• Преподавателю
  • Информатика
  • Общие вопросы методики преподавания информатики. История внедрения предмета информатика в отечественной школе

Общие вопросы методики преподавания информатики. История внедрения предмета информатика в отечественной школе

Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общие вопросы методики преподавания информатики. История внедрения предмета информатика в отечественной школе

1. На первом этапе в начале 1950 годов отдельные группы энтузиастов в НИИ и вузовских вычислительных центрах вели поисковые работы по обучению школьников началам программирования. Эти группы начали возникать в разных местах. В начале 1960 годов стали открываться школы с математической специализацией, и для них были созданы первые официальные учебные программы по курсу программирования, ориентированных на учащихся средних школ.

В середине 1960 годов в физико-математической школе при Саратовском государственном университете был развернут компьютерный класс на базе ЭВМ Урал 1 и Урал 2, а затем БЭСМ 4. Позднее в этой школе была установлена ЭВМ ЕС 1020. Школьники изучали программирование на языках Алгол 60 и Ассемблер (см. ИНФО, 1993, № 2, С.9).

В 1961 г. В.С. Леднев предпринял экспериментальное преподавание специально разработанного им курса для средней школы по общим основам кибернетики. Результатом этой работы стало официальное включение в середине 1970 годов курса «Основы кибернетики» (объём 140 часов) в число факультативных курсов для общеобразовательной средней школы. Значительная часть его содержания была посвящена информатике.

После школьной реформы 1966 года в учебные планы средней школы были введены новые формы учебной работы - факультативы. По математике и её приложениям было разработано три факультативных курса: «Программирование», «Вычислительная математика» и «Векторные пространства и линейное программирование». В то время эти курсы строились в условиях «безмашинного» обучения и не получили широкого распространения, что было связано как с неподготовленностью преподавателей, так и с отсутствием в школах материальной базы.

В начале 1970 годов начала развиваться система межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК), в некоторых из которых стали возникать специализации по профессиональной подготовке учащихся старших классов в области применения вычислительной техники. В начале 1990 годов с развалом СССР УПК фактически исчезли как форма образовательной деятельности средней школы и сейчас работу продолжают лишь некоторые уцелевшие из них, где готовят, в основном, пользователей персонального компьютера и компьютерных дизайнеров.

В конце 1970 годов появились массовые и дешёвые программируемые микрокалькуляторы. После экспериментальной проверки решением Минпроса СССР они были введены в школьный учебный процесс. Быстро появились методические разработки, которые позволили обеспечить массовое обучение школьников программированию на микрокалькуляторах. Однако появление персональных компьютеров отодвинуло микрокалькуляторы в сторону.

В начале 1980 годов Г.А. Звенигородским была создана интегрированная система программирования «Школьница» - первая отечественная программная система, специально ориентированная на школьный учебный процесс. Всё это создало предпосылки для последующего решения проблемы компьютеризации школьного образования.

2. Второй этап наступил в ходе реформы школы 1984года, когда была объявлена задача введения информатики и вычислительной техники в учебный процесс школы и обеспечения всеобщей компьютерной грамотности молодежи. В конце 1984 года ВЦ Сибирского отделения АНСССР и НИИ СиМО АПН СССР развернули работы по созданию программы нового для школы учебного предмета -«Основы информатики и вычислительной техники», который с 1 сентября 1985 года был введен как обязательный. Одновременно в сжатые сроки были подготовлены пробные учебные пособия для учащихся и для учителей. Тогда же был учрежден новый научно-методический журнал «Информатика и образование» (ИНФО), который и сейчас остается исключительно важным для информатизации образования. Журнал освещает организационные, технические, социально-экономические, психолого-педагогические и методические вопросы внедрения информатики и информационных технологий в образовательную сферу.

В летний период 1985 и 1986 годов была проведена массовая переподготовка учителей математики и физики на специальных курсах, а также начата регулярная подготовка учителей информатики на физматах пединститутов.

3. В 1993 году была принята первая версия базисного учебного плана школы, в котором информатику предлагалось изучать с 7 класса за счёт часов вариативной части. Однако в базисном учебном плане 1998 года информатика была прописана уже в инвариантной части в составе образовательной области «Математика» как самостоятельный предмет в 10-11 классах, а за счёт вариативной части она могла изучаться с 7 класса. В это же время стала намечаться тенденция со стороны органов управления образованием « размазать» информатику по образовательным областям «Математика» и «Технология». Эту тенденцию заметили методисты и стали активно противодействовать попыткам расчленения информатики как самостоятельного предмета. Всё это привело к тому, что в базисном учебном плане 2004 года информатика включена как обязательный предмет с 3 класса, правда, как учебный модуль предмета «Технология» в 3 и 4 классах, и как отдельный предмет - с 5 класса. Такие «шараханья» директивных органов системы образования, конечно, не способствуют стабильности и повышению качества обучения по информатике, но отражают тенденции в подходах различных групп ученых, методистов и чиновников от системы народного образования.



© 2010-2022