- Преподавателю
- Информатика
- Конспект урока на тему: Представление о модели объекта 9 класс
Конспект урока на тему: Представление о модели объекта 9 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Огородников В.В. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Информатика и ИКТ
9 класс
2 урок
Представление о модели объекта.
Цель урока:
1) дать понятия «модель объекта», «информационная модель»;
2) научить учащихся составлять информационную модель объекта в зависимости от цели исследования объекта.
Задачи:
1) Определить понятие модель объекта, опираясь на интуитивное понимание и имеющиеся знания учеников;
2) подчеркнуть значение цели при создании модели объекта;
3) показать, что модели могут не только материальными, но и нематериальными;
4) показать возможность моделирования процессов.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Изучение нового материала.
-
Понятие модели.
Даже самые простые объекты окружающего мира обладают большим количеством характеристик. Поэтому при исследовании объекта, чтобы понять, как он действует, целесообразнее рассматривать его упрощенное представление - модель, отражающую некоторые характеристики данного объекта.
ОПР. МОДЕЛЬ - аналог (заместитель)оригинала, отражающий некоторые его характеристики. При построении модели сам объект называют оригиналом или прототипом.
Этот аналог служить для хранения и расширения знания об оригинале. Например, в качестве объекта можно рассмотреть человека. Для любого ребенка первой моделью человека является кукла. Кукла неизбежно будет заменена другими моделями. Модель человека, как и сам объект, очень многогранна и будет завесить от характера, проявленного к ней интерес.
Например:
- Портному большую пользу в работе может оказать манекен, так как его прежде интересует «размеры» человека: объем шеи, длина спины, длина плечи.
- Для преподавателя анатомии или медика, при изучении костного строение человека, моделью является скелет.
- А красота человеческого тела отражается в скульптуре и на картинах.
Скажите, почему для одного реального объекта предлагается несколько различных моделей?
ОТВЕТ: потому что каждая модель отражает определенные свойства.
Модели могут быть материальными (предметными) и нематериальными (абстрактными). Моделью может быть не только материальный объект, передающий свойства и действия реального объекта, но и математические формулы, чертежи, таблицы - это нематериальные модели. В школе при решении задач по физике, химии, геометрии вы используете математические модели - формулы. Кроме того, прежде, чем что-то сделать (позавтракать, сделать покупки), вы сначала представляете все это в уме и только потом действуете, т.е. вашей деятельности предшествует процесс создания мысленной модели.
-
Информационные модели.
Прежде чем построить модель, необходимо сначала собрать информацию об объекте. В зависимости от цели исследования объекта часто достаточно информационной модели - целенаправленно отобранной информации об объекте, которая отражает наиболее существенные для исследования свойства. То есть, у одного прототипа может быть несколько информационных моделей в зависимости от цели исследования.
ОПР. Информационная модель - целенаправленно отобранная информация об объекте, представленная в некоторой форме.
Формы представления информационных моделей могут быть различными, например:
-в виде жестов или сигналов;
-устная, словесная;
- символьная (текст, числа, специальные символы);
- графическая;
- табличная.
Пример информационной модели.
Объект
Цель
Информационная модель
(какую информацию необходимо знать)
Собака
-
Нарисовать
Внешность собаки, её повадки (для естественности изображения позы).
-
Определить пригодность для службы в пограничных войсках.
Качества объекта: нюх, выносливость, способность к дрессировке, быстрота бега.
В наше время для создания сложных моделей, для обработки информации об объекте используют компьютер, так как в его памяти может храниться очень много информации.
Информационные модели играют очень важную роль в жизни человека. Получаемые на уроках знания позволяют вам составить различные информационные модели, которые в совокупности отражают информационную картину окружающего вас мира.
- Уроки истории дают возможность построить модель развития общества.
- На уроках астрономии доступными вам средствами рассказывают о модели Солнечной системы.
- На уроках географии вы получаете информацию о географических объектах: горах, реках, странах и пр. Это тоже информационные модели.
III. Домашнее задание. Прочитать стр. 71-80, письменно выполнить задания 8, 9 на стр. 80.