Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10-11 классах

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10-11 классах к учебно-методическому комплекту Н. В. Макаровой. Реализация программы обеспечивается нормативными документами: ü  Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089), Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312); РБУП, утвержденный приказом департамента образования Тульской области от 05.06.2006 г. №626 ü  авторской программой Н. В. М...
Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Плавский район

«Плавская средняя общеобразовательная школа №2»


«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей математики МБОУ МО Плавский район «Плавская СОШ № 2» ____________Л. Н. Грибова

Протокол № ___

от «___»_________2013 г.


«Согласовано»

на заседании педагогического совета МБОУ МО Плавский район «Плавская СОШ № 2»,

протокол №_____

от «____»____________2013 г.


«Утверждено»

Директор МБОУ МО Плавский район «Плавская СОШ № 2»

_____________Г. А. Сидор

Приказ №___от «___»____2013 г.






Рабочая программа

по информатике и ИКТ


10 - 11 класс


базовый уровень, среднее (полное) общее образование

срок реализации программы - 2 года



Составитель: Калинина О. Н.


























2013год

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» для 10-11 классов разработана в рамках реализации Федерального компонента ГОС по информатике и информационным технологиям, примерной программы по информатике и ИКТ для среднего образования, авторской программы Н.В.Макаровой для 10-11 классов,

Программа предусматривает обучение по учебно-методическому комплекту Макаровой Н.В., который включен в перечень учебников рекомендованных Министерством образования.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089), Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312); РБУП, утвержденный приказом департамента образования Тульской области от 05.06.2006 г. №626

  • авторской программой Н. В. Макаровой.

Планирование составлено на основе:

  1. Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). - СПб.: Питер Пресс, 2008.

  2. Рабочие программы по информатике и ИКТ 5-11 классы /авт.-сост. Н. В. Макарова. - 2-е изд., доп. - М.: Глобус, 2009. - 224 с. - (Образовательный стандарт).

Содержание курса позволяет развить основу системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей с другими дисциплинами.

Эта программа - продолжение курса информатики и ИКТ в 8-9 классах.

Для реализации программы отводится 70 часов (35+35) (по 1 часу в неделю в 10-11 классах).


Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Изучение предмета информатики и информационных технологий

способствует решению следующих задач:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи - типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Система уроков условна, но выделяются следующие виды:


  • Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На этом уроке используются возможности интерактивной доски, демонстрационный материал, разработанный учителем и учениками.

  • Урок-практикум. На уроке учащиеся работают с заданиями по алгоритму, предложенному в учебнике, а так же над созданием проекта по теме.

Итоговый контроль проводится в форме защиты проекта по теме.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне обучающийся должен

знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

10 класс


Тема

Всего

часов

Теория

Практика

Информация и информационные процессы

6

6

-

Измерение информации. Информационные процессы. Кодирование информации. Поиск информации. Защита информации

3

-

3

Информационные модели

9

9

-

Моделирование и формализация. Исследование моделей. Информационные основы управления

6

-

6

Информационные системы

3

3

-

Информационные системы. СУБД

4

-

4

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

2

-

2

Компьютер и программное обеспечение

2

2

-

Итого:

35

20

15

Тема 1. Информация и информационные процессы (6 часов)

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Виды и свойства информации. Подходы к определению количества информации.

Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Представление числовой, звуковой, графической информации в компьютере.

Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

Тема 2. Практические работы (3 часа)

1. Информационные процессы

Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).

2. Измерение информации.

Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении.

  1. Кодирование информации.

Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.

  1. Поиск информации.

Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.

  1. Защита информации.

Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения темы обучающиеся должны:

Иметь представление:

  • об информационных процессах;

  • способах кодирования;

Знать:

  • виды информации;

  • свойства информации;

  • способы представления информации в компьютере;

  • различия между цифровым и аналоговым сигналом;

Уметь:

  • определять объём информации;

  • осуществлять информационные процессы;

  • представлять информацию в разных видах.


Тема 2. Информационная технология работы с объектами текстового документа (6 часов).

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.

Практические работы:

  1. создание и форматирование объектов текста.

  2. Создание и редактирование таблиц.

  3. Создание и редактирование графических изображений.

  4. Изменение структуры текстового документа.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения темы обучающиеся должны:

Иметь представление:

  • об автоматизированных средствах и технологии организации текста;

  • об основных приемах преобразования текстов;

Знать:

  • типы текстовых редакторов;

  • правила оформления текстовых документов;

  • способы набора текста;

Уметь:

  • создавать текстовые документы;

  • редактировать текстовые документы;

  • форматировать текстовые документы;

  • сохранять текстовые документы;

  • выводить на печать;


Тема 3. Информационные модели (9 часов)

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.

Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.

Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Тема 4. Практические работы (6 часов)

Моделирование и формализация

Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.

Исследование моделей

Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.

Информационные основы управления

Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.

Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.


Тема 5. Информационные системы (3 часа)

Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных

Тема 6. Практическая работа (4 часа)

Информационные системы. СУБД.

Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Тема 7. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (2 часа)

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.

Тема 8. Практическая работа (2 час)

Компьютер и программное обеспечение.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.

Всего - 35 часов.
















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


11 класс


Тема

Всего

часов

Теория

Практика

Тема 1. Компьютерные технологии представления информации

7

7


Тема 2. Практическая работа. Представление информации в компьютере.

4


4

Тема 3. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

5

5


Тема 4. Практическая работа. Создание и преобразование информационных объектов.

7


7

Тема 5. Практическая работа. Компьютерные сети.

5


5

Тема 6. Основы социальной информатики

2

2


Тема 7. Информационные технологии разработки проекта

5


5

ИТОГО

35

14

21



Тема 1. Компьютерные технологии представления информации (7 часов)

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.

Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.

Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.

Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.

Тема 2. Практическая работа (4 часа)

Представление информации в компьютере.

Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.

Тема 3. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

(5 часов)

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

Тема 4. Практическая работа (7 часов)

Создание и преобразование информационных объектов.

Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.

Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Использование средств деловой графики для наглядного представления данных. Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений. Создание мультимедийной презентации.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (5 час)

Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.

Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Инструментальные средства создания Web-сайтов.

Тема 5. Практическая работа (5 часов)

Компьютерные сети.

Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики.

Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта

Тема 6. Основы социальной информатики (2 часа)

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность. Тема 7. Информационные технологии разработки проекта (5 часов)

Всего - 35 час.


Контрольно-измерительные материалы

  1. Информатика. 10-11 класс. Формирование компьютерных компетенций: практические работы / авт.-сост. Е.Ю. Чурюмова. - Волгоград: Учитель, 2007

  2. Информатика 7-11 классы: тесты (базовый уровень) / авт.-сост. Е.В. Полякова. - Волгоград: Учитель, 2008


Информационные источники

основные:

  1. Программа по Информатике и ИКТ 5-11 классы, Н.В. Макаровой, Питер 2008

  2. Н.В.Макарова, «Информатика и ИКТ», учебник, 10 класс, Питер, 2008г.

  3. Н.В.Макарова, «Информатика и ИКТ», учебник, 11 класс, Питер, 2008г.

  4. Информатика и ИКТ задачник по моделированию. 9-11 класс под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008


дополнительные:

  1. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008

  2. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Программное обеспечение информационных технологий, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008

  3. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Техническое обеспечение информационных технологий, под. ред. Н.В. Макаровой, Питер 2008

  4. Информатика 5-11 классы: материалы к урокам, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Е.А. Пышная. - Волгоград: Учитель, 2009

  5. Материалы сети Интернет.



Программное обеспечение курса

  1. Операционная система Windows XP.

  2. Комплект Microsoft Office.

  3. Интернет браузер.

  4. Мультимедиа проигрыватель.

  5. Программа для просмотра и редактирования изображений.

  6. Программа для распознавания изображений.


















Календарно-тематическое планирование курса 10 класса


Наименование

Раздела

программы

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля. Измерители

Элементы дополнительного содержания

Дата проведения

1

Информация и информационные процессы


Информация и ее свойства. Обмен информацией

1


Основные подходы к определению понятия информация. Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации.

Знать основные подходы к определению информации. Иметь представление о системах, образованных взаимодействующими элементами. Уметь распознавать дискретные и непрерывные сигналы. Знать виды носителей информации и их характерные особенности; виды и свойства информации




2

Подходы к определению количества информации

1


Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитные подход к определению количества информации.

Иметь представление о количестве информации. Знать принципы алфавитного подхода к определению количества информации. Уметь определять количество информации в рамках реализации алфавитного подхода.




3

Измерение информации (практическая работа № 1). Кодирование информации (практическая работа №2)

1


Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах. Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам

Уметь определять количество информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и алфавитном подходах; кодировать и декодировать сообщение по предложенным правилам




4

Языки и способы кодирования информации

1


Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора

Знать виды информационных процессов; основные классы и виды языков программирования. Иметь представление о становлении языков программирования (исторический аспект). Знать принципы и механизмы выбора способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Уметь организовывать поиск и отбор информации для решения поставленной задачи




5

Информационные процессы: хранение и передача

1


Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах

Знать сущностные характеристики и особенности протекания информационных процессов хранения и передачи информации; определение понятия «канал связи». Уметь давать характеристику каналу связи; приводить примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах




6

Поиск информации (практическая работа №3)

1


Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации

Уметь формировать запросы на поиск данных; осуществлять поиск информации на заданную тему в основных хранилищах информации (базы данных, каталоги, Интернет)




7

Информационные процессы: обработка, защита, представление информации. Поиск информации (практическая работа № 4)

1


Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации

Знать сущностные характеристики и особенности протекания информационных процессов обработки, хранения и защиты информации. Иметь представление об изменяемости формы представления информации. Уметь преобразовывать информацию на основе формальных правил. Иметь представление о возможностях, преимуществах и недостатках автоматизированной обработки данных. Знать методы защиты информации




8

Информационные процессы в различных системах. Контрольная работа по теме: «Информация и информационные процессы» (20 мин.)

1


Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды

Знать закономерности протекания информационных процессов в различных системах; особенности и возможности использования основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике; сущностные характеристики и особенности протекания управления, как информационного процесса. Уметь организовать личную информационную среду, обладающую наперед заданными условиями




9

Защита информации (практическая работа № 5). Информационные процессы (практическая работа № 2»

1


Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации. Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике)

Уметь обеспечивать защиту информации, используя паролирование и архивирование; выделять основные информационные процессы в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике)




10

Информационные модели

Информационное моделирование как метод познания

1


Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования

Знать определение информационного моделирования; виды информационных моделей. Иметь представление об объекте, субъекте, цели моделирования. Уметь формулировать цель моделирования




11

Модели и их построение

1


Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема

Знать требования к создаваемым моделям; формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Уметь оперировать с моделями, представленными в разных формах




12

Моделирование и формализация (практическая работа № 6)

1


Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы

Уметь формализовать текстовую информацию; представлять данные в табличной форме; в форме графа, блок-схемы




13

Моделирование как процесс

1


Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования

Знать основные этапы моделирования; существенные характеристики формализации как этапа моделирования




14

Компьютерное моделирование

1


Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели

Знать сущностные характеристики и назначения компьютерного моделирования, его этапы и виды моделей, получаемых в результате




15

Исследование моделей: физических (практическая работа № 7)

1


Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей.

Уметь давать оценку адекватности модели объекту и целям моделирования. Знать и уметь реализовывать основные э

Тапы исследования физических моделей.




16

Структурирование данных. Исследование моделей: алгоритм как модель деятельности (практическая работа № 7)

1


Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем. Исследование моделей

Иметь представление о структурировании данных. Знать особенности структуры данных как модели предметной области, алгоритма как модели деятельности, гипертекста как модели организации поисковых систем




17

Примеры моделирования процессов

1


Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и их процессов

Уметь проводить примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и их процессов




18

Исследование моделей: геоинформационные модели (практическая работа № 7)

1


Исследование математических моделей. Исследование биологических, геоинфрмационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме

Знать и уметь реализовывать основные этапы исследования математических, биологических, геоинфрмационных моделей. Уметь определять результаты выполнения алгоритма по его блок-схеме




19

Модель процесса управления.

1


Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятия решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении

Знать сущностные характеристики моделей процесса управления и процесса управления. Иметь представление о целях управления процессом или системой. Знать роль обратной связи в управлении




20

Системы управления

1


Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы

Знать специфические характеристики замкнутых и разомкнутых систем управления, самоуправляемых систем, сложных систем, самоорганизующихся систем; принцип иерархичности систем




21

Информационные основы управления (практическая работа № 8)

1


Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма

Знать сущностные характеристики моделирования и основные процедуры моделирования процессов управления в реальных системах; способы и приемы выявления каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Уметь осуществлять управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма




22

Использование информационных моделей в деятельности человека. Контрольная работа по теме: «Информационные модели» (20 мин)

1


Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности

Иметь представление о возможности использования информационных моделей в учебной и познавательной деятельности




23

Информационные системы


Базы данных и системы управления базами данных

1


Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД)

Знать определение понятия и типов информационных систем. Уметь различать и давать характеристику баз данных (табличных, иерархических, сетевых). Иметь представление о СУБД




24

Информационные системы. СУБД: структура табличной базы данных (практическая работа № 9)

1


Знакомство с системой управления базами данных Access.. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных

Иметь представление об интерфейсе системы управления базами данных Access. Уметь создавать структуру табличной базы данных; вводить и редактировать данные различных типов; упорядочивать данные по указанному признаку




25

Реляционные базы данных

1


Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных

Знать формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Сущностные характеристики и назначение реляционные баз данных




26

Многотабличные базы данных. Контрольная работа по теме: «Информационные системы» (20 мин)

1


Связывание таблиц в многотабличных базах данных

Знать технологические приемы и способы связи таблиц в многотабличных базах данных




27

Информационные системы. СУБД: запросы (практическая работа № 9)

1


Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач

Уметь формировать запросы на поиск данных в среде системы управления базами данных. Уметь реализовывать основные процедуры создания, ведения и использования баз данных при решении учебных и практических задач




28

Компьютер как средство автоматизации информационных систем


Архитектура ПК

1


Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров

Знать виды и характеристики аппаратного и программного обеспечения компьютера. Иметь представление об архитектуре современных компьютеров. Знать основные элементы компьютера и их характеристику




29

Операционные системы и оболочки. Личное информационное пространство пользователя ПК

1


Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации

Знать разновидности операционных систем и оболочек, их характерные особенности, интерфейс и характеристики; виды и назначения программных средств создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации




30

Компьютер и программное обеспечение: стандартные и служебные приложения (практическая работа № 10)

1


Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами

Уметь производить основные операции при работе Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами (запуск, закрытие, реализация основной задачи ит.п.)




31

Компьютер и программное обеспечение: тестирование ПК, настройка BIOS (практическая работа № 10). Контрольная работа по теме: «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (20 мин)

1


Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы

Иметь представление о выборе конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Уметь проводить тестирование компьютера; настраивать BIOS и загружать операционную систему




32

Компьютер и программное обеспечение (практическая работа № 10)

1






33


Итоговое повторение курса 10 класса

1







34


Итоговое тестирование за курс 10 класса

1







35


Итоговое занятие

1














Календарно-тематическое планирование курса 11 класса


Наименование

Раздела

программы

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля. Измерители

Элементы дополнительного содержания

Дата проведения

1

Компьютерные технологии представления информации

Дискретное и двоичное представление информации

1


Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере

Иметь представление об универсальности цифрового представление информации. Знать определение понятий дискретного представления информации, двоичного представления информации. Уметь реализовывать способы двоичного представления информации в компьютере




2

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

1


Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел

Знать существенные характеристики двоичной системы счисления. Уметь выполнять сложение, вычитание, умножение и деление в двоичной системе счисления. Знать основные принципы двоичной арифметики




3

Представление информации в компьютере: кодирование, упаковка (практическая работа № 1»

1


Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информаций

Уметь кодировать и упаковывать тестовую, графическую и звуковую информацию




4

Представление текстовой информации в компьютере

1


Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы

Уметь использовать кодовые таблицы при обработке информации. Уметь представлять текстовую информацию в компьютер




5

Подходы к представлению графической информации

1


Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики

Знать подходы к представлению графической информации; особенности растровой и векторной графики; процедуры технологии построения анимационных изображений




6

Представление звуковой информации

1


Представление звуковой информации MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов

Знать способы представления звуковой информации в компьютере: знать форматы файлов; особенности методов сжатия информации. Иметь представление о методах сжатия данных




7

Представление информации в компьютере: системы счисления, формат числа (практическая работа № 11). Контрольная работа по теме: «Компьютерные технологии представления информации» (20 мин)

1


Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой

Уметь записывать числа в различных системах счисления, переводить числа из одной системы счисления в другую, выполнять арифметические действия в позиционных системах счисления; представлять целые и вещественные числа в форматах с фиксированной и плавающей запятой




8

Средства и технологии создания преобразования информационных объектов


Текст как информационный объект

1


Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации

Иметь представление о тексте как информационном объекте. Знать особенности организации текстов различных видов; основные приемы преобразования текста (в том числе и гипертекста)




9

Электронные таблицы как информационные объекты

1


Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц

Иметь представление об электронных таблицах как информационном объекте. Знать средства и технологии работы с таблицами, назначение и принципы работы электронных таблиц




10

Создание и преобразование информационных объектов: текстовых документов (практическая работа № 12)

1


Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида

Уметь создавать, редактировать и форматировать текстовые документы различных видов




11

Электронные таблицы как средства обработки числовых данных

1


Основные способы представления математических зависимостей между данными.Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)

Знать основные способы представления математических зависимостей между данными; возможности и способы использования электронных таблиц для обработки числовых данных при решении предметных задач




12

Графические информационные объекты

1


Графические средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов систем презентационной и анимационной графики

Иметь представление о графических информационных объектах. Знать способы и приемы создания и редактирования графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики




13

Создание и преобразование информационных объектов: многостраничные и гипертекстовые документы (практическая работа № 12) документы

1


Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида

Уметь создавать, редактировать и форматировать текстовые документы различного вида




14

Создание и редактирование графических информационных объектов. Контрольная работа по теме: «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов» (20 мин)

1


Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики

Знать возможности и назначения средств и технологий создания и преобразования информационных объектов




15

Создание и преобразование информационных объектов: расчетные задачи (практическая работа № 12)

1


Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц

Уметь использовать возможности электронных таблиц для решения расчетных задач на оптимизацию




16

Создание и преобразование информационных объектов: оптимизационные задачи (практическая работа № 12)



Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц

Уметь использовать средства деловой графики для наглядного представления данных; создавать, редактировать и форматировать растровые и векторные графические изображения средствами графического пакета




17

Создание и преобразование информационных объектов: деловая графика (практическая работа № 12)

1


Использование средств деловой графики для наглядного представления данных. Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений




18

Создание и преобразование информационных объектов: растровые и векторные изображения (практическая работа № 12)

1







19

Создание и преобразование информационных объектов6 мультимедийная презентация (практическая работа № 12)

1


Создание мультимедийной презентации

Уметь создавать и демонстрировать мультимедийную презентацию




20

Основы социальной информатики

Информационное общество и информационные ресурсы

1


Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества

Иметь представление о становлении информационной цивилизации. Знать основные типы информационных ресурсов общества. Уметь определять тип информационного ресурса в зависимости от технологии его создания и размещения




21

Информационная культура

1


Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность

Знать сущностные характеристики информационной культуры, уровни ее сформированности у человека; этические и правовые нормы информационной деятельности человека; основы информационной безопасности




22

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

Каналы связи. Передача информации

1


Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышенной надёжности ее передачи. Использование кодов с обнаружением исправлением ошибок

Знать определение канала связи, их основные характеристики: роли и степени влияния помех, шумов и искажений передаваемой информации в зависимости от характеристик канала; средства повышения надежности ее передачи; способы исправления ошибок




23

Локальные сети и их топология

1


Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топология локальных сетей

Знать сущностные характеристики локальных сетей, особенности их топологий




24

Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена и передачи информации

1


Глобальная сеть. Адресация в интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей

Знать сущностные характеристики, назначение глобальных сетей; способы адресации в Интернете; протоколы передачи данных и их назначение. Иметь представление об аппаратных и программных средствах организации компьютерных сетей




25

Информационные сервисы сети Интернет

1


Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска

Знать информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д.; особенности и назначение поисковых информационных систем. Уметь организовывать поиск информации, создавая простые и сложные запросы и выбирая поисковую систему




26

Инструментальные средства создания web-сайтов

1


Инструментальные средства создания web-сайтов

Иметь представление об инструментальных средствах создания web-сайтов




27









28

Компьютерные сети: подготовка программы (практическая работа № 13)

1


Подключение к интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Express. Работа с электронной почтой

Уметь осуществлять подключение к интернету. Настраивать модем и почтовую программу Outlook Express; работать с электронной почтой (создавать ящик, работать в режиме on/off-line, отправлять и получать сообщения)




29

Компьютерное путешествие по Всемирной паутине (практическая работа № 13)

1


Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами

Уметь настраивать браузер и использовать его возможности для путешествия по Всемирной паутине




30

Компьютерные сети: запросы (практическая работа № 13)

1


Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче

Уметь формировать запросы на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче




31

Контрольная работа по теме «Сетевые технологии

1


Каналы связи и их основные характеристики. Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топология локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена, протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Информационные сервисы сети Интернет. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации

Знать виды каналов связи, их основные характеристики; возможности и преимущества сетевых технологий; особенности и топологию локальных и глобальных сетей, адресацию и протоколы обмена и передачи данных; информационные сервисы сети Интернет; способы и механизмы организации поиска информации




32

Компьютерные сети: web-страница, web- сайт (практическая работа № 13)

1


Разработка web- сайта на заданную тему. Знакомство и инструментальными средствами создания web- сайтов.

Уметь форматировать текст и размещать графику при создании web- сайта




33

Гипертекстовая структура web- сайта (практическая работа № 13)

1


Форматирование и размещение графики. Гиперссылка на web- страницах. Тестирование и публикация web- сайта

Уметь организовывать гипертекстовый документ на страницах сайта; тестировать сайт и размещать в сети




34


Гипертекстовая структура web- сайта (практическая работа № 13)

1


Форматирование и размещение графики. Гиперссылка на web- страницах. Тестирование и публикация web- сайта

Уметь организовывать гипертекстовый документ на страницах сайта; тестировать сайт и размещать в сети




35


Итоговое занятие

1








3


© 2010-2022