Рабочая программа по информатике 4 класс

Раздел Информатика
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Принята

на заседании МО

Руководитель МО

_____________/ /

ФИО

Протокол от №

Утверждаю

Директор

_____________ / /

ФИО

Приказ от №

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»







РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по информатике

Уровень образования НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (4 КЛАССЫ)

Срок реализации 1 год

Составитель Баяринова Елена Алексеевна

Разработана на основе


Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Программы по УМК «Перспективная начальная школа» (Н.А. Чуракова, Р.Г. Чуракова, О.Н. Федотова, М.Л. Каленчук, А.Л. Чекин, Г.В. Трафимова, А.А. Гринева, Т.М. Рагозина, И.Б.Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г.Агаркова, Ю.А. Агарков) и авторской программы «Информатика» Е.П. Бененсон, А.Г. Паутовой.___________________________











2014/ 2015 учебный год


Пояснительная записка

Данная рабочая программа по информатике разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и Программы по УМК «Перспективная начальная школа» (Н.А. Чуракова, Р.Г. Чуракова, О.Н. Федотова, М.Л. Каленчук, А.Л. Чекин, Г.В. Трафимова, А.А. Гринева, Т.М. Рагозина, И.Б.Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г.Агаркова, Ю.А. Агарков).

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Информатика» Е.П. Бененсон, А.Г. Паутовой.

Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также навыков работы с информацией как с применением компьютеров, так и без них.

Обучение информатике направлено на решение следующих задач:

  • учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач;

  • формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;

  • дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;

  • дать представление об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства.

Весь материал курса сгруппирован в пять разделов:

1. Информационная картина мира.

2. Компьютер - универсальная машина по обработке информации.

3. Алгоритмы и исполнители.

4. Объекты и их свойства.

5. Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.

Понятие информации и работа с информацией.

В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех пяти разделов курса.

Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические задания, связанные:

  • со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией ее различными способами;

  • с поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;

  • с обработкой информации по формальным правилам и эвристически.

Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.

Поиск и отбор информации на начальных этапах обучения базируется в первую очередь на сюжетных рисунках, коротких литературных рассказах, схемах, помещенных непосредственно в учебнике информатики. При наличии оборудования с этой же целью можно использовать компьютерные программы. В дальнейшем с этой целью используются также учебники по другим предметам, детские энциклопедии, словари, справочники, мультимедийные энциклопедии и гипертекстовые документы.

Алгоритмы и исполнители.

Обработка информации по формальным правилам рассматривается в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Выполняя алгоритмы, созданные для формальных исполнителей, учащиеся приобретают умение использовать информацию, содержащуюся в плане, предложенном другими людьми. Составляя такие алгоритмы, школьники учатся четко формулировать цели и самостоятельно составлять план достижения цели на основе информации о начальном и конечном состояниях исполнителя.

Первичное знакомство с приемами планирования целенаправленной деятельности человека

Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени базируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них оптимальный. В этой связи ставится вторая задача курса информатики в начальной школе - формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности.

Знакомство с приемами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Составление и выполнение алгоритмов идет в двух направлениях: • планирование деятельности человека;

• управление формальными исполнителями.

При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется планированию и организации учебной деятельности школьника, что оказывает положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков.

Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Во-первых, исполнение алгоритмов, созданных для формальных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Это имеет первостепенное значение для практического овладения компьютером, так как использование компьютерных информационных технологий связано с формальным исполнением сложных последовательностей технологических действий (при сохранении и открытии электронных документов, при запуске программ и т. д.). Поэтому важно, чтобы на первом этапе овладения компьютерными информационными технологиями школьник умел формально выполнять алгоритмы, предложенные учителем. Во-вторых, самостоятельное составление таких алгоритмов стимулирует активное развитие алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса.

При наличии необходимого оборудования можно использовать компьютерные программы, которые позволяют, применяя систему команд исполнителя, управлять исполнителем в интерактивном режиме. В этом случае параллельно с навыком составления алгоритмов формируются практические навыки работы с клавиатурой и мышью.

На этом же этапе рассматривается еще один способ планирования сложных действий - выделение основных и вспомогательных алгоритмов. При решении задачи выделения основного и вспомогательных алгоритмов используется метод последовательной детализации.

Первоначальные представления о компьютере. Практические навыки работы на компьютере.

Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер - универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела:

«Фундаментальные знания о компьютере»;

  • представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации; название и назначение основных устройств компьютера; представление о двоичном кодировании информации; представление о программном управлении компьютером; представление о профессиях компьютера.

«Практическая работа на компьютере».

К фундаментальным знаниям о компьютере относятся следующие:

Представление о компьютере как машине для обработки информации и о двоичном кодировании текстовой информации и черно-белых рисунков в компьютере формируется параллельно с изучением способов работы с информацией. Сопоставляется хранение информации с использованием и без использования компьютера, обработка информации человеком и ком­пьютером.

При изучении устройства компьютера часть устройств компьютера (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер) доступна для наблюдения. Поэтому обсуждение этих устройств и их назначения не представляет трудности. Другие устройства (дисководы, процессор, оперативная память, системная плата) скрыты в корпусе и в силу особенностей конструкции пло­хо доступны для обозрения. В то же время именно представление об особенностях работы оперативной и внешней дисковой памяти имеют практическое значение для формирования навыков работы на компьютере. Изучение этих устройств, а также формирование на наглядном уровне представления об открытой архитектуре компьютера опираются на схематические рисунки, иллюстрирующие процесс сборки компьютера из отдельных устройств, компьютерную программу, моделирующую процесс сборки компьютера, а также на изготовление макета компьютера из бумаги. В учебнике имеются заготовки для макета и алгоритм изготовления макета. Работа по созданию макета может быть осуществлена на уроках информатики. Однако предпочтительно организовать эту работу на уроках труда.

Представление о программном управлении компьютером продолжает формироваться в 4-м классе. Базируясь на опыте работы с различными программами, который школьники приобрели за время обучения информатике, обсуждается тема «Профессии компьютера». Кроме того, в данный подраздел включены гигиенические нормы работы на компьютере (с учетом важности изучения этого вопроса учениками, многие из которых могут иметь дело с компьютером вне школы).

Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности.

Создание и широкое использование локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей остро поставило проблему этических норм поведения в сети. Однако обсуждение этих проблем доступно учащимся начальной школы, только если у них есть практический опыт работы в сети.

В рамках этого раздела обсуждаются те аспекты проблемы, которые базируются на личном опыте учащихся:

  • правила поведения в компьютерном классе;

  • правила использования коллективных носителей информации.

Важно с первого урока информатики формировать бережное отношение к оборудованию компьютерного класса, осознание ценности как информации коллективного пользования, так и личной информации ученика. Учащиеся должны принять сознательные самоограничения при удалении и изменении файлов.

Общая характеристика курса

В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:

  • основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);

  • основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);

  • основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).

В основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

Место курса в учебном плане

Рабочая программа разработана для 4 класса начальной школы. Изучение предмета введено в образовательном учреждении в 4-х классах за счет части, формируемой участниками образовательного процесса, с целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика», общее количество времени на 1 год обучения составляет 34 часа (1 час в неделю).

Место курса в решении общих целей и задач.

Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

  • основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;

  • основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;

  • основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;

  • основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.

Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Информатика» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

  • В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение определять свое отношение к миру.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Анализ с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

  • Синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • виды информации (текстовая, графическая, численная);

  • название одной программы для обработки информации каждого вида;

  • что такое дерево и какова его структура;

  • что такое файл (при наличии оборудования);

  • права пользователя на изменение и копирование файла (при наличии оборудования);

  • что такое цикл в алгоритме;

  • что такое действие объекта.

Уметь:

  • приводить примеры информации разных видов и называть технические средства для работы с информацией каждого вида;

  • находить пути в дереве от корня до указанной вершины;

  • создавать небольшой графический документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог;

  • создавать небольшой текстовый документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог;

  • запускать программы из меню Пуск;

  • записать файл в личную папку с незначительной помощью учителя;

  • приводить примеры использования компьютеров для решения различных задач;

  • использовать простые циклические алгоритмы для планирования деятельности человека;

  • исполнять простые алгоритмы, содержащие линейные, условные и циклические алгоритмические конструкции, для знакомых формальных исполнителей;

приводить примеры действий объектов указанного класса.

Содержание курса информатика в 4 классе

Раздел

Кол-во

часов

Подраздел

Содержание

1

Информационная картина мира

11 ч

Виды информации

Текстовая, численная, графическая, звуковая информация.

Технические средства передачи, хранения и обработки информации разного вида (телефон, радио, телевизор, компьютер, калькулятор, фотоаппарат).

Сбор информации разного вида, необходимой для решения задачи, путем наблюдения, измерений, интервьюирования. Достоверность полученной информации. Поиск и отбор нужной информации

в учебниках, энциклопедиях, справочниках, каталогах, предложенных учителем.

Способы организации информации

Организация информации в виде дерева. Создание деревьев разной структуры вручную или с помощью компьютера (дерево деления понятий, дерево каталогов).

2

Компьютер - универсальная машина для обработки информации

7 ч

Фундаментальные знания о компьютере


Профессии компьютера. Программы обработки текстовой, графической и численной информации и области их применения. Компьютеры и общество.

Система координат, связанная с монитором. Координаты объекта.

Гигиенические нормы работы на компьютере.

Практическая работа на компьютере

Запуск программ из меню «Пуск».

Хранение информации на внешних носителях в виде файлов.

Структура файлового дерева. Поиск пути к файлу в файловом дереве. Запись файлов в личный каталог.

Создание текстовых и графических документов и сохранение их в виде файлов. Инструменты рисования (окружность, прямоугольник, карандаш, кисть, заливка).

3

Алгоритмы и исполнители

8 ч

Циклический алгоритм

Циклические процессы в природе и в деятельности человека.

Повторение действий в алгоритме. Циклический алгоритм с послеусловием. Использование переменных в теле цикла. Алгоритмы упорядочивания по возрастанию или убыванию численной характеристики объектов. Создание и исполнение циклических алгоритмов для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью циклических алгоритмов.

Вспомогательный алгоритм

Основной и вспомогательный алгоритмы. Имя вспомогательного алгоритма. Обращение к вспомогательному алгоритму.

4

Объекты и их свойства

7 ч

Изменение значения свойств объекта

Действия, выполняемые объектом или над объектом. Действие как атрибут объекта. Действия объектов одного класса.

Действия, изменяющие значения свойств объектов. Алгоритм, изменяющий свойства объекта, как динамическая информационная модель объекта. Разработка алгоритмов, изменяющих свойства объекта, для формальных исполнителей и человека.

5

Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность

1 ч

Действия над файлами (создание, изменение, копирование, удаление). Права пользователя на изменение, удаление и копирование файла.


Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Информационная картина мира

11 ч

11 ч

2

Компьютер - универсальная машина для обработки информации

7 ч

7 ч

3

Алгоритмы и исполнители

8 ч

8 ч

4

Объекты и их свойства

7 ч

7 ч

5

Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность

1 ч

1 ч

ИТОГО:

34

34

Календарно-тематический план предмета

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности


ТЕМА: Алгоритмы и исполнители.

1

Правила техники безопасности в кабинете информатики. Алгоритм с ветвлением.

1

Определять вид алгоритмов (линейный и алгоритм с ветвлением); объяснять, что обозначают геометрические фигуры в записи алго-ритма в виде блок-схемы; определять, из каких блоков состоит ветвление;

проверять алгоритм, заполняя таблицу;

составлять алгоритм, цель которого вывести на экран наименьшее из значений нескольких переменных

2

Циклический алгоритм.

1

Уметь: записывать результаты выполнения алгоритма в таблицу

Регулятивные УУД: использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, Познавательные УУД: владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием

3

Использование переменных в теле цикла.

1

Уметь: выбирать верные рассуждения; заполнять пропуски в алго-ритме; составлять алгоритм нахождения самого тяжелого предмета из пяти данных; составлять циклический алгоритм приготовления блинов и записывать его в виде блок-схемы

4

Алгоритмы упорядочивания объектов

1

Уметь: различать алгоритмы с циклами алгоритмы с ветвлением; выбирать верные высказывания; составлять циклический алгоритм выполнения лабораторной работы; выполнять составленный алг-м

5

Составление и исполнение циклических алгоритмов.

1

Уметь: выбирать верные высказывания; выполнять циклический алгоритм; выполнять составленный алгоритм; анализировать алгоритмы упорядочивания растений

6

Формальное исполнение алгоритмов.

1

Уметь: соединять точки отрезками, выполняя циклический алгоритм; заполнять пропуски в циклическом алгоритме; пользоваться справочной литературой; записывать информацию в таблицу; составлять алг-м упорядочивания записей о предках поэта

7

Контрольная работа: «Алгоритмы и исполнители».

1

Знать способы организации информации.

Уметь: выполнять алгоритм, заполняя таблицу; составлять алгоритм решения задачи

8

Планирование деятельности человека с помощью циклических алгоритмов

1

Познавательные УУД: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет)

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать

ТЕМА: Информационная картина мира.

9

Организация информации в виде дерева

1


Знать: способ организации информации об отношениях между объектами; структурные части дерева («вершины», «ребра», «корни», «листья»). Уметь: называть команды, обозначать команды и выполнять действие алгоритма виде действия; называть части алгоритма в виде дерева; составлять дерево, показывающее структуру бассейна Волги; составлять дерево родословной

10

Дерево деления объектов на подклассы

1

Знать, что дерево, которое показывает, как объекты одного класса разделить на группы по какому-нибудь признаку, называют деревом деления на подклассы, а выделенную группу объектов - подклассом данного класса.

Уметь: рассматривать дерево деления на подклассы; составлять по рисунку дерево структуры бассейна Эгейского моря

11

Файловое дерево

1

Регулятивные УУД: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Познавательные УУД: владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием

12

Вспомогательный алгоритм

1

Знать, когда составляют вспомогательный алгоритм.

Уметь:выполнять алгоритм; составлять дерево, которое показывает структуру данного рисунка; составлять по рисунку основной и вспомогательный алгоритмы; выполнять циклический алгоритм, записанный в виде блок-схемы

13

Составление и исполнение алгоритмов. Система координат монитора.

1

Знать, что прямоугольная система координат состоит из двух прямых, которыеназываются осями; оси пересекаются под прямым углом; оси имеют имена (ось Х и ось ¥); точка пересечения называется началом координат.

Уметь: откладывать единичный отрезок; записывать координаты точек; находить изображение прямоугольной системы координат; записывать алгоритм создания орнамента; создавать рисунок по образцу, используя вспомогательные алгоритмы; выполнять алгоритм, записанный в виде блок-схемы

14

Составление и исполнение алгоритмов.

1

Уметь: находить закономерность в координатах точек для каждого рисунка; заполнять пропуски в алгоритме, записанном спомощью блока-схемы и вспомогательного алгоритма; по рисунку составлять циклические алгоритмы украшения; по рисункуи его описанию составлять дерево, которое показывает структуру церкви

15

Контрольная работа «Систематизация информации»

1

Уметь: выполнять алгоритмы определять истинность

высказываний; составлять алгоритм упорядочивания

рисунков; составлять по рисунку алгоритм для Художника;

16

Компьютеры и общество.

1

Уметь: выполнять алгоритмы определять истинность

высказываний; составлять по рисунку алгоритм для Художника;

17

Виды информации. Поиск и отбор нужной информации

1

Знать: виды информации по способу получения (зрительная, обонятельная, слуховая, вкусовая, осязательная); виды информации по способу двоичного кодирования (графическую, численную, звуковую); понятия «графический редактор», «текстовый редактор», текстовый процессор», «звуковой редактор», «файл».

Уметь: открывать графический редактор Paint; дополнять рисунок файлового дерева с папкой своего класса и личной папкой; личную папку называть своей фамилией; выбирать верные высказывания; исследовать, как работают инструменты рисования; составлять алгоритмы создания рисунков в графическом редакторе Paint с помощью инструментов «эллипс», «ластик», «заливка»

18

Текстовая и графическая информация.

1

19

Числовая информация. Обработки информации разного вида.

1

ТЕМА: Компьютер - универсальная машина для обработки информации

20

Создание рисунков в редакторе PAINT.

1

Уметь: строить дерево структуры рисунка; рисовать жука в графическом редакторе Paint с помощью инструментов «эллипс», «ластик», «заливка», «карандаш», «выделение»; копировать рисунок в графическом редакторе

21

Копирование фрагмента рисунка в редакторе PAINT.

1

Уметь: разбивать рисунки на два класса, один из классов разбивать на два подкласса, каждый подкласс обводить синим цветом; создавать рисунок в графическом редакторе Paint, используя готовые элементы; сохранять рисунок; рассматривать окно диалога и отвечать на вопросы

22

Вставка рисунков из файла, перемещение рисунков.

1

Знать назначение инструментов графического редактора Paint.

Уметь: выбирать верные высказывания; создавать рисунок в графическом редакторе Paint, используя готовые элементы; решать задачу с помощью таблицы

23

Обработка текста на компьютере.

1

Знать : программы для работы с текстом (текстовый редактор и текстовый процессор); что текст состоит из символов; что компьютер хранит в памяти их двоичные коды, каждый символ кодируется набором из 8 нулей и единиц; в кодовой таблице 256 символов.

Уметь: форматировать текст (выравнивать); заполнять пропуски в дереве деления данного набора символов на подклассы; открывать файл с текстом в программе MsWord и форматировать его; сохранять электронный текст; отмечать точки, заданные координатами

24

Редактирование и форматирование текста.

1

Уметь: сохранять текст в текстовом процессоре; рассматри-вать алгоритм выбора команды сохранения; объяснять, в каких случаях надо использовать команду «Сохранить», а в каких - «Сохранить как»; заполнять пропуски в тексте; открывать файлы в текстовом процессоре ТП MSWord, вставлять пропущенные слова, выделять их красным цветом, сохранять файл в свою личную папку

25

Численная информация. Вычисления на компьютере.

1

Знать, что в памяти компьютера числа хранятся в виде двоичных кодов, которые называются двоичными числами; для кодирования чисел используется не кодовая таблица, а набор правил, который называют «двоичная система счисле-ния». Иметь представ-е о происхождении слова «компьютер». Уметь: рассматривать окно программы «Калькулятор»; выполнять порядок сложения двух чисел; выбирать объекты для работы с информацией; изучать алгоритм вычисления значения выражения со скобками с помощью программы «Калькулятор»; составлять алгоритм вычисления значений, используя занесение в память промежуточных результатов; находить в справочном разделе информацию о том, какие действия можно выполнять над файлами

26

Двоичное кодирование чисел.

1

Уметь: заполнять таблицу двоичных кодов чисел, используя алгоритм; по двоичному коду определять число.

ТЕМА: Объекты и их свойства

27

Действия объекта.

1

Знать понятия «объект», «свойства объекта», «действия объектов». Уметь: обводить на рисунке объекты одного класса; называть действие, присущее всем объектам на рисунке; давать общее название всем объектам рисунка; определять объект по его действиям; записать действия объекта; работать в программе «Компьютерная Долина»

28

Действия над объектом.

1

Знать, что действия могут выполняться не только самим

объектом, но и другие объекты могут производить действия над ним.

Уметь: соединять рисунки объектов с действиями, которые можно над ними выполнить; работать в программе «Компьютерная Долина»; находить в справочном разделе необходимую информацию

29

Влияние действий на значение свойств объектов.

1

Знать, что действия объекта или действия над объектом

могут изменять значение свойств (размер, форму, цвет,

температуру и др.).

Уметь: определять, какие свойства ели меняют свое значение в результате ее роста; анализировать отредактированный текст, сравнивать текст до форматирования и текст после форматиро-вания; работать в программе «Компьютерная Долина»; составлять циклический алгоритм, используя данный блок

30

Алгоритм, изменяющий свойства объекта.

1

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать

Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, ерерабаты-вать информацию, преобразовывать еѐ, представлять информацию на основе схем, моделей

31

Циклические процессы в природе и технике.

1

Иметь представление о циклическом процессе.

Уметь: работать в программе «Компьютерная Долина»; рисовать схему циклического процесса

32

Контрольная работа «Объекты и их действия».

1

Уметь: называть технические средства, которые работают с информацией (графической, текстовой, численной, звуковой); форматировать текст; строить дерево структуры рисунка; составлять для программы «Калькулятор» алгоритм вычисления значения выражения с занесением в память промежуточных результатов; называть носители информации

33

Использование компьютеров в жизни общества.

1

Уметь: работать в программе «Компьютерная Долина»;

находить в справочном разделе необходимую информацию

ТЕМА: Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность

34

Права и обязанности пользователя.

1

Знать способы организации информации. Уметь: называть имена исполнителей алгоритмов; выполнять алгоритм, заполняя таблицу; составлять алгоритм решения задачи; рассказывать о способах организации информации; записывать информацию в виде таблицы; составлять списки, дерево отношений; придумывать дерево, с помощью которого можно собирать слова




Описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса

  • Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 4 класс: Учебник. В 2 ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.

  • Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 4 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.

  • Паутова А.Г. Информатика. 4 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + CD. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.

  • Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Программа по информатике. 2-4 кл. М.: Академкнига/Учебник, 2007 г.

Обеспеченность материально-техническими ресурсами:

  1. Компьютеры

  2. Интерактивная доска

Обеспеченность информационно-техническими ресурсами:

  1. Интернет

  2. Паутова А.Г. Информатика. 4 класс: комплект компьютерных программ на CD. - М.: Академкнига, 2012.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Учащиеся должны знать/понимать:

  • виды информации (текстовая, графическая, численная);

  • название одной программы для обработки информации каждого вида;

  • что такое дерево и какова его структура; что такое действие объекта;

  • что такое файл;

  • права пользователя на изменение и копирование файла (при наличии оборудования);

  • что такое цикл в алгоритме.

Уметь:

  • приводить примеры информации разных видов и называть технические средства для работы с информацией каждого вида;

  • находить пути в дереве от корня до указанной вершины;

  • создавать небольшой графический документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог;

  • создавать небольшой текстовый документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог;

  • запускать программы из меню Пуск; записать файл в личную папку с незначительной помощью учителя;

  • приводить примеры использования компьютеров для решения различных задач;

  • использовать простые циклические алгоритмы для планирования деятельности человека;

  • исполнять простые алгоритмы, содержащие линейные, условные и циклические алгоритмические конструкции, для знакомых формальных исполнителей;

приводить примеры действий объектов указанного класса.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- поиска в текстах, на рисунках, в списках, таблицах и деревьях информации, необходимой для решения поставленной задачи;

- фиксации информации, собранной путем наблюдений, опросов, полученной из книг;

- планирования бытовой и учебной деятельности;

- безопасной работы за компьютером;

- создания творческих работ (мини-сочинений, рисунков и т.д.) на компьютере.

© 2010-2022