- Преподавателю
- Информатика
- Программа учебной практики по работе с информацией Компьютерное делопроизводство 10 – 11 класс
Программа учебной практики по работе с информацией Компьютерное делопроизводство 10 – 11 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Молякова Е.А. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа
учебной практики по работе с информацией
Компьютерное
делопроизводство
10 - 11 класс
Общее количество часов - 136
Автор - составитель:
учитель математики и информатики
МБОУ "СОШ № 1"
г.Петровска
Молякова Елена Анатольевна
Петровск -2013
Пояснительная записка.
Обоснование актуальности :
Возрастающая интенсивность информационных потоков и повышение требований оперативности реагирования на поступающую информацию диктуют новые подходы к организации управления документооборотом в организациях любого уровня.
В современном обществе решение возникающих проблем организации делопроизводства возможно только за счет активного использования новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и компьютерных сетей.
Любой сотрудник, работающий в системе делопроизводства, должен овладеть необходимым программным инструментарием для обработки документов на компьютере. От его знаний и умения работать на компьютере будет во многом зависеть его карьера и успех в деловом мире.
Какую бы мы организацию не рассмотрели, всегда можно выделить нечто общее, что объединяет их, независимо от уровня, ранга и назначения. Этим общим является деятельность, связанная с обработкой документов, так как любое управленческое решение, должно быть зафиксировано в документах и доведено до соответствующих исполнителей. Следует отметить, что почти все работники сферы управления сталкиваются в своей деятельности с компьютерами, но далеко не все имеют представление о широчайших возможностях использования компьютерных технологий для рациональной и эффективной организации работы с документами.
Учебная практика «Компьютерное делопроизводство» необходима тем, кто хочет работать секретарем или секретарем-референтом, но плохо представляет себе эту область деятельности; она будет полезна будущим студентам, чья дальнейшая деятельность будет протекать в офисе: менеджерам, экономистам, административным работникам, специалистам, юристам.
Место данной практики в образовательном процессе.
Данная учебная практика входит в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы и предполагает повышение уровня образования за счет углубленного изучения материала по информационным технологиям, изучаемым в общеобразовательной школе.
Основное отличие предлагаемого учебного курса заключается в том, что он является интегрированным и позволяет получить всю информацию, необходимую для успешного ведения современного компьютерного делопроизводства, то есть обеспечить учащемуся:
-
знание теории основ делопроизводства;
-
умение подготовить на компьютере документы, отвечающие современным требованиям и установленным нормативным актам;
-
умение оперативно работать с информацией;
-
умение организовать свое рабочее место и деятельность в соответствии с требованиями современного делопроизводства;
-
знание технологии работы в офисе с программными продуктами MS Word, MS Excel, MS Access, MS PowerPoint, MS Outlook.
Цели курса:
-
формирование информационной культуры как совокупности знаний, умений и навыков, информационного мировоззрения, необходимых для самообразования и для подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности;
-
овладение навыками компьютерной обработки деловой информации с помощью профессиональных систем, получивших в настоящее время наибольшее распространение в этой области деятельности
-
изучение систем обработки текстовой информации, способов компьютерной обработки деловой информации, основ делопроизводства, методов организации делопроизводства, стандартов деловых документов.
Задачи курса:
-
дать представление о современных подходах к организации делопроизводства;
-
познакомить с различного рода документами и с тем, где и когда тот или иной документ надо использовать;
-
научить оформлять документы в соответствии с существующими правилами;
-
освоить наиболее распространенные программные продукты общего назначения, используемые для обеспечения компьютерного документооборота;
-
освоить современные способы пересылки информации и оперативного реагирования на сообщения
-
заложить основы умений и навыков, востребованных на рынке труда.
Методы обучения:
Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию документов. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняются с помощью компьютера и необходимых программных средств. Наряду с индивидуальной, организуется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности - авторского действия, выраженного в проектных формах работы.
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Программа курса обеспечивается учебным пособием для учеников, методическими рекомендациями для учителя, а также компьютерами, компьютерными программами, ГОСТами, обозначенными в программе курса. В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, а также разделы «Справка» в изучаемых компьютерных программах.
Формы организации учебных занятий:
Занятия имеют две части: лекционную и практическую. Важной составляющей каждого урока является творческая самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа учащихся. Основной тип занятий - комбинированный. Основная цель практического раздела программы - формирование у учащихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков по созданию деловых бумаг.
При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Единицей учебного процесса является блок уроков. Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно. С учетом регулярного повторения ранее изученных тем темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами.
В ходе обучения учащимся периодически предлагаются контрольные работы на проверку освоения изученного материала. Выполнение контрольных работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысление материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
-
требования безопасности труда на рабочем месте;
-
основные правила и инструкции по безопасности, комплекс физических упражнений для предупреждения переутомляемости.
-
устройство клавиатуры, назначение управляющих клавиш и правила работы с ними при слепом десятипальцевом методе;
-
правила посадки при печати, исходную позицию пальцев;
-
распространенные сокращения слов и правила их применения;
-
классификацию видов документации;
-
правила оформления: писем, докладных записок, объяснительных записок, служебных справок, приказов, протоколов и выписок из протокола, заявлений, автобиографий, резюме, распоряжений, актов;
-
способы графления таблиц и правила их заполнения.
-
понятие "реквизит документа", состав и назначение реквизитов служебных документов;
-
виды программных продуктов для организации работы офиса.
-
правила организации документооборота;
-
правила регистрации, индексации документов;
-
виды и назначение номенклатуры дел;
-
правила телефонного общения.
-
назначение электронных таблиц;
-
элементы ЭТ (строка, столбец, ячейка, лист, книга) и их характеристики;
-
типы данных и форматы их представления;
-
понятие абсолютной и относительной ссылки;
-
правила представления числовой информации графическими средствами табличных процессоров;
-
понятие, назначение, виды баз данных;
-
понятие, назначение системы управления базами данных (СУБД);
-
функциональные возможности СУБД;
-
назначение мастера и конструктора;
-
назначение запроса, фильтра;
-
виды компьютерных сетей;
-
понятие сервер, ссылка, электронный адрес, электронная почта;
-
структуру и приемы работы в браузерах;
-
способы и средства работы с файлами (программа Проводник, меню, мышь);
-
действия, выполняемые над файлами и папками, алгоритмы этих действий;
-
характеристики файлов;
-
приемы работы со стандартными программами;
-
понятие текста его основных элементов и их характеристики (символ, абзац);
-
назначение и основные возможности текстового процессора;
-
структуру интерфейса текстового процессора и назначение его элементов;
-
суть операций вставки, замены, удаления, копирования, перемещения объектов
-
средства и способы редактирования и форматирования ТД;
-
понятие и технологию внедрения объектов (рисунков, диаграмм);
-
методы быстрого создания документов средствами автоматизации (сканирование, слияние);
-
виды программных продуктов для организации сканирования документов;
-
общую характеристику средств оргтехники, их назначение;
-
требования к размещению средств оргтехники в помещении офиса;
-
назначение и сервисные возможности факсимильной, телефонной, телетайпной и пейджинговой связи.
-
способы антивирусной защиты.
Учащиеся должны уметь:
-
пользоваться электроприборами, первичными средствами пожаротушения.
-
принимать правильную рабочую посадку за клавиатурой, постановку рук;
-
организовывать рабочее место и соблюдать условия труда.
-
заполнять и оформлять реквизиты всех видов;
-
составлять и оформлять служебные документы;
-
оформлять личные документы в соответствии с требованиями;
-
выполнять построение сложных таблиц;
-
использовать справочную систему для выяснения вопросов;
-
осуществлять создание, копирование, перемещение, удаление, переименование файлов и папок;
-
вести работу в стандартных программах Windows;
-
настроить работу клавиатуры, мышки, принтера;
-
создавать, сохранять, открывать документы различных форматов;
-
производить оформление документов: оформлять перечисления (списки) в тексте, оформлять текст в виде нескольких колонок, оформлять границы и заливки в тексте, вставлять оглавление;
-
оформлять страницы документа для печати: размеры и расположение полей, нумерацию страниц, колонтитулы;
-
разрабатывать формы документов как шаблоны;
-
внедрять графические элементы в текст;
-
организовать работу с редактором формул;
-
производить настройку параметров программы;
-
работать с таблицами.
-
работать со сканером и программами, поддерживающими их работу;
-
пользоваться приемами автоматизации при заполнении таблиц Microsoft Excel;
-
составлять формулы для вычислений в таблице, используя стандартные функции;
-
производить редактирование готовых табличных документов;
-
представлять данные в виде разнотипных диаграмм, проводить их редактирование и форматирование;
-
организовать средствами поиск, сортировку, межтабличные связи.
-
создавать структуру однотабличной базы данных средствами мастера и конструктора;
-
вводить и редактировать данные средствами СУБД;
-
формировать фильтр для отбора нужных данных;
-
осуществлять сортировку данных;
-
создавать отчет средствами СУБД для вывода данных;
-
создавать БД из двух взаимосвязанных таблиц;
-
осуществлять обмен информацией по электронной почте;
-
организовать поиск информации в сети Интернет.
Навыки, приобретенные в этом курсе, могут рассматриваться как один из промежуточных этапов профессионального взаимодействия в любой сфере деятельности, в том числе и выбранной профессиональной. Знание форм и методов оформления, структуры и назначения основных видов деловых документов, умение правильно их составлять и оформлять с помощью компьютера позволит учащимся в будущем быстрее адаптироваться в условиях реальной деловой деятельности.
Учебно-методический комплект
Программа курса обеспечивается:
-
учебным пособием для учеников: «Компьютерное делопроизводство» Н. Макарова, Г. Николайчук, Ю. Титова (Изд. Питер 2010.);
-
курсом лекций по основам компьютерного делопроизводства, составленных учителем;
-
пакетом программ MS Office;
-
практическим компьютерным курсом по информационным технологиям на CD-дисках (Кирилл и Мефодий);
-
Internet материалами по компьютерному делопроизводству;
-
комплектом заданий по практической части курса;
-
комплектом обучающих презентаций и опорными конспектами.
Способы оценивания уровня достижений учащихся:
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные документы), а также их личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения - устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные аналитические данные, в том числе и рейтинги.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учениками минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя.
Одна из задач педагога - обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей конечного образовательного продукта.
Для контроля знаний используется рейтинговая система. Усвоение теоретической части проверяется с помощью тестов. Каждое практическое занятие оценивается определенным количеством баллов.
Итоговая оценка выставляется по сумме баллов за все тесты и практические занятия по следующей схеме:
«2» - менее 40% от общей суммы баллов;
«3» - от 40 до 59% от общей суммы баллов;
«4» - от 60 до 74% от общей суммы баллов;
«5» - от 75 до 100% от общей суммы баллов.
При успешном окончании курса выдается грамота.
Эффективное поведение делопроизводителя имитируется в деловой игре, которая используется для решения задачи усвоения и закрепления изученного материала, развития творческих способностей, а также дает возможность учащимся применить изученное в созданной учебной ситуации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя
-
Андреева В. И. Делопроизводство: Практическое пособия с образцами документов, 6-е изд.,испр. и доп. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2010
-
Андреева В. И. Образцы документов по делопроизводству. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2010.
-
Макарова Н. В., Николайчук Г. С, Титова Ю. Ф. Компьютерное делопроизводство: учебный
курс. - СПб.: Питер, 2009 -
dogovorlibrary.by.ru/index.htm - коллекция типовых договоров, образцов заявлений,
исков, бланков -
directum.ru/339256.shtml - электронное делопроизводство и канцелярия
-
directum.ru/340614.shtml - ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело.
Термины и определения. -
dis.ru/slovar/deloproizvodstvo- словарь по разделу «Делопроизводство»
-
hrm.ru/db/hrm/94BA941BD8FB5A55C32569BC005C96AA/category.html- статьи по делопроизводству
-
iparegistr.com/sekretdelo.php - журнал «Секретарское дело»
-
microsoft.com/rus/government/docflow - эл.документооборот и делопроизводство.
-
mifi.ru/buchuchet-workmaking-lesson-l .htm - оформление служебных писем
-
opb.ru/deloproizvodstvo.html - делопроизводство в организации
-
siora.ru/regulation/87.asp - образцы должностных инструкций
-
tomsk.fio.ru/works/groupl0/lasarenko/Norm_doc/ttgdt/Rekomend/P630-97.htm
унифицированная система организационно-распорядительной документации, требования к оформлению документов
Для учащихся
-
Л.М.Вялова. Основы делопроизводства. Серия «Профессиональная подготовка школьников». Москва, 2010.
Учебно-тематическое планирование
№
п./п.
Предметы
Класс обучения
Всего часов за курс обучения
10
11
1.
Машинопись
12
9
21
2.
Делопроизводство
13
15
28
3.
Культура делового общения
2
2
4.
Компьютерные технологии.
30
42
72
5
Организационно-техническое
обеспечение офиса
3
ИТОГО:
58
68
126
Практика (выполнение заданий для нужд школы)
10
10
ВСЕГО
68
68
136
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
№
п./п.
Раздел, тема
Количество часов
Раздел
Тема
I
Машинопись
12
1
Организация труда секретаря
2
1.1
Правила техники безопасности
1
1.2
Оборудование рабочего места
1
2
Изучение клавиатуры
10
2.1
Понятие о слепом «десятипальцовом» методе.
1
2.2
Схема клавиатуры
1
2.3
Программы-тренажеры
8
II
Делопроизводство
13
1
Введение
2
1.1
История развития делопроизводства и секретарской службы
1
1.2
Организация труда персонала
1
2
Служебные документы
11
2.1
Состав реквизитов документов
1
2.2
Бланк документов
1
2.3
Правила оформления реквизитов документов
1
2.4
Виды служебных документов и их назначение
1
2.5
Составление и оформление служебных писем
1
2.6
Приказ и выписка из него
1
2.7
Докладная записка и справка
1
2.8
Протокол и выписка из него
1
2.9
Акт
1
2.10
Заявление
1
2.11
Резюме
1
III
Компьютерные технологии
32
1
Программные продукты и основные характеристики
2
1.1
Основные понятия программного обеспечения
1
1.2
Виды программных продуктов для организации работы офиса
1
2
Системное программное обеспечение
9
2.1
Понятие и назначение ОС
1
2.2
Файловая структура. Файлы, папки
1
2.3
Средства работы с файлами. Программа «Проводник», «Мой компьютер»
1
2.4
Действия выполняемые над файлами (копирование, перемещение, удаление, переименование)
1
2.5
Стандартные программы WINDOWS
2
2.6
Правила установки прикладных программ на жесткий диск
1
2.7
Панель управления
1
2.8
Устранение неполадок, тестирование, обслуживание, жесткого диска. Служебные программы.
1
3
Текстовый процессор
20
3.1
Основные правила создания текстового документа
1
3.2
Средства и способы редактирования текста
2
3.3
Средства и способы форматирования текста
3
3.4
Создание таблиц средствами ТП
4
3.5
Создание колонтитулов и элементов оформления
2
3.6
Макетирование
2
3.7
Создание графических объектов средствами ТП
2
3.8
Технология внедрения и связывания объектов OLE
2
3.9
Создание и хранение бланков
1
3.10
Настройка пользовательского интерфейса
1
4
Автоматизация работы в офисе
1
IV
Организационно-техническое
обеспечение офиса
3
1
Общая характеристика средств оргтехники, их назначение
1
2
Технические средства офиса
2
2.1
Средства составления оригинала текстового документа. Средства копирования и оперативного размножения. Классификация средств
1
2.2
Назначение и сервисные возможности факсимильной, телефонной, телетайпной, пейджинговой связей
1
Практика
10
Итого за год
68 часов
Календарно- тематическое планирование
№
п./п.
дата
Раздел, тема
Количество часов
план
факт
Раздел
Тема
I
Компьютерные технологии
35
1
Работа с числовой информацией
15
1.1
2.09
Табличный способ организации обработки данных. Электронная таблица
1
1.2
8.09
Этапы создания табличного документа
1
1.3
15,22, 29,6.10, 13, 20.10
Формулы и функции в табличном процессоре
6
1.4
27.10, 10.11
Абсолютные и относительные ссылки
2
1.5
Диаграммы. Редактирование, форматирование диаграмм
2
1.6
Поиск, сортировка, межтабличные связи
2
1.7
Использование ЭТ как формы для ведения отчетности
2
1.8
Статическая обработка данных
4
2
Хранение и обработка данных
10
2.1
Базы данных. Назначение базы данных.
1
2.2
17.11
Этапы работы с базами данных
1
2.3
24.11
Ввод и редактирование данных в таблицах
1
2.4
Создание БД с применением «Мастера»
1
2.5
Создание БД в режиме «Конструктор»
1
2.6
Создание форм. Редактирование формы
1
2.7
Создание и редактирование отчетов
1
2.8
Обработка данных поиск, запрос, фильтрация
1
2.9
Отработка практических навыков по созданию БД
2
3
Создание презентаций в среде PowerPoint
4
3.1
Создание презентаций при помощи шаблонов оформления и Мастера автосодержания
1
3.2
Создание интерактивных обучающих презентаций.
1
3.3
Настройка режимов демонстрации.
2
4
Электронный офис
3
4.1
Знакомство с интерфейсом среды Outlook
3
5
Сетевые технологии
3
5.1
10
Технология работы в сети.
1
5.2
17
Интернет. Сервис в сети Интернет
1
5.3
24
Деловая игра
1
Итого за год
35