Программа учебной практики по работе с информацией Компьютерное делопроизводство 10 – 11 класс

Данная учебная практика входит в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы и предполагает повышение уровня образования за счет углубленного изучения материала по информационным технологиям, изучаемым в общеобразовательной школе. Основное отличие предлагаемого учебного курса заключается в том, что он является интегрированным и позволяет получить всю информацию, необходимую для успешного ведения современного компь...
Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Программа

учебной практики по работе с информацией






Компьютерное

делопроизводство

10 - 11 класс



Общее количество часов - 136


Автор - составитель:

учитель математики и информатики

МБОУ "СОШ № 1"

г.Петровска

Молякова Елена Анатольевна





Петровск -2013

Пояснительная записка.

Обоснование актуальности :

Возрастающая интенсивность информационных потоков и повышение требований оперативности реагирования на поступающую информацию диктуют новые подходы к организации управления документооборотом в организациях любого уровня.

В современном обществе решение возникающих проблем организации делопроизводства возможно только за счет активного использования новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и компьютерных сетей.

Любой сотрудник, работающий в системе делопроизводства, должен овладеть необходимым программным инструментарием для обработки документов на компьютере. От его знаний и умения работать на компьютере будет во многом зависеть его карьера и успех в деловом мире.

Какую бы мы организацию не рассмотрели, всегда можно выделить нечто общее, что объединяет их, независимо от уровня, ранга и назначения. Этим общим является деятельность, связанная с обработкой документов, так как любое управленческое решение, должно быть зафиксировано в документах и доведено до соответствующих исполнителей. Следует отметить, что почти все работники сферы управления сталкиваются в своей деятельности с компьютерами, но далеко не все имеют представление о широчайших возможностях использования компьютерных технологий для рациональной и эффективной организации работы с документами.

Учебная практика «Компьютерное делопроизводство» необходима тем, кто хочет работать секретарем или секретарем-референтом, но плохо представляет себе эту область деятельности; она будет полезна будущим студентам, чья дальнейшая деятельность будет протекать в офисе: менеджерам, экономистам, административным работникам, специалистам, юристам.

Место данной практики в образовательном процессе.

Данная учебная практика входит в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы и предполагает повышение уровня образования за счет углубленного изучения материала по информационным технологиям, изучаемым в общеобразовательной школе.

Основное отличие предлагаемого учебного курса заключается в том, что он является интегрированным и позволяет получить всю информацию, необходимую для успешного ведения современного компьютерного делопроизводства, то есть обеспечить учащемуся:

  • знание теории основ делопроизводства;

  • умение подготовить на компьютере документы, отвечающие современным требованиям и установленным нормативным актам;

  • умение оперативно работать с информацией;

  • умение организовать свое рабочее место и деятельность в соответствии с требованиями современного делопроизводства;

  • знание технологии работы в офисе с программными продуктами MS Word, MS Excel, MS Access, MS PowerPoint, MS Outlook.

Цели курса:

  • формирование информационной культуры как совокупности знаний, умений и навыков, информационного мировоззрения, необходимых для самообразования и для подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности;

  • овладение навыками компьютерной обработки деловой информации с помощью профессиональных систем, получивших в настоящее время наибольшее распространение в этой области деятельности

  • изучение систем обработки текстовой информации, способов компьютерной обработки деловой информации, основ делопроизводства, методов организации делопроизводства, стандартов деловых документов.

Задачи курса:

  • дать представление о современных подходах к организации делопроизводства;

  • познакомить с различного рода документами и с тем, где и когда тот или иной документ надо использовать;

  • научить оформлять документы в соответствии с существующими правилами;

  • освоить наиболее распространенные программные продукты общего назначения, используемые для обеспечения компьютерного документооборота;

  • освоить современные способы пересылки информации и оперативного реагирования на сообщения

  • заложить основы умений и навыков, востребованных на рынке труда.

Методы обучения:

Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию документов. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняются с помощью компьютера и необходимых программных средств. Наряду с индивидуальной, организуется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности - авторского действия, выраженного в проектных формах работы.

Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Программа курса обеспечивается учебным пособием для учеников, методическими рекомендациями для учителя, а также компьютерами, компьютерными программами, ГОСТами, обозначенными в программе курса. В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, а также разделы «Справка» в изучаемых компьютерных программах.

Формы организации учебных занятий:

Занятия имеют две части: лекционную и практическую. Важной составляющей каждого урока является творческая самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа учащихся. Основной тип занятий - комбинированный. Основная цель практического раздела программы - формирование у учащихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков по созданию деловых бумаг.

При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Единицей учебного процесса является блок уроков. Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно. С учетом регулярного повторения ранее изученных тем темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами.

В ходе обучения учащимся периодически предлагаются контрольные работы на проверку освоения изученного материала. Выполнение контрольных работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысление материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:


  • требования безопасности труда на рабочем месте;

  • основные правила и инструкции по безопасности, комплекс физических упражнений для предупреждения переутомляемости.

  • устройство клавиатуры, назначение управляющих клавиш и правила работы с ними при слепом десятипальцевом методе;

  • правила посадки при печати, исходную позицию пальцев;

  • распространенные сокращения слов и правила их применения;

  • классификацию видов документации;

  • правила оформления: писем, докладных записок, объяснительных записок, служебных справок, приказов, протоколов и выписок из протокола, заявлений, автобиографий, резюме, распоряжений, актов;

  • способы графления таблиц и правила их заполнения.

  • понятие "реквизит документа", состав и назначение реквизитов служебных документов;

  • виды программных продуктов для организации работы офиса.

  • правила организации документооборота;

  • правила регистрации, индексации документов;

  • виды и назначение номенклатуры дел;

  • правила телефонного общения.

  • назначение электронных таблиц;

  • элементы ЭТ (строка, столбец, ячейка, лист, книга) и их характеристики;

  • типы данных и форматы их представления;

  • понятие абсолютной и относительной ссылки;

  • правила представления числовой информации графическими средствами табличных процессоров;

  • понятие, назначение, виды баз данных;

  • понятие, назначение системы управления базами данных (СУБД);

  • функциональные возможности СУБД;

  • назначение мастера и конструктора;

  • назначение запроса, фильтра;

  • виды компьютерных сетей;

  • понятие сервер, ссылка, электронный адрес, электронная почта;

  • структуру и приемы работы в браузерах;

  • способы и средства работы с файлами (программа Проводник, меню, мышь);

  • действия, выполняемые над файлами и папками, алгоритмы этих действий;

  • характеристики файлов;

  • приемы работы со стандартными программами;

  • понятие текста его основных элементов и их характеристики (символ, абзац);

  • назначение и основные возможности текстового процессора;

  • структуру интерфейса текстового процессора и назначение его элементов;

  • суть операций вставки, замены, удаления, копирования, перемещения объектов

  • средства и способы редактирования и форматирования ТД;

  • понятие и технологию внедрения объектов (рисунков, диаграмм);

  • методы быстрого создания документов средствами автоматизации (сканирование, слияние);

  • виды программных продуктов для организации сканирования документов;

  • общую характеристику средств оргтехники, их назначение;

  • требования к размещению средств оргтехники в помещении офиса;

  • назначение и сервисные возможности факсимильной, телефонной, телетайпной и пейджинговой связи.

  • способы антивирусной защиты.

Учащиеся должны уметь:


  • пользоваться электроприборами, первичными средствами пожаротушения.

  • принимать правильную рабочую посадку за клавиатурой, постановку рук;

  • организовывать рабочее место и соблюдать условия труда.

  • заполнять и оформлять реквизиты всех видов;

  • составлять и оформлять служебные документы;

  • оформлять личные документы в соответствии с требованиями;

  • выполнять построение сложных таблиц;

  • использовать справочную систему для выяснения вопросов;

  • осуществлять создание, копирование, перемещение, удаление, переименование файлов и папок;

  • вести работу в стандартных программах Windows;

  • настроить работу клавиатуры, мышки, принтера;

  • создавать, сохранять, открывать документы различных форматов;

  • производить оформление документов: оформлять перечисления (списки) в тексте, оформлять текст в виде нескольких колонок, оформлять границы и заливки в тексте, вставлять оглавление;

  • оформлять страницы документа для печати: размеры и расположение полей, нумерацию страниц, колонтитулы;

  • разрабатывать формы документов как шаблоны;

  • внедрять графические элементы в текст;

  • организовать работу с редактором формул;

  • производить настройку параметров программы;

  • работать с таблицами.

  • работать со сканером и программами, поддерживающими их работу;

  • пользоваться приемами автоматизации при заполнении таблиц Microsoft Excel;

  • составлять формулы для вычислений в таблице, используя стандартные функции;

  • производить редактирование готовых табличных документов;

  • представлять данные в виде разнотипных диаграмм, проводить их редактирование и форматирование;

  • организовать средствами поиск, сортировку, межтабличные связи.

  • создавать структуру однотабличной базы данных средствами мастера и конструктора;

  • вводить и редактировать данные средствами СУБД;

  • формировать фильтр для отбора нужных данных;

  • осуществлять сортировку данных;

  • создавать отчет средствами СУБД для вывода данных;

  • создавать БД из двух взаимосвязанных таблиц;

  • осуществлять обмен информацией по электронной почте;

  • организовать поиск информации в сети Интернет.

Навыки, приобретенные в этом курсе, могут рассматриваться как один из промежуточных этапов профессионального взаимодействия в любой сфере деятельности, в том числе и выбранной профессиональной. Знание форм и методов оформления, структуры и назначения основных видов деловых документов, умение правильно их составлять и оформлять с помощью компьютера позволит учащимся в будущем быстрее адаптироваться в условиях реальной деловой деятельности.

Учебно-методический комплект

Программа курса обеспечивается:

  • учебным пособием для учеников: «Компьютерное делопроизводство» Н. Макарова, Г. Николайчук, Ю. Титова (Изд. Питер 2010.);

  • курсом лекций по основам компьютерного делопроизводства, составленных учителем;

  • пакетом программ MS Office;

  • практическим компьютерным курсом по информационным технологиям на CD-дисках (Кирилл и Мефодий);

  • Internet материалами по компьютерному делопроизводству;

  • комплектом заданий по практической части курса;

  • комплектом обучающих презентаций и опорными конспектами.

Способы оценивания уровня достижений учащихся:

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные документы), а также их личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения - устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные аналитические данные, в том числе и рейтинги.

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учениками минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя.

Одна из задач педагога - обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей конечного образовательного продукта.

Для контроля знаний используется рейтинговая система. Усвоение теоретической части проверяется с помощью тестов. Каждое практическое занятие оценивается определенным количеством баллов.

Итоговая оценка выставляется по сумме баллов за все тесты и практические занятия по следующей схеме:

«2» - менее 40% от общей суммы баллов;

«3» - от 40 до 59% от общей суммы баллов;

«4» - от 60 до 74% от общей суммы баллов;

«5» - от 75 до 100% от общей суммы баллов.

При успешном окончании курса выдается грамота.

Эффективное поведение делопроизводителя имитируется в деловой игре, которая используется для решения задачи усвоения и закрепления изученного материала, развития творческих способностей, а также дает возможность учащимся применить изученное в созданной учебной ситуации.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя

  1. Андреева В. И. Делопроизводство: Практическое пособия с образцами документов, 6-е изд.,испр. и доп. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2010

  2. Андреева В. И. Образцы документов по делопроизводству. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2010.

  3. Макарова Н. В., Николайчук Г. С, Титова Ю. Ф. Компьютерное делопроизводство: учебный
    курс. - СПб.: Питер, 2009

  4. dogovorlibrary.by.ru/index.htm - коллекция типовых договоров, образцов заявлений,
    исков, бланков

  5. directum.ru/339256.shtml - электронное делопроизводство и канцелярия

  6. directum.ru/340614.shtml - ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело.
    Термины и определения.

  7. dis.ru/slovar/deloproizvodstvo- словарь по разделу «Делопроизводство»

  8. hrm.ru/db/hrm/94BA941BD8FB5A55C32569BC005C96AA/category.html- статьи по делопроизводству

  9. iparegistr.com/sekretdelo.php - журнал «Секретарское дело»

  10. microsoft.com/rus/government/docflow - эл.документооборот и делопроизводство.

  11. mifi.ru/buchuchet-workmaking-lesson-l .htm - оформление служебных писем

  12. opb.ru/deloproizvodstvo.html - делопроизводство в организации

  13. siora.ru/regulation/87.asp - образцы должностных инструкций

  14. tomsk.fio.ru/works/groupl0/lasarenko/Norm_doc/ttgdt/Rekomend/P630-97.htm
    унифицированная система организационно-распорядительной документации, требования к оформлению документов

Для учащихся


  1. Л.М.Вялова. Основы делопроизводства. Серия «Профессиональная подготовка школьников». Москва, 2010.


Учебно-тематическое планирование

п./п.

Предметы

Класс обучения

Всего часов за курс обучения

10

11

1.

Машинопись

12

9

21

2.

Делопроизводство

13

15

28

3.

Культура делового общения


2

2

4.

Компьютерные технологии.

30

42

72

5

Организационно-техническое

обеспечение офиса

3



ИТОГО:

58

68

126

Практика (выполнение заданий для нужд школы)

10


10


ВСЕГО

68

68

136






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

10 класс

п./п.

Раздел, тема

Количество часов

Раздел

Тема

I

Машинопись

12


1

Организация труда секретаря


2

1.1

Правила техники безопасности


1

1.2

Оборудование рабочего места


1

2

Изучение клавиатуры


10

2.1

Понятие о слепом «десятипальцовом» методе.


1

2.2

Схема клавиатуры


1

2.3

Программы-тренажеры


8

II

Делопроизводство

13


1

Введение


2

1.1

История развития делопроизводства и секретарской службы


1

1.2

Организация труда персонала


1

2

Служебные документы


11

2.1

Состав реквизитов документов


1

2.2

Бланк документов


1

2.3

Правила оформления реквизитов документов


1

2.4

Виды служебных документов и их назначение


1

2.5

Составление и оформление служебных писем


1

2.6

Приказ и выписка из него


1

2.7

Докладная записка и справка


1

2.8

Протокол и выписка из него


1

2.9

Акт


1

2.10

Заявление


1

2.11

Резюме


1

III

Компьютерные технологии

32


1

Программные продукты и основные характеристики


2

1.1

Основные понятия программного обеспечения


1

1.2

Виды программных продуктов для организации работы офиса


1

2

Системное программное обеспечение


9

2.1

Понятие и назначение ОС


1

2.2

Файловая структура. Файлы, папки


1

2.3

Средства работы с файлами. Программа «Проводник», «Мой компьютер»


1

2.4

Действия выполняемые над файлами (копирование, перемещение, удаление, переименование)


1

2.5

Стандартные программы WINDOWS


2

2.6

Правила установки прикладных программ на жесткий диск


1

2.7

Панель управления


1

2.8

Устранение неполадок, тестирование, обслуживание, жесткого диска. Служебные программы.


1

3

Текстовый процессор


20

3.1

Основные правила создания текстового документа


1

3.2

Средства и способы редактирования текста


2

3.3

Средства и способы форматирования текста


3

3.4

Создание таблиц средствами ТП


4

3.5

Создание колонтитулов и элементов оформления


2

3.6

Макетирование


2

3.7

Создание графических объектов средствами ТП


2

3.8

Технология внедрения и связывания объектов OLE


2

3.9

Создание и хранение бланков


1

3.10

Настройка пользовательского интерфейса


1

4

Автоматизация работы в офисе


1

IV

Организационно-техническое

обеспечение офиса

3


1

Общая характеристика средств оргтехники, их назначение


1

2

Технические средства офиса


2

2.1

Средства составления оригинала текстового документа. Средства копирования и оперативного размножения. Классификация средств


1

2.2

Назначение и сервисные возможности факсимильной, телефонной, телетайпной, пейджинговой связей


1

Практика

10


Итого за год

68 часов



Календарно- тематическое планирование

п./п.

дата

Раздел, тема

Количество часов

план

факт

Раздел

Тема

I

Компьютерные технологии

35


1

Работа с числовой информацией


15

1.1

2.09

Табличный способ организации обработки данных. Электронная таблица


1

1.2

8.09

Этапы создания табличного документа


1

1.3

15,22, 29,6.10, 13, 20.10

Формулы и функции в табличном процессоре


6

1.4

27.10, 10.11

Абсолютные и относительные ссылки


2

1.5

Диаграммы. Редактирование, форматирование диаграмм


2

1.6

Поиск, сортировка, межтабличные связи


2

1.7

Использование ЭТ как формы для ведения отчетности


2

1.8

Статическая обработка данных


4

2

Хранение и обработка данных


10

2.1

Базы данных. Назначение базы данных.


1

2.2

17.11

Этапы работы с базами данных


1

2.3

24.11

Ввод и редактирование данных в таблицах


1

2.4

Создание БД с применением «Мастера»


1

2.5

Создание БД в режиме «Конструктор»


1

2.6

Создание форм. Редактирование формы


1

2.7

Создание и редактирование отчетов


1

2.8

Обработка данных поиск, запрос, фильтрация


1

2.9

Отработка практических навыков по созданию БД


2

3

Создание презентаций в среде PowerPoint


4

3.1

Создание презентаций при помощи шаблонов оформления и Мастера автосодержания


1

3.2

Создание интерактивных обучающих презентаций.


1

3.3

Настройка режимов демонстрации.


2

4

Электронный офис


3

4.1

Знакомство с интерфейсом среды Outlook


3

5

Сетевые технологии


3

5.1

10

Технология работы в сети.


1

5.2

17

Интернет. Сервис в сети Интернет


1

5.3

24

Деловая игра


1

Итого за год

35



© 2010-2022