- Преподавателю
- Информатика
- Пояснительная записка к презентации Методическая разработка раздела программы по предмету Информатика и ИКТ
Пояснительная записка к презентации Методическая разработка раздела программы по предмету Информатика и ИКТ
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мурашкина Т.В. |
Дата | 09.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
к методической разработке раздела программы
по предмету «Информатика и ИКТ»
учителя МОУ средней общеобразовательной школы №127
Мурашкиной Т.В.
Я хочу предложить вашему вниманию разработку раздела программы базового курса по предмету Информатика для 9 класса, входящего в УМК Угриновича Н.Д. (слайды 1-3)
Мы живем во время перемен. Образование - очень динамичная область, где изменения происходят постоянно. По предмету Информатика основное изменение связано с тем, что базовый курс переместился из старшей школы в 8-9 класс.
В нашей школе для изучения предмета выбран УМК Н.Д.Угриновича.
На мой взгляд этот УМК имеет ряд преимуществ по сравнению с другими учебными программами, так как он:
-
предлагает сквозное обучение информатике с 5 по 11класс;
-
существует программа как базового уровня, так и профильного уровня;
-
предлагает несколько элективных курсов;
-
включает в себя стройное и логичное построение программы, выбор учебного материала.
Главной целью общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это и определяет цели обучения информатике и ИКТ (слайд 4)
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
-
приобретение новых знаний по основным содержательным линиям курса;
-
овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;
-
освоение ключевых компетенций.
Компетентностный подход определяет особенности предъявления содержания образования в виде трех тематических блоков.
Первый блок - представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование компьютерной грамотности (учебно-познавательная компетенция).
Второй блок - представлены дидактические единицы, которые содержат необходимый компьютерный инструментарий и пошаговую методику его усвоения (информационно-коммуникационная компетенция).
Третий блок - представлены дидактические единицы, обеспечивающие использование практических знаний и умений в практической деятельности (развитие ценностно-смысловой компетенции).
Содержание курса имеет две составляющие:
-
во-первых, это теоретическая информатика, которая является в настоящее время одной из фундаментальных областей научного знания;
-
во-вторых, это информационные технологии, которые представляют собой методы и средства получения, обработки, передачи и хранения информации, что имеет важное практическое значение для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе.
Очень интересным с этой точки зрения представляется раздел программы «Кодирование и обработка числовой информации» (слайд 5)
(В УМК И.Г.Семакина - Табличная обработка данных;
УМК Н.В. Макаровой - Освоение среды табличного процессора;
УМК Ю.А.Быкадорова - Табличные модели и электронные таблицы)
Ожидаемые результаты рассматриваем как приобретение новых знаний по основным содержательным линиям курса; овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов; освоение ключевых компетенций (Слайды 6-8)
Весь раздел я условно разделила на 3 темы. На слайде 6 предусмотрена возможность выбора темы для просмотра.
-
Слайд 11:
-
Анализируя, что представляет из себя развернутая форма записи числа, учащиеся делают вывод, что число 10, на определенную степень которого умножается каждая цифра в записи числа, играет роль «веса» цифры.
-
Это число - основание СС, которое равно количеству цифр алфавита в данной СС
-
Опираясь на мыслительные операции, такие как анализ, аналогия, обобщение, выдвигаем гипотезу о том, что основание СС может быть любым. Правила записи чисел, а также правила выполнения арифметических действий над ними не зависят от основания СС. В данной теме можно рассмотреть систему счисления с основанием, равным 2. Таким образом мы переходим к вопросу о двоичном кодировании чисел в компьютере.
-
Слайд 13.
-
Система деятельности включает в себя:
-
познавательную деятельность
-
преобразующую деятельность
-
общенаучную деятельность
-
самоорганизующую деятельность
-
-
Слайд 14,15,16
-
Понятия, которые учащиеся должны освоить на этих уроках, достаточно просты для понимания. Поэтому основное внимание - отработке навыков использования этих понятий. Например, форматирование - выравнивание вертикальное и горизонтальное, перенос границ, работа с листами.
-
-
Слайд 17
-
Оценка системы деятельности.
-
Слайд 18
Построение диаграмм и графиков - это новый для учеников и увлекательный вид деятельности.
Урок начинается с демонстрации на большом экране различных видов диаграмм (слайд 2 Презентации №2)
Вопрос: Что мы видим?
Какой вы знаете самый наглядный способ представить информацию?
Будем учиться строить такие диаграммы.
Для этого в Excel встроен Мастер диаграмм.
4 шага и мы у цели!
Завершающим этапом изучения раздела является выполнение учащимися зачетной практической работы.
В календарно-тематическом планировании изучение данного раздела относится ко 2 четверти учебного года. В декабре месяце 2014 года учащиеся 9А класса школы выполняли работу по рассмотренной теме. 15 человек из 25 получили оценки «4» и «5» при 100% успеваемости.