Рабочая программа Информационные технологии в образовании

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УПР

________________

«____»_________________201___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

«Информационные технологии в образовании» Б2.Б.3

(наименование учебной дисциплины (модуля), код)

Уровень основной образовательной программы бакалавриат

(бакалавриат, подготовка специалистов)

Направление(я) подготовки (специальность) 050100.62 Педагогическое образование

Профиль(и) (специализация) ___ Начальное образование

Форма обучения очная

(очная, заочная)

Срок освоения ООП нормативный (4 года)

(нормативный или сокращенный срок обучения)

Факультет гуманитарно-технический

Кафедра математики, информатики и естествознания
















Рецензент (ы) _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Рабочая программа дисциплины «Информационные технологии в образовании» Б2.Б.3/сост. Паутова Е.С.- Будённовск, 201__. - ___ с.

Рабочая программа предназначена для преподавательского состава, студентов и служит основой организации преподавания дисциплины студентам очной формы обучения по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, Профиль «Начальное образование» в 3 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, Профиль «Начальное образование», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "22" декабря 2009 г. № 788.


Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании кафедры математики, информатики и естествознания от «____» ______________ 201__ г. Протокол № _____

Заведующий кафедрой ________________ ( _______________ )

Рабочая программа дисциплины одобрена Советом факультета
_____________________________________________________________________________
от «____» ______________ 201__ г. Протокол № _____

Председатель Совета факультета ________________ ( _______________ )

Разработчики:
___ Преподаватель ____________________ ________________ __ Паутова Е.С. ______

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)







Содержание

Содержание 2

testua.ru/informatsionnye-tekhnologii/ - 27

Тесты по информационным технологиям. 27

referat.ru/referats/view/ - 27

Современные информационные технологии 27

bestreferat.ru/referat - 27

Современные информационные технологии 27


1 Цели и задачи освоения дисциплины

1.1 Целью освоения дисциплины «Информационные технологии в образовании» является обеспечить углубленную фундаментальную и профессиональную подготовку специалистов в области педагогического образования (информационных технологий в образовании), способных к научно-исследовательской и педагогической деятельности в учреждениях образования различного уровня.

  1. Учебные задачи дисциплины:

  • методическое обеспечение реализации ФГОС по данному направлению подготовки и утверждение высшим учебным заведением основной образовательной программы третьего уровня ВПО (магистратура);

  • развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по данному направлению подготовки;

  • развить умение самостоятельно работать с учебными пособиями и другой информационной литературой; способствовать развитию информационной культуры будущих специалистов начального звена обучения информатике.

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО

2.1 Учебная дисциплина «Информационные технологии в образовании» относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла (Б2.Б.3).

Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по информатике, а также студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин математического и естественнонаучного и профессионального циклов: «Информатика», «Современные информационные технологии», «Теоретические основы информатики.

Существенное изменение структуры начальной школы требует повышения уровня профессиональной подготовки учителей начальных классов. Решение этих задач предполагает изучение курса «Информационные технологии в образовании» как компонент дисциплин предметной подготовки, который создан для подготовки к студентов направления «050100.62 Педагогическое образование». Содержание курса «Информационные технологии в образовании» представляет собой законченный самостоятельный комплекс (информационный блок), что позволяет перевести обучение на субъект-субъектную основу, повысить уровень его персонализации, способствует эффективному достижению запланированных результатов обучения, обеспечивает мобильность и вариативность индивидуальной и групповой учебно-познавательной деятельности студентов.

Курс «Информационные технологии в образовании» призван обеспечить студентам факультета необходимую подготовку для успешного обучения и воспитания младших школьников, для дальнейшего углубления и расширения знаний по основным вопросам информатики.

3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Изучение данной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций.

3.1

код компетенции

содержание компетенции (или ее части)

ОК-1

владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

В результате освоения компетенции студенты должны:

знать:

  • теоретические основы культуры мышления и особенности ее функционирования в профессиональной деятельности педагога в сфере информационных технологий в образовании;

  • психологические особенности восприятия человеком информации.

уметь:

  • анализировать и обобщать информацию в логике традиционных форм научного познания в сфере информационных технологий в образовании;

  • использовать теоретическое мышление для решения актуальных проблем и задач в сфере информационных технологий в образовании.

владеть:

  • приемами теоретического мышления как способом освоения действительности и практической деятельности в сфере информационных технологий в образовании;

  • навыками развития своих способов мышления, соответствующих требованиям человеческой культуры в сфере информационных технологий в образовании.

Планируемые уровни сформированности компетенции ОК-1


Уровни
сформированности компетенции

Содержательное описание уровня

Основные
признаки уровня

1

2

3

4

1

Пороговый уровень

Обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП ВПО

  • знает законы и правила формальной логики;

  • знает истоки теоретического мышления и творчества в познании;

  • знает законы и формы теоретического мышления;

  • знает, объясняет и интерпретирует методологические принципы и требования, соответствующие законам развития человеческого мышления;

  • понимает сущность категорий «восприятие», «анализ» и «синтез», «абстрагирование», «информация», «цель», понимает их место и роль в культуре мышления и профессиональной деятельности педагога;

  • понимает сущность категории «способности» как культурно-исторического феномена мыслительной деятельности человека;

  • адекватно воспринимает информацию, проблематизирует мыслительную ситуацию, репрезентирует ее на уровне проблемы;

  • владеет информацией о своей профессии в логике развития культуры общества;

  • формулирует цели познания и профессиональной деятельности;

  • оперирует понятиями, правильно формулирует вопросы и ответы;

  • делает утверждения и умозаключения, доказывает истинные суждения и опровергает ложные;

  • логично формулирует видение проблем;

  • знает основные философские, общенаучные, специальные методы научных исследований;

  • дает определение методам анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования, конкретизации, обобщения, классификации;

  • организует и последовательно конструирует содержание собственной мыслительной деятельности в сфере информационных технологий в образовании.

2

Повышенный уровень (относительно порогового уровня)

Превышение минимальных характеристик сформированности компетенции для выпускника вуза.

  • оценивает качество получаемой информации и ее релевантность;

  • определяет пути, способы, стратегии решения проблемных ситуаций;

  • логично излагает и аргументированно отстаивает собственное видение проблем и способов их разрешения;

  • обосновывает оптимальный выбор методов, средств в интересах достижения поставленных целей;

  • применяет философские, общенаучные, специальные методы для анализа социально-экономических и культурно-исторических явлений.

3.

Продвинутый уровень

Максимально возможная выраженность компетенции, важен как качественный ориентир для самосовершенствования

  • владеет умениями и навыками синтеза получаемой в ходе познания информации;

  • синтезирует информацию о диалектике проявления частного и общего в культуре и деятельности личности;

  • владеет специальными методами исследования профессиональной деятельности;

  • вырабатывает рекомендации по методике применения философских, общенаучных, специальных методов в профессиональной деятельности;

  • преодолевает ситуативные и стереотипные способы мышления;

  • рефлексирует содержание собственной мыслительной деятельности.

3.2

код компетенции

содержание компетенции (или ее части)

ОК-3

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества

В результате освоения компетенции студенты должны:

знать:

  • специфику культуры как формы человеческого существования

  • критерии определения культурно-исторических процессов на локальном, национальном и глобальном уровнях.

уметь:

  • воспринимать, обобщать и анализировать социальные явления с учетом тенденций культурной универсализации в мировом культурном процессе

  • характеризовать культурные тенденции с учетом конкретно-исторических процессов и явлений.

владеть:

  • современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества на основе взаимопроникновения систем идеалов и ценностей различных культурных типов

  • основными подходами к объяснению динамики культуры.

Планируемые уровни сформированности компетенции ОК-3


Уровни
сформированности компетенции

Содержательное описание уровня

Основные
признаки уровня

1

2

3

4

1

Пороговый уровень

Обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП ВПО

- осознает культуру, как форму трансляции социального опыта;

- осознает единство и многообразие культур;

- знает теорию, социологию культуры, культурную антропологию;

- знает типы исторического развития культуры;

- знает хронологическую последовательность появления культурологических концепций и их основное содержание;

- знает историко-культурные исследования;

- понимает процессы культурной универсализации и глобализации;

- понимает основное содержание и проблемы культурных контактов, межкультурных коммуникаций;

- понимает целенаправленность, специальную организацию процесса приобщения человека к культурным ценностям общества и готовность личности активно включаться в этот процесс

2

Повышенный уровень (относительно порогового уровня)

Превышение минимальных характеристик сформированности компетенции для выпускника вуза.

- понимает значение разнообразных факторов, влияющих на развитие культуры;

- понимает значимость влияния конкретно-исторической ситуации на развитие культуры;

- умеет соотносить ценностный мир личности и общества;

- владеет приемами основных культурологических школ объясняющих развитие культуры

3.

Продвинутый уровень

Максимально возможная выраженность компетенции, важен как качественный ориентир для самосовершенствования

- понимает значение культуры как способа описания социальной реальности;

- понимает культурно-цивилизационное измерение общества;

- рассматривает культуру с точки зрения ее развития во времени и определением мест конкретной культуры в культурно-историческом процессе;

- использует теоретические законы культурологии в профессиональной деятельности

3.3

код компетенции

содержание компетенции (или ее части)

ОК-8

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией;

В результате освоения компетенции студенты должны:

знать:

  • способы хранения, переработки и структурированного представления профессионально значимой информации;

  • возможности, особенности и основные направления применения информационных ресурсов для получения, хранения, переработки информации;

  • способы реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении, в активизации познавательной деятельности учащихся, в системах контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся;

  • основные методы, способы и средства получения информации, транслирования ее субъектам образовательного процесса в ходе профессиональной деятельности.

уметь:

  • использовать методы, способы и средства информационных технологий в профессиональной деятельности;

  • интерпретировать информацию представленную в виде схем, диаграмм, графов, графиков, таблиц с учетом предметной области;

  • осуществлять поиск и отбирать информацию для решения конкретной задачи;

  • использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения для учебной и профессиональной деятельности;

  • эффективно использовать компьютер для представления в доступной и понятной форме результатов своей профессиональной деятельности;

  • формулировать критерии и проводить рациональный поиск информации в соответствии с поставленными целями;

  • анализировать профессиональные задачи своего профиля, находить и применять для их решения эффективные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации.

владеть:

  • навыками сбора, обработки и анализа информации для обеспечения профессиональной деятельности;

  • культурой информационного мышления;

  • навыками грамотного и рационального применения компьютерных технологий для решения профессиональных задач по управлению информацией;

  • навыками структурированного представления информации и создания информационных продуктов образовательного назначения современными средствами ИКТ;

  • навыками и приемами обработки текстовой, графической и аудиовизуальной информации.

Планируемые уровни сформированности компетенции ОК-8


Уровни
сформированности компетенции

Содержательное описание уровня

Основные
признаки уровня

1

2

3

4

1

Пороговый уровень

Обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП ВПО

  • Воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы работы с информацией.

  • Объясняет факты, правила, принципы получения, хранения, переработки информации.

  • Может представить существенную информацию в виде, наиболее удобном для восприятия человеком.

  • Владеет современными информационными технологиями, определенными для применения в школе.

  • Владеет технологиями информационно-поисковой работы с последующим применением результатов при решении профессиональных задач.

2

Повышенный уровень (относительно порогового уровня)

Превышение минимальных характеристик сформированности компетенции для выпускника вуза.

  • Применяет основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации в конкретных практических ситуациях.

  • Владеет навыками оптимального выбора способа сбора, обработки и представления информации.

3.

Продвинутый уровень

Максимально возможная выраженность компетенции, важен как качественный ориентир для самосовершенствования

  • Определяет принципы применения информационных и компьютерных технологий для решения конкретных задач.

  • Оценивает логику действий по получению, хранению, переработки информации.

  • Оценивает соответствие выводов имеющимся данным.

3.4

код компетенции

содержание компетенции (или ее части)

ОК-9

способен работать с информацией в глобальных сетях

В результате освоения компетенции студенты должны:

знать:

  • особенности современного этапа развития образования;

  • образовательные возможности локальных и глобальных сетей;

  • возможности глобальных сетей, сервисов и клиентов, терминологию компьютерных сетей;

  • назначение, возможности, области применения социальных сетей в профессиональной деятельности;

  • основные угрозы компьютерных сетей, причиняющих вред здоровью и развитию детей школьного возраста.

уметь:

  • применять современные дистанционные технологии обучения на практике;

  • осуществлять поиск информации в глобальных сетях с помощью типовых браузеров;

  • работать с почтовыми клиентами;

  • использовать облачные сервисы в учебных целях;

  • реализовать сотрудничество с сетевым сообществом педагогов;

  • использовать основные классы услуг, предоставляемых глобальными компьютерными сетями;

  • разрабатывать основные компоненты информационно-коммуникационных технологий обучения для общеобразовательных учреждений;

  • самостоятельно использовать современные Интернет-технологии для решения педагогических задач профессиональной деятельности.

владеть:

  • навыками работы с распространенными клиентами;

  • основными приемами работы в локальных и глобальных компьютерных сетях;

  • методами поиска и обмена информацией в глобальных компьютерных сетях;

  • навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, курсовых и дипломных работ, составления рефератов и библиографий с применением глобальных компьютерных сетей;

  • навыками ориентации в интернет-источниках (журналы, сайты, образовательные порталы);

  • основными приемами организации и ведения дискуссии и полемики профессионального характера в сети Интернет с помощью форумов, блогов и т.п.

Планируемые уровни сформированности компетенции ОК-9


Уровни
сформированности компетенции

Содержательное описание уровня

Основные
признаки уровня

1

2

3

4

1

Пороговый уровень

Обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП ВПО

  • Владеет основами работы в глобальной сети Internet.

  • Владеет методами сбора информации в компьютерных сетях в интересах профессиональной деятельности.

  • Владеет навыками безопасной работы в сети Интернет.

  • Способен формулировать критерии и проводить рациональный поиск информации в сети Интернет в соответствии с поставленными целями.

  • Владеет технологиями организации доступа субъектов образовательного процесса к распределенному образовательному контенту.

  • Способен организовать учебно-воспитательный процесс и внеучебную

  • деятельность школьников с применением образовательных ресурсов сети Интернет.

2

Повышенный уровень (относительно порогового уровня)

Превышение минимальных характеристик сформированности компетенции для выпускника вуза

  • Способен получать и анализировать информацию из глобальных компьютерных сетях.

  • Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества.

  • Готов использовать на практике современные Интернет-технологии в сфере образования.

  • Способен организовывать сетевое взаимодействие субъектов образовательного процесса с применение социальных сервисов сети Интернет.

3.

Продвинутый уровень

Максимально возможная выраженность компетенции, важен как качественный ориентир для самосовершенствования.

  • Способен эффективно применять информационные образовательные ресурсы сети Интернет в учебной деятельности, в том числе самообразовании.

  • Способен к эффективной организации индивидуального информационного пространства, включая социальные сервисы Интернет.

  • Способен реализовать преимущества распределенного хранения образовательного контента в компьютерных сетях.

  • Владеет технологиями создания образовательного контента, рационального размещения его в сети Интернет.

3.5

код компетенции

содержание компетенции (или ее части)

ОК-12

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

В результате освоения компетенции студенты должны:

знать:

  • общие закономерности, позволяющие оценить ценность информации и информационных процессов, протекающих в различных сферах;

  • основные понятия экономической безопасности государства и информационной безопасности личности;

  • особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности;

  • основы безопасной работы в локальных и глобальных сетях;

  • основные требования информационной безопасности;

  • правовые основы защиты и меры ответственности за нарушения государственной и коммерческой тайны.

уметь:

  • оценивать степень опасности и угроз в отношении информации;

  • пользоваться программными методами защиты информации при работе с компьютерными системами;

  • пользоваться организационными мерами защиты информации;

  • пользоваться приемами антивирусной защиты;

  • устанавливать и использовать ативирусные программы..

владеть:

  • методами безопасного поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях;

  • отдельными техническими средствами защиты информации при работе с компьютерными системами;

  • отдельными программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами.

Планируемые уровни сформированности компетенции ОК-12


Уровни
сформированности компетенции

Содержательное описание уровня

Основные
признаки уровня

1

2

3

4

1

Пороговый уровень

Обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП ВПО

  • знает основные научные категории и понятия защиты информации и информационной безопасности личности.

  • знает правовые основы защиты информационных технологий.

  • умеет пользоваться антивирусными программами.

  • владеет основами информационной безопасности.

  • владеет методами антивирусной защиты информации.

2

Повышенный уровень (относительно порогового уровня)

Превышение минимальных характеристик сформированности компетенции для выпускника вуза

  • способен провести анализ степени угроз информации.

  • способен оценивать опасности и угрозы, возникающие при использовании информационных технологий в профессиональной деятельности

  • способен организовать учебно-воспитательный процесс с учетом требований информационной безопасности

  • умеет пользоваться организационными мерами защиты информации

3.

Продвинутый уровень

Максимально возможная выраженность компетенции, важен как качественный ориентир для самосовершенствования.

  • способен принимать участие в работах по защите информации при внедрении информационных технологий в сферу профессиональной деятельности.

3.6

код компетенции

содержание компетенции (или ее части)

ПК-2

готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения

В результате освоения компетенции студенты должны:

знать:

  • сущность современных методик и технологий, в том числе и информационных для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на разных образовательных ступенях;

  • критерии оценки качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

  • особенности современных методик и технологий, в том числе и информационных на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.

уметь:

  • использовать современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.

  • осуществлять оценку качества учебно-воспитательного процесса.

  • создавать условия для рефлексии учащимся результатов работы.

  • применять информационные технологии и специализированное программное обеспечение для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.

владеть:

  • технологиями обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.

  • основными способами фиксации динамики достижений учащихся.


Планируемые уровни сформированности компетенции ПК-2


Уровни
сформированности компетенции

Содержательное описание уровня

Основные
признаки уровня

1

2

3

4

1

Пороговый уровень

Обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП ВПО

  • знает сущность основных методик и технологий обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на разных образовательных ступенях;

  • знает и умеет осуществлять отбор разнообразных методов обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

  • имеет представление об основных способах оценки качества учебно-воспитательного процесса на разных образовательных ступенях;

  • умеет осуществить отбор диагностических методов достижений учащихся;

  • знает основные этапы проведения диагностики достижений учащихся;

  • способен осуществить отбор критериев оценивания качества учебно-воспитательного процесса;

  • способен использовать стандартное и специализированное программное обеспечение для оценивания результатов обучения и учета учебных достижений учащихся;

  • использует в практической деятельности элементы технологий обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.

2

Повышенный уровень (относительно порогового уровня)

Превышение минимальных характеристик сформированности компетенции для выпускника вуза

  • способен осуществлять диагностику достижений обучающихся с учетом индивидуальных и возрастных особенностей

  • сопоставляет существующие критерии оценивания учебных достижений учащихся

  • на основе анализа осуществляет оценку учебных достижений учащихся с учетом различных критериев

  • способен давать оценку и создавать наиболее приемлемые условия для развития рефлексии учащимися результатов учебной работы

  • способен разработать компьютерные тесты и иные средства оценивания результатов обучения с применением ИКТ

  • способен наглядно представить данные мониторинга учебных достижений

  • владеет основными приемами диагностирования и оценивания достижений обучающихся

  • сопоставляет и осуществляет отбор основных способов фиксации динамики достижений учащихся для определения качества учебно-воспитательного процесса

3.

Продвинутый уровень

Максимально возможная выраженность компетенции, важен как качественный ориентир для самосовершенствования.

  • имеет опыт разработки и внедрения обучающих методик для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на разных образовательных ступенях;

  • способен к критическому анализу результатов диагностики достижений обучающихся;

  • способен составлять критерии оценки учебных достижений учащихся с учетом специфики учебной дисциплины, вида образовательного учреждения.

  • владеет опытом создания условий и развития у учащихся рефлексии достижений в процессе обучения

  • способен осуществлять анализ и подбор программного обеспечения, используемого для оценивания результатов обучения, в зависимости от поставленной цели

  • способен автоматизировать учет учебных достижений учащихся

  • дает критическую оценку современным приемам диагностирования и оценки достижений учащихся

  • способен к качественной и количественной оценке учебных достижений учащихся, сравнительному анализу индивидуального прогресса учащегося в процессе обучения

  • устанавливает причины повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса

3.7.

код компетенции

содержание компетенции (или ее части)

ПК-4

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

В результате освоения компетенции студенты должны:

знать:

  • правовые нормы профессиональной деятельности и образования;

  • ценностные основы образования и профессиональной деятельности;

  • сущность и структуру образовательной деятельности.

уметь:

  • выполнять отчеты по результатам педагогической деятельности;

  • создавать педагогически целеобразовательную и психологически безопасную образовательную среду;

  • оценивать программное обеспечение и перспективы его применения с учетом решаемых профессиональных задач.

владеть:

  • навыками презентации результатов педагогической деятельности и педагогической рефлексии;

  • способами совершенствования профессиональных знаний и умений.

Планируемые уровни сформированности компетенции ПК-4


Уровни
сформированности компетенции

Содержательное описание уровня

Основные
признаки уровня

1

2

3

4

1

Пороговый уровень

Обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП ВПО

  • дает определение термина «образовательный процесс», «педагогический процесс»;

  • перечисляет основные закономерности образовательного процесса;

  • фиксирует внимание на сущности и структуре образовательного процесса.

  • дает определение «учебной деятельности»;

  • акцентирует внимание на формировании универсальных видах учебной деятельности;

  • вспоминает типологию электронных образовательных ресурсов для формирования универсальных видов учебной деятельности;

  • называет современные информационные и коммуникационные технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе;

  • акцентирует внимание на теоретическом обосновании формирования универсальных видов учебной деятельности и технологию обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в условиях применения антропологических законов воспитания;

  • разрабатывает план по внедрению современных образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс;

  • применяет на практике современные образовательные ресурсы;

  • описывает в общих чертах учебно-воспитательный процесс с применением современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

  • называет способы совершенствования профессиональных знаний и умений путем применения возможностей информационно-образовательной среды;

  • перечисляет способы проектной и инновационной деятельности в образовании;

  • акцентирует внимание на наиболее адекватных педагогических формах, методах и средствах в профессиональной деятельности для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

2

Повышенный уровень

Превышение минимальных характеристик сформированности компетенции для выпускника вуза

  • компонует современные образовательные ресурсы, применяемые в учебно-воспитательном процессе;

  • пересматривает инновационные педагогические технологии, используемые в учебно-воспитательном процессе;

  • систематизирует знания закономерностей общения с детьми в учебно-воспитательном процессе, учитывая особенности возрастного развития;

  • организовывает применение современных технологий в учебно-воспитательном процессе, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

  • определяет принципы построения предметно-развивающей и образовательной среды в учебно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения;

  • сравнивает психолого-педагогические требования к учебно-воспита­тельным программам для эффективного применения образовательной среды;

  • дискутирует по вопросу моделирования учебно-воспитательного процесса в соответствии с современными концепциями образования;

  • ставит вопрос о систематической работе по самообразованию, пополнению своих пси­холого-педагогических знаний, совершенствованию профессионально значимых умений и навыков путем применения возможностей информационно-образовательной среды;

  • сравнивает способы проектной и инновационной деятельности в образовании.

3

Продвинутый уровень

Максимально возможная выраженность компетенции, важен как качественный ориентир для самосовершенствования

  • сопоставляет современные образовательные ресурсы, применяемые в учебно-воспитательном процессе;

  • избирает инновационные педагогические технологии, используемые в учебно-воспитательном процессе;

  • проверяет знания закономерностей общения с детьми в учебно-воспитательном процессе, учитывая особенности возрастного развития;

  • экспериментирует с применением современных технологий в учебно-воспитательном процессе, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

  • проверяет принципы построения предметно-развивающей и образовательной среды в учебно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения;

  • компонует психолого-педагогические требования к учебно-воспита­тельным программам для эффективного применения образовательной среды;

  • составляет суждение по вопросу моделирования учебно-воспитательного процесса в соответствии с современными концепциями образования;

  • определяет ценность систематической работы по самообразованию, пополнению своих пси­холого-педагогических знаний, совершенствованию профессионально значимых умений и навыков путем применения возможностей информационно-образовательной среды;

  • производит оценку способов проектной и инновационной деятельности в образовании;

  • создает наиболее адекватные педагогические формы, методы и средства в профессиональной деятельности для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

4 Структура и содержание дисциплины

4.1 Структура дисциплины

4.1.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа, включая промежуточную аттестацию.

Согласно учебному плану курс «Информационные технологии в образовании» на очном отделении изучается бакалаврами на 2 курсе в 3 семестре и форма контроля - зачет в 3семестре. На изучение курса отводится 72 учебных часа, 2 зачетные единицы, в т.ч. 38 уч.ч. аудиторных занятий и 34 уч.ч. самостоятельной работы студентов (СРС). Аудиторные занятия включают 18 уч.ч. лекций и 20 уч.ч. лабораторных занятий, в том числе 8 уч.ч. в интерактивной форме. Контроль и организация самостоятельной работы студентов осуществляются с помощью оценочных средств, охватывающих все наиболее важные разделы курса.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3

Аудиторные занятия (всего)

(Не более 50% трудоемкости дисциплины)

38

38

В том числе:



Лекции (Л)

(не более 40 % трудоемкости аудиторных занятий)

18

18

Практические занятия (ПЗ)



Семинары (С)



Лабораторные работы (ЛР)

20

20

Другие виды аудиторных занятий, проводимых в интерактивных формах (если предусматриваются, приводится перечень):

-информационная лекция;

-проблемная лекция.



8

4

4



8

4

4

Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)

34

34

В том числе:



Курсовая работа



Расчетно-графические работы



Реферат

4

4

Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС):

изучение теоретического материала

подготовка к практическим занятиям

оформление конспектов

подготовка презентаций


30

10

10

6

4


30

10

10

6

4

Вид промежуточной аттестации и итогового контроля

зачет

зачет

Общая трудоемкость, час.

72

72

4.1.2 Разделы (темы) дисциплин и виды занятий, в часах

№ модуля ООП

№ раздела (темы)

Наименование

раздела, темы

лекции

практические занятия

лабораторные занятия

семинары

СРС

другие виды

всего

Семестр 3

Б2.Б..3

Раздел 1.

Компьютерные сети и Интернет.

4


6


8


18

Тема 1.1.

Локальные сети и их специфические черты. Глобальные сети.

2


2


4


8

Тема 1.2.

История создания и принципы построения Интернет.

2


4


4


10

Раздел 2.

Сервисы Интернет и их применение в задачах обучения

6


4


8


18

Тема 2.1.

Интернет как среда для учебного диалога.

4


2


4


10

Тема 2.2.

Off-line и on-line технологии.

2


2


4


8

Раздел 3.

Подготовка образовательной информации для WWW

4


4


10


18

Тема 3.1.

Основы HTML.

2


2


6


10

Тема 3.2.

Образовательная среда как гипертекстовая структура

2


2


4


8

Раздел 4.

Образовательные порталы

4


6


8


18

Тема 4.1.

Образовательные порталы. Сервисы образовательных порталов.

2


4


4


10

Тема 4.2.

Учебный процесс в среде портала

2


2


4


8

Зачет:







Всего за семестр:

18


20


34

72


ИТОГО

18


20


34

72

4.1.3 Разделы (темы) дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование
обеспечиваемых
дисциплин

№ № разделов (тем) данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых дисциплин

1

2

3

4

1.

«Теоретические основы информатике»

+

+

+

+

4.2 Содержание разделов и тем дисциплины

№ п/п

Наименование
разделов и тем дисциплины

Содержание разделов и тем дисциплины

Форма текущего контроля

1.

Компьютерные сети и Интернет.

Тема 1.1. Локальные сети и их специфические черты. Глобальные сети.

Локальные сети и их специфические черты. Глобальные сети.

Тема 1.2. История создания и принципы построения Интернет.

История создания и принципы построения Интернет.

собеседование с преподавателем

2

Сервисы Интернет и их применение в задачах обучения

Тема 2.1. Интернет как среда для учебного диалога.

Интернет как среда для учебного диалога.

Тема 2.2. Off-line и on-line технологии.

Off-line и on-line технологии.

участие в дискуссии

3

Подготовка образовательной информации для WWW

Тема 3.1. Основы HTML.

Основы HTML.

Тема 3.2. Образовательная среда как гипертекстовая структура.

Образовательная среда как гипертекстовая структура.

Взаимо-анализ конспекта урока

4

Образовательные порталы

Тема 4.1. Образовательные порталы. Сервисы образовательных порталов.

Образовательные порталы. Сервисы образовательных порталов.

Тема 4.2. Учебный процесс в среде портала.

Учебный процесс в среде портала.

опрос

4.3 Лабораторный практикум

№ п/п

№ семестра

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Тематика лабораторных занятий

Всего часов

1

2

3

4

5

1

3

Раздел 1. Компьютерные сети и Интернет.

Локальные сети и их специфические черты. Глобальные сети.

2

2

Раздел 1. Компьютерные сети и Интернет.

История создания и принципы построения Интернет.

4

3

Раздел 2. Сервисы Интернет и их применение в задачах обучения.

Интернет как среда для учебного диалога.

2

4

Раздел 2. Сервисы Интернет и их применение в задачах обучения.

Off-line и on-line технологии.

2

5

Раздел 3. Подготовка образовательной информации для WWW

Основы HTML.

2

6

Раздел 3. Подготовка образовательной информации для WWW

Образовательная среда как гипертекстовая структура

2

7

Раздел 4. Образовательные порталы

Образовательные порталы. Сервисы образовательных порталов.

4

8

Раздел 4. Образовательные порталы

Учебный процесс в среде портала

2

ИТОГО:

20

4.4 Семинары - не предусмотрены

4.5 Практические занятия - не предусмотрены

4.6 Самостоятельная работа студентов

№ п/п

№ семестра

Наименование раздела (темы) учебной дисциплины

Формы СРС

Форма оценочного средства

Всего часов

1

2

3

4


5

3

Раздел 1. Компьютерные сети и Интернет.

Реферат

доклад

8

подготовка презентации

2.

Раздел 2. Сервисы Интернет и их применение в задачах обучения.

изучение теоретического материала

конспект

8

подготовка к практическим занятиям

3

Раздел 3. Подготовка образовательной информации для

изучение теоретического материала

анализ дидактического материала

10

подготовка к практическим занятиям

4

Раздел 4. Образовательные порталы.

подготовка к практическим занятиям

выступление

8

подготовка презентации

ИТОГО часов в семестре:

34


  1. Примерная тематика курсовых работ - не предусмотрены


  1. Примерная тематика рефератов


  1. Информационные технологии. Общие понятия и классификация.

  1. Основные виды учебных материалов

  1. Технологии работы с текстом. Формы применения в учебном процессе.

  1. Специфика применения таблиц.

  1. Специфика применения формул

  1. Специфика применения графических объектов

  1. Технологии автоматизированных вычислений. Формы применения в учебном процессе.

  1. Специфика применения деловой графики.

  1. Презентационные технологии. Формы применения в учебном процессе.

  1. Применение гипертекста в презентации

  1. Компьютерные сети.

  1. Локальные и глобальные сети.

  1. Физические основы построения сетей.

  1. Сервисы Интернет. Формы применения в учебном процессе.

  1. Всемирная паутина. Принципы организации и функционирования.

  1. Структура HTML-документа

  1. Теги форматирования

  1. Применение таблиц в HTML - документах

  1. Применение фреймовых структур

  1. Формы в HTML - документах

  1. Организация гипертекстовых структур

  1. Методика и технология создания Web-сайта

  1. Образовательные порталы.

  1. Гигиенические требования по использованию персональных компьютеров в учебных заведениях

  1. Дидактические условия, необходимые для эффективного применения компьютерных технологий в процессе обучения дошкольников

  1. Психологические аспекты применения современных информационных технологий

  1. Положительные и отрицательные стороны применения
    современных информационных технологий с точки зрения психологии

  1. Психологические аспекты обучения с применением современных информационных технологий

  1. Проблемы компьютеризации детской игры

  1. Эргономическая оценка программного продукта


  1. Домашние задания, типовые расчеты и т.п - не предусмотрены

5 Образовательные технологии

В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии:

Информационные технологии: применение электронных образовательных ресурсов при подготовке к лекциям, практическим занятиям. Презентации Microsoft Power Point.

Работа в команде: совместная работа студентов в группе на практических занятиях.

Проблемное обучение: стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы в процессе лекционных и практических занятий.

Индивидуальное обучение: выстраивание студентом собственной образовательной траектории на основе формирования индивидуальной образовательной программы с учетом интересов студента.

Междисциплинарное обучение: применение знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи.

Основные типы лекций:

Информационная лекция.

Проблемная лекция - в отличие от информационной лекции, на которой сообщаются сведения, предназначенные для запоминания, на проблемной лекции знания вводятся как «неизвестное», которое необходимо «открыть». Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. При этом выдвигаемая проблема требует не однотипного решения, готовой схемы которого нет. Данный тип лекции строится таким образом, что деятельность студента по ее усвоению приближается к поисковой, исследовательской. На подобных лекциях обязателен диалог преподавателя и студентов.

При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии:

  • проектный метод,

  • метод сотрудничества,

  • самостоятельная работа с учебниками,

  • самостоятельная постановка и решение практических и учебно-практических задач.

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

6.1 Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств

№ п/п

Семестр

Виды контроля и аттестации

(ВК, ТАт, ПрАт)*

Наименование раздела
(темы) учебной дисциплины

Оценочные средства

Форма

Количество
вопросов
в задании

Количество
независимых

вариантов

1

2

3

4

5

6

7

3

текущая аттестация

Компьютерные сети и Интернет.

собеседование с преподавателем


текущая аттестация

Сервисы Интернет и их применение в задачах обучения

участие в дискуссии

3

текущая аттестация

Подготовка образовательной информации для WWW

взаимо-анализ конспекта урока

4

промежуточная аттестация

Образовательные порталы

тестирование

32

1

6.2 Примерный перечень вопросов к экзамену - не предусмотрен

6.3.Примерный перечень вопросов к зачету

На зачет выносится проверка трех основных аспектов знаний, умений, навыков студентов по пройденному курсу:

  1. Общие вопросы информатизации школьного образования на современном этапе.

  2. Содержание и методика изложения конкретных разделов курса информатики в начальной школе.

  3. Понимание функционального, дидактического назначения программных средств поддержки курса информатики в начальной школе и практическое владение этими средствами в кабинете ВТ.

На зачете необходимо продемонстрировать:

  • умение различать информационные технологии в образовании;

  • для каждого урока поставить цель, указать учебные средства, охарактеризовать особенности методики изложения (логико-дидактический анализ учебного материала);

  • сформировать подробный сценарий (конспект) отдельно взятой лекции.


  1. Информационные технологии. Общие понятия и классификация.

  1. Основные виды учебных материалов

  1. Технологии работы с текстом. Формы применения в учебном процессе.

  1. Специфика применения таблиц.

  1. Специфика применения формул

  1. Специфика применения графических объектов

  1. Технологии автоматизированных вычислений. Формы применения в учебном процессе.

  1. Специфика применения деловой графики.

  1. Презентационные технологии. Формы применения в учебном процессе.

  1. Применение гипертекста в презентации

  1. Компьютерные сети.

  1. Локальные и глобальные сети.

  1. Физические основы построения сетей.

  1. Сервисы Интернет. Формы применения в учебном процессе.

  1. Всемирная паутина. Принципы организации и функционирования.

  1. Структура HTML-документа

  1. Теги форматирования

  1. Применение таблиц в HTML - документах

  1. Применение фреймовых структур

  1. Формы в HTML - документах

  1. Организация гипертекстовых структур

  1. Методика и технология создания Web-сайта

  1. Образовательные порталы.

  1. Гигиенические требования по использованию персональных компьютеров в учебных заведениях

  1. Дидактические условия, необходимые для эффективного применения компьютерных технологий в процессе обучения дошкольников

  1. Психологические аспекты применения современных информационных технологий

  1. Положительные и отрицательные стороны применения
    современных информационных технологий с точки зрения психологии

  1. Психологические аспекты обучения с применением современных информационных технологий

  1. Проблемы компьютеризации детской игры

  1. Эргономическая оценка программного продукта

6.4 Критерии оценки качества освоения учебной дисциплины

Оценка «удовлетворительно» - студент владеет основными определениями и понятиями информационных технологий в образовании, умеет составлять тематические планы и конспекты уроков для разных разделов начального курса информатики, готовить демонстрационные электронные дидактические материалы к урокам, анализировать уроки.

Оценка «хорошо» - студент владеет основными определениями и понятиями информационных технологий в образовании, умеет составлять тематические планы и конспекты уроков для разных разделов начального курса информатики, готовить демонстрационные электронные дидактические материалы к урокам, анализировать уроки, моделировать учебный процесс по информатике.

Оценка «отлично» - студент владеет хорошими знаниями информационных технологий в образовании в целом, умеет составлять тематические планы и конспекты уроков для разных разделов начального курса информатики, готовить демонстрационные электронные дидактические материалы к урокам, анализировать уроки, моделировать учебный процесс по информатике; владеет знаниями, умениями и навыками, необходимыми для творческого преподавания школьного предмета «Информатика и информационные технологии» в начальной школе при разных условиях технического и программно-методического обеспечения.

7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1 Литература

№ п/п

Наименование

Автор(ы)

Год и место издан.

Используется при изучении разделов

Семестр

Количество экземпляров

в б-ке

на каф.

1

2

3

4

5

6

7

8

Базовые учебники (учебные пособия)

Информатика и информационные технологи

Гаврилов М.В.

Климова В.А.

2010

Москва

1,2,3,4

3

10

1

Основная литература

1

Информационные технологии

Голицына О.Л.

Попов И.И.

Максимов Н.В.

Партыка Т.Л.

2008

Москва

1,2,3,4

3

10

1

Дополнительная литература

1

Информатика

Угринович Л.Ю.

2007

Москва

1,2,3,4

3

10

1

7.2 Периодические издания

№ п/п

Издание

Используется при изучении разделов

Семестр

1

2

5

6

1.

Информатика в школе

1,2,3,4

3

7.3 Перечень рекомендуемых обучающих, аттестующих, справочно-информационных, компьютерных ресурсов, используемых при изучении дисциплины

№ п/п

Название рекомендуемых компьютерных средств обучения и аттестации, программных продуктов, адресов Интернет-ресурсов

Используется при изучении разделов

Семестр

1

2

5

6

Компьютерные средства обучения и аттестации (электронные учебники и пособия, тестовые программы, электронные справочно-информационные издания, видео и аудио материалы


testua.ru/informatsionnye-tekhnologii/ -

Тесты по информационным технологиям.

mylect.ru/informatic/informatik/ -

Учебник Информационные технологии

gendocs.ru/ -

Лекции по информационным технологиям

referat.ru/referats/view/ -

Современные информационные технологии

bestreferat.ru/referat -

Современные информационные технологии

1,2,3,4

3

Интернет ресурсы


informatiku.ru/

en.wikipedia.org

fio.ifmo.ru/

festival.1september.ru/

periodika.websib.ru/node/

metod-kopilka.ru/page-1.html

websib.ru/noos/informatika/doc.htm

1,2,3,4

3

Программные продукты


ЛогоМиры: Учебно-методическое пособие / Под ред. СеменоваА. Л. - ИНТ, 1997.

Роботландия: ПМК для начальной школы.

Малыш - КиД: ПМК ассоциации «Компьютер и детство».

Учебная среда ЛогоМиры. ИНТ и LCSI.

1,2,3,4

3

8 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Цифровые образовательные ресурсы

Операционная система WINDOWS (Me, 2000, XP)

Антивирусная программа

Система оптического распознавания текста

Редакторы векторной и растровой графики

Программа для просмотра статических изображений

Мультимедиа проигрыватель

Программа-архиватор (WinRAR, WinZIP)

Программа для записи CD и DVD дисков (Nero)

Пакет программ Microsoft Office (MS Word, MS Excel, MS Power Point)

Обучающие программы по другим предметам

Технические средства обучения

Экран, мультимедиа проектор, персональные компьютеры, принтер, сканер, носители информации (CD и DVD диски, дискеты, FLECH карты)

9 Лист согласования рабочей программы

Кафедра

ФИО заведующего

Подпись

Дата

Математики, информатики и естествознания

Носачева Н.В.



















Зав. библиотекой




















10 Лист регистрации изменений рабочей программы


п/п

Дата
внесения изменения

Номера изменяемых/
измененных листов

Основание изменения

ФИО, должность лица, осуществившего изменение

1

2

3

4

5














11 Лист регистраций ревизий рабочей программы

п/п

Основание ревизии

Ревизия

Дата

Результат

Подпись, лица, проводившего ревизию

ФИО, должность лица, проводившего ревизию
















31


© 2010-2022