- Преподавателю
- Информатика
- Статья на тему Роль презентации в учебном процессе
Статья на тему Роль презентации в учебном процессе
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Галиуллина А.М. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Роль презентации в учебном процессе
В настоящее время существует противоречие между реальным уровнем компьютерной грамотности, работой с различными техническими устройствами, знакомство с которыми начинается задолго до прихода в учебное заведение, и тем, что предлагает и может предложить система среднего образования в области информационных технологий. Студенты в основном воспринимают компьютер как инструмент для игр и общения в сети Интернет. Несмотря на значительное количество практических работ на занятиях прикладную значимость полученных умений, с трудом удается сформировать в их сознании понимание компьютера как инструмента для познания, творчества и самореализации.
В наши дни ускорения научно-технического прогресса, когда владение нужной информацией становится одним из главных инструментов в любой сфере человеческой деятельности, главная и важнейшая задача заключается в том, чтобы научить молодое поколение жить в мире техники и информации. Эффективность воздействия учебного материала на студенческую аудиторию во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения.
Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. В переводе с английского multimedia - многокомпонентная среда, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Даже тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет.
Мультимедиа не только обеспечивает множественные каналы подачи информации, но и создает условия, когда различные среды дополняют друг друга. Перед студентами открываются огромные возможности в творческом использовании каждой индивидуальной среды, обладающей своим языком. Некоторые из этих языков пространственно-ориентированы (текст, графика), в то время как другие ориентированы на время (звук, анимация и видео).
Одним из таких приемов, широко используемых в настоящее время для устных выступлений, являются компьютерные презентации, позволяющие акцентировать внимание аудитории на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Мультимедийная презентация - это качественно новый подход в изучении нового, закреплении и проверке изученного. Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения и отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: презентация - это вспомогательное пособие, используемое преподавателем на занятии и требующее его комментариев и дополнений.
Презентация может представлять собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления. Презентация - это, по сути, наброски речи, где отображается самое главное, помогая в выступлении вести один смысл.
В функции преподавателя электронная презентация представляет:
-
источник учебной информации;
-
наглядное пособие;
-
тренажер;
-
средство диагностики и контроля.
Следует, однако, подчеркнуть важный объективный фактор для широкого внедрения компьютерных презентаций в учебный процесс, а именно: наличие программного средства, позволяющего непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать серию насыщенных информацией слайдов, оформленных в единый слайд-фильм с мультимедийными эффектами. В частности, огромную роль играет оболочка - дизайн презентации, визуальная коммуникация с аудиторией. Одним из самых простых программных средств является Мiсrоsоft PowerPoint. Однако в последнее время появляется множество новых программ для создания презентаций, таких как AppleKeynote, Google Презентации, Prezi, Haiku Deck, Slides, SlideDog, Projeqt, Flowboard, которые позволяют создавать презентации в онлайн-режиме в бесплатном облачном офисе. Это дает возможность демонстрации презентации на компьютере с любым программным обеспечением.
В презентациях учебного назначения, с помощью гипертекста и кнопок-ссылок можно организовать удобный для использования студентами интуитивно понятный интерфейс. Презентации позволяют не только самостоятельно разрабатывать компьютерные учебные пособия, но и дополнять его содержимое новой информацией.
Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя.
Преимущества презентации:
-
позволяет уменьшить непроизводительные затраты живого труда преподавателя;
-
дает студентам широкие возможности свободного выбора соответственной траектории обучения в процессе образования;
-
предполагает дифференциальный подход к студентам;
-
повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения;
-
гарантирует непрерывную связь в отношениях «преподаватель-студент»;
-
способствует индивидуализации учебной деятельности;
-
повышает мотивацию учения;
-
способствует развитию у студентов продуктивных, творческих функций мышления, росту интеллектуальных способностей, формированию операционного стиля мышления.
Презентация позволяет повысить успешность занятий с использованием демонстрационных средств и повысить вероятность убеждения аудитории.
Опыт применения презентаций в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения:
-
интеграция гипертекста и мультимедиа в единую презентацию позволяет сделать изложение учебного материала ярким и убедительным;
-
сочетание устного лекционного материала с демонстрацией презентации позволяет концентрировать визуальное внимание студентов на особо значимых (важных) моментах учебного материала;
-
установка учебного материала в виде презентационных программ в компьютерных кабинетах позволяет студентам использовать их для дополнительных занятий в часы, отведенные для самостоятельной работы;
-
презентации удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного материала для студентов.
Применение компьютерных презентаций в учебном процессе для различных учебных дисциплин позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала студенческой аудиторией и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование с экрана компьютера на большой настенный экран или интерактивную доску.
Например, на моих занятиях студенты разрабатывают проекты и во время защиты демонстрируют свои презентации с использованием интерактивной доски. Для подготовки такой презентации студент должен провести научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества.
При изучении нового материала с помощью презентаций можно иллюстрировать учебный материал разнообразными наглядными средствами, демонстрировать видеоматериалы, использовать ссылки на Интернет-ресурсы. Применение особенно выгодно в тех условиях, когда необходимо показать динамику изменения какого-либо процесса. Для закрепления знаний удобно использовать игровую презентацию "Своя игра".
Основные принципы разработки презентации
-
все занятие не должен быть «завязано» на презентации;
-
необходимо так установить технику, чтобы она не мешала свободному перемещению студентов и преподавателя и не исключала возможность работы с классической доской (идеальный вариант - наличие в кабинете интерактивной доски);
-
формы и место использования презентации на занятиях зависят, конечно, от содержания этого урока, от цели, которую ставит преподаватель.
Таким образом, в настоящее время активно исследуются различные аспекты использования мультимедиа в образовании, выделяются технические и психолого-педагогические особенности мультимедийных технологий, подчеркивается необходимость их целенаправленного и продуктивного применения в учебно-воспитательном процессе. Большинство педагогов и психологов отмечают, что современные информационные технологии, в том числе и мультимедиа, открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить эффективность обучения.