Статья «Многообразие методических приемов на занятиях ритмикой в школе для детей с патологией зрения»

Актуальность выбранной темы  вызвана  большой значимостью в жизни  детей с патологией зрения музыки и движения. Потому что именно они формируют у ребенка свободу  мышления, общения и просто поведения среди сверстников.  Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка. Музыка  воспитывает и помогает познать мир. Одним из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества, является музыкальное движение. Поэтому  музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию ребенка, он начинает ощущать себя индивидуальностью. Выдающиеся педагоги Л.С. Выготский и Н.А. Ветлугина считали, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий. Поэтому как важно педагогу, работающему в школе для детей  III-IV  видов, владеть системой методических приемов на занятиях ритмикой. Диагностика музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением выявила некоторую неуверенность в танцевальных движениях этих детей, отсутствие воображения в танцевальном творчестве, ослабленность чувства музыкального ритма. Достижения в области музыкально-ритмического воспитания зависят от правильной организации и систематичности занятий ритмикой.  Мне бы хотелось в данной статье привлечь внимание  как педагогов, так и родителей к способам и методам взаимодействия для организации помощи в становлении творческого развития детей с особыми  возможностями здоровья. Чтобы выполнять творческие задания на занятиях по ритмике, в процессе обучения   применяются традиционные методы:  использования слов, наглядного восприятия и практические методы. Все эти методы универсальны. При проведении своих занятий по ритмике я активно ими пользуюсь. Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы педагога на коррекционных... Работа с детьми проводится на  коррекционных занятиях   в групповой форме. Для достижения наилучших результатов строятся с учётом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания, предлагаемые детям, проводятся по следующей схеме: вводная часть, основная часть и заключительная часть.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Многообразие методических приемов на занятиях ритмикой в школе для детей с патологией зрения.

Автор: Сергеева Наталия Олеговна.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 172 III,IV видов» .

[email protected]

Актуальность выбранной темы вызвана большой значимостью в жизни детей с патологией зрения музыки и движения. Потому что именно они формируют у ребенка свободу мышления, общения и просто поведения среди сверстников. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

Музыка воспитывает и помогает познать мир. Одним из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества, является музыкальное движение. Поэтому музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию ребенка, он начинает ощущать себя индивидуальностью.

Выдающиеся педагоги Л.С. Выготский и Н.А. Ветлугина считали, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий. Поэтому как важно педагогу, работающему в школе для детей III-IV видов, владеть системой методических приемов на занятиях ритмикой.

Диагностика музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением выявила некоторую неуверенность в танцевальных движениях этих детей, отсутствие воображения в танцевальном творчестве, ослабленность чувства музыкального ритма. Достижения в области музыкально-ритмического воспитания зависят от правильной организации и систематичности занятий ритмикой.

Мне бы хотелось в данной статье привлечь внимание как педагогов, так и родителей к способам и методам взаимодействия для организации помощи в становлении творческого развития детей с особыми возможностями здоровья.

Чтобы выполнять творческие задания на занятиях по ритмике, в процессе обучения применяются традиционные методы: использования слов, наглядного восприятия и практические методы. Все эти методы универсальны. При проведении своих занятий по ритмике я активно ими пользуюсь. Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы педагога на коррекционных занятиях - развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков. Большими помощниками учителю являются: беседы по хореографическому искусству, элементы музыкальной грамоты, танцевальная азбука. И результатом становится творческая деятельность детей.

Работа с детьми проводится на коррекционных занятиях в групповой форме. Для достижения наилучших результатов строятся с учётом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания, предлагаемые детям, проводятся по следующей схеме: вводная часть, основная часть и заключительная часть.

Занятие по ритмике в 3 классе. (Учащиеся IV вида.)

Тема: «Танец. Движение .Здоровье»

Цели

Обучающая: повторить и закрепить, ранее пройденный материал (комплекс хореографических упражнений, музыкально-подвижные игры, ритмический танец с хлопками, формировать движенческие навыки, показать детям, как танец, движение, способствует сохранению физического здоровья и психофизического состояния.

Коррекционно-развивающая:

развивать у учащихся умения выражать и различать в движении основные средства музыкальной выразительности. Развивать творческое воображение у учащихся, совершенствовать навыки творческого самовыражения. Укреплять психическое и физическое здоровье средствами ритмики, формировать правильную осанку, походку; развивать общую и мелкую моторику, снижать психологическое напряжение в процессе движения; игры.

Воспитывающая:

воспитывать интерес к занятиям ритмики, эстетический вкус (умения видеть красоту движения в танце), воспитывать чувство коллективизма, воспитывать доверие к себе и веру в себя.

Оборудование:

музыкальный центр,CD,

I.Вводная часть:

1.Вход в зал. (Дети маршем входят в зал , перестраиваются в две колонны, встают лицом друг к другу)

2.Поклон. (Мальчики-в шестой позиции, девочки -в первой позиции)

3.Сообщение темы и цели урока:

-Добрый день, ребята! Тема нашего урока-« Танец, движение, здоровье». Пожалуйста, улыбнитесь друг другу!

С весёлым настроением урок мы начинаем,

Всем здоровья пожелаем.

Ритмика плюс пластика

А ещё гимнастика,

Да, ещё массаж

Будем танцевать сейчас!

-ребята, но прежде, нам надо подготовить своё тело ,как следует размяться.

1.Разминка по кругу.

( Перестроение из колонны по - одному в круг. Обычный шаг, шаг на носках, шаг на пятках, шаги на внешней и на внутренней стопе, подскок, лёгкий танцевальный бег, упражнения на координацию движений.)

2. Дыхательная гимнастика:

Носом вдох, а выдох ртом ,

Дышим глубже, а потом ,

Шаг на месте не спеша , Коль погода ХО-РО-ША.

Перестроение (в колонну по одному, по два, по четыре) на середину зала.

3.Танцевально-ритмическая гимнастика : «Ягодка-малинка» (в приседе наклоны головы, в приседе повороты головы, поочерёдное поднимание плеч, работа кистями рук, наклоны, подъём на носочки, присед, шаг на месте и по точкам, «мячики»).

II. Основная часть:

Работа на середине зала

1. Повторение хореографических упражнений (поклон,VI позиция, «ёлочка», « гармошка», припадание ).

2. Упражнения на расслабление мышц , дыхательные упражнения.

(свободное раскачивание руками при поворотах туловища).

Речитатив :Шалтай-болтай сидит на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне.

3.Исполнение ритмического танца с хлопками.

4 . Упражнения на расслабление мышц :

Руки к верху поднимаем, а потом их опускаем, а потом их разведём, бросим вниз, к себе прижмём, а потом быстрей, быстрей, хлопай, хлопай-веселей.

Становитесь, дети, в круг, мы сейчас подышим вслух!

Всё лето качели качались и пели ( качаем руками)

И мы на качелях к небу летели.

Настали осенние дни, качели остались одни ( поднимаем руки вверх)

Легли на качели два жёлтых листа ( кладём руки на плечи)

И ветер качает качели слегка.

5. Танцевальная игра( в качестве музыкального сопровождения выбирается любая медленная плавная музыка)

«Реверансы» ( Песня из мультфильма « Умка »)

Цель: помочь ориентации в пространстве, дать возможность экспериментировать с движением, осознать свою особенность самовыражения, развивать умение импровизировать.
Участники медленным, степенным шагом под громкую музыку двигаются по залу в хаотичном порядке, приветствуя при этом кивком головы каждого, идущего навстречу. Тихая музыка - сигнал к тому, что нужно сделать реверанс.

7. Релаксация ( игра для снижения психологического напряжения, тревожности, агрессивности)

(ребята повторяют за педагогом слова, стараясь изобразить то, что проговаривают)

Все умеют танцевать, бегать ,прыгать и скакать, но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень лёгкая, простая ( речь замедляется ,становится тише)

Замедляются движенья, исчезает напряженье

И становится понятно : расслабление приятно,

Реснички опускаются , глазки закрываются

Дышится легко, ровно , глубоко.

Напряженье улетело и расслабленно всё тело.

Буд-то мы лежим на травке,

Греет солнышко сейчас,

Ноги тёплые у нас.

Губы чуть приоткрываются и приятно расслабляются

И послушный наш язык ,быть расслабленным привык.

Было славно отдыхать, а теперь пора вставать

Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть ,проснуться

Распахнуть глаза пошире 1,2,3,4,

И снова мы - Веселы, бодры.

III.Заключительная часть:

1. Анализ занятия

- чему научились?

-что было сложно выполнять?

-что понравилось больше всего?

2.Поклон и выход из зала.

Занятия ритмикой являются мощным средством коррекции и компенсации недостатков в физическом, функциональном и эмоциональном развитии детей с нарушениями зрения. Двигательная активность является необходимым условием нормального функционирования внутренних органов. Это источник здоровья, работоспособности и подготовки к трудовой деятельности детей. При дефектах органа зрения организм детей находится в неблагоприятном состоянии не только из-за системно-функциональных нарушений, но и вследствие вынужденной гиподинамии. Слабовидящие дети не получают необходимого ежедневного объёма движений. Последнее ухудшает состояние их организма и часто способствует прогрессированию заболеваний. Гиподинамия не только усугубляет любое нарушение развития и приводит к патологии всего нервно-мышечного аппарата, но и отрицательно сказывается на общем развитии слабовидящего ребенка, поскольку представляет резкое снижение активности мощного естественного стимулятора всех функций организма и нервно психического тонуса.

Исходя из этого, становится ясным, что для обеспечения нормального функционирования различных систем организма данного контингента детей, необходима активизация их моторики, в этом помогают уроки ритмики. Трудно переоценить значение регулярных занятий ритмикой для укрепления здоровья, повышения работоспособности, коррекции двигательных нарушений и недостатков, возможность познать мир. Музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.

Использованная литература.

1.Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы для детей с нарушением зрения.- М. Город , 1998. Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения // Дефектология. - 1998.-№4.

2. Музыкальное воспитание детей с проблемам в развитии и коррекционная ритмика / Под ред. Е. А. Медведевой. - М., 2002.








6


© 2010-2022