Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Раздел Информатика
Класс 12 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе


Ф.И.О. аттестуемого Лашхия Ольга Александровна

Технология


Обоснование выбора

Системность использования

(периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)

Результат

(методическая и практическая направленность использования)













Развитие критического мышления через чтение и письмо

На уроках часто сталкиваюсь с определенной проблемой, которая связана с тем, что у учащихся недостаточно развиты навыки мыслительной деятельности: умение логически рассуждать при обсуждении той или иной проблемы, анализировать, делать выводы, что является одной из причин сложностей в обучении детей.

Диагностика, проведенная в параллели 6-8 классов по методикам: «Исключение понятий» (для исследования способности к классификации и анализу), «Сравнение понятий», выявила невысокий уровень способности к классификации и анализу. Материалы диагностической работы размещены на сайте ОО: kr-school.ucoz.ru/index/tvorcheskaja_gruppa_quot_informacionnye_tekhnologii_quot/0-47

В ходе проведения диагностических исследований выявлено, что у учащихся недостаточно сформированы следующие навыки мыслительной деятельности:

- неумение делать выводы и обобщения из прочитанного: 49% учащихся 6-х классов показали средний и низкий уровень восприятия текста;

- неумение устанавливать причинно-следственные связи: 37% учащихся 7-х классов показали средний результат.

Результаты исследования показали очевидную необходимость выбора технологии, направленной на развитие мыслительной деятельности учащихся.

Наиболее рациональной технологией для создания благоприятных условий развития и стимулирования мыслительной деятельности каждого ученика является технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Название технологии объясняет её суть: мышление «работает» через чтение и письмо, через те базовые процессы, с помощью которых человек получает и передаёт информацию. Актуальностью данной технологии является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

ТРКМЧП меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе на уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. Уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

Технология развивает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у ученика знаниями. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказаться от них, если они противоречат новому знанию. На уроках ученики задействуют не только разум, но и эмоции и чувства. И как итог - критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых. Главную ценность ТРКМ вижу в том, что она направлена на осмысленный подход к обучению и сохранению здоровья. Обучая школьников мыслить, таким образом, подталкиваю их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимой информации.

Урок по данной технологии

состоит из трех этапов (стадий):

  • стадия вызова,

  • смысловая стадия

  • стадия рефлексии.

Учитель выступает в качестве проводника, консультанта.

Учащиеся получают новую информацию, осмысливают ее,

соотносят с уже имеющимися знаниями.

Эту технологию применяю уроках деятельностной направленности в соответствии с ФГОС:

  • уроки «открытия» нового

знания;

  • уроки отработки умений и рефлексии;

  • уроки общеметодологической направленности;

  • уроки развивающего контроля.

  • работа с информационным

текстом;

  • взаимообучение;

  • урок-исследование;

  • урок актуализации знаний.

На 50% уроков эту технологию использую на этапе включения в систему знаний и повторения.

На 65 % уроков - на стадии осмысления.

Технология критического мышления помогает мне:

  • организовать самостоятельную работу на уроке;

  • вовлечь каждого ученика в учебный процесс;

  • развивать у учащихся положительное отношение к интеллектуальной творческой деятельности;

  • повышать уровень самоорганизации учащихся;

  • овладевать рациональными приемами самообразования;

  • стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность;

  • развивать ключевые компетентности лично значимые для учащихся умения и навыки.

Анализируя результаты отмечаю, что использование технологии критического мышления позволило добиться определённых результатов:

  • стабильного уровня обученности, повышения качества знаний обучающихся;

  • повышения уровня познавательной активности учащихся;

  • позитивное отношение учащихся к учебному предмету;

  • позволило увеличить время на самостоятельную работу учащихся, что способствует углубленному и сознательному обучению, прочности усвоения знаний.

  • развивать самостоятельность и стремление учащихся к самообразованию;

  • разнообразить используемые формы организации обучения, способствующие развитию у школьников интереса к знаниям, познавательной активности;

  • целенаправленно формировать общеучебные умения и мыслительные навыки;

  • повысить успеваемость учащихся, качество образования, уровень коммуникативных умений школьников.

На мой взгляд, возможность отслеживания результатов применения технологии всё же есть: учащиеся классов, в которых я применяла технологию, научились работать в сотрудничестве. Изменилась к лучшему ситуация с прочтением программной литературы (для активной работы на уроке необходимо знание текста), чтение стало осмысленным, потому что дети научились выделять ключевые моменты, работать с источником информации, сравнивая, обобщая и делая выводы; и, наконец, учащиеся стали смелее выражать свои мысли в устной и письменной форме.

На уроках использую различные приемы ТРКМЧП.

Прием «Верю не верю».

Использую на стадии вызова.

Пример. Тема урока - Системы счисления. Стадия вызова. На столах у учащихся лежат карточки с вопросами. Все они начинаются со слов «верите ли вы, что…» Ответ на вопрос может быть только «да» (+) или «нет» (-) Поставьте соответствующий знак в первом столбце (а). Работайте в парах.

Содержание карточки (по стихотворению Старикова «Необыкновенная девочка»).

Учитель предлагает учащимся разрешить возникшую проблемную ситуацию, а для этого сформулировать вопросы, на которые нужно получить ответы и способы приобретения новых знаний. Учащиеся обращаются к тексту учебника «Перевод чисел из двоичной системы счисления».

Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение в текстовом редакторе WordPad по теме «Устройство ПК». Например, «Жили-были системный блок, монитор, клавиатура и мышка…»

Прием «Кластер». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Например, взять тему в 9 классе «Алгоритм, свойства, исполнители». Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий.

Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока, например

Компьютер

Персональный, современный

Хранит, обрабатывает, создает

Компьютер - электронно-вычислительная машина

Память

Цикл

Сложный, разный

Повторяется, работает, зацикливается

Без цикла нельзя начистить картошку

Важно





Здоровьесберегающие технологии

Здоровье нации - одна из актуальнейших проблем современного общества. Использование данных технологий в моей работе обосновано следующими факторами:

  • возрастание учебной нагрузки, повышение утомляемости на уроке;

  • неумение учащихся самостоятельно преодолевать усталость;

  • повышенная степень тревожности из-за боязни не быть успешным;

  • однообразие видов деятельности;

  • интенсификация процесса обучения;

  • снижение двигательной активности;

  • отсутствие ценностного отношения к собственному здоровью в семье и обществе в целом;

  • несформированность навыков здорового образа жизни;

Все это способствовало изменению мотивации образовательной деятельности учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

На каждом уроке применяю физкульминутки, меняю виды деятельности учащихся. Соблюдаю требования техники безопасности и санитарно-гигиенические требования, стараюсь создать психологически комфортную среду на уроке:

  • учитываю возрастные и физиологические особенности организма ребенка для снятия утомляемости путем чередования во время урока различных форм работы с учащимися: физкультминуток, динамических пауз, зарядок, релаксации;

  • провожу гимнастику для глаз, для рук, оригинальную гимнастику;

  • осуществляю контроль за соблюдением гигиенических условий учебного процесса (освещенность, воздушно-тепловой режим);

  • исключаю перегрузки;

  • провожу целенаправленную рефлексию в итоговой части урока;

  • контролирую соблюдение обучающимися правильной осанки, позы за столом;

  • даю дозированное домашнее задание;

  • переключаю внимание с одного вида деятельности на другой(4-7);

  • чередую виды учебной деятельности (смена не позднее, чем через 7-10 минут).

За счет применения данной технологии увеличилась плотность урока за счет повышения темпа работы учащихся, повысилась активность познавательной деятельности. Соблюдая гигиенические и психолого-педагогические условия проведения урока улучшилось функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Среди учащихся 5-7 классов был проведен опрос: «Физкультминутки на уроках - помогают или мешают?». Ответы были следующие:

  • помогают преодолевать сонливость- 35%;

  • повышают работоспособность - 30%;

  • создают хорошее настроение -20%;

  • способствуют общению - 6%;

  • мешают уроку - 5%;

  • ограничивают время урока - 4%.

В ходе своей деятельности в направлении здоровьесбережения на уроке я вижу положительные результаты. Они выражаются в итогах опроса, проводимого мной в классах, где я работаю. На вопрос, с каким настроением вы идете на урок - «с хорошим» ответили в 2013-2014 учебном году 60 % учащихся, а в 2014-2015- 81%. По окончании урока информатики уставали соответственно 7% и 5%.

Применяю данную технологию, например, при создании документов средствами Microsoft Office учащиеся выполняют задания: создают рисунки, открытки «Здоровый образ жизни», «Компьютер», «Охрана окружающей среды»; презентации «Экология», «ЗОЖ», «Компьютер и здоровье», «Мир вокруг нас»; базы данных «Разработка информационной системы для хранения данных о состоянии здоровья класса»; электронные таблицы «Составление и решение задач, связанных с выбором действий в зависимости от условий поставленных задач».

Увеличилось количество спортивно- массовых мероприятий, проводимых совместно с родителями на 10%.

В 2014 - 2015 уч. году мой класс 5 «В» занял II место в спортивном празднике "Мама, папа, я - спортивная семья".















ИКТ - технологии

Причиной использования ИКТ-технологии явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности, а также результаты собственных диагностик образовательной практики, которые свидетельствуют о том, что более чем у половины моих учеников, школьников подросткового возраста, наблюдается нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с информацией. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.

Работа над этой проблемой побудила меня к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволили бы повысить эффективность усвоения знаний, помогли распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Применяя информационно-коммуникационные технологии реализую идеи индивидуализации и дифференциации обучения.

Использование ИКТ дает мне широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать видеофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний. Эти технологии стали хорошими помощниками, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным. За годы работы сложились следующие формы применения ИКТ на уроках:

  • работа в Word: тексты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал;

  • работа в Power Point: мультимедийные презентации учителя и учеников;

  • работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;

  • ипользование Интернета и медиаресурсов: дополнительный материал;

  • использование интерактивной доски позволяет мне и ученикам в полной мере изложить и достаточно хорошо усвоить изучаемый материал.

Применение данных форм работы позволяет не только создать условия для экономии времени и затрат труда учителя, но и осуществлять работу по стимулированию и развитию познавательного интереса учащихся, формирования у них навыков работы с информацией.

Компьютер применяю на всех типах и этапах урока с учетом санитарно-гигиенических норм для каждого возраста:

  • на этапе мотивации;

  • на этапе актуализации знаний;

  • на этапе проблемного объяснения нового материала;

  • на этапе первичного закрепления;

  • этап - включение в систему знаний и повторение;

  • самостоятельная работа с самопроверкой.

Информационно-коммуникационные технологии на своих уроках я использую для различных целей:

  • повысить мотивацию обучения;

  • повысить эффективность процесса обучения;

  • способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

  • совершенствовать методики проведения уроков;

  • своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

Использование ИКТ на уроках информатики, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне(музыка, анимация);

  • повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 - 2 раза;

  • усовершенствовать контроль знаний;

  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам;

  • индивидуализировать учебный процесс.

Эффективность использования ИКТ на уроках информатики подтверждается результатами диагностики. При использовании в учебном процессе на уроках информатики ИКТ проводился ряд диагностических мероприятий с целью изучения эффективности использования данной технологии. Определялся уровень повышения мотивации в учебно-познавательной деятельности, анализировался уровень успеваемости, обученности, качества знаний.

Вывод: по результатам диагностики уровня сформированности мотивации учения наблюдается рост интереса к учению, учебных мотивов: 2010-2011 учебный год - 75%, 2012-2013 уч. год - 86%. Наблюдается положительная динамика мотивов учения и уровень сформированности мотивации учения у выпускников (11 класс - 86%) является оптимальной.

Развивается умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.

Повышается эффективность урока за счет использования мультимедиа средств, Интернет-технологий.

При подготовке и проведении уроков на различных этапах обучения применяю средства ИКТ готовые, представленные в Интернете и собственные. Например, при объяснении новой темы в 6 классе «Алгоритмы» использую собственную презентацию, размещенную на сайте informolga.ucoz.ru/index/moi_otkrytye_uroki/0-24е;

программные средства обучения и контроля - электронные учебники, интерактивные тесты УМК Л. Босовой; клавиатурные тренажеры, например, BabyType2000, Stamina, Руки солиста.

Для подготовки к ГИА предлагаю учащимся тесты онлайн:

examen.ru/gia/tests-list

inf.сдамгиа.рф/

gia-online.ru/tests/10

На 100% использую возможности АСУ РСО, электронной почты (родители, учащиеся, коллеги).

Кроме того, ИКТ помогают совершенствоваться мне как педагогу, осваивать новые педагогические достижения и транслировать свой опыт.

informolga.ucoz.ru/

multiurok.ru/informolga/











Технология проектной деятельности

В настоящее время происходит падение интереса у учащихся к получению знаний, повышению уровня интеллекта. Возросло количество детей, не умеющих общаться и работать в коллективе. Проектная деятельность учащихся прописана в стандарте образования, поэтому каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Современное общество требует от школы подготовки подрастающего поколения, способного самостоятельно решать многие жизненно важные вопросы, проявлять социальную активность, осмысливать события, критически мыслить, использовать школьные знания для решения социальных проблем. Применение метода проектов на уроках информатики продиктовано особенностью предмета. В кабинетах информатики всегда присутствуют компьютеры и выполнение практических заданий на компьютере становится неотъемлемой частью урока. Сущность данного типа технологии заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

Технология проектной деятельности учащихся на уроках создает широкие возможности для развития многих компонентов личности: опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира.

Технология проектного обучения использую, как правило, в конце определенного раздела или модуля.

Данную технологию применяю при проведении нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или проекта. Это урок-исследование, урок лаборатория, урок-творческий отчет, урок изобретательства, урок - рассказ об ученых, урок-защита исследовательского проекта и т.д.

Функции учителя в этом процессе: направлять, координировать, поддерживать непрерывную обратную связь, чтобы помогать ученикам, продвигаться в работе над проектом.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Результат работы позволил мне отметить развитие у учащихся творческой и коммуникативной активности, познавательной самостоятельности. Повысился интерес к предмету. Ежегодно новые учащиеся включаются в поисковую деятельность. Увеличился объем знаний, приобретаемых и контролируемых самостоятельно.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

  • приобретает коммуникативные навыки и умения;

  • овладевает практическими умениями построения исследовательской работы;

  • собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делают выводы и заключения;

  • обучается планированию, умению составлять письменный отчет;

  • приобретают ответственность;

  • формируется позитивное отношение к работе.

Предлагаю учащимся выполнить проекты: проект «Мой компьютер» для проверки качества знаний по теме «Устройство ПК»; проект «Афоризмы» для учащихся 10-х классов в рамках изучения темы «Файловая структура». Данный проект позволяет закрепить навыки навигации в ОС Windows, использования архиваторов и всех критериев поиска файлов: по имени, типу, символу и имени, размеру, дате, содержащемуся в файле тексту; проект «Кроссворд» в Microsoft Excel; проект «Социологический опрос», где старшеклассники, составив анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывают полученные материалы в Excel.















Электронный образовательный ресурс

В современных условиях у ребят сформировался новый уровень восприятия информации. Для современного учащегося традиционные источники получения информации утратили своё прежнее значение и это привело к снижению интереса к процессу обучения. Использование ЭОР и есть то средство, которое может существенно повлиять на эффективность учебного процесса и на повышение качества образования.

Использование ЭОР на уроках дает возможность:

  • повышать у учащихся интерес к предмету;

  • облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу на компьютере;

  • подготовить к самостоятельному усвоению дисциплин;

  • выявлять и развивать способности;

  • овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

  • интеллектуально развивать учащихся.

Использую: на всех типах и этапах урока; в проектной деятельности; при создании материалов к урокам;

при выступлении на собраниях, педсоветах и т.п.; в процессе создания и передачи общешкольной информации; в процессе научной деятельности; при обмене опытом как внутри школы, так и между школами; при проведении практических работ, когда учащиеся могут работать индивидуально или группами, при этом скорость и качество выполнения практических работ высокие.

Для подготовки к урокам и внеурочным занятиям, во внеклассной постоянно использую большое количество электронных ресурсов. Среди них:

klyaksa.net/ -информационно-образовательный портал для учителей информатики и ИКТ «Клякс@.net»

metod-kopilka.ru/ - Методическая копилка учителя информатики «Metod-kopilka.ru»

inf777.narod.ru/ - Сайт для учителей информатики «Информатика в школе»

oivt.ru/- Сообщество учителей информатики

informatiku.ru/ -Коллективный блог учителей информатики г. Новочеркасска «Урок информатики»

uroki.net/docinf.htm - Бесплатная методическая помощь «Uroki.net»

alleng.ru/edu/comp1.htm -

Образовательные ресурсы Интернета - Информатика «К уроку информатики»

videouroki.net/ - Видеоуроки в сети Интерент

infojournal.ru/index.htm-

Научно-методический журнал «Информатика и образование»

somit.ru/informatika_karta.htm-

Информатика в анимациях

school.dentro.ru/index.php

- Информатика в школе Виртуальный компьютерный музей

computer-museum.ru-

compulenta.ru/ - Интернет-издание "Компьюлента", посвященное новостям компьютерной индустрии, науки и техники

wisesoft.ru/-Каталог офф-лайн журналов (большой выбор компьютерных журналов)

chernykh.net/-История компьютера

inf1.info/ - Планета информатики

olympiads.ru/index.shtml-Олимпиадная информатика

teachvideo.ru/faq-Коллекция видеоуроков по разным сферам IT-тематики

spohelp.ru/-Пакет свободного программного обеспечения для образовательных учреждений РФ

intuit.ru/ - Интернет университет информационных технологий

Применение ЭОР на уроках облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к предмету, мотивирует учащихся к самостоятельному поиску необходимого материала, нахождению дополнительной информации по данной теме, развитию желания и умения учиться, осуществлять контроль через тест-контроль. На уроках с использованием ЭОР даже "слабые" учащиеся работают более активно, проявляют интерес.

Приведу список часто используемых электронных ресурсов, которые необходимы в работе:

school-collecction.edu.ru/catalog

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Здесь располагаются материалы справочной литературы, а так же публикуются конспекты уроков по отдельным темам.

Использую материал при подготовке уроков.

Учащиеся используют этот сайт при подготовке домашних заданий, сообщений, презентаций.

my.1september.ru

Проект «школы цифрового века» 1 сентября

На страницах сайта представлены периодические издания ИД «Первое сентября». Имеется много материала по преподаванию различных предметов в школе.

Материал можно использовать для подготовки выступлений на МО и педсоветах, круглых столах.

pedsovet.su/load/242

электронная газета «Педсовет»

Консультации ведущих специалистов, психологов публикуются на этом сайте.

Материал используется для написания контрольных работ и других материалов к урокам.

drofa.ru

электронные приложения к учебникам дают возможность проверять свои знания при подготовке домашних заданий.

Публикуются консультации ведущих специалистов, психологов.

Материал используется для написания контрольных работ и других материалов к урокам.

Используют для подготовки домашних заданий.

openclass.ru/

сетевые образовательные сообщества «Открытый класс»

Сайт предлагает большое количество методического материала

Использую материал для подготовки к урокам и конкурсам.

ict.edu.ru/

портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

Собраны ссылки на Интернет-ресурсы по информационным технологиям, которые могут быть использованы в образовательных целях .

Использую материал для подготовки к урокам и конкурсам.

Заместитель руководителя ОО ________________________ / О.Н.Абашкина /

МП



© 2010-2022