- Преподавателю
- Информатика
- Статья Ранее изучение предмета информатика, как фактор успешного усвоения предмета
Статья Ранее изучение предмета информатика, как фактор успешного усвоения предмета
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пошатова Н.М. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Учитель информатики и физики КГУ «Тимирязевская средняя школа»
Пошатова Наталья Михайловна
РАНЕЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА ИНФОРМАТИКА, КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Психологическая готовность ребёнка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе, что предполагает овладение компьютерной грамотностью. Не менее важно формировать у учащегося навыки алгоритмического мышления и умения логически мыслить.
Поэтому возникла необходимость в переносе изучения пропедевтического курса информатики из средних классов школы в начальные, так как наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте, при этом внимание становится произвольным, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, восприятие принимает анализирующий и дифференцирующий характер, совершенствуется память.
Если раньше в классе было пять школьников, имеющих свой персональный компьютер, то сейчас единицы учащихся, не имеющих ПК. Распространённость компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их в повседневной деятельности формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека.
У учащихся начальных классов наблюдается большой интерес к компьютерным играм, а, следовательно, и мотивация к изучению информатики. Урок информатики - очень сложный предмет. Поэтому при подготовке к уроку стараюсь найти такие способы объяснения, чтобы детям были понятны и доступны новые сведения.
В нашей школе изучение информатики начинается со второго класса.
Цели обучения:
-
Формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.
-
Познакомить учащихся с понятием информации, с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
-
Познакомить детей с основами работы на компьютере и основным программным обеспечением;
-
Ознакомить учащихся с устройством компьютера на этапе, понятном учащимся;
-
Познакомить с основами алгоритмизации ( понятием алгоритма, составление алгоритмов, решение логических задач с применением стандартных алгоритмов),
-
Познакомить с различными простейшими исполнителями, способы представления команд и данных для них;
-
Развитие внимания, памяти, логического мышления
Задачи
Знать:
-
Технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;
-
Основные и дополнительные устройства компьютера, их назначение;
-
Иметь представления о программном обеспечении компьютера;
-
Понятие информации, как сведение об окружающем мире;
-
Способы кодирования, передачи и хранения информации;
-
Понятие объекта, способы их классификации;
-
Сущность понятия алгоритма и виды их классификации, их записи;
-
Понятия простейших исполнителей ( РОБОТ, ПЕРЕЛИВАШКА и др.);
-
Правила работы с исполнителями алгоритма;
-
Правила работы, основные функции текстового и графического редакторов.
Уметь:
-
Приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе, технике;
-
Иметь навык работы с клавиатурой;
-
Работать с информацией, кодируя, сохраняя, передавая её;
-
Пользоваться текстовым редактором: набор, редактирование текста;
-
Пользоваться графическим редактором: создание рисунка, копирование, перенос объектов, сохранение рисунка;
-
Решать задачи при помощи алгоритмов (линейных, алгоритма ветвления, циклического и др.)
-
Составлять словесные алгоритмы для решения логических задач;
-
Пользоваться игровыми и обучающими программами.
Примерное содержание курса информатики в начальном обучении:
Программа во 2 класс имеет название «Нулевик». Календарное планирование содержит следующие разделы: Основные понятия ИК; Основные устройства компьютера; Понятие последовательности и алгоритма; Множества.
Программа в3-4 классах имеет название «Информатика для начинающих».
Календарное планирование в 3 классе содержит следующие разделы: Информация; Устройства компьютера; Текстовый редактор «Блокнот»; Графический редактор Paint.
Календарное планирование в 4 классе содержит следующие разделы: Алгоритмизация; Текстовый редактор Word Pad; Графический редактор Paint.
Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.
При изучении курса дети работают с дидактическим материалом (бескомпьютерная составляющая обучения) на печатной основе на каждый урок, а также развивающие компьютерные программы такие как «Мир информатики», «Смешарики» «Барбарики».
Примерные задания урока по одной из тем:
Цель:
-
Познакомится с понятием и правилами записи линейного алгоритма;
Алгоритм, в котором команды исполняются строго одна за другой, называют линейным.
Задание 1. Выполни линейный алгоритм. Получи из слова КОРА слово БАРС
З
КОРАамени «О» на «А»
Замени «К» на «Ф»
Замени «А» на «С»
Замени «Ф» на» Б»
Задание 2. Составь алгоритм превращения
КОШКИ в МЫШКУ
-
______________________
-
______________________
-
______________________
-
______________________
-
_______________________
Задание 3. Помоги маме пожарить яичницу
Разбей яйцо
Поставь сковороду на плиту
Выключить плиту
Достань яйцо и масло
Выброси скорлупу
Включи плиту
Поджарь яичницу
Растопи на сковороде масло
Исполнитель алгоритма: мама
Задание 4. Найди закономерность и заполни пустые клетки. Сначала нужно заполнить пустые клетки по диагонали, а затем в столбцах.
1
0
1
16
29
21
5
13
19
9
6
5
19
9
7
7
14
15
17
9
15
1
4
Таким образом, внедрение НИТ в начальных классах позволяет обеспечить подготовку младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования. Воспитывает у школьника способность к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как один из важнейших элементов информационной культуры человека.
e-mail: [email protected]