Урок информатики Кодирование информации

Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №12. Кодирование информации

Класс: 5

Цель: формирование у учащихся понимание процесса кодирования информации

Обучающие:

  • Показать различные виды кодирования.

  • Познакомить с кодовыми таблицами: флажковая азбука, азбука Морзе, семафорная азбука, алфавитное кодирование.

  • показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;

  • отметить роль кодирования информации, научить кодированию и декодированию.

Развивающие:

  • Продолжить развивать умение учащихся высказываться на заданную тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить.

Воспитательные:

  • Активизировать у учащихся формирование познавательной активности, интереса к предмету.

Тип урока: урок смешанного типа

Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа с тестом за компьютером, самостоятельная работа, беседа.

Необходимое техническое оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска ПК учащихся.

Учебное пособие:

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 5 класса

Электронный учебник Босовой Л. Л.

Авторская презентация Босовой Л. Л.

Содержание урока.

Этапы урока

Ресурс

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организационный момент

Приветствие. Проверка отсутствующих. Постановка целей урока.

Приветствуют учителя, садятся

2 мин

2

Актуализация знаний (тест + фронтальный опрос)

Электронный учебник Босовой Л, Л. Издательство Бином

Часть учащихся за компьютерами выполняют тест из электронного учебника. Вопросы теста приведены ниже. Автоматически выставляется оценка за тест.

Остальные участвуют во фронтальном опросе

Вопросы для повторения:

  1. Что такое информация? (Информация - это сведения об окружающем нас мире (все, что нас окружает).

  2. Какие действия человек совершает с информацией? (Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.)

  3. Как человек хранит информацию? (Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества). (см. Презентация, слайд 2)

  4. Какие современные носители информации вам известны? (Магнитные - винчестер, дискета; лазерные диски - CD и DVD, флеш-карты).

  5. Приведите пример односторонней передачи информации (переход дороги)

  6. Приведите пример двусторонней передачи (игра за компьютером)

  7. Приведите примеры информационных каналов (телефон, Интернет, телевидение)

Работают индивидуально

Работают фронтально по вопросам.

10 мин

Урок информатики Кодирование информацииУрок информатики Кодирование информации

Урок информатики Кодирование информацииУрок информатики Кодирование информацииУрок информатики Кодирование информацииУрок информатики Кодирование информации

3

Введение нового материала

Авторская презентация Босовой Л. Л.


Ребята я предлагаю вам разгадать ребус.

Урок информатики Кодирование информации

Что получилось?

- Кодирование

Это тема нашего урока. Запишите в тетради.

В виде чего информация поступает от источника к приемнику? (в виде знаков и сигналов)

Какие вы знаете сигналы или знаки? (световые, звуковые, слова, жесты и т. д.)

Чтобы произошел процесс передачи информации приемник должен получить сигнал и все?

(Нет. Еще нужно, чтобы сигнал был расшифрован. Нужно разработать специальный код, который будет понятен приемнику.)

(Презентация, слайд 1, 2)

Код - это система условных знаков для представления информации.

Кодирование - это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода

Запишите в тетради определения со слайда.

Рассмотрим кодирование различной информации. Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так, например:

При рассмотрении каждого слайда учитель беседует с учащимися и задает вопрос:

Где встречались ребята с такими кодами?

  1. Кодирование чисел (слайд 3)

  2. Кодирование текста (слайд 4)

  3. Азбука Брайля (слайд 5)

  4. Кодирование музыки (слайд 6)

  5. Кодирование на дорогах (слайд 7)

Учащиеся отгадывают ребус, получают слово «Кодирование».

Отвечают на вопросы по ходу изучения нового материала. Активно участвуют в беседе с учителем.

Записывают определения «Код» и «Кодирование»

Рассуждают и отгадывают способы кодирования.

  1. мин


  1. Кодирование штрих - код (слайд 8)

  2. Школьное кодирование (слайд 9)

  3. Почтовые индексы (слайд 10)

  4. Сигнальные коды (слайд 11)

  5. Двоичное кодирование (слайд 12)

Как вы думаете, можно ли представить информацию разными кодами. (Да) Приведите примеры.

Люди разработали множество форм представления информации: русский язык, иностранный язык, язык мимики и жестов, язык рисунков и чертежей, научные языки, языки искусства, специальные языки - азбука Брайля, азбука Морзе. Флажковая азбука.

От чего зависит способ кодирования информации (от цели, ради которой совершается кодирование)

Какие могут быть цели? (засекречивание, упрощение записи, удобство)

Чаще всего используют способы кодирования:

  1. Графический - с помощью рисунков и значков;

  2. Числовой - с помощью чисел;

  3. Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

Чтобы представить информацию в другой форме нужно провести кодирование.

Чтобы восстановить форму представления информации нужно выполнить декодирование.

Обсуждаем способы кодирования, рассматриваем слайды 13-19, на которых приведены разные способы кодирования.

4

Физминутка

Учитель организует паузу для учащихся.

  1. Посмотреть вправо-влево - 8 раз

  2. Крепко зажмурить глаза на счет 1-10

  3. Круговые движения глазами: влево-вверх-вправо-вниз и наоборот

  4. Смотреть по диагонали вверх-влево - вниз-вправо

Выполняют зарядку для глаз.

2 мин

5

Закрепление материала

Рабочая тетрадь по информатике. Автор Босова Л. Л.

Отдохнули, а теперь мы с вами выполним задания для закрепления. Для этого мы отправимся с капитаном Врунгелем и старшим помощником Ломом в путешествие.

Ребята работают самостоятельно, выполняют задания на кодирование с помощью флажковой азбуки, морской семафорной азбуки, азбуки Морзе, алфавитного кода

Рабочая тетрадь №15-20

Выполнение происходит как соревнование, кто правильнее и быстрее. Потом проверяем ответы:

Ответы:

№15

Камбуз, кубрик, склянка, швартовы, якорь

№16

Только смелым покоряются моря

№17

1) МЕЧТА; 2) НАДВИГАЕТСЯ ШТОРМ; 3) СЧАСТЛИВОГО ПЛАВАНИЯ

№ 18

  1. ВИНЧЕСТЕР; 2) ДЖОЙСТИК; 3) ДИСКЕТА; 4) ДИСКОВОД; 5) КЛАВИАТУРА; 6) МОДЕМ; 7) МОНИТОР; 8) МЫШЬ; 9) ПРИНТЕР; 10) СКАНЕР.

№19

У каждого свой вариант

№20

А) КУКУШКА КУКУШОНКУ СШИЛА РАСПАШОНКУ

Б) ТКЕТ ТКАЧ ТКАНИ НА ПЛАТКИ ТАНЕ

Активные ученики, выполнившие задание первыми и правильно получают оценки.

Учащиеся выполняют задания на кодирование в рабочей тетради в форме соревнования.

15 мин

6

Подведение итогов

Подводит учащихся к формулированию выводов по теме урока.

  1. Что вы понимаете под кодированием информации?

  2. С какими кодами вы сталкиваетесь в повседневной жизни?

  3. Какие коды вы используете на уроке математики?

  4. С какой целью люди кодируют информацию?

Выставляет оценки за урок.

Формулируют выводы по теме

3 мин

7

Домашнее задание

Разъясняет домашнее задание параграф 1.6, контрольные вопросы, рабочая тетрадь №21,22

Записывают домашнее задание

1 мин

Приложение 1. Задания из рабочей тетради на закрепление нового материала.




Урок информатики Кодирование информацииУрок информатики Кодирование информации

Урок информатики Кодирование информации

Урок информатики Кодирование информации

Урок информатики Кодирование информации

Урок информатики Кодирование информации Урок информатики Кодирование информации

© 2010-2022