Рабочая программа по информатике Занимательная информатика

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Цели изучения курса

Предлагаемая программа «Занимательная информатика» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному и общекультурному направлениям развития личности. Программа предполагает ее реализацию в факультативной или кружковой форме в 3-6 классах начальной и основной школы.

Основной целью учебного курса является пропедевтика основных тем курса информатики в занимательной форме.

2. Общая характеристика курса

Информатика - один из школьных предметов, неизменно характеризующийся повышенным интересом со стороны учащихся и их родителей. Тем не менее многие из них сводят его задачи лишь к освоению информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Признавая значимость формирования у учащихся на уроках информатики готовности к информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ, мы считаем необходимым и приоритетным рассмотрение теоретических аспектов этого предмета, способствующих формированию мировоззренческих, творческих и познавательных способностей обучаемых.

Систематическое овладение азами информатики невозможно без решения логических задач. Начинать обучение учащихся основам решения таких задач необходимо с самого раннего возраста, с начальной школы.

Задача учителя - привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному творческому труду, выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой работе, связанной с учебной деятельностью. Всем известна истина: дети любят учиться, но при этом забывается, что дети любят хорошо учиться. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким условиям, безусловно, можно отнести процесс решения нестандартных логических задач.

Решение задач - практическое искусство, подобно плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано; научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. Мышление, как учит психология, начинается там, где нужно решить ту или иную задачу. Каждая задача неизменно заканчивается вопросом, на который надо дать ответ. Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность. Решение задач по справедливости считается гимнастикой ума.

3. Описание места в учебном плане

Учебный курс «Занимательная информатика» реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность. Форма реализации курса - факультатив или кружок. По решению образовательного учреждения можно реализовать курс за два учебных года в рамках двух модулей - 36 и 18 ч. Поскольку многие похожие задачи встречаются в разной содержательной интерпретации, можно интегрировать оба модуля и реализовать учебный курс за 1 год за 36 ч.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса

В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие метапредметные результаты, такие как:

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами.

5. Содержание учебного курса с описанием учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Содержание учебного курса представлено подборкой задач по информатике для 3-6 классов. В процессе работы рекомендуется использовать следующие издания:

1. Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2008.

2. Богомолова О. Б. Логические задачи. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Первый сборник задач является дополнительным компонентом учебно-методического комплекта (УМК) по информатике для 5-7 классов (автор Л. Л. Босова, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»). В нем собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности занимательные задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся 5-7 классов. Здесь вы найдете логические задачи, задачи о переправах, разъездах, взвешиваниях и т. д. Внутри каждого раздела задачи расположены в порядке возрастания сложности. Для их решения необходимо вдумчиво проанализировать исходные данные, творчески отнестись к уже имеющимся знаниям и применить их в новых ситуациях. Ко всем задачам, включенным в книгу, приведены ответы; для ряда задач имеются указания, дающие ключ к решению. Кроме того, приведены полные решения наиболее сложных задач.

При подготовке книги использованы материалы журналов «Квант», «Наука и жизнь», «Информатика и образование», Интернет-ресурсы, а также книги, перечень которых приведен в списке литературы.

Во втором пособии предлагается набор логических задач, классифицированных по смысловому содержанию и логическим приемам решения. Выделены семь разделов:

1. Задачи с отношениями (решение нескольких задач рассмотрено очень подробно).

2. Задачи с использованием схем и таблиц.

3. Задачи на переправу.

4. Задачи, решаемые с помощью графов.

5. Задачи на перебор возможных вариантов.

6. Занимательные задачи.

7. Набор заданий для устной работы.

В каждой задаче представлены:

1) краткая запись;

2) запись схемы - модели условия задачи;

3) рассуждения к решению задачи;

4) выводы, сделанные из рассуждений.

Как правило, при решении задачи могут быть выделены следующие этапы:

1) анализ условия задачи (выделение исходных данных);

2) поиск метода решения;

3) символическая запись задачи;

4) рассуждения и пояснения к решению;

5) анализ полученных результатов и запись ответа.

Логические задачи лучше наглядно представить в виде чертежа, рисунка, схемы. Это облегчает решение задачи, делает его более убедительным и доказательным.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса должно быть представлено современной информационно образовательной средой.

6. Тематическое планирование курса

№ занятия

Тема

Кол-во часов

1

«Веселая разминка» (простые задачи)

2

2

Закономерности

2

3

Упорядочение

2

4

Взаимно однозначное соответствие

2

5

Задачи о лжецах

2

6

Логические выводы

2

7

Задачи о переправах

2

8

Задачи о разъездах

2

9

Задачи о переливаниях

2

10

Задачи о взвешиваниях

2

11

Комбинаторные задачи

2

12

Круги Эйлера

2

13

Арифметические задачи

2

14

Системы счисления

4

15

Игровые стратегии

2

16

Лингвистические задачи

2

7. Планируемые результаты изучения учебного курса

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия и новом учебном материале;

- планировать пути достижения целей;

- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- давать определение понятиям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

- обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

© 2010-2022