяют полученные знания

Урок + презентация по информатике для 11 класса по теме «Электронные таблицы как средство обработки числовых данных. Решение задач в Excel с использованием условной функции»

Урок + презентация по информатике для 11 класса по теме «Электронные таблицы как средство обработки числовых данных. Решение задач в Excel с использованием условной функции»


8 мин

Для учащихся справившихся с заданием быстрее предлагается выполнить задания на следующих листах рабочей книги /Лист 5, Случайные, Объект Word Art



8.Рефлексия деятельности, итог урока, постановка домашнего задания.


Итог урока

  1. Что нового Вы узнали на уроке?

  2. Какие цели были нами поставлены в начале урока?

  3. Какую из поставленных целей мы достигли
    - Ученики отвечают
    - Что еще предстоит сделать?
    - Необходимо ……………
    -Что будет вашим домашним заданием?: ………………………….

  4. Практическое применение новых знаний (…………………………………………….)

  5. Какое из заданий Вам понравилась больше?

  6. Как оцените свою работу на уроке? /ученикам даются заранее приготовленные бланки/

Учитель благодарит учеников за урок, выясняет степень освоенности нового материала (анализируя листы самооценки).

Приблизительное Д/З: выучить теорию по логической функции, придумать свои примеры задач по изученной теме

  • «4» - Составить тест из пяти вопросов

  • «5» - придумать свою задачу с использованием условной функции.

Итог урока подведен, учащимся предложено дать самооценку своей деятельности на уроке.


Формулируют и записывают д/з

Файл «Рефлексия для учащихся»








Урок + презентация по информатике для 11 класса по теме «Электронные таблицы как средство обработки числовых данных. Решение задач в Excel с использованием условной функции»

2-3 мин



© 2010-2022