Задача на оптимизацию в EXCEL, 11 класс (из серии задач)

Экономико-математическая модель, экранная форма решения, результат.                                                                                                                                                                                            
Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗАДАЧА №3

На упаковочной поточной линии работают четыре сотрудника. Операции упаковки последовательны. Время работы (в мин.) каждого сотрудника на каждой операции представлено в таблице. Необходимо наладить процесс упаковки так, чтобы сократить общее время упаковки (повысить производительность).

Операции

Сотрудники

А

В

С

D

1

9

8

8,5

7

2

8

8,8

8

8

3

8,5

7,5

7

7,4

4

8,8

8

7

7

РЕШЕНИЕ

Математическая модель задачи.
Исходные параметры модели задачи о назначениях
  1. n -количество сотрудников, m - количество операций

  2. ai = 1 - единичное количество ресурса Ai (i =1,n) (сотрудники)

  3. bj = 1 - единичное количество работы Bj (j =1,m)(операции)

  4. cij - характеристика качества выполнения работы Bj с помощью ресурса Аi.

Искомые параметры

  1. xij - факт назначения или неназначения сотрудника Аi на операцию Bj:

Задача на оптимизацию в EXCEL, 11 класс (из серии задач)

  1. L(X) - общая (суммарная) характеристика качества распределения сотрудников по операциям.

Общий вид матрицы задачи о назначениях

Сотрудники

Операции, B1

Количество сотрудников

B1

B2

B3

B4

A1

c11

c12

C13

c14

1

A2

c21

c22

C23

c24

1

А3

C31

C32

C33

C34

1

A4

C41

C42

C43

C44

1

Количество операций

1

1

1

1

Задача на оптимизацию в EXCEL, 11 класс (из серии задач)

Ограничения на переменные задачи.

Очевидно, что все переменные задачи неотрицательные и целые числа: xij ≥ 0 и xij - целые.

Кроме того, так как каждый сотрудник может выполнять только одну последовательность операций, должны удовлетворяться следующие ограничения:


другими словами в матрице (xij) суммы элементов по каждой строке и суммы элементов по каждому столбцу должны быть равны единицам. Это условие означает, что выбор претендентов должен быть таким, чтобы в матрице (xij), представляющей решение задачи, было бы по одной единице в каждой строке и по одной единице в каждом столбце, остальные элементы матрицы должны равняться нулю.

Целевая функция в задаче о назначениях.

Необходимо расставить сотрудников так, чтобы суммарное время упаковки было бы минимальным. Суммарное время вычисляется по формуле:

Окончательная математическая модель задачи записывается так:

при ограничениях:


Решение задачи в Excel.

ЭЗадача на оптимизацию в EXCEL, 11 класс (из серии задач)кранные формы, задание переменных, целевой функции, ограничений и граничных условий задачи представлены на рис.1, 2, 2, и в табл.1

Рис.1





Формулы экранной формы задачи табл.1

Объект математической модели

Выражение в Excel

Переменные задачи

B18: E21

Формула в целевой ячейке I15

=СУММПРОИЗВ(В9:E12;В18:E21)

Ограничения по строкам в ячейках F18:F21

=СУММ(B18:E18) Копируем в диапазон F18:F21

Ограничения по столбцам

в ячейках B22:E22

=СУММ(В18:В21)

Копируем в диапазон B22:E22

Ограничения и граничные условия задачи

Задача на оптимизацию в EXCEL, 11 класс (из серии задач)

Рис.2




В окне «Параметры» установить«Линейная модель»

Результаты решения задачи:

Задача на оптимизацию в EXCEL, 11 класс (из серии задач)




Задача на оптимизацию в EXCEL, 11 класс (из серии задач)





ВЫВОД.

Получили оптимальное распределение. Таким образом, чтобы сократить общее время упаковки (повысить производительность) надо:

Первую операцию выполняет сотрудник D,

Вторую операцию выполняет сотрудник А;

Третью операцию выполняет сотрудник В;

Четвертую операцию выполняет сотрудник С.

4

© 2010-2022