- Преподавателю
- Информатика
- Урок по информатике для 3 класса «Кодирование информации с помощью трафарета»
Урок по информатике для 3 класса «Кодирование информации с помощью трафарета»
Раздел | Информатика |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Коноваленко Н.Н. |
Дата | 31.01.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
План - конспект урока
Преподаватель: Коноваленко Надежда Николаевна
Образовательное учреждение: МАОУ гимназия № 18 г. Томска
Предмет: информатика
Класс: третий
Тема: Кодирование информации с помощью трафарета.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Задачи:
-
образовательные: вспомнить общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
-
развивающие: совершенствовать аналитические навыки учащихся при выполнении заданий на кодирование; развивать воображение и действия наблюдения; умения анализировать и обобщать;
-
воспитательные: воспитывать наблюдательность, активность, информационную культуру общения, точность, аккуратность.
Тип урока: урок знакомства с новой темой.
Метод обучения: поисковый, словесный, практический.
Учебно-методическое обеспечение:
-
Методическое пособие по информатике для учителей 2-4 классов общеобразовательных школ/ С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. - СПб.: БХВ-Петербург, 2010. - 496 с.: ил.
-
Учебник-тетрадь по информатике для 3 класса / С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 152 с.: ил.
Авторский медиапродукт: презентация 14 слайдов (приложение ActivInspire)
Среда: приложение ActivInspire.
Используемые на уроке средства ИКТ:
-
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска Promethean ActivBoard;
-
ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
-
пакет педагогических программных средств к методическому пособию по информатике для учителей 2 - 4 классов «Страна «Фантазия» прикладная программа «Криптограммы».
Структура презентации:
Содержание слайдов:
-
Тема урока.
-
Разминка. Решите кроссворд.
-
Введение нового материала. Что такое трафарет.
-
Правила работы с трафаретом.
-
Правила работы с трафаретом.
-
Правила работы с трафаретом.
-
Работа в учебнике-тетради. Расшифруй пословицу.
-
Работа в учебнике-тетради. Расшифруй пословицу.
-
Работа в учебнике-тетради. Зашифруй пословицу.
-
Работа в учебнике-тетради. Зашифруй пословицу.
-
Дополнительное задание. Зашифруй предложение.
-
Дополнительное задание. Расшифруй пословицу.
-
Домашняя работа.
-
Оцени свою работу.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
-
Эффективность усвоения знаний за счет повышения наглядности материала;
-
Эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока (продуктивная самостоятельная деятельность);
-
При использовании медиапродукта учитель остается в центре внимания, контролирует класс. Презентация и раздаточный материал - отлично дополняют друг друга.
-
Повышение эффективности закрепления изученного материала за счет выполнения и наглядной проверки заданий.
План занятия
№ п/п
Этапы занятия
Время реализации занятия
1.
Организационный момент: приветствие
1
2.
Разминка.
5
3.
Знакомство с новой темой.
5
4.
Первичное усвоении новой темы.
12
5.
Физкультминутка
2
6.
Первичное закрепление новой темы.
Компьютерный практикум.
10
7.
Домашнее задание: по рабочим тетрадям.
Подведение итогов. Рефлексия.
5
№
Структурные элементы
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Время
1
Организационный момент
Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.
Положительный настрой на урок.
1
2.
Разминка.
Контроль за действиями обучающихся
Работа у доски.
5
3.
Актуализация знаний. Знакомство с новой темой
Работа у доски. Объяснение нового материала.
Осмысление новой информации детьми.
5
4.
Первичное усвоение новой темы.
Координирование выполнения заданий. Проверка понимания новой темы.
Работа с трафаретами в учебниках-тетрадях и у доски.
12
5.
Физкультминутка
Выполнение физических упражнений
Выполнение физических упражнений
2
6.
Первичное закрепление новой темы.
Координирование выполнения заданий компьютерного практикума.
Практическая отработка и закрепление навыков кодирования с помощью трафарета.
10
7.
Задание на дом. Подведение итогов работы. Рефлексия.
Разъяснение задания на дом. Подведение итогов работы класса. Анализ.
Запись в дневниках. Оценка собственной работы на уроке.
5
Карта занятия.
Комментарий
хода урока
Время (мин)
№ слайдов
Развитие личностных качеств и
психических процессов
Репродуктивные формы деятельности
Продуктивные
формы
деятельности
Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Положительный настрой на урок.
1
1
Внимание
Организованность,
аккуратность
Разминка
5
2
Внимание
Мышление
Самостоятельность
Мышление
Активность
Знакомство с новой темой. Актуализация знаний.
7
3-6
Внимание.
Память
Мышление
Коммуникативная культура
Активность
Умение слушать
Первичное усвоение знаний. Формирование умений учащихся кодировать информацию с помощью трафарета.
12
7-12
Внимание Самостоятельность
Мышление
Коммуникативная культура
Культура эмоций Активность
Аргументированность
Ясность речи
Физкультминутка.
2
Внимание
Коммуникативная культура
Культура эмоций
Первичное закрепление новой темы. Компьютерный практикум.
10
Внимание Самостоятельность Мышление
Организованность
Активность
Коммуникативная культура
Культура эмоций
Задание на дом. Подведение итогов урока: что нового дети узнали на уроке и выполнили ли все цели, которые ставили. Дети оценивают урок.
5
13,14
Внимание
Дисциплина Мышление
Организованность
Умение слушать
Ясность речи
Аргументированность
Рефлексивность
Ход занятия:
1. Организационный момент: приветствие. Проверка присутствующих в классе.
2. Разминка.
Сегодня во время разминки мы будем разгадывать кроссворд. Кто знает правила решения кроссворда? (выслушиваются ответы). Действительно, в кроссвордах информация кодируется определенным способом - по строчкам и по столбцам. Слово считается правильно угаданным, если оно заполняет все белые клетки, расположенные подряд в строчке или в столбце (начиная с той, в которой стоит указанная цифра). Итак, решим кроссворд. (слайд 2)
3. Знакомство с новой темой.
Познакомимся еще с одним способом кодирования информации - с помощью трафарета. Этот способ тоже применяется при шифровании информации (слайд 3).
Простейший трафарет представляет собой квадрат из 16 клеточек. Часть клеточек в нем вырезана определенным образом. При шифровании в вырезанную клеточку записывают только одну букву, пропуски между словами обычно не шифруются. Нужно условиться о способе шифрования: в какую сторону поворачивать трафарет (по часовой стрелке или против часовой стрелки) и как вписывать буквы в каждую свободную клеточку (по столбикам или по строчкам). Начальное положение трафарета - цифра 1 в левой верхнем углу. Вы приготовили трафареты. Теперь попробуем научиться шифровать информацию с помощью трафаретов.
Давайте договоримся, что будем поворачивать любой из двух представленных трафаретов против часовой стрелки (рис. 1, а, б), цифры в левой верхнем углу при этом будут чередоваться так: 1, 2, 3, 4. (слайд 4)
В положениях 1 и 3 (цифра 1 или цифра 3 в левом верхнем углу) будем шифровать информацию в пустых клеточках, расположенных в столбиках от левого столбика к правому столбику. (слайд 5)
В положениях 2 и 4 (цифра 2 или цифра 4 в левом верхнем углу) будем шифровать информацию в пустых клеточках, расположенных в строчках, от верхней строчки к нижней строчке.
Так же будем шифровать информацию, поворачивая трафареты по часовой стрелке (цифры в левом верхнем углу при этом будут чередоваться таи 1, 4, 3, 2). (слайд 6)
-
Первичное усвоение темы. Дети работают в учебнике-тетради, учитель у доски. Желающие выходят делать задание к доске.
задания:
-
Расшифруйте и запишите пословицу с помощью трафарета № 1, поворачивая его по часовой стрелке. (7 пятниц на неделе)(слайд 7)
-
Расшифруйте и запишите пословицу с помощью трафарета № 2, поворачивая его против часовой стрелки. (Изба детьми весела) (слайд 8)
-
Поворачивая против часовой стрелки трафарет № 1, зашифруйте пословицу: «И сила уму уступает». (слайд 9)
-
Поворачивая по часовой стрелке трафарет № 2, зашифруйте пословицу: «И птица весне рада». (слайд 10)
-
Дополнительное задание. Эти задания рассчитаны для тех, кто выполняет задания с опережением.
Поворачивая трафарет № 2 по часовой стрелке, зашифруйте предложение «Бежит лиса из лесу» и впишите его в квадрат. (слайд 11)
Расшифруйте и запишите пословицу, пользуясь трафаретом № 1, поворачивая его против часовой стрелки. (Не знаешь - помолчи) (слайд 12)
-
Физкультминутка (2 мин).
Поднимает руки класс - это «раз».
Повернулась голова - это «два»,
Руки вниз, вперед смотри - это «три»,
Руки в стороны пошире
Развернули - на «четыре»,
С силой их к плечам прижать - это «пять».
Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».
-
Первичное закрепление новой темы. Компьютерный практикум.
«Страна «Фантазия» прикладная программа «Криптограммы».
7. Задание на дом. (слайд 13) Подведение итогов. Рефлексия.
-
Что нового узнали на уроке?
-
Чему научились?
-
Какие задания даются легче - на кодирование информации или декодирование?
-
Дайте оценку своей работе на уроке. (слайд 14)
На доске есть смайлики настроения. У всех смайликов разное настроение. Найдите подходящего вам по настроению смайлика и расселите их в доме:
-
первый смайлик - если вам было на уроке интересно и понятно;
-
второй смайлик - если интересно, но не всё понятно;
-
третий смайлик - если непонятно и неинтересно.
Спасибо всем за урок.
Дети подходят к доске и оценивают свою работу на уроке.
-
Литература:
-
Методическое пособие по информатике для учителей 2-4 классов общеобразовательных школ/ С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. - СПб.: БХВ-Петербург, 2010. - 496 с.: ил.
-
Учебник-тетрадь по информатике для 3 класса / С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 152 с.: ил.