- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа для индивидуального обучения на дому
Рабочая программа для индивидуального обучения на дому
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Коваленко Е.В. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ»(утверждена приказом МО России от 09.03.04 №1312).Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089).
Программа рассчитана для ученика 9б класса, который обучается по индивидуальному плану (домашнее обучение) и предусмотрено 0,5 часа на учебный год (17 часов). При разработке программы учитывались специфичность обучающегося и мотивация к обучению.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики и ИКТ в основной школе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. В рамках основной школы решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств, имеющихся у учащегося на ПК.
Практическая же часть курса направлена на освоение навыков использования средств информационных технологий и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 минут), направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Курс изучения информатики предусматривает формированию у учащегося общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессии, востребованных на рынке труда.
Задачами курса являются:
-
достижение исходной грамотности, обеспечивающей готовность ученика к решению задач в области информационных технологий на последующих ступенях общего образования;
-
достижение функциональной грамотности, обеспечивающей школьника предметными
базовыми знаниями и умениями в области информатики для получения образовательного минимума; -
достижение общекультурной компетентности, обеспечивающей адаптацию к социокультурной среде;
-
достижение до профессиональной компетентности, обеспечивающей практический фундамент для будущей профессиональной деятельности или продолжения обучения в высшей школе;
-
достижение методологической компетентности, обеспечивающей развитие интеллектуальных способностей учащихся и формирование умений, необходимых для осуществления познавательной деятельности.
Принципы осуществления программы курса:
-
Линейность построения (постепенное усложнение развивающего материала от простого к сложному, от упражнений, носящих репродуктивный характер к творческим, от ситуативных способов решения к системным и обобщенным, от конкретного образного материала к отвлеченному, систематизированному);
-
Модульность;
-
Гибкость содержания (ориентируясь на индивидуальные особенности познавательной деятельности учащихся, учитель может предложить дополнительные упражнения);
-
Ориентация на зону ближайшего развития учащегося. Комплексное развитие интеллектуальных способностей.
Содержание курса
Тема. Коммуникационные технологии - 3 часов
Процесс передачи информации. Компьютерные сети. Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей. Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта. Работа с электронной почтой. Поиск информации.
Учащиеся должны знать:
-
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
-
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
-
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
-
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина -
Учащиеся должны уметь:
-
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
-
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
-
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
Тема. Хранение и обработка информации в базах данных - 4 часов
Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные и табличные базы данных. Назначение СУБД. Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. Организация поиска информации в базе данных. Формирование сложных запросов к готовой базе данных. Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки.
Учащиеся должны знать:
-
что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;
-
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
-
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
-
что такое логическая величина, логическое выражение;
-
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
-
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
-
организовывать поиск информации в БД;
-
редактировать содержимое полей БД,
-
сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;
-
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Тема. Табличные вычисления на компьютере -4 часов
Табличные расчеты и электронные таблицы. Табличный процессор Excel. Типы данных: числа, формулы, текст. Ввод и редактирование данных. Оформление таблиц. Абсолютные и относительные ссылки. Правила ввода формул. Ввод формул с клавиатуры. Редактирование формул. Встроенные функции. Создание и изменение диаграммы.
Учащиеся должны знать:
-
что такое электронная таблица и табличный процессор;
-
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
-
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
-
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
-
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
-
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
-
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
-
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
-
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
Тема. Информационные технологии и общество -2 часа
Понятие об информационных технологиях. Основные этапы развития средств информационных технологий. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.
Учащиеся должны знать:
-
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
-
историю способов записи чисел (систем счисления);
-
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
-
в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
-
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Тема. Информационное моделирование -2 часа
Моделирование. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей. Знаковые модели. Таблица как средство моделирования. Графические модели. Моделирование с помощью графов.
Учащиеся должны знать:
-
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
-
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
-
приводить примеры натурных и информационных моделей;
-
ориентироваться в таблично организованной информации;
-
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Резерв-2 часа
Календарно-тематическое планирование по информатике 9 класс
№
урок
Тема урока
Домашнее задание
Техника безопасности и организация рабочего места. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных
§ 1,3
Интернет - мировая система компьютерных сетей. Информационные услуги Интернета: электронная почта, телеконференции, обмен файлами. Работа с электронной почтой
§ 2, 4
Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете
§ 5
Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных. Назначение СУБД. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы и в режиме формы
§ 10, 11
Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. Команда выборки
§ 12
Условия поиска информации, простые логические выражения. Логические операции. Сложные условия поиска.
§ 13,14
Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки. Создание отчетов на основе таблиц и запросов
§ 15
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронных таблиц. Данные в электронных таблицах: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц. Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование
§ 17,18,19
Понятие диапазона. Встроенные функции. Относительная адресация. Сортировка таблицы
§ 20
Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени
§ 21
Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации
§ 21
Информационные ресурсы современного общества. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере
§48, 49
Информационные ресурсы современного общества
презентация
Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели
§6,7
Табличные модели. Информационное моделирование на компьютере
§8,9
16-17
Резерв-2