Урок по информатике для 3 класса «Кодирование информации с помощью трафарета»

"Описание материала: Познакомить обучающихся еще с одним способом кодирования информации - с помощью трафарета. Трафаретов у учеников два (они вырезают их к уроку со странички Приложение учебника-тетради). Поворачивая трафареты по часовой стрелке или против часовой стрелки можно кодировать или декодировать информацию. В частности, на уроке обучающиеся кодируют и декодируют с помощью трафаретов пословицы. Закрепление темы происходит с помощью программного средства «Страна фантазия», прикладной пр...
Раздел Информатика
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока


Преподаватель: Коноваленко Надежда Николаевна

Образовательное учреждение: МАОУ гимназия № 18 г. Томска

Предмет: информатика

Класс: третий

Тема: Кодирование информации с помощью трафарета.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Задачи:

  1. образовательные: вспомнить общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

  2. развивающие: совершенствовать аналитические навыки учащихся при выполнении заданий на кодирование; развивать воображение и действия наблюдения; умения анализировать и обобщать;

  3. воспитательные: воспитывать наблюдательность, активность, информационную культуру общения, точность, аккуратность.

Тип урока: урок знакомства с новой темой.

Метод обучения: поисковый, словесный, практический.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Методическое пособие по информатике для учителей 2-4 классов общеобразовательных школ/ С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. - СПб.: БХВ-Петербург, 2010. - 496 с.: ил.

  2. Учебник-тетрадь по информатике для 3 класса / С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 152 с.: ил.

Авторский медиапродукт: презентация 14 слайдов (приложение ActivInspire)

Среда: приложение ActivInspire.

Используемые на уроке средства ИКТ:

  • персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска Promethean ActivBoard;

  • ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

  • пакет педагогических программных средств к методическому пособию по информатике для учителей 2 - 4 классов «Страна «Фантазия» прикладная программа «Криптограммы».

Структура презентации:

Урок по информатике для 3 класса «Кодирование информации с помощью трафарета»


Содержание слайдов:

  1. Тема урока.

  2. Разминка. Решите кроссворд.

  3. Введение нового материала. Что такое трафарет.

  4. Правила работы с трафаретом.

  5. Правила работы с трафаретом.

  6. Правила работы с трафаретом.

  7. Работа в учебнике-тетради. Расшифруй пословицу.

  8. Работа в учебнике-тетради. Расшифруй пословицу.

  9. Работа в учебнике-тетради. Зашифруй пословицу.

  10. Работа в учебнике-тетради. Зашифруй пословицу.

  11. Дополнительное задание. Зашифруй предложение.

  12. Дополнительное задание. Расшифруй пословицу.

  13. Домашняя работа.

  14. Оцени свою работу.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Эффективность усвоения знаний за счет повышения наглядности материала;

  2. Эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока (продуктивная самостоятельная деятельность);

  3. При использовании медиапродукта учитель остается в центре внимания, контролирует класс. Презентация и раздаточный материал - отлично дополняют друг друга.

  4. Повышение эффективности закрепления изученного материала за счет выполнения и наглядной проверки заданий.



План занятия

№ п/п

Этапы занятия

Время реализации занятия

1.

Организационный момент: приветствие

1

2.

Разминка.

5

3.

Знакомство с новой темой.

5

4.

Первичное усвоении новой темы.

12

5.

Физкультминутка

2

6.

Первичное закрепление новой темы.

Компьютерный практикум.

10

7.

Домашнее задание: по рабочим тетрадям.

Подведение итогов. Рефлексия.

5


Структурные элементы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Время

1

Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.

Положительный настрой на урок.

1

2.

Разминка.

Контроль за действиями обучающихся

Работа у доски.

5

3.

Актуализация знаний. Знакомство с новой темой

Работа у доски. Объяснение нового материала.

Осмысление новой информации детьми.

5

4.

Первичное усвоение новой темы.

Координирование выполнения заданий. Проверка понимания новой темы.

Работа с трафаретами в учебниках-тетрадях и у доски.

12

5.

Физкультминутка

Выполнение физических упражнений

Выполнение физических упражнений

2

6.

Первичное закрепление новой темы.

Координирование выполнения заданий компьютерного практикума.

Практическая отработка и закрепление навыков кодирования с помощью трафарета.

10

7.

Задание на дом. Подведение итогов работы. Рефлексия.

Разъяснение задания на дом. Подведение итогов работы класса. Анализ.

Запись в дневниках. Оценка собственной работы на уроке.

5

Карта занятия.


Комментарий

хода урока

Время (мин)

№ слайдов

Развитие личностных качеств и

психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные

формы

деятельности

Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Положительный настрой на урок.

1

1

Внимание

Организованность,

аккуратность

Разминка

5

2

Внимание

Мышление

Самостоятельность

Мышление

Активность

Знакомство с новой темой. Актуализация знаний.

7

3-6

Внимание.

Память

Мышление

Коммуникативная культура

Активность

Умение слушать

Первичное усвоение знаний. Формирование умений учащихся кодировать информацию с помощью трафарета.

12

7-12

Внимание Самостоятельность

Мышление

Коммуникативная культура

Культура эмоций Активность

Аргументированность

Ясность речи

Физкультминутка.

2


Внимание

Коммуникативная культура

Культура эмоций

Первичное закрепление новой темы. Компьютерный практикум.

10


Внимание Самостоятельность Мышление

Организованность

Активность

Коммуникативная культура

Культура эмоций

Задание на дом. Подведение итогов урока: что нового дети узнали на уроке и выполнили ли все цели, которые ставили. Дети оценивают урок.

5

13,14




Внимание
Дисциплина Мышление

Организованность

Умение слушать

Ясность речи

Аргументированность

Рефлексивность


Ход занятия:


1. Организационный момент: приветствие. Проверка присутствующих в классе.

2. Разминка.

Сегодня во время разминки мы будем разгадывать кроссворд. Кто знает правила решения кроссворда? (выслушиваются ответы). Действительно, в кроссвордах информация кодируется определенным способом - по строчкам и по столбцам. Слово считается правильно угаданным, если оно заполняет все белые клетки, расположенные подряд в строчке или в столбце (начиная с той, в которой стоит указанная цифра). Итак, решим кроссворд. (слайд 2)

3. Знакомство с новой темой.

Познакомимся еще с одним способом кодирования информации - с помощью трафарета. Этот способ тоже применяется при шифровании информации (слайд 3).

Простейший трафарет представляет собой квадрат из 16 клеточек. Часть клеточек в нем вырезана определенным образом. При шифровании в вырезанную клеточку записывают только одну букву, пропуски между словами обычно не шифруются. Нужно условиться о способе шифрования: в какую сторону поворачивать трафарет (по часовой стрелке или против часовой стрелки) и как вписывать буквы в каждую свободную клеточку (по столбикам или по строчкам). Начальное положение трафарета - цифра 1 в левой верхнем углу. Вы приготовили трафареты. Теперь попробуем научиться шифровать информацию с помощью трафаретов.

Давайте договоримся, что будем поворачивать любой из двух представленных трафаретов против часовой стрелки (рис. 1, а, б), цифры в левой верхнем углу при этом будут чередоваться так: 1, 2, 3, 4. (слайд 4)

В положениях 1 и 3 (цифра 1 или цифра 3 в левом верхнем углу) будем шифровать информацию в пустых клеточках, расположенных в столбиках от левого столбика к правому столбику. (слайд 5)

В положениях 2 и 4 (цифра 2 или цифра 4 в левом верхнем углу) будем шифровать информацию в пустых клеточках, расположенных в строчках, от верхней строчки к нижней строчке.

Так же будем шифровать информацию, поворачивая трафареты по часовой стрелке (цифры в левом верхнем углу при этом будут чередоваться таи 1, 4, 3, 2). (слайд 6)

  1. Первичное усвоение темы. Дети работают в учебнике-тетради, учитель у доски. Желающие выходят делать задание к доске.


задания:


  1. Расшифруйте и запишите пословицу с помощью трафарета № 1, поворачивая его по часовой стрелке. (7 пятниц на неделе)(слайд 7)

  2. Расшифруйте и запишите пословицу с помощью трафарета № 2, поворачивая его против часовой стрелки. (Изба детьми весела) (слайд 8)

  3. Поворачивая против часовой стрелки трафарет № 1, зашифруйте пословицу: «И сила уму уступает». (слайд 9)

  4. Поворачивая по часовой стрелке трафарет № 2, зашифруйте пословицу: «И птица весне рада». (слайд 10)

  5. Дополнительное задание. Эти задания рассчитаны для тех, кто выполняет задания с опережением.

Поворачивая трафарет № 2 по часовой стрелке, зашифруйте предложение «Бежит лиса из лесу» и впишите его в квадрат. (слайд 11)

Расшифруйте и запишите пословицу, пользуясь трафаретом № 1, поворачивая его против часовой стрелки. (Не знаешь - помолчи) (слайд 12)


  1. Физкультминутка (2 мин).

Поднимает руки класс - это «раз».

Повернулась голова - это «два»,

Руки вниз, вперед смотри - это «три»,

Руки в стороны пошире

Развернули - на «четыре»,

С силой их к плечам прижать - это «пять».

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».


  1. Первичное закрепление новой темы. Компьютерный практикум.

«Страна «Фантазия» прикладная программа «Криптограммы».

7. Задание на дом. (слайд 13) Подведение итогов. Рефлексия.

  • Что нового узнали на уроке?

  • Чему научились?

  • Какие задания даются легче - на кодирование информации или декодирование?

  • Дайте оценку своей работе на уроке. (слайд 14)

На доске есть смайлики настроения. У всех смайликов разное настроение. Найдите подходящего вам по настроению смайлика и расселите их в доме:

  • первый смайлик - если вам было на уроке интересно и понятно;

  • второй смайлик - если интересно, но не всё понятно;

  • третий смайлик - если непонятно и неинтересно.

Спасибо всем за урок.

Дети подходят к доске и оценивают свою работу на уроке.



Литература:


  1. Методическое пособие по информатике для учителей 2-4 классов общеобразовательных школ/ С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. - СПб.: БХВ-Петербург, 2010. - 496 с.: ил.

  2. Учебник-тетрадь по информатике для 3 класса / С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 152 с.: ил.


© 2010-2022