Рабочая программа для индивидуального обучения на дому

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ»(утверждена приказом МО России от 09.03.04 №1312).Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089).

Программа рассчитана для ученика 9б класса, который обучается по индивидуальному плану (домашнее обучение) и предусмотрено 0,5 часа на учебный год (17 часов). При разработке программы учитывались специфичность обучающегося и мотивация к обучению.

Общая характеристика учебного предмета


Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики и ИКТ в основной школе выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. В рамках основной школы решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств, имеющихся у учащегося на ПК.

Практическая же часть курса направлена на освоение навыков использования средств информационных технологий и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 минут), направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Курс изучения информатики предусматривает формированию у учащегося общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Цели

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессии, востребованных на рынке труда.

Задачами курса являются:

  • достижение исходной грамотности, обеспечивающей готовность ученика к решению задач в области информационных технологий на последующих ступенях общего образования;

  • достижение функциональной грамотности, обеспечивающей школьника предметными
    базовыми знаниями и умениями в области информатики для получения образовательного минимума;

  • достижение общекультурной компетентности, обеспечивающей адаптацию к социокультурной среде;

  • достижение до профессиональной компетентности, обеспечивающей практический фундамент для будущей профессиональной деятельности или продолжения обучения в высшей школе;

  • достижение методологической компетентности, обеспечивающей развитие интеллектуальных способностей учащихся и формирование умений, необходимых для осуществления познавательной деятельности.

Принципы осуществления программы курса:

  • Линейность построения (постепенное усложнение развивающего материала от простого к сложному, от упражнений, носящих репродуктивный характер к творческим, от ситуативных способов решения к системным и обобщенным, от конкретного образного материала к отвлеченному, систематизированному);

  • Модульность;

  • Гибкость содержания (ориентируясь на индивидуальные особенности познавательной деятельности учащихся, учитель может предложить дополнительные упражнения);

  • Ориентация на зону ближайшего развития учащегося. Комплексное развитие интеллектуальных способностей.

Содержание курса

Тема. Коммуникационные технологии - 3 часов

Процесс передачи информации. Компьютерные сети. Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей. Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта. Работа с электронной почтой. Поиск информации.

Учащиеся должны знать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина -

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети

  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

Тема. Хранение и обработка информации в базах данных - 4 часов

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные и табличные базы данных. Назначение СУБД. Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. Организация поиска информации в базе данных. Формирование сложных запросов к готовой базе данных. Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки.

Учащиеся должны знать:

  • что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;

  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • что такое логическая величина, логическое выражение;

  • что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД;

  • редактировать содержимое полей БД,

  • сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;

  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

Тема. Табличные вычисления на компьютере -4 часов

Табличные расчеты и электронные таблицы. Табличный процессор Excel. Типы данных: числа, формулы, текст. Ввод и редактирование данных. Оформление таблиц. Абсолютные и относительные ссылки. Правила ввода формул. Ввод формул с клавиатуры. Редактирование формул. Встроенные функции. Создание и изменение диаграммы.

Учащиеся должны знать:

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

  • графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

Тема. Информационные технологии и общество -2 часа

Понятие об информационных технологиях. Основные этапы развития средств информационных технологий. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.

Учащиеся должны знать:

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

  • историю способов записи чисел (систем счисления);

  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

  • в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Тема. Информационное моделирование -2 часа

Моделирование. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей. Знаковые модели. Таблица как средство моделирования. Графические модели. Моделирование с помощью графов.

Учащиеся должны знать:

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

Резерв-2 часа

Календарно-тематическое планирование по информатике 9 класс

урок


Тема урока

Домашнее задание

Техника безопасности и организация рабочего места. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных

§ 1,3


Интернет - мировая система компьютерных сетей. Информационные услуги Интернета: электронная почта, телеконференции, обмен файлами. Работа с электронной почтой

§ 2, 4


Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете

§ 5

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных. Назначение СУБД. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы и в режиме формы

§ 10, 11


Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. Команда выборки

§ 12

Условия поиска информации, простые логические выражения. Логические операции. Сложные условия поиска.

§ 13,14


Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки. Создание отчетов на основе таблиц и запросов

§ 15


Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронных таблиц. Данные в электронных таблицах: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц. Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование

§ 17,18,19

Понятие диапазона. Встроенные функции. Относительная адресация. Сортировка таблицы

§ 20

Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени

§ 21


Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации

§ 21


Информационные ресурсы современного общества. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере

§48, 49

Информационные ресурсы современного общества

презентация

Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели

§6,7

Табличные модели. Информационное моделирование на компьютере

§8,9

16-17

Резерв-2



© 2010-2022