Рабочая программа курса «Основы светской этики» 4 класс

Рабочая программа разработана на основе ФГОС начального общего образования.Цель учебного курса «Основы светской этики»-формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважение к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.Цель Программы: оказание содействия обучающимся в освоении содержания иновационного учебного курса «Основы религиозных культ...
Раздел Информатика
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и Рабочей программы и концепции УМК «Школа России» Просвещение 2011 и авторской программы Данилюк А.Я. «Основы религиозных культур и светской этики» 2013г.

Место курса в учебном плане

В базисном плане на изучение курса "Основы светской этики" в 4 классе отводится 1 час в неделю во втором полугодии учебного года.

В структуре учебного плана Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 14» предмет «Основы светской этики» входит в предметную область «Основы религиозных культур и светской этики», на изучение курса отводится 34 учебные недели, по 1 часу в неделю.

Курс органично интегрирован в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Вид реализуемой программы:

  • программа основная общеобразовательная, адаптированная к обучающимся СКК VII вида.

  • Программа обеспечивает дифференцированный подход к обучающимся СКК VII вида.

  • Учебный процесс в СКК VII вида осуществляется на основе программы начального при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурирование содержания, специфические методы, приемы работы, дополнительные часы на коррекционные занятия.

Направление программы:

  • обучение детей с задержкой психического развития в соответствии с образовательными программами начального общего образования на доступном для них материале;

  • система работы в СКК VII вида направлена на компенсацию недостатков развития, восполнение пробелов воспитания, преодоление негативных способностей эмоционально-личностной сферы, повышение работоспособности и активизацию познавательной деятельности учащихся;

  • формирование социально-нравственного поведения;

  • развитие личностных компонентов;

  • создание благоприятной социальной среды, коммуникативных функций речи

Основой для данного курса является концепция « Духовно-нравственного воспитания». Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей - модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

  • Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;

  • Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

  • Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;

  • Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие





Ожидаемые результаты изучения модуля обучающимися

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

· ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

· элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

· первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

· опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

· опыт социальной и межкультурной коммуникации;

· начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

· начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

· нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

· уважительное отношение к традиционным религиям;

· неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

· способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

· уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

· знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

· ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

· ценностное и творческое отношение к учебному труду;

· элементарные представления о различных профессиях;

· первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

· осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

· первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

· потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

· мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

· ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

· элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

· первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

· первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

· знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

· ценностное отношение к природе;

· первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

· элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

· первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

· личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

· первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

· первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

· элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

· первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

· первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

· первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

· мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи

Личностные результаты

*Формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

*формирование семейных ценностей;

*становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

*формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

* развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

*развитие навыков сотрудничества

Предметные результаты

*Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

*понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

*формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

* формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в Российской культуре;

* становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

*осознание ценности человеческой жизни.



Метапредметные результаты

*Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

*готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

* овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

*умение осуществлять информационный поиск.

К концу обучения по данному курсу школьник должен

*приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;

*получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

*получить опыт самостоятельного общественного действия..







Тематическое планирование



№ темы

Тема

Количество часов

1.

Россия - наша Родина.

1

2.

Что такое светская этика?

1

3.

Мораль и культура.

1

4.

Особенности морали.

1

5-6.

Добро и зло.

2

7-8.

Добродетель и порок.

2

9.

Свобода и моральный выбор человека.

1

10.

Свобода и ответственность.

1

11.

Моральный долг.

1

12.

Справедливость.

1

13.

Альтруизм и эгоизм.

1

14.

Дружба.

1

15.

Что значит быть моральным?

1

16-17.

Подведение итогов. Презентация проектов.

2

18.

Род и семья - исток нравственных отношений .

1

19.

Нравственный поступок.

1

20.

Золотое правило нравственности.

1

21.

Стыд, вина и извинение.

1

22.

Честь и достоинство.

1

23.

Совесть.

1

24-25.

Нравственные идеалы: образ богатыря, рыцарей, джентльменов.

2

26.

Образцы нравственности в культуре Отечества.

1

27.

Этикет.

1

28.

Семейные праздники.

1

29.

Жизнь человека - высшая нравственная ценность.

1

30.

Любовь и уважение к Отечеству.

1

31.

Презентация проектов по теме "Моя семья - моя опора".

1

32.

Презентация проектов по теме "Моя родина - Россия".

1

33.

Презентация проектов по теме "Этикет в моей жизни", «Семейные празники».

1

34.

Презентация проектов по теме «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1

Всего

34


Содержание учебного курса.


Урок 1. Россия - наша Родина

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы.

Средства наглядности: выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д.

Урок 2. Что такое светская этика?

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: культура, мораль, этика

Урок 3. Мораль и культура

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: мораль, культура.

Урок 4. Особенности морали

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: культура, материальная культура, духовная культура, мораль.

Урок 5-6. Добро и зло

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия, гуманность.

Урок 7-8. Добродетель и порок

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.

Основные термины и понятия: Добро, зло, добродетель, порок, чувство собственного достоинства.

Урок 9. Свобода и моральный выбор человека

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.

Урок 10. Свобода и ответственность.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа.

Основные термины и понятия: Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.

Урок 11. Моральный долг.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: Моральный долг. Моральная обязанность.

Урок 12. Справедливость.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа.

Основные термины и понятия: Справедливость. Моральные правила справедливого человека.

Урок 13 Альтруизм и эгоизм.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: Эгоизм. Альтруизм. Разумный эгоизм .

Урок 14. Дружба.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.

Основные термины и понятия: Добродетельные отношения. Дружба.

Урок 15. Что значит быть моральным?

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.

Основные термины и понятия: Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы.

Урок 16-17 . Подведение итогов. Презентация проектов.

Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему.

Средства наглядности: выставка творческих работ.

  1. Организация деятельности учащихся

  2. Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание

  3. Подведение итогов урока.

Задание на дом: редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала.

Урок 18. Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи

Средства наглядности: образец родового древа, родового герба.

Основные термины и понятия: Род. Семья. Фамилия. Родословная.

Урок 19. Нравственный поступок.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Средства наглядности: иллюстрации в пособи для учащихся.

Основные термины и понятия: Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.

Урок 20. Золотое правило нравственности.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Средства наглядности: иллюстрации в пособии для учащихся.

Основные термины и понятия: Золотое правило нравственности.

Урок 21. Стыд, вина и извинения.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи

Средства наглядности: иллюстрации в пособии для учащихся.

Основные термины и понятия: Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.

Урок 22. Честь и достоинство.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: Честь. Достоинство. кодекс чести .

Урок 23. Совесть

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля.

Урок 24-25. Нравственные идеалы: образ богатыря, рыцарей, джентльменов.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка.

Средства наглядности: картина В.М. Васнецова «Три богатыря»Урок 25. Джентльмен и леди

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: джентльмен, леди

Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист.

Средства наглядности: фрагменты видеофильмов.

Урок 27 Этикет.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: Этикет. Образец. Правила этикета.

Средства наглядности: иллюстрации в пособии для учащихся.

Урок 28. Семейные праздники.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.

Средства наглядности: фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов семейных праздников).

Урок 29. Жизнь человека - высшая нравственная ценность.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни. Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.

Урок 31. Презентация проектов по теме «Моя семья - моя опора».

Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом.

Выбор тем для индивидуальных творческих работ.

Урок 32. Презентация проектов по теме «Моя родина - Россия»

Выступление обучающихся со своими творческими работами.

Урок 33. Презентация проектов по теме «Этикет в моей жизни», «Семейные праздники».

Выступление обучающихся со своими творческими работами.

Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

Выступление обучающихся со своими творческими работами.

Пояснительная записка

к календарно-тематическому планированию по «Основам светской этики»


Методы используемые на занятиях: репродуктивный, эвристический, проблемный.

Организационные формы: фронтальная, индивидуальная , групповая

Методические рекомендации: в ходе реализации содержания модуля применяются следующие виды уроков: урок-экскурсия, урок образ, эвристические беседы. Различные виды дискуссий, ролевые игры. Различные викторины и конкурсные события. Для организации занятий используются методы :словесный, наглядный, практический, проблемно поисковый , самостоятельной работы. Особое внимание уделяется работе с текстом: выборочное чтение, комментированное чтение, чтение с остановками, зигзаг. Для этой возрастной категории немаловажное значение имеет работа в группе. При этом используются следующии виды работы: взаимные вопросы и задания, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация. Самостоятельная практическая деятельность состоит в составлении словаря терминов и понятий. В создании образов, рисунки, фотографии, слайд-шоу.

Задания на дом: чтение, заучивание минимального количества дат, терминов имен) подготовка пересказов ( подробных, выборочных. обобщенных), составление опорных конспектов к пересказам, творческие работы ( мини-доклад, эссе, рисунки, проекты).

На изучение курса Основы светской этики в 4 классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 часов (34 учебные недели):

Урок 1. Россия - наша Родина - 1 час.

Урок 2. Что такое светская этика? - 1 час.

Урок 3. Мораль и культура - 1 час.

Урок 4. Особенности морали - 1 час.

Урок 5-6. Добро и зло - 1 час.

Урок 7-8. Добродетель и порок - 1 час.

Урок 9. Свобода и моральный выбор человека - 1 час.

Урок 10. Свобода и ответственность - 1 час.

Урок 11. Моральный долг - 1 час.

Урок 12. Справедливость - 1 час.

Урок 13 Альтруизм и эгоизм.- 1 час.

Урок 14. Дружба - 1 час.

Урок 15. Что значит быть моральным?- 1 час.

Урок 16-17 . Подведение итогов. Презентация проектов - 1 час.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО «ОСНОВАМ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

4 класс.

№ урока

Дата урока по плану

Дата урока

факт

Тема урока

Кол-во час.

планируемые результаты

основные понятия

Вид и форма контроля

Коррекционая работа

предметные результаты

метапредметные

личностные

1.

Россия - наша Родина.



1

Формирование первоначальных

представлений о происхождении Руси, ее географическом населении, природе, культуре.

Познаватель-ные:

Умение осуществлять «анализ» текста с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять логическое действие «синтез», «сравнение», «обобщение»;

устанавливать аналогии;

строить простые рассуждения, давать характеристики поступкам;

давать определение понятиям: этика, мораль, добро, зло, от-ветственность, долг, справед-ливость, эгоизм, нравст-венность, честь, идеалы, этикет, дружба, честь и др.;

выполнять творческие, поисковые задания;

устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом тексте;

находить существенные межпредмет-ные связи (с чтением, ИЗО, музыкой);

обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям.

Воспитание доброжелатель

ности, нравственности

на основе духовных традиций народов России.

родина,

Россия,

патриот,

столица, президент, государственные символы.

беседа,

чтение,

работа

с картой,

пересказ

по опорным

словам.

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы

2

Что такое светская этика.


1

Формирование первоначальных представлений о светской этике современной России.

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Этика, мораль, нравствен-ность, манеры, этикет

Ролевые игры,

Проект «Правила поведения в классе, мага-зине (групповая работа)

3

Культура и мораль.





1

Формирование осознания у учащихся особой роли культуры в жизни отдельного человека и общества в целом.

воспитание доверия к истории и культуре народов, прежде всего россиян

культура, материальная культура, духовная культура

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источника-ми инфор-мации, под-готовка творческой беседы с членами семьи.

Коррекция и развитие мыслительной деятельности.

4

Особенности морали.





1

Сформир-ть у учащихся представле-ния о морали как регуляторе поведения человека в обществе, уметь различать понятия «мораль» и «нравствен-ность»

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Мораль, добро, зло, нравствен-ность

беседа, комментиро-ванное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источника-ми информа-ции, подго-товка твор-ческой бесе-ды с чле-нами семьи

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся

5-6

Добро и зло.



2

Понимание значения нравственности в жизни человека и общества

Личностные:

умение различать основные нравственно-этические понятия;идеен-тифицировать себя с принадлеж-ностью к народу, стране, государству;

проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

Умение ана-лизировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства;

оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;

проявлять доброжелательность, доверие, вниматель-ность, помощь при выполне-ние заданий; умение выражать положительное отношение к процессу познания; оценивать собственную учебную деятельность;

проявлять правила дело-вого сотрудни-чества;

Умение проявлять терпение и доброжелательность в споре.

Коммуникативные умения:

сознательно строить речевое высказывание в соответствии учебной задачей;

формулировать точку зрения;

определить общую цель и пути её достижения;

аргументировать свою точку зрения;

ориентировать-ся на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации;

договариваться о распределе-нии функций и ролей в различных видах совместной деятельности (чтение по ролям, совместная подготовка дополнит. материала, создание презентаций);

адекватно оценить поведение окружающих, героев произведений;

умение вести диалог, работать в группе


Регулятивные умения:

сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей;

самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности;

оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки;

осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху;

удерживать цель деятельности до получения ее результата;

корректиро-вать деятельность: вносить изменения в процесс с уче-том возникших трудностей и ошибок; наме-чать способы их устранения;

анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности

Воспитание потребности в добрых делах

Добро, зло, забота, щедрость души, бездушие

Чтение и обсуждение русских сказок, былин, рассказов, подбор пословиц

Инсценировка

Исполнение песен

7-8

Добродетель и порок.


2

научатся совершать добродетель-ные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

Воспитание толерантности, нравственности, основанной на свободе совести

Нравствен-ность, добродетель, порок

Опережаю-щее задание, беседа

9

Свобода и моральный выбор человека.

1

Понимание значения морали в жизни человека и общества

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности

Свобода, ответственность, моральный выбор

решение познавательных задач,

чтение и обсуждение русских сказок, притч,

диалог по предложен-ной проблеме

10

Свобода и ответствен-ность

1

создать условия для осознания учащимися ответственности за человеческую жизнь;

уточнить смысл понятий «свобода», «выбор», «ответствен-ность»

развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Ответствен-ность, свобода

чтение и обсуждение русских сказок, притч,

диалог по предложен-ной проблеме

Развитие слухового восприятия

11

Моральный долг.

1

Сформировывать у учащихся представления о морали гражданина

Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа

Гражданин, права, обязанности, патриот, Конституция

Работа с источниками, решение познавательных задач, диалог по предложенной проблеме

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы

12

Справедли-вость


1

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Воспитывать стремление к добрым поступкам

Мораль, нравственность,справедли-вость

Составление плана, групповая работа

13

Альтруизм и героизм


1

задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям

Воспитание толерантности, нравственности

Альтруизм, эгоизм, разумный эгоизм

Беседа, чтение, анализ про-читанного

Коррекция и развитие памяти

14

Дружба.

1

познакомить с истинным толкованием слова "дружба" "друг", "приятель", "товарищ";

Воспитание доброжелатель-ности, справедливости

Дружба, бескорыстие, симпатия

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, само-стоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, песни о дружбе

15

Что значит быть моральным?

1

формировать понимание значения нравственности в жизни общества и человека

Воспитание готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

правила нравственности, морали,

правила поведения, нормы поведения;

правила вежливости, «культура общения», зависть, жадность

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самос-тоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Коррекция и развитие мыслительной деятельности.

16-17


Подведение итогов

Презентация проектов.

2

Применение полученных знаний

Воспитывать ценностное, бережное отношение к Родине, к семье, друзьям

презентация проектов, обсуждение проектов, рейтинг проектов

18

Род и семья-исток нравст-венных отношений.



1

Расширять

представления детей о семье, роде, семейных

традициях,

реликвиях.

Основные понятия: род,

семья, фамилия, родословная.

Воспитывать ценностное, бережное отношение к семье.

Семья

род

Беседа, ком-ментирован-ное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.

Коррекция и развитие зрительных восприятий

19

Нравствен-ный поступок


1

Уметь пользоваться начальными приёмами саморегуляции, само-контроля

Формирование адекватного отношения к себе, умение выполнять самоанализ поведения

Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск информации, работа в группах

20

Золотое правило нравственности



1

Сформировывать у учащихся пред-ставления о моральных нормах как разновидности социальных норм, регу-лирующих поведение человека в обществе

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств, добро-желательности

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самос-тоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

21

Стыд, вина и извинения





1

Сформировывать у учащихся представления о стыде, вине регуляторов поведения человека в обществе;

создание условий для формирования ценностно-мировоззренческих основ личности

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

стыд, вина. извинение

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы

22

Честь и достоинство.



1

Сформир-ть у учащихся представления о чести и достоинстве, как регуляторов поведения человека в обществе

обсудить, как воспитывать в себе честь, развивать достоинство.

честь,

достоинство

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самос-тоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Коррекция и развитие памяти

23

Совесть

1

усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.

Воспитывать чувство совестливости

Совесть, стыд

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самос-тоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Коррекция и развитие мыслительной деятельности.

24-25

Нравствен-ные идеалы: образ богатыря, рыцарей, джентльме-нов.

2

Обобщение знаний о защитниках родины, о смелых и сильных людях

Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, любви к рус-скому народу, к русской земле;
формировать чувство гордости за свою Отчизну

Идеал, рыцарь, джентльмен, леди

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, викторина

26

Образцы нравственности в культуре Отечества

1

Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа

Государство, гражданин, патриот, воин, патриотизм, народ, кол-лективист

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюс-тративным материалом, самостояте-льная работа с источника-ми информа-ции, подготовка творческой беседы с членами семьи

Коррекция и развитие зрительных восприятий

27

Этикет.



1

Умение применять правила этикета в условиях различных жизненных ситуаций

.

Формирование уважительного отношения к окружающим, умение выбирать форму поведения в соответствии с ситуацией

Этикет, образец, правила этикета

Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск ин-формации, работа в группах

28

Семейные праздники.

1

уточнить понятия:

праздник, ритуал, подарок.

Формирование семейных ценностей и традиций.

праздник, ритуал,

подарок

Индивид. рассказы

29

Жизнь человека - высшая нравственная ценность.

1

Осознание ценности человеческой жизни.

Становление гу-манистических и демократичес-ких ценностных ориентаций.

Смысл жизни, счастье, гу-манность.

Проекты: «Жизнь это подвиг», «Герои в моей семье».

30



Любовь и уважение к Отечеству.


1

Осознание ценности человеческой жизни.

Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа

Родина, Отечество

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстра-тивным материа-лом, самос-тоятельная работа с ис-точниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы

31.

Презентация проектов по теме «Моя семья - моя опора»

1

Воспитывать ценностное, бережное отношение к семье.

презентация проектов, обсуждение проектов, рейтинг проектов

Коррекция и развитие памяти

32.

Презентация проектов по теме «Моя родина - Россия»

1

Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа

презентация проектов, обсуждение проектов, рейтинг проектов

Коррекция и развитие зрительных восприятий

33.

Презентация проектов по теме «Этикет в моей жизни», «Семейные праздники»

1

Формирование уважительного отношения к окружающим, умение выбирать форму поведения в соответствии с ситуацией

презентация проектов, обсуждение проектов, рейтинг проектов

34.

Презентация проектов по теме «Диалог культур во имя граждан-ского мира и согласия»

1

Формирование осознания у учащихся особой роли культуры в жизни отдельного человека и общества в целом.

Воспитание доверия к истории и культуре народов, прежде всего россиян

презентация проектов, обсуждение проектов, рейтинг проектов





Учебно-методический комплект:


  1. Программа общеобразовательных учреждений, 4-5 классы : «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» . А.Я.Данилюк, - М.: Просвещение, 2013 г.

  1. Учебное пособие: А.Я.Данилюк. Основы светской этики 4-5 классы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.» ., - М.: Просвещение, 2012 г.


  1. Книга для учителя: В.А.Тишков, Т.Д.Шапошникова, О.Е.Казьмина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. » ., - М.: Просвещение, 2012 г.


  1. Книга для родителей: А.Я.Данилюк «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. » , - М.: Просвещение, 2012 г.



© 2010-2022