Рабочая программа дисциплины Информатика

Программа  учебной дисциплины «Информатика» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников  по специальностям среднего профессионального образования. Основная задача курса «Информатика» - на основе базового курса сформировать углубленные знания и умения студентов в области использования компьютерных технологий. Таким образом построенный курс изучения информатики будет реализовывать главную цель среднего специального образования: самоопределение личности достижение успешности в реализации учебных и профессиональных интересов на протяжении всей жизни
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное агентство по образованию РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Пензенский автомобильно-дорожный колледж







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дисциплины «Информатика»

для специальности (группы специальностей):

190605.51.52 «Техническая эксплуатация подъёмно - транспортных,

строительных, дорожных машин и оборудования»

270103.51.52 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

190604.51.52 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного

транспорта»

270206.51 «Строительство и эксплуатация дорог и аэродромов»

190501.51 «Эксплуатация транспортного электрооборудования

и автоматики (по видам транспорта)»


2 курс, очная форма обучения









Пенза 2014

Пояснительная записка


Программа учебной дисциплины «Информатика» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования.

Основная задача курса «Информатика» - на основе базового курса сформировать углубленные знания и умения студентов в области использования компьютерных технологий. Таким образом построенный курс изучения информатики будет реализовывать главную цель среднего специального образования: самоопределение личности достижение успешности в реализации учебных и профессиональных интересов на протяжении всей жизни.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

  • о принципах размещения, обработки, поиска, хранения, передачи и защиты информации ;

  • о целях формализации и моделирования;

  • о принципах организации телекоммуникаций и сетевых технологиях;

  • об основных понятиях и структуре автоматизированных систем;

  • о проблемах компьютерных вирусов и методах борьбы с ними;

знать:

  • этапы решения задачи на ЭВМ;

  • классификацию моделей;

  • понятие алгоритма как организованной последовательности действий;

  • типы данных;

  • атрибуты переменной (имя, значение); типы переменных, способ задания, допустимые операции;

  • стандартные функции языка программирования;

  • принципы работы файловых менеджеров;

  • методы архивации файлов;

уметь:

  • работать с файловыми менеджерами и архиваторами;

  • использовать различные виды моделей для решения задач;

  • составлять, исполнять алгоритмы, находить в них ошибки, оценивать область их применения;

  • уметь работать в локальной компьютерной сети.

Преподавание дисциплины «Информатика» осуществляется в едином комплексе дисциплин учебного плана и ведётся в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами и с учётом профессиональной направленности обучения.

Программа рассчитана на 66 часов, в том числе 30 часов - практических работ.

Содержание дисциплины


Введение

Роль и значение вычислительной техники в современном обществе и профессиональной деятельности. Области применения персональных компьютеров.

Раздел 1. Файловые менеджеры, программы - архиваторы, утилиты

Студент должен:

иметь представление:

  • о прикладном программном обеспечении;

  • о назначении файловых менеджеров, программ - архиваторов, специальных программных средств (утилит);

  • о типах файловых менеджеров, программ - архиваторов и утилит, получивших наиболее широкое распространение среди пользователей;

знать:

  • возможности и порядок работы с прикладным и специальным программным обеспечением;

уметь:

  • применять прикладные и специальные программы.

Файловые менеджеры. Программы - архиваторы. Пакеты утилит для DOS и Windows.

Раздел 2. Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации. Защита от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты

Студент должен:

иметь представление:

  • о способах хранения информации и типах носителей;

  • об организации размещения информации на дискетах и жёстких дисках;

  • о порядке обработки информации центральным процессором и организации оперативной памяти компьютера;

  • о передаче информации с помощью телекоммуникационных сетей;

  • о способах защиты информации от несанкционированного доступа;

  • о методах распространения компьютерных вирусов и профилактике заражения;

знать:

  • современные типы носителей информации;

  • способы защиты информации;

  • способы профилактики компьютерных вирусов и борьбы с ними;

уметь:

  • работать с дисками и дискетами;

  • осуществлять защиту данных каким-либо из способов;

  • проводить тестирование компьютеров на наличие компьютерных вирусов.

Компьютер - устройство для накопления, обработки и передачи информации. Обработка информации центральным процессором и организация оперативной памяти компьютера. Хранение информации и её носители: гибкие, жёсткие и компакт - диски. Организация размещения информации на дискетах и дисках: сектор, таблица размещения, область данных.

Защита информации от несанкционированного доступа. Необходимость защиты. Криптографические методы защиты. Защита информации в сетях. Электронная подпись. Контроль права доступа. Архивирование информации как средство защиты.

Защита информации от компьютерных вирусов. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заражения. Антивирусные программы.

Раздел 3. Алгоритмизация и программирование

Студент должен:

иметь представление:

  • об алгоритме как способе решения задачи;

  • об исполнителе алгоритмов и их системе команд;

  • о возможности автоматизации исполнения алгоритмов;

  • об основных алгоритмических структурах;

  • о роли алгоритмизации в различных видах деятельности;

знать:

  • содержание понятия алгоритма и его свойств;

  • основные управляющие структуры: линейная, ветвление, цикл, вспомогательный алгоритм;

  • способы формального описания алгоритмов;

  • основные понятия языка программирования BASIC;

  • основные типы данных и их допустимые значения;

  • базовые конструкции языка BASIC;

уметь:

  • составить алгоритм решения задачи и записать его;

  • просчитать алгоритм и найти в нём ошибки;

  • оценить область применения написанного алгоритма;

  • записать и выполнить алгоритм на языке программирования BASIC;

  • пользоваться базовыми конструкциями языка программирования для записи алгоритма.

Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя. Свойства алгоритма, исполняемого на компьютере. Запись алгоритма на естественном языке. Алгоритмический язык. Алфавит алгоритмического языка. Служебное слово. Блок - схемы алгоритмов. Язык программирования BASIC. Программа. Константа. Переменная. Алгоритмическая управляющая структура. Линейная структура. Ветвление. Цикл. Массив.

Раздел 4. Моделирование и формализация

Студент должен:

иметь представление:

  • об областях применения компьютерных моделей;

  • о возможности моделирования реальных процессов на компьютере;

  • об основных принципах формализации;

знать:

  • этапы решения задачи на ЭВМ;

  • типы компьютерных моделей;

  • основные этапы построения компьютерной модели;

уметь:

  • использовать компьютерные модели для решения типовых учебных задач.

Модель. Цель моделирования. Структурный анализ. Формализация. Статическая и динамическая модели. Вербальная модель. Информационная модель. Математическая модель. Табличная модель «объект-объект». Табличная модель «объект-свойство». Граф. Этапы решения задачи на ЭВМ. Предметная область. Алгоритм. Вычислительный эксперимент.

Раздел 5. Локальные и глобальные компьютерные сети. Сетевые технологии

Студент должен:

иметь представление:

  • о структуре, адресации, протоколах передачи сети Internet;

  • об основных услугах компьютерных сетей;

  • о способах подключения к компьютерной сети;

  • о структуре, основных информационных ресурсах и технологии поиска информации в сети Internet;

знать:

  • классификацию компьютерных сетей;

  • назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней;

  • основные принципы технологии поиска информации в сети Internet.

Передача информации. Линии связи, их основные компоненты и характеристики. Компьютерные телекоммуникации: назначение, структура, ресурсы. Локальные и глобальные компьютерные сети. Основные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. Гипертекст. Сеть Internet: структура, адресация, протоколы передачи. Способы подключения. Браузеры. Информационные ресурсы. Поиск информации.

Раздел 6. Автоматизированные системы: понятия, состав, виды

Студент должен:

иметь представление:

  • об автоматизированном рабочем месте специалиста;

знать:

  • виды профессиональных автоматизированных систем;

  • назначение, состав и принципы организации типовых, профессиональных автоматизированных систем.

Автоматизированное рабочее место специалиста. Виды автоматизированных систем. Назначение, состав и принципы организации типовых, профессиональных автоматизированных систем, представленных на отечественном рынке.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Раздел 1

  1. Windows Commander. Работа с файловой структурой.

  2. Архиватор WinRar.

  3. Выполнение упражнений.

  4. Проверочная работа.

Раздел 3

  1. Линейные программы.

  2. Решение задач.

  3. Создание графических изображений.

  4. Рисунок на свободную тему.

  5. Контрольная работа.

  6. Программы с ветвлениями. Решение задач.

  7. Проверочная работа.

  8. Циклы со счётчиком.

  9. Вложенные циклы.

  10. Решение задач.

  11. Одномерные массивы.

  12. Двумерные массивы.

  13. Решение задач.

  14. Проверочная работа.

  15. Текстовые величины. Выполнение упражнений.

  16. Диалоговые программы. Выполнение упражнений.

  17. Контрольная работа.

Раздел 4

  1. Моделирование в среде графического редактора.

  2. Моделирование в среде текстового процессора.

  3. Моделирование в среде электронных таблиц.

  4. Исследование физических моделей.

  5. Исследование математических моделей.

  6. Оптимизационное моделирование в экономике.

  7. Проверочная работа.

Раздел 5

  1. Практическая работа.

Подготовка к зачёту.

*Темы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов (см. Тематическое планирование).

Виды заданий для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

  • работа с конспектами лекций;

  • работа со справочной литературой;

  • конспектирование текста из учебника;

  • решение задач;

  • работа с компьютерными обучающими программами.

Формы контроля самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

  • устный опрос;

  • проверка конспектов;

  • тестирование;

  • самоотчёт;

  • работа с компьютерными контролирующими программами.

Средства обучения:

  • Аппаратное обеспечение;

  • Программное обеспечение;

  • Дидактические материалы.

Список литературы


  1. Основная:

    1. Угринович Н. Информатика. Информационные технологии. 10 -11 классы. - М., Лаборатория базовых знаний, 2003

    2. Угринович Н. Информатика. Практикум по информатике и информационным технологиям. - М., Бином, Лаборатория знаний, 2003


  1. Дополнительная:

    1. Е. В. Михеева Информационные технологии в профессиональной деятельности : учеб. пособие для студ. сред. про. образования - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010

    2. Е. В. Михеева Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: Учеб. пособие для сред. проф. образования - М.: Издательский центр «Академия», 2004

    3. Гребенюк Е.И. Технические средства информатизации : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования - 5-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 272 с.

    4. Семакин И. Г., Шестаков А.П. Основы программирования: Учебник. - М.: Мастерство, 2002


© 2010-2022