Рабочая программа по информатике 5 класс

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5-7 классах, но для выстраивания ...
Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5-7 классах, но для выстраивания непрерывного курса изучение предмета ведется за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс учебного предмета «Информатика и ИКТ».

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандарта основного общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)

  • Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).

Цели:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;.

  • пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для 5 класса рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестирования или зачетной практической работы. Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Учебно-тематический план


Тема курса:

Количество часов

Раздел 1. Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса

1

Информация вокруг нас.

1

2

Компьютер - универсальная машина для обработки информации.

1

3

Ввод информации в память компьютера.

1

4

Управление компьютером.

1

Раздел 2. Информация и информационные процессы

5

Хранение информации.

1

6

Передача информации.

2

7

Кодирование информации

2

Раздел 3. Обработка информации средствами текстового и графического редакторов

8

Текстовая информация

5

9

Представление информации в форме таблиц.

2

10

Наглядные формы представления информации

2

11

Компьютерная графика.

3

12

Обработка информации.

11

13

Итоговое тестирование

1

14

Резерв рабочего времени

1

Всего:

34

Содержание учебного курса.

Структура содержания общеобразовательного предмета информатики в 5 классе основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими разделами:

  • устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса информационные технологии;

  • информация и информационные процессы;

  • обработка информации средствами текстового и графического редакторов.

Раздел 1. Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Раздел 2. Информация и информационные процессы

Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Раздел 3. Обработка информации средствами текстового и графического редакторов

Формы представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Текст как форма представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись.

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Календарно-тематическое планирование


№ урока

Тема урока

Содержания урока в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта

Требования к уровню подготовки обучающихся

Раздел 1. Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса

1.

Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места.

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по форме представления. Действия с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Иметь представление об информации и информатике.

Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Знать и понимать виды информационных процессов

2.

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Основные компоненты компьютера .Что умеет компьютер. Как устроен компьютер.

Знать основные элементы компьютера и их назначение

Уметь выполнять базовые операции над объектами

3.

Ввод информации в память компьютера.

Клавиатура.

Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

Устройства ввода информации. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Иметь представление о способах введения информации в память компьютера. Уметь набирать слова, используя клавиатуру

Знать группы клавиш, их назначение

4.

Управление компьютером.Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»

Программы и документы. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Иметь представление о способах управления компьютером с помощью меню.

Знать и понимать программный принцип работы компьютера

Уметь выполнять основные управляющие операции, оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять, пользоваться меню и окнами

5.

Хранение информации.

Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы»

Хранение информации.

Память человека и память человечества. Оперативная и долговременная память. Файлы и папки. Носители информации.

Иметь представление об информации, ее видах, приемах ее обработки.

Знать основные виды носителей информации.

Уметь сохранять информацию в виде файла или папки на различных носителях.

Знать основные действия оперирования с информацией

6.

Передача информации.

Передача информации. Процесс передачи информации. Источник, канал, приёмник.

Знать схему передачи информации.

Иметь представление о канале связи.

Знать и понимать примеры источников и приемников информации

7.

Электронная почта.

Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»

Примеры передачи информации. Электронная почта как средство связи.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке,.

8.

В мире кодов. Способы кодирования информации

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации.

Иметь представление о процессах кодирования и декодирования информации.

Уметь кодировать информацию, используя таблицу кодов

9.

Метод координат.

Прямоугольная система координат.

Знать способы кодирования информации, понятие декодирования. .Уметь применять метод координат для представления графической информации.

10.

Текст как форма представления информации. Компьютер - основной инструмент подготовки текстов

Формы представления информации. Текстовые документы. Компьютер - основной инструмент подготовки текстов.

Иметь представление о структуре и элементах текста.

Знать основные элементы текста (слово, предложение, абзац, раздел, глава)

Уметь определять элементы текста

11.

Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

Практическая работа №5 «Вводим текст»

Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Текстовый редактор.

Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.

Иметь представление о способах обработки текстовой информации.

Знать основные операции с текстом.

Уметь осуществлять ввод текстовой информации в текстовом редакторе

12.

Редактирование текста.

Практическая работа №6 «Редактируем текст»

Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Планирование работы над текстом.

Иметь представление о способах обработки текстовой информации.

Иметь представление о редактировании текста.

Уметь редактировать текст (удаление символов, исправление ошибок, вставка символов)

13.

Текстовый фрагмент и операции с ним.

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»

Работа с фрагментами текста. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.

Иметь представление о способах обработки текстовой информации.

Уметь редактировать текст (удаление фрагментов текста, исправление ошибок, вставка. копирование и перемещение символов и фрагментов текста)

14.

Форматирование текста.

Практическая работа №8 «Форматируем текст»

Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).

Иметь представление о форматировании текста.

Уметь форматировать слово, словосочетание, предложение, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта

15.

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.

Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2)

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы.

Иметь представление о табличной форме представления информации.

Знать основные элементы таблиц (ячейка, столбец, строка)

Уметь представлять информацию в табличном виде

16.

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4)

Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению.

Простые таблицы. Табличный способ решения логических задач.

Уметь создавать и использовать различные формы представления информации

17.

Разнообразие наглядных форм представления информации

Наглядные формы представления информации. Рисунки, схемы.

Уметь создавать и использовать различные формы представления информации

18.

Диаграммы.

Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Уметь создавать и использовать различные формы представления информации

19.

Компьютерная графика. Графический редактор Paint

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

Компьютерная графика.

Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Выбор цвета. Инструменты чертежника. Инструменты художника.

Иметь представление о компьютерной графике; графическом изображении.

Знать виды инструментов рисовании.

Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач

20.

Преобразование графических изображений

Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

Редактирование рисунка.

Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Устройства ввода графической информации.

Уметь создавать и редактировать рисунки с использованием основных операций графических редакторов

21.

Создание графических изображений.

Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

Преобразование фрагментов.

Устройства ввода графической информации.

Уметь создавать и редактировать рисунки с использованием основных операций графических редакторов

22.

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации.

Знать формы представления информации; способы систематизации информации

Уметь систематизировать информацию (план, схема, таблица)

23.

Списки - способ упорядочивания информации.

Практическая работа №14 «Создаём списки»

Сортировка, упорядочивание информации.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы


24.

Поиск информации.

Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

Поиск информации. Получение новой информации.

Уметь искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках)

25.

Кодирование как изменение формы представления информации

Кодирование и декодирование. Кодирование как изменение формы представления информации

Знать формы представления информации.

26.

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики.

Уметь выполнять арифметические действия, используя Калькулятор и зная порядок действий

27.

Преобразование информации путём рассуждений

Преобразование информации путем рассуждений. Задача о напитках.

Уметь структурировать текстовый документ, выделяя абзацы и разделы; составлять план и оформлять заголовки разделов

28.

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

Разработка плана действий и его запись. Задачи на переправы.

Иметь представление о плане действий, программе, алгоритме.

Уметь выполнять операции в действии; составлять линейные алгоритмы, определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов

29.

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях

Задачи на переливания.

Иметь представление о плане действий, программе, алгоритме.

Уметь выполнять операции в действии; составлять линейные алгоритмы, определять условие для разветвляющегося и циклического алгоритмов

30.

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1).

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций.

Иметь представление о движении изображения.

Уметь в презентации задать анимацию объектов

31.

Создание анимации по собственному замыслу.

Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2).

Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.


Уметь в презентации задать анимацию объектов

32.

Выполнение итогового мини-проекта.

Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Уметь создавать анимацию объектов

33.

Итоговое тестирование

Проверить степень сформированности умений и навыков


34.

Обобщение и систематизация знаний

Обобщение и систематизация знаний за 5 класс




Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике для 5 класса

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5-6 классы : методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»

  5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6-2007. - М.: Образование и Информатика, 2007.

  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  9. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

12


© 2010-2022