- Преподавателю
- Информатика
- Учебно-исследовательская работа по предмету: «Информатика» & «Математика»
Учебно-исследовательская работа по предмету: «Информатика» & «Математика»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Барабанова Л.И. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Курский автотехнический колледж»
«ОБОУ СПО КАТК»
Учебно-исследовательская работа
по предмету:
«Информатика» & «Математика»
Выполнили студенты:
Кобченко А. Л. Макаров С. И.
Руководитель: преподаватель Барабанова Л. И.
Курск, 2015 г.
Содержание
1.Аннотация ………………………………………………………………………3
2.План проведения проекта ……………………………………………………..3
3. Продукт проектной деятельности …………………………………………...5
4. Рефлексия ……………………………………………………………………..12
5. Литература, интернет ресурсы ……………………………………………..12
-
Аннотация
На уроках информатики нам не хватает времени, чтобы больше узнать о роли информационных наук в жизни человека и их связи с различными областями жизнедеятельности, об истории возникновении и развитии этой науки, ученых и их достижениях. В результате мы часто задаемся вопросом: «Зачем мы изучаем информатику? Какое место в нашей жизни она занимает?».
В данной разработке рассмотрена возможность реализации компетентностного подхода на занятиях по математике, в частности с применением персонального компьютера при решении реальных производственных задач. Приведенное практическое занятие по своей структуре почти традиционно, но отличается формой организации учебно-поисковой, исследовательской деятельности.
Мы провели исследование по теме «Решение транспортных задач и их практическое применение в современном производственном процессе».
В результате работы над проектом мы научились решать транспортные задачи, делать выводы, оформлять презентацию, распределять работу между собой, работать в команде.
-
План работы над проектом
Проблемный вопрос (вопросы для исследования):
Одной из самых распространенных проблем во всех областях экономики является транспортировка груза или товара с минимальными материальными и временными затратами. Так как огромное количество возможных вариантов перевозок затрудняет получение самого экономичного плана эмпирическим или экспертным путем, то появилась необходимость разработки специальной теории, позволяющей быстро решать подобные задачи с помощью алгоритмизации. Применение математических методов в планировании перевозок дает большой экономический эффект.
«Решение транспортной задачи по критерию пути»
В практике рассматриваются два типа транспортных задач:
-
Объем производства совпадает с общим объемом потребления - закрытая транспортная задача.
-
Объем производства не совпадает с общим объемом потребления - открытая транспортная задача.
Цели исследования:
Решение транспортной задачи рассматривается практически на всех специальностях, где хоть как-то присутствует курс математики. Решить транспортную задачу можно различными способами и программными средствами.
Что нужно выяснить (учебные вопросы):
1. «Общая постановка транспортной задачи, методы решения, экономико-математический анализ решения».
2. Использования метода «Поиск решения»
Результат проведенного исследования:
презентация «Решение транспортных задач и их практическое применение в современном производственном процессе»
Подготовительный этап: Погружение студентов в проектную деятельность: Знакомство студентов учащихся со стартовой презентацией и вопросами (основополагающим, проблемными, учебными). Составление плана работы над проектом.
Вводный этап: Формирование команд студентов с учетом их интересов и желания. Уточнение и конкретизация целей и задач для каждой команды. Распределение функций участников команд. Знакомство с критериями оценивания работ. Анализ проблемных вопросов. Корректировка планов работы над проектом в командах. Определение сроков выполнения работ студентами.
Основной этап: Работа с источниками информации. Обучение способам поиска информации. Сбор и поиск информации. Анализ и отбор собранных материалов. Проведение оценивания участников команд "Как я помогаю своей группе" Индивидуальная работа со студентами, обсуждение полученной информации, оформление результатов работы по командам.
Заключительный этап: Защита проекта. Презентация. Подведение итогов работы над проектом и рефлексия участников проекта.
Цель проекта - изучить требуемый раздел дисциплины; построить математическую модель оптимизационной задачи, соответственно содержательной постановке; подобрать и разработать алгоритм решения поставленной задачи; написать программу, соответствующую разработанному алгоритму, отладить ее, используя в качестве тестовых данных рассчитанный вручную вариант; провести анализ модели на чувствительность компонентов оптимального решения к изменению элементов ограничений.
3. Продукт проектной деятельности
Введение
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного человека. Поэтому для развития студентов приобретают значимость умения собирать необходимую информацию и выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения использовать для работы с информацией новые информационные технологии.
В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала студентов и расширения возможностей углублённого образования. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Одной из самых распространенных проблем во всех областях экономики является транспортировка груза или товара с минимальными материальными и временными затратами. Так как огромное количество возможных вариантов перевозок затрудняет получение самого экономичного плана эмпирическим или экспертным путем, то появилась необходимость разработки специальной теории, позволяющей быстро решать подобные задачи с помощью алгоритмизации. Применение математических методов в планировании перевозок дает большой экономический эффект.
Предлагаемый проект позволяет сформировать у студентов, проявляющих интерес и склонность к изучению информатики, математики, представления о различных методах поиска решения и ориентирован на более широкое, выходящее за рамки программы, изучение предмета и направлен на подготовку к успешному участию в математических конкурсах.
Работа с учебниками, в интернете позволит формированию и развитию внутренней мотивации студентов к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью; положительную мотивацию обучения; повышение мыслительной активности и приобретение навыков логического мышления; развитие индивидуальных особенностей их самостоятельности, потребности в самообразовании;
Основная часть
Решение транспортных задач
и их практическое применение в современном производственном процессе
Транспортная задача необходима для планирования наиболее рациональных перевозок грузов.
В практике рассматриваются два типа транспортных задач:
-
Объем производства совпадает с общим объемом потребления - закрытая транспортная задача.
-
Объем производства не совпадает с общим объемом потребления - открытая транспортная задача.
Транспортная задача по критерию пути.
Задача 1. С двух полей хозяйства нужно перевести картофель в три хранилища. На первом поле собрано 1800 т картофеля, на втором - 2600 т. Вместимости хранилищ, т: первого 1000, второго -1200, третьего - 2200. Средние расстояния по существующим дорогам от каждого поля до хранилища указаны в таблице:
Расстояние до хранилища, км
первого
второго
третьего
1
2
20
30
20
40
30
20
Требуется составить такой план перевозок, при котором весь картофель будет доставлен в указанных количествах в каждое хранилище с минимальным общим пробегом транспорта, исчисляемым в тонно-километрах.
Решение: Составим математическую модель задачи.
1) Обозначим через хij количество груза, которое нужно перевезти с i-го поля в j-е хранилище (i = 1,2; j = 1,2,3). Тогда критерий оптимальности плана перевозок (целевая функция) примет вид:
F = 20х11 + 20х12 + 30х13 +30 х21 + 40х22 + 20х23 --> min. (1)
2)Предложение (1800+2600=4400 тонн продукции) равно спросу (вместимость хранилищ: 1000+1200+2200=4400). Имеем закрытую транспортную задачу.
Система уравнений баланса перевозок картофеля примет вид:
х11 + х12 + х13 = 1800;
х21 + х22 + х23 = 2600;
х11 + х21 = 1000;
х12 + х22 = 1200;
х13 + х23 = 2200.
(2)
3)Добавим ограничения на исключение обратных перевозок:
хij> 0; i = 1,2; j = 1,2,3. (3)
Итак, полученные выражения (1) - (3) есть математическая модель искомого плана перевозок.
Решим задачу с использованием процессора MS Excel.
1) Войдем в MS Excel.
2) Переведем исходные данные в электронную таблицу:
-
средние расстояния от полей до хранилищ запишем в ячейки B4:D5 (табл. 1). Отведем диапазон ячеек B10:D11 (6 ячеек) под искомые объемы перевозок х11, х12, … , х23;
Таблица 1
-
в ячейки В12:D12 и Е10:Е11 запишем левые части уравнений-ограничений: в ячейку В12 вводим=В10+В11 и заполняем этой формулой С12 и D12, в ячейку Е10 вводим =СУММ(В10:D10) и далее заполняем ячейку Е11.
-
в ячейку В13 введем для вычисления целевой функции выражение =В4*В10+В5*В11 и заполним им С13 и D13,
-
а в ячейку Е13 - их сумму =СУММ(В13:D13).
3) Приступим к решению задачи.
-
Открываем окно Поиск решения: [Сервис-Поиск решения].
Таблица 2
-
Зададим необходимые параметры.
В поле Установить целевую функцию указать ячейку $Е$13
и выбрать кнопку Минимальное значение.
-
В поле Изменяя ячейки отметить диапазон ячеек B10:D11, отведенные под искомые корни: х11, х12, …, х23.
-
В поле Ограничения (таблица 2) указать:
ячейку В12, выбрать тип ограничения = и ввести число 1000;
затем - ячейку С12, выбрать тип ограничения = и ввести 1200;
затем - ячейку D12, выбрать тип ограничения = и ввести 2200;
затем - ячейку Е10, выбрать тип ограничения = и ввести 1800;
затем - ячейку Е11, выбрать тип ограничения = и ввести 2600;
ввести условие не отрицательности переменных: В10:D11> 0.
4) И, наконец, для получения результата нужно щелкнуть на кнопке Выполнить и получить оптимальный план перевозок (ячейки B10:D11) - таблица 3.
Таблица 3
5) Проверяем выполнение ограничений - системы (2) и (3): все найденные переменные положительны и удовлетворяют ограничениям-равенствам: Е10=1800 - 1-е уравнение; Е11=2600 - 2-е уравнение; В12 = 1000 - 3-е уравнение; В13=1200 и В14=2200, т.е. все ограничения выполнены.
Ответ: Минимальный объем перевозок составит 92 000 т • км.
Оптимальный план перевозок: х11 = 600 т; х12 = 1200 т; х13 = 0 т; х21 = 400 т; х22 = 0 т; х23 = 2200 т; т.е. перевозки с 1-го поля в 3-е хранилище и со 2-го поля во 2-е хранилище не нужно производить.
Заключение
Мы провели исследование по теме «Решение транспортных задач
и их практическое применение в современном производственном процессе» и хотели узнать, так ли важна эта тема в жизни взрослых и студентов.
Данный проект представляется ценным с той точки зрения, что развивает у студентов, интерес к информатике, вызывает стремление глубже изучать предмет.
Знания, полученные участниками проекта, позволят авторам выступить в роли консультантов делясь полученными знаниями. Характерные свойства функций проиллюстрировали с помощью пословиц и выяснили, что это способствует лучшему усвоению основных свойств функций и глубокого понимания богатства смысла и краткости народного языка.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что оптимизационные задачи решают вопросы производства, как сократить расходы и увеличить прибыль. Представленные задачи для примера в нашей презентации показывают, что программа Excel может с легкостью быть использована как в с/х, так и в металлургической промышленности и в швейном производстве и в многих других отраслях производства. При этом уже нет необходимости в трудоемком расчете математических алгоритмов.
Данная работа содержит как математическую теорию, необходимую для решения задач, так и описаний программных средств решения задач. Но стоит заметить, что не следует применять компьютерные средства не зная математической теории - это путь к ошибочным решениям. Ни один компьютер не заменит человека!
Рефлексия
Участники проекта приобрели навыки проектной деятельности, повысилась их самооценка. Данная работа может быть продолжена в следующих направлениях:
-
сравнить эффективность формирования профессиональных компетенций на уроках математики у студентов разных профилей;
разработать приемы формирования профессиональных компетенций на уроках математики у слабоуспевающих студентов
Литература
1. Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах. Ч.1. - М.: Высшая школа, 1986. - 304 стр.
2. Сергованцев В.Т., Воронин Е.А., Воловник Т.И., Катасонова Н.Л. Компьютеризация сельскохозяйственного производства.- М.: Колос, 2001. - 272 стр.
Интернет - ресурсы:
-
reftrend.ru/447001.html
Приложение