Разработка урока по информатике для 9 класса на тему Двоичная арифметика

Данная методическая разработка удобна для проведения второго урока по теме «Системы счисления». Практическая потребность знакомства с двоичной арифметикой возникает при изучении работы процессора. В этой теме рассказывается, как процессор ЭВМ выполняет арифметические вычисления. Согласно принципу Дж. Фон Неймана, компьютер производит вычисления в двоичной системе счисления. В рамках базового курса достаточно ограничиться рассмотрением вычислений с целыми двоичными числами.Разработка содержит:ме...
Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Бугаева Вера Михайловна,

учитель информатики МАОУ СОШ № 8» с. Кашино

Урок 4 по информатике для 9 класса

«Двоичная арифметика»

Методические рекомендации: Практическая потребность знакомства с двоичной арифметикой возникает при изучении работы процессора. В этой теме рассказывается, как процессор ЭВМ выполняет арифметические вычисления. Согласно принципу Дж. Фон Неймана, компьютер производит вычисления в двоичной системе счисления. В рамках базового курса достаточно ограничиться рассмотрением вычислений с целыми двоичными числами.

Поскольку учащиеся имеют навыки сложения многоразрядных десятичных чисел, то следует с ними обсудить механизм выполнения операции сложения и затем показать, что сложение двоичных чисел происходит аналогично. Для выполнения вычислений с многозначными числами необходимо знать правила сложения и правила умножения однозначных чисел.

Принцип перестановочности сложения и умножения работает во всех системах счисления. Далее следует сообщить, что приемы выполнения вычислений с многозначными числами в двоичной системе аналогичны десятичной. Иначе говоря, процедуры сложения, вычитания, умножения «столбиком» и деления «уголком» в двоичной системе производятся так же, как в десятичной.

Операция вычитания является обратной по отношению к сложению. Из приведенной. Полученный результат можно проверить сложением разности с вычитаемым. Должно получиться уменьшаемое число.

Деление - операция, обратная умножению. В любой системе счисления делить на 0 нельзя. Результат деления на 1 равен делимому. Деление двоичного числа на 102 ведет к перемещению запятой на один разряд влево, подобно десятичному делению на десять. Деление на 100 смещает запятую на два разряда влево и т. д.

В базовом курсе можно не рассматривать сложные примеры деления многозначных двоичных чисел. Хотя способные ученики могут справиться и с ними, поняв общие принципы.

Поскольку учащиеся имеют навык выполнения арифметических операций в десятичной системе счисления, то можно организовать самостоятельное изучения нового материала с использованием средств ИКТ. С более слабым классом целесообразнее использовать проблемный метод обучения, совместно изучая алгоритмы выполнения арифметических операций в двоичной СС, разбирая конкретные примеры.

Конспект урока

Тема урока: Двоичная арифметика.

Класс: 9 класс

Цель урока:

  • овладение навыками выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления.

Задачи:

Обучающие

  • закрепить знания учащихся о системах счисления;

  • сформировать навык выполнения арифметические действия в двоичной системе счисления;

Развивающие

  • продолжить развитие приемов аналитико-синтетической деятельности учащихся и познавательного интереса к предмету «Информатика»;

Воспитательные

  • обеспечить воспитание норм и правил общения, толерантности по отношению к другим посредством работы в малых группах.

  • прививать навыки самостоятельности в работе, воспитание аккуратности, дисциплинированности.

  • активизировать познавательную и творческую активность учащихся.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала

Основные понятия (дидактические единицы):

  • правила сложения и умножения одноразрядных двоичных чисел;

  • правила выполнения арифметических операций с многоразрядными двоичными числами.

Уровень предварительной подготовки учащихся: учащиеся знакомы с основными понятиями системы счисления, правилами выполнения арифметических операций с одноразрядными и многоразрядными числами в десятичной системе счисления, законами арифметики: коммутативным, ассоциативным, дистрибутивным.

Литература: Информатика. Базовый курс. Учебник для 9 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 359 е.: ил

Обеспечение урока: компьютеры учителя и учеников, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация учителя, рабочая тетрадь. На ПК учащихся: презентация «Морской бой», ЭОР Единой коллекции ЦОР (таблица 1), файл практической работы и рефлексии.

Таблица 1

Список ЭОР

«Сложение и вычитание одноразрядных двоичных чисел»

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8bb7eefa-4ed9-43fe-aebe-4d6ac67bc6ec/9_112.swf


«Сложение и вычитание

многоразрядных двоичных чисел»

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67cbf74b-f85a-4e9d-88c5-58f203fb90ce/9_113.swf


«Умножение и деление

двоичных чисел»

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/caeea6cc-bd1d-4f47-9046-1434ac57e111/9_114.swf.


Методы и формы обучения: проблемного изложения, элементы игровой технологии.

Формы работы учащихся: самостоятельная индивидуальная работа.

План и сценарий урока представлены в таблицах 2 и 3 соответственно

Таблица 2

План урока

Этап урока

Время (мин)

Организационный момент

2 минуты

Проверка домашнего задания

5 минут

Актуализация опорных знаний

5 минут

Мотивация учебной деятельности

3 минуты

Изучение нового материала

15 минут

Первичное закрепление изученного материала

10 минут

Рефлексия. Итоги урока.

4 минуты

Инструктаж, домашнее задание

1 минута

Таблица 3

Сценарий урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Орг.

момент

Учитель проверяет рабочие места и готовность учащихся к уроку, приветствует их.

Приветствуют учителя

Проверка

домашнего задания

СЛАЙД 1. Самопроверка домашнего задания

Учащиеся сверяют результаты д/з со слайдом, выставляют оценку (5-бальная шкала)

Актуализация опорных

знаний

Чтобы проверить, как вы усвоили материал предыдущих уроков, поиграем в «Морской бой».

Для появления вопроса на экране необходимо выполнить щелчок по соответствующему номеру на штурвале. Для ответа выполняется щелчок по соответствующей клетке игрового поля. Оценка:

«5» - 5 корабликов,

«4» - 5 корабликов, 1 «мимо» (оранжевый квадратик)

«3» - 5 корабликов, 2 «мимо» (оранжевых квадратика)

Индивидуальная работа за ПК. Оценка результатов

Мотивация учебной

деятельности

СЛАЙД 2. Звучит песенка «Дважды два четыре…» Это известно всем. А как считает компьютер? Какая система счисления используется в ЭВМ?

А в чём преимущества двоичной СС?

СЛАЙД 3. Итак, тема сегодняшнего урока «Двоичная арифметика»

Чему же мы сегодня научимся на уроке?

Отвечают на вопросы, одним из преимуществ называют простоту выполнения арифметических операций

Записывают тему в рабочей тетради

Формулируют задачи

Изучение

нового

материала

СЛАЙД 4. Ещё с первого класса вас учили складывать, вычитать, умножать и делить десятичные числа. Так как в любых позиционных системах счисления используются одинаковые правила выполнения арифметических операций, то вам под силу самостоятельно справиться с двоичной арифметикой. СЛАЙД 5. Откройте на компьютерах презентацию «Двоичная арифметика», изучите алгоритм работы и дерзайте!

Знакомятся с алгоритмом работы, в случае затруднения задают вопросы.


Работают с ЭОР и рабочей тетрадью

Занимательная гимнастика для глаз

Презентация на ПК

Первичное закрепление нового

материала

По окончании изучения нового материала предлагает всем встать. Затем просит сесть учащихся, которым всё понятно. Просит оставшихся стоять учеников озвучит возникшие проблемы.

СЛАЙД 5. Выполняют задание на закрепление

Учащиеся, которые остались стоять, задают вопросы одноклассникам. Решают возникшие проблемы.

Работа за ПК. Выставление баллов за задание.

Подведение итогов урока, рефлексия

Итак, сегодня на уроке мы научились считать как ЭВМ.

Рефлексия понимания учебного материала.

Подведение итогов:

14-15 баллов - «5»

12-13 баллов - «4»

9-12 баллов - «3»

Работают с файлом рефлексии

Домашнее задание

СЛАЙД 6. Повторить весь материал по теме «Системы счисления», подготовиться к заключительному уроку.

Творческое задание (повышенного уровня) Составьте таблицы сложения, умножения в троичной системе счисления. Выполнить действия: 1023*2223; 1023+2223

Записывают домашнее задание в дневник, сдают дневники для выставления оценок

В таблице 4 указано, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока.

Таблица 4

Этап урока

УУД

Организационный момент

Личностные: мотивация к учению, развитие интереса к информатике, положительно отношение к процессу познания, развитие личностных качеств (аккуратности, дисциплинированности, ответственности и т.д.), формирование положительной самооценки

Регулятивные:

  • целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

  • планирование, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, установление отношений между данными и вопросом.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого.

Проверка

домашнего задания

Актуализация

знаний

Мотивация

учебной

деятельности

Изучение

нового материала

Личностные: мотивация к учению; развитие интереса к информатике; положительно отношение к процессу познания; развитие личностных качеств (аккуратности, дисциплинированности, ответственности и т.д.), формирование положительной самооценки

Регулятивные:

  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Познавательные:

  • Общеучебные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; рефлексия способов и условий действия; развитие знаково-символических учебных действий

  • Универсальные логические действия: сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств/различия, определения общих признаков и составления классификации); вывод следствий; установление аналогий.

  • Действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные:

  • определение цели и функций участников, способов взаимодействия;

  • способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);

Закрепление

изученного

материала

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирования мотивов достижения и социального признания, мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.

Регулятивные:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • оценка - осознание учащимися уровня и качества усвоения результата.

Познавательные:

  • Общеучебные УУД: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; рефлексия способов и условий действия.

  • Универсальные логические действия: сравнение конкретно-чувственных и иных данных; вывод следствий; установление аналогий.

  • Действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные: спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; умение аргументировать свою точку зрения; уважительное отношение к партнёрам; познавательная инициативность.


© 2010-2022