- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 8-9 кл
Рабочая программа по информатике 8-9 кл
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бурангулова Л.А. |
Дата | 03.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Сарышево
Рассмотрено
Руководитель методического объединения
_______________________
А.М.Кильдебаева
« 27 » августа 2015г.
Согласовано
Заместитель директора
по УР
______________________
В.Р. Габдуллина
« 28 » августа 2015г.
Утверждаю
Директор школы
_______________________
С.Г. Кильдебаев
« 31 » августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИНФОРМАТИКА
(наименование учебного предмета (курса)
_____ основное общее образование, 8-9 классы_________________
(уровень образования, классы)
_________________________2015-2016 уч.год_________________________
(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной программы:
Авторская программа Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для основной школы (8- 9 классы)»
Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу: Бурангулова Ляйсан Асхатовна, учитель информатики
д. Сарышево
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для старшей школы составлена на основе:
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень);
авторской программы Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для основной школы (8- 9 классы)», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012», с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
-
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ).
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
-
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
-
Учебный план МОБУ СОШ д.Сарышево на 2015-2016 учебный год.
-
Авторская программа Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для основной школы (8- 9 классы)», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012»
-
Примерная программа среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
-
Программы формирования универсальных учебных действий;
-
Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2015-2016 уч. год, реализующих программы общего образования.
-
Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03)
-
Положение о рабочей программе педагога в МОБУ СОШ д.Сарышево.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи программы:
-
систематизировать подходы к изучению предмета;
-
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
-
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
-
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;
-
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;
-
Комплект цифровых образовательных ресурсов.
Дополнительные материалы и интерактивные тесты для проверки усвоения материала находятся в Интернете по адресу: iit.metodist.ru, metodist.lbz.ru
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 100 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе - 34 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе - 66 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
8 класс
знать/понимать
-
виды информационных процессов;
-
примеры источников и приемников информации;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации;
-
принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
программный принцип работы компьютера;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
уметь
-
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;
-
проверять свойства объектов;
-
пользоваться персональным компьютером
-
выполнять и строить простые алгоритмы
-
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
-
предпринимать меры антивирусной безопасности
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
создавать презентации на основе шаблонов;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов):
-
в базах данных,
-
в компьютерных сетях,
-
в некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках),
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем);
-
создания личных коллекций информационных объектов;
-
организации индивидуального информационного пространства,
-
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке,
-
использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
-
выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам
-
для оформления результатов учебной работы;
9 класс
знать/понимать
-
программный принцип работы компьютера;
-
пользоваться персональным компьютером
-
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.
уметь
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
-
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
-
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
-
осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
-
проводить проверку правописания;
-
использовать в тексте таблицы, изображения;
-
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы,
-
создавать и использовать таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах),
-
переходить от одного представления данных к другому;
-
создавать записи в базе данных;
-
объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
-
знать основные типы данных и операторы (процедуры) для одного из языков программирования;
-
уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;
-
уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного программирования;
-
приводить примеры моделирования и формализации;
-
приводить примеры систем и их моделей;
-
уметь строить информационные модели из различных предметных областей и исследовать их на компьютере.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде (электронных) таблиц,
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем);
Программа рассчитана на 100 часов (34 часов в 8 классе и 66 часов в 9 классе).
Программой предусмотрено проведение:
-
практических работ - 10 (в 8 классе), 31 (в 9 классе);
-
контрольных работ - 2 (в 8 классе), 5 (в 9 классе).
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
8
9
теория
практические
работы
контрольные работы
8
9
8
9
8
9
1
Повторение
2
2
2
Информация и информационные процессы
9
13
7
6
1
7
1
1
3
Кодирование и обработка текстовой информации
9
6
7
1
4
Кодирование и обработка числовой информации
9
5
4
1
5
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
7
4
3
6
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
16
6
9
1
7
Моделирование и формализация
8
3
4
1
8
Коммуникационные технологии
16
9
6
1
9
Информатизация общества
4
4
10
Резервное время
2
5
2
5
Итого:
34
22
10
2
66
31
31
5
Тематическое планирование 8 кл
№
п/п
Тема учебного занятия
Количество часов
Характеристика основных видов деятельности обучающегося
Дата проведения
план.
факт.
Глава 1. Информация и информационные процессы (9ч)
1
Информация и информационные процессы в живой и неживой природе.
1
Оценивать информацию с позиций её свойств (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. д.); находить сходство и различия в протекании информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах; выделять основные информационные процессы в реальных системах
8.09
2
Информация и информационные процессы
1
Знать основные виды информационных процессов. Классифицировать информационные процессы по принятому основанию
15.09
3
Знаки: форма и значение. Знаковые системы
1
Знать особенности естественных и формальных языков. Выбирать язык представления информации в соответствии с заданной целью.
22.09
4
Кодирование информации
1
Знать приёмы шифрования и расшифровки текстов, зашифрованные простой подстановкой. Кодировать (по таблице) и декодировать (по бинарному дереву) сообщения, используя азбуку Морзе; выбирать способы наиболее быстрого и эффективного представления информации.
29.09
5
Количество информации как мера неопределённости знания
1
Знать сущность единицы измерения информации; методы измерения количества информации, их взаимосвязь, возможности и ограничения; единицы измерения количества информации: Переводить количество информации из одних единиц измерения в другие.
6.10
6
Определение количества информации.
1
Измерять информационный объём сообщения. Измерять и адекватно оценивать количество информации
13.10
7
Алфавитный подход к определению количества информации.
1
Измерять информационный объём сообщения. Измерять и адекватно оценивать количество информации.
20.10
8
Практическая работа №1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора»
1
Переводить количество информации из одних единиц измерения в другие.
27.10
9
Контрольная работа №1 «Определение количества информации»
1
Определять количество информации в сообщении c применением вероятностного и алфавитного подходов
3.11
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 ч)
10
Программная обработка данных на компьютере
1
Знать принципы программного управления компьютером, организации внешней и внутренней памяти компьютера, магистрально модульный принцип; Схематично представлять функциональную и магистрально модульную структуру компьютера;
10.11
11
Устройство компьютера
1
Знать понятия «компьютер», «аппаратное обеспечение», «архитектура компьютера»; основные виды и характеристики основных устройств компьютера, их назначение, функции и взаимосвязь; основные виды и характеристики основных устройств компьютера, их назначение, функции и взаимосвязь; Анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации; использовать соответствующее аппаратное обеспечение с целью общения; определять необходимое аппаратное обеспечение для автоматизации информационных процессов в ходе обучения; приводить примеры основных устройств компьютера и оценивать их характеристики
17.11
12
Файлы и файловая система
1
Знать назначение файловой системы и основные характеристики файла; Выполнять основные операции с файлами.
1.12
13
Практическая работа №2 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»
1
Выполнять основные операции с файлами
8.12
14
Программное обеспечение компьютера
1
Знать виды, функции и компоненты программного обеспечения, его назначение; Перечислять виды и назначение программного обеспечения компьютера; организовывать свою деятельность с помощью необходимых программных средств; выбирать программные средства для достижения целей обучения и применять их на практике;
15.12
15
Графический интерфейс операционных систем и приложений. Практическая работа №3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы»
1
Знать виды объектов операционной системы. Использовать средства пользовательского интерфейса ОС
22.12
16
Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Практическая работа №4 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение»
1
Знать разновидности, функции антивирусного программного обеспечения; Использовать средства пользовательского интерфейса антивирусной программы
29.12
Глава 3. Коммуникационные технологии (16 ч)
17
Передача информации
1
Знать основные характеристики каналов передачи информации. Рассчитать пропускную способность канала связи
12.01
18
Локальные компьютерные сети. Практическая работа №5 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключённом к локальной сети»
1
Знать виды и назначение компьютерных сетей; принципы организации локальной сети. Передавать информацию, используя электронные средства связи; различать одноранговые локальные сети и сети с использованием сервера; определять преимущества и недостатки при работе на компьютерах, подключённых к локальной сети, и работе на автономном компьютере
19.01
19
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа №6 «Подключение к Интернету»
1
Знать способы подключения к Интернету. Передавать информацию, используя электронные средства связи; подключить компьютер к сети Интернет.
26.01
20
Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Практическая работа №7 «Путешествие по Всемирной паутине»
1
Знать основы организации сервиса Работать с разными источниками информации, размещёнными в глобальной телекоммуникационной сети; организовывать свою деятельность для решения поставленной задачи в процессе обучения на других предметах с использованием телекоммуникационных процессов и технологий
2.02
21
Электронная почта. Файловые архивы. Практическая работа №8 «Работа с электронной Web-почтой»
1
Знать способы передачи информации. Передавать информацию, используя электронные средства связи; сохранять различные виды информации, полученные из сети Интернет.
9.02
22
Общение в Интернете. Мобильный интернет. Звук и видео в Интернете
1
Знать основные сервисы сети. Работать с основными сервисами сети.
16.02
23
Поиск информации в Интернете. Практическая работа №9 «Поиск информации в Интернете»
1
Знать способы организации поиска информации в сети. Осуществлять поиск информации в телекоммуникационных сетях; работать с разными источниками информации, размещёнными в глобальной телекоммуникационной сети; копировать файлы из сети Интернет.
1.03
24
Электронная коммерция в Интернет.
1
Знать основные сервисы сети. Работать с сервисами сети.
15.03
25
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Структура Web- страницы.
1
Знать основы языка разметки гипертекста. Использовать текстовый редактор для создания Web-страниц.
22.03
26
Форматирование текста на Web-странице
1
Знать основы языка разметки гипертекста. Использовать текстовый редактор для создания Web-страниц.
29.03
27
Вставка изображений в Web- страницы
1
Знать основы языка разметки гипертекста. Использовать текстовый редактор для создания Web-страниц.
5.04
28
Гиперссылки
1
Знать основы языка разметки гипертекста. Использовать текстовый редактор для создания Web-страниц.
19.04
29
Списки
1
Знать основы языка разметки гипертекста. Использовать текстовый редактор для создания Web-страниц.
26.04
30
Интерактивные формы на Web-страницах.
1
Знать основы языка разметки гипертекста. Использовать текстовый редактор для создания Web-страниц.
3.05
31
Практическая работа №10 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML»
1
Знать основы языка разметки гипертекста. Разрабатывать сайты и публиковать их в компьютерной сети.
10.05
32
Контрольная работа №2 «Язык гипертекстовой разметки HTML.
1
Использовать приобретенные знания для решения практических задач
17.05
Повторение (2 ч)
33
Повторение по теме «Информация и информационные процессы»
1
Использовать приобретенные знания для решения практических задач
24.05
34
Повторение по теме « Коммуникационные технологии»
1
Использовать приобретенные знания для решения практических задач
31.05
Тематическое планирование 9 кл
№
п/п
Тема учебного занятия
Количество часов
Характеристика основных видов деятельности обучающегося
Дата проведения
план.
факт.
Повторение (2ч)
1
Техника безопасности при работе за компьютером. Количество информации как мера уменьшения неопределенности.
1
Следовать инструкции по технике безопасности и правилам поведения в кабинете. Знать формы представления информации в ПК; принципы записи чисел в позиционной системе счисления, принципы кодирования.
3.09
2
Определение количества информации.
1
Осуществлять расчет количества информации
7.09
Глава 1. Информация и информационные процессы (13ч)
3
Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. ТБ. Практическая работа 1.1 «Кодирование графической информации» (задание 1)
1
Знать формы представления графической информации; характеристики растрового изображения.
10.09
4
ТБ. Практическая работа 1.1 «Кодирование графической информации» (задание 2)
1
14.09
5
Рисование графических примитивов в растровых и векторных редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов.
1
Знать в чем состоит различие между растровыми изображениями и векторными рисунками; характеристики растрового изображения
17.09
6
ТБ. Практическая работа 1.2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»
1
21.09
7
Работа с объектами в векторных графических редакторах.
1
28.09
8
ТБ. Практическая работа 1.3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»
1.10
9
Растровая и векторная анимация.
1
5.10
10
ТБ. Практическая работа 1.4 "Анимация»
1
8.10
11
Кодирование и обработка звуковой информации.
1
Знать характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов. Редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах..Знать способы получения и редактирования цифровых фотографий; этапы создания цифрового видеофильма.
13.10
12
ТБ. Практическая работа 1.5 «Кодирование и обработка звуковой информации»
1
15.10
13
Цифровое фото и видео
1
19.10
14
ТБ. Практическая работа 1.6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу». Практическая работа 1.7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа»
1
22.10
15
Контрольная работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»
1
Использовать приобретенные знания для решения практических задач
26.10
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации (9ч)
16
Кодирование текстовой информации. ТБ. Практическая работа 2.1 «Кодирование текстовой информации»
1
Знать как кодируется информация в компьютере, формулу определения количества информации.
29.10
17
Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов.
1
Знать различные кодировки знаков, чем они отличаются друг от друга; интерфейс, основные инструменты и команды текстового редактора; создавать, сохранять, печатать документы; изменять параметры страницы; форматировать символы и абзацы.
2.11
18
ТБ. Практическая работа 2.2 «Вставка в документ формул»
1
5.11
19
Форматирование документа. ТБ. Практическая работа 2.3 «Форматирование символов и абзацев»
1
9.11
20
Практическая работа 2.4 «Создание и форматирование списков»
1
12.11
21
Таблицы. ТБ. Практическая работа 2.5 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование».
1
16.11
22
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. ТБ. Практическая работа 2.6 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря»
1
Знать интерфейс, основные инструменты и команды компьютерных словарей и систем оптического распознавания документов.
19.11
23
Системы оптического распознавания документов. ТБ. Практическая работа 2.7 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».
1
26.11
24
Контрольная работа №2 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»
1
Использовать приобретенные знания для решения практических задач
30.11
Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации (9 ч)
25
Кодирование числовой информации.
1
Знать виды систем счисления (репродуктивныый уровень); переводить числа из одной системы счисления в другую (продуктивный уровень).
3.12
26
ТБ. Практическая работа 3.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую при помощи калькулятора»
1
7.12
27
Электронные таблицы.
1
Знать основные параметры электронных таблиц, основные типы и форматы данных; Использовать встроенные функции, все виды ссылок.
10.12
28
ТБ. Практическая работа 3.2 «Относительные, абсолютные, смешанные ссылки в электронных таблицах, создание таблиц значений функций и электронных таблицах»
1
14.12
29
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.
1
Знать типы диаграмм, основные параметры диаграмм (репродуктивный уровень); строить диаграммы различного типа (продуктивный уровень).
17.12
30
ТБ. Практическая работа 3.3 «Построение диаграмм различных типов»
1
21.12
31
Базы данных в электронных таблицах.
1
Знать понятие базы данных, табличную форму представления базы данных и представление с помощью формы, понятие СУБД, понятие сортировки и поиска данных; представлять базу данных в виде таблицы и формы, производить операции.
24.12
32
ТБ. Практическая работа 3.4 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»
1
28.12
33
Контрольная работа №3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации»
1
Использовать приобретенные знания для решения практических задач
11.01
Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (16 ч)
34
Алгоритм, его формальное исполнение
1
Знать понятие алгоритма, свойства алгоритмов, примеры алгоритмов, понятие исполнитель алгоритма, система команд исполнителя.
14.01
35
Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке
1
Знать основные алгоритмические структуры, ключевые слова и операторы для записи на языке; составлять блок-схемы.
18.01
36
Переменные; тип, имя, значение.
1
Знать понятие переменной, основные типы переменных, объявление переменных; применять оператор присваивания.
21.01
37
Арифметические, строковые и логические выражения
25.01
38
Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
1
Знать структуру функции и типы функций; синтаксис функций ввода и вывода данных.
28.01
39
Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
1
Учить основные понятия: проект, форма, объекты, свойства и методы; графический интерфейс, событийная процедура, этапы разработки проектов.
1.02
40
ТБ. Практическая работа 4.1 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»
1
Создавать и настраивать управляющие элементы графического интерфейса проекта, создавать событийные процедуры по образцу; изменять свойства объектов графического интерфейса проекта и редактировать программный код, создавать свои событийные процедуры.
Описывать переменные, присваивать им значения и выводить на экран; порядок выполнения арифметических действий.
Организовать диалоговые окна сообщений; применять функции для решения задач программирования.
Составлять блок-схемы основных алгоритмических структур и описывать их.
4.02
41
ТБ. Практическая работа 4.2 «Проект «Переменные»
1
8.02
42
ТБ. Практическая работа 4.3 «Проект «Калькулятор»
1
11.02
43
ТБ. Практическая работа 4.5 «Проект «Даты и время»
1
15.02
44
ТБ. Практическая работа 4.6 «Проект «Проект «Сравнение кодов символов»
1
18.02
45
ТБ Практическая работа 4.7 «Проект «Отметка»
1
29.02
46
ТБ. Практическая работа 4.8 «Проект «Коды символов»
1
3.03
47
ТБ. Практическая работа 4.9 «Проект «Слово-перевертыш»
1
7.03
48
ТБ. Практическая работа 4.10 «Проект «Графический редактор»
1
10.03
49
Контрольная работа № 4 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»
1
Использовать приобретенные знания для решения практических задач
14.03
Глава 5. Моделирование и формализация (8 ч)
50
Окружающий мир как иерархическая система
1
Знать понятия: моделирование, формализация, визуализация
17.03
51
Моделирование, формализация, визуализация
1
Приводить примеры моделирования в различных областях деятельности; знать основные этапы моделирования; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей; имеют научные представления о моделях и технологии моделирования;
21.03
52
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
1
Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших процессов и проведения компьютерных экспериментов.
24.03
53
ТБ. Практическая работа 5.1 «Построение и исследование физических моделей»
1
28.03
54
ТБ. Практическая работа 5.2 «Приближенное решение уравнения»
1
31.03
55
ТБ. Практическая работа 5.3 «Экспертные системы распознавания физических веществ»
1
4.04
56
ТБ. Практическая работа 5.4 «Информационные модели управления объектами»
1
7.04
57
Контрольная работа №5 по теме «Моделирование и формализация»
1
Использовать приобретенные знания для решения практических задач
21.04
Глава 6. Информатизация общества (4 ч)
58
Информационное общество.
1
Знать основные этапы развития общества, основные характерные черты информационного общества.
25.04
59
Информационная культура
1
Знать основные определения, связанные с информационной культурой
28.04
60
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
1
Знать основные этапы развития информационных и коммуникационных технологий
3.05
61
Зачетное занятие по теме «Информатизация общества»
1
Использовать приобретенные знания для решения практических задач
5.05
Повторение (5 ч)
62
Повторение по теме «Информация и информационные процессы»
1
Использовать приобретенные знания для решения практических задач
10.05
63
Повторение по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»
1
Использовать приобретенные знания для решения практических задач
12.05
64
Повторение по теме «Кодирование и обработка числовой информации»
1
Использовать приобретенные знания для решения практических задач
16.05
65
Повторение по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»
1
Использовать приобретенные знания для решения практических задач
19.05
66
Повторение по теме «Моделирование и формализация»
1
Использовать приобретенные знания для решения практических задач
23.05
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерий оценки выполнения практического задания
Отметка «5»:
1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;
2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства создания графической информации (графический планшет) - используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
-
Операционная система Windows Vista.
-
Пакет офисных приложений OpenOffice.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Простая система управления базами данных.
-
Простая геоинформационная система.
-
Система автоматизированного проектирования.
-
Виртуальные компьютерные лаборатории.
-
Программа-переводчик.
-
Система оптического распознавания текста.
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
-
Система программирования.
-
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
-
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
-
Программа интерактивного общения.
-
Простой редактор Wев-страниц.
Список литературы
-
Бородин М.Н. Информатика. Программы для общеобразоват. учр.. 2 - 11 классы: методическое пособие. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Контрольно-измерительные материалы. Информатика 8 класс/ Сост.А. Х. Шелепаева.- М.: ВАКО,2013
-
Контрольно-измерительные материалы. Информатика 9 класс/ Сост.А. Х. Шелепаева.- М.: ВАКО,2013
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие /Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012;
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: практикум/Н.Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н.И. Михайлова. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;
Медиаресурсы:
-
:iit.metodist.ru,
-
metodist.lbz.ru
-
school-collection.edu.ru/