Статья на тему Роль презентации в учебном процессе

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль презентации в учебном процессе

В настоящее время существует противоречие между реальным уровнем компьютерной грамотности, работой с различными техническими устройствами, знакомство с которыми начинается задолго до прихода в учебное заведение, и тем, что предлагает и может предложить система среднего образования в области информационных технологий. Студенты в основном воспринимают компьютер как инструмент для игр и общения в сети Интернет. Несмотря на значительное количество практических работ на занятиях прикладную значимость полученных умений, с трудом удается сформировать в их сознании понимание компьютера как инструмента для познания, творчества и самореализации.

В наши дни ускорения научно-технического прогресса, когда владение нужной инфор­мацией становится одним из главных инструментов в любой сфере человеческой деятельности, главная и важнейшая задача заключается в том, чтобы научить молодое поколение жить в мире техники и информации. Эффективность воздействия учебного материала на студенческую аудиторию во мно­гом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насы­щенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсифика­ции процесса его усвоения.

Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. В переводе с английского multimedia - многокомпонентная среда, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Даже тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет.

Мультимедиа не только обеспечивает множественные каналы подачи информации, но и создает условия, когда различные среды дополняют друг друга. Перед студентами открываются огромные возможности в творческом использовании каждой индивидуальной среды, обладающей своим языком. Некоторые из этих языков пространственно-ориентированы (текст, графика), в то время как другие ориентированы на время (звук, анимация и видео).

Одним из таких приемов, широко используемых в настоящее время для устных вы­ступлений, являются компьютерные презентации, позволяющие акцентировать внимание аудитории на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффект­ные образы в виде схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Мультимедийная презентация - это качественно новый подход в изучении нового, закреплении и проверке изученного. Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения и отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: презентация - это вспомога­тельное пособие, используемое преподавателем на занятии и требующее его комментариев и дополнений.

Презентация может представлять собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления. Презентация - это, по сути, наброски речи, где отображается самое главное, помогая в выступлении вести один смысл.

В функции преподавателя электронная презентация представляет:

  • источник учебной информации;

  • наглядное пособие;

  • тренажер;

  • средство диагностики и контроля.

Следует, однако, подчеркнуть важный объективный фактор для широкого внедрения компьютерных презентаций в учебный процесс, а именно: наличие программного средства, позволяющего непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать серию насыщенных информацией слайдов, оформленных в единый слайд-фильм с мультимедий­ными эффектами. В частности, огромную роль играет оболочка - дизайн презентации, визуальная коммуникация с аудиторией. Одним из самых простых программных средств является Мiсrоsоft PowerPoint. Однако в последнее время появляется множество новых программ для создания презентаций, таких как AppleKeynote, Google Презентации, Prezi, Haiku Deck, Slides, SlideDog, Projeqt, Flowboard, которые позволяют создавать презентации в онлайн-режиме в бесплатном облачном офисе. Это дает возможность демонстрации презентации на компьютере с любым программным обеспечением.

В презентациях учебного назначения, с помощью гипертекста и кнопок-ссылок можно организовать удобный для использования студентами интуитивно понятный интерфейс. Презентации позволяют не только самостоятельно разраба­тывать компьютерные учебные пособия, но и дополнять его содержимое новой информацией.

Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность опреде­ленным образом изменяться и реагировать на действия пользователя.

Преимущества презентации:

  • позволяет уменьшить непроизводительные затраты живого труда преподавателя;

  • дает студентам широкие возможности свободного выбора соответственной тра­ектории обучения в процессе образования;

  • предполагает дифференциальный подход к студентам;

  • повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения;

  • гарантирует непрерывную связь в отношениях «преподаватель-студент»;

  • способствует индивидуализации учебной деятельности;

  • повышает мотивацию учения;

  • способствует развитию у студентов продуктивных, творческих функций мыш­ления, росту интеллектуальных способностей, формированию операционного стиля мышления.

Презентация позволяет повысить успешность занятий с использованием демонстраци­онных средств и повысить вероятность убеждения аудитории.

Опыт применения презентаций в учебном процессе подчеркнул несомненные достоин­ства этого вида обучения:

  • интеграция гипертекста и мультимедиа в единую презентацию позволяет сде­лать изложение учебного материала ярким и убедительным;

  • сочетание устного лекционного материала с демонстрацией презентации позво­ляет концентрировать визуальное внимание студентов на особо значимых (важ­ных) моментах учебного материала;

  • установка учебного материала в виде презентационных программ в компьютер­ных кабинетах позволяет студентам использовать их для дополнительных занятий в часы, отведенные для самостоятельной работы;

  • презентации удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного материала для студентов.

Применение компьютерных презентаций в учебном процессе для различных учебных дисциплин позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала студенческой ауди­торией и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование с экрана компьютера на большой настенный экран или интерактивную доску.

Например, на моих занятиях студенты разрабатывают проекты и во время защиты демонстрируют свои презентации с использованием интерактивной доски. Для подготовки такой презентации студент должен провести научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества.

При изучении нового материала с помощью презентаций можно иллюстрировать учебный материал разнообразными наглядными средствами, демонстрировать видеоматериалы, использовать ссылки на Интернет-ресурсы. Применение особенно выгодно в тех условиях, когда необходимо показать динамику изменения какого-либо процесса. Для закрепления знаний удобно использовать игровую презентацию "Своя игра".

Основные принципы разработки презентации

  • все занятие не должен быть «завязано» на презентации;

  • необходимо так установить технику, чтобы она не мешала свободному переме­щению студентов и преподавателя и не исключала возможность работы с клас­сической доской (идеальный вариант - наличие в кабинете интерактив­ной доски);

  • формы и место использования презентации на занятиях зависят, конечно, от со­держания этого урока, от цели, которую ставит преподаватель.

Таким образом, в настоящее время активно исследуются различные аспекты использования мультимедиа в образовании, выделяются технические и психолого-педагогические особенности мультимедийных технологий, подчеркивается необходимость их целенаправленного и продуктивного применения в учебно-воспитательном процессе. Большинство педагогов и психологов отмечают, что современные информационные технологии, в том числе и мультимедиа, открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить эффективность обучения.


© 2010-2022