- Преподавателю
- Информатика
- Общеразвивающая образовательная программа Компьютерные технологии
Общеразвивающая образовательная программа Компьютерные технологии
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Азиатцева А.В. |
Дата | 22.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Станция юных техников Устиновского района г. Ижевска
Рассмотрено на заседании
методического совета
Протокол № 1
от 25 августа 2014 г.
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 3
от 27 августа 2014 г.
Введено в действие
приказом № 93 - ОД
от 27 августа 2014 г.
Директор МБОУДОД СЮТ
Устиновского района г. Ижевска
_______________
«____» ____________ 20 ____г.
Общеразвивающая образовательная программа
дополнительного образования детей
«Компьютерные технологии»
Автор: Азиатцева Алёна Вениаминовна
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Срок реализации программы: 1 год
Возраст учащихся: 7- 10 лет
г. Ижевск
2014
Пояснительная записка.
Общеразвивающая образовательная программа «Компьютерные технологии» имеет техническую направленность, предназначена для обучающихся 1 года обучения. Программа является модифицированной, разработана на основе рабочей программы по специальности «Дизайн» среднего профессионального образования «Художественные средства проектирования среды», автор - Азиатцевой А.В.
По срокам реализации программа рассчитана на 1 год.
Новизна программы заключается в использовании электронных учебно-методических комплексов, для повышения качества образования и для выбора индивидуальной образовательной траектории для обучающихся с высоким уровнем результатов аттестации.
Актуальность программы определяется тем, что на сегодняшний день одним из основных требований к специалисту, является знание компьютерных технологий, таким образом, возникает потребность с малых лет закладывать знания в данной области и с течением времени развивать их, корректировать в сторону развития аппаратного и программного мышления.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в программу включён разнообразный познавательный и развивающий материал по изучению компьютерных технологий и различного программного обеспечения в различных областях человеческой деятельности; по созданию мультимедийных презентаций, обработке различных рисунков, схем и изображений; составлению и разработке проектов. Компьютерные технологии значительно развивают образное и пространственное мышление, помогают ребёнку разбираться в различного рода программном обеспечении и его применении в решении различных задач, воспитывает внимательность и аккуратность.
Обучающиеся осваивают приемы создания и обработки графических изображений (рисунки, фотографии, картинки и т.д.) при помощи специальных программ, называемых графическими редакторами, учатся грамотно оформлять презентации:
- графический редактор для обработки растровой графики Paint;
- программа для создания презентаций Microsoft Power Poin;
Учащиеся овладевают навыками работы c презентациями, растровой графикой;
- учатся создавать и обрабатывать графические изображения, создавать презентации.
Цель: дать учащимся элементарные навыки работы с компьютером и программным обеспечением, таким как операционная система Windows, пакет прикладных программ Microsoft Office, графический редактор Paint, формировать представления о разработке рекламной продукции, развивать самостоятельность, уверенность, независимость мышления, творчество, активность.
Задачи:
-
Сформировать умения работать в операционной системе, запускать графические редакторы и программы Microsoft Office;
-
Обучить работе в графическом редакторе Paint;
-
Научить составлять и оформлять презентации для различных целей;
-
Сформировать элементы дизайнерских и рекламных знаний и умений
-
Сформировать начальные и специальные умения и навыки работы за компьютером;
-
Воспитание индивидуально выраженной, креативной личность (креативной является личность творчески мыслящая, инициативная), способной принимать самостоятельные решения.
Отличительной особенностью общеразвивающей образовательной программы является ее связь с предметами школьной программы: основы информатики, логика, литературное чтение, ИЗО, математика. Программа дает возможность обучающимся приобретать не только прочные практические навыки владения компьютерными программами, но и развиваться как творческой личности.
Возраст детей 7 - 10 лет.
Режим занятий: занятия по данной программе рассчитаны на 144 часа: 2 раза в неделю по 2 часа;
Результативность усвоения рабочей программы определяется при проведении промежуточной аттестации обучающихся.
В ходе аттестации методом собеседования определяется теоретический уровень усвоения (что знает), методом наблюдения - практический (что умеет) уровень подготовки обучающихся, а также уровень сформированности общеучебных умений и навыков.
Результаты промежуточной аттестации по каждому критерию заносятся в бланк аттестации обучающихся (лист аттестации прилагается) и выводится средний балл, соответствующий уровню усвоения материала:
«высокий уровень» - от 4 до 5 баллов,
«средний уровень» - от 2,6 до 3,9 баллов,
«низкий уровень» - от 1 до 2,5 баллов.
К концу 1-го года обучения должны знать (критерии теоретического усвоения программы):
-
Технику безопасности при работе за компьютером
-
Основы и приемы работы за компьютером
-
Виды носителей информации и их использование
-
Основные инструменты, фигуры, цветовую палитру в графическом редакторе Paint
-
Применение графического редактора Paint для редактирования изображений
-
Как создать эскиз проекта с помощью графического редактора
-
Технологию создания презентации в программе Power Point.
Должен уметь (критерии практического усвоения программы):
-
Организовать рабочее место;
-
Использовать инструменты и геометрические фигуры графического редактора Paint для создания и редактирования графического изображения;
-
Создать эскиз проекта с помощью графического редактора;
-
Создать презентацию в Power Point с применением анимации и различных эффектов;
-
Настроить презентацию согласно ее назначения.
Итоги по освоению программы в конце учебного года подводятся в форме итогового смотра работ.
В программе используется метод проектов для разработки и создания рисунков, презентаций, буклетов. Программа предусматривает участие обучающихся в IT-конкурсах (городской конкурс мультимедийных презентаций, республиканский конкурс 24 bit, дистанционные конкурсы на официальных порталах и т.д.).
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Название разделов, тем
Кол-во часов
Форма контроля
Всего
Теория
Практика
1
Введение в образовательную программу. Организация рабочего места.
Инструктаж №1 по технике безопасности.
10
4
6
Собеседование
2
Графический редактор Paint
34
8
26
Тест
3
Знакомство с программой Power Point
56
12
44
4
Текстовый редактор Microsoft Word.
40
12
28
5
Итоговые занятия. Просмотр выполненных работ. Подведение итогов
4
0
4
Защита проектов, смотр итоговых работ
Итого часов
144
36
108
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
-
Введение в образовательную программу.
Теория: Среда и ее свойства. Графические редакторы и их предназначение. Организация рабочего места. Инструктаж №1 по технике безопасности.
Практика: Создание эскиза разрабатываемого объекта, создание макета объекта по эскизу.
-
Графический редактор Paint
Теория: обучающиеся должны знать основные элементы окна графического редактора; инструменты и их назначение и свойства; особенности цветовой палитры и геометрические фигуры; последовательность действий для создания и редактирования изображения любой сложности; назначение графического редактора и для чего он может использоваться.
Практика: обучающиеся должны уметь находить и запускать программу разными способами; пользоваться инструментами уметь изменять их свойства; добавлять в палитру цвета; вырезать и вставлять отдельные элементы рисунка; сохранять изображения в различных форматах; уметь рисовать по заданному образцу.
-
Знакомство с программой Power Point
Теория: обучающиеся должен знать что такое мультимедиа; основные возможности MS PowerPoint, основные этапы создания презентаций, структуру презентаций, назначение стиля оформления; что такое гиперссылка; назначение и области применения презентаций
Практика: задавать структуру слайда, добавлять и удалять слайды, настраивать эффекты анимации, работать с разными режимами презентаций; вставлять и настраивать звук и видео фрагменты; использовать автофигуры и элементы WordArt; создавать гиперссылки; настраивать управление показом презентации.
4. Текстовый редактор Microsoft Word.
Теория: обучающиеся должен знать назначение и основные функции текстового редактора, приемы ручного ввода, редактирования и форматирования текста в текстовом редакторе; использование маркированного и нумерованного списков; как использовать элементы WordArt; как менять ориентацию страниц и изменять значение полей.
Практика: обучающиеся должны уметь производить ввод и редактирование текста, работать с текстовыми блоками, задавать основные параметры форматирования шрифтов, абзацев, страниц; вставлять автофигуры и рисунки из файлов; изменять параметры листа и оформлять текст в несколько колонок; вставлять номера строк и оформлять заголовки.
-
Итоговые занятия.
Практика: Подготовка к просмотру. Просмотр выполненных работ. Подведение итогов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
№ п/п
Раздел
Методические виды продукции (разработки игр, экскурсий, конкурсов, бесед, конференций)
Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке опытов или экспериментов и т.д.
Дидактические и лекционные материалы, тематика или методики опытнической или исследовательской работы (материально-техническое оснащение)
1
Введение в образовательную программу. Организация рабочего места.
Инструктаж №1 по технике безопасности.
Электронный учебно-методический комплекс
Электронный учебно-методический комплекс
2
Графический редактор Paint
Подготовка для участия в дистанционных конкурсах рисунков
Электронный учебно-методический комплекс
Электронный учебно-методический комплекс
3
Знакомство с программой Power Point
Подготовка для участия в городском конкурсе мультимедийных презентаций, в республиканском конкурсе 24 bit
Методические рекомендации для работы в Power Point с пошаговыми инструкциями работы в программе, задания для самостоятельного выполнения практических работ
Программное обеспечение: программный пакет Microsoft Office
4
Текстовый редактор Microsoft Word.
Разработка игры «Своя игра» на знание различных функций текстового редактора
Методические рекомендации для работы в Microsoft Word с пошаговыми инструкциями работы в программе, задания для самостоятельного выполнения практических работ
Программное обеспечение: программный пакет Microsoft Office, электронный учебно-методический комплекс
5
Итоговые занятия. Просмотр выполненных работ. Подведение итогов
Критерии оценки выполненных работ (в жюри сами обучающиеся)
Для всех разделов необходимы:
1. компьютерный класс;
2. проектор;
3. интерактивная доска или экран;
4. операционная система Windows.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, используемая педагогом
-
Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. - М.: Советский художник, 1987.
-
Визуальная культура - визуальное мышление в дизайне. - М.: ВНИИТЭ, 1990.
-
Джонс Дж.К. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа. - М.: Мир, 1976.
-
Михайлов С, История дизайна. Т. 1, 2. СД России, М., 2000, 2003.
-
Основные термины дизайна. Краткий словарь-справочник. - М.: ВНИИТЭ, 1989.
-
Раннев В.Р. Интерьер. - М.: Высшая школа, 1987.
-
Сомов Ю.С. Композиция в технике. - М.: Машиностроение, 1977.
-
Сто дизайнеров Запада. - М.: ВНИИТЭ, 1994.
-
Хан-Магомедов СО. Пионеры советского дизайна. - М.: Галарт, 1995.
-
Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. - М.: СПЦ-принт, 2003.
-
Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. - М.: Стройиздат, 1990.
-
Эстетические ценности предметно-пространственной среды: Под ред. А.В. Иконникова. - М.: Стройиздат, 1990.
-
Дьяконов В.П. Справочник по расчетам на микрокалькуляторах. Издание 3-е дополненное и переработанное. М. Наука. Физматлит. - 1989 г.
-
Евсеев Г.А., Пацюк С.Н., Симонович С.В. Вы купили компьютер. Издание 4-ое, переработанное. М' - 1999г.
-
Буза М.К., Певзнер Л.В. Windows-приложения: от операции к реализации. Минск "Высшая школа" - 1998г.
-
Ефимова О., Морозов В., Шафрин Ю. Курс компьютерной технологии. Издание 3-е дополненное и переработанное. Том 1,2. М'- 1998г.
-
Перри Г. 1001 секрет Windows'95: Оригинальная и локализованная версия. М.: Март, 1996г.
-
Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователей. М.:ИНФРА,1997г.
Литература для изучения программы MS Word
-
Безручко В. Т. Практикум по курсу < Информатика>.l: Учеб. пособие. - 2-е изд.-,2003.
-
Практикум по информатике/ А. А. Землянский; Г. А. Кретова; Ю.Р. Стратонович; Под ред. А. А. Землянского. -М.: КолосС, 2003.
-
В. Ф. Лянович, С.О. Краморов. Основы информатики.Изд.3-е.- Ростов-н/ Д: изд-во <Феникс>, 2004.
-
Информатика: Учебник. -3-е перераб. Изд./ Под ред.Н. В. Макаровой. -М.: Финансы и статистика,2003.
-
Microsoft Word 2000: Пер. с англ ./ Дж. Крейнак. - М.:ООО <Издательство АСТ>,2004.
-
Стратонович Ю. Р., Яшкова Е. А. Текстовый редактор MS Word: Учеб. Пособие. - М.: МСХА, 2005.
Литература для изучения программы MS Power Point
-
Microsoft Office PowerPoint 2003 (пер. с англ. Дериевой Е.Н., Зайцевой О.В., Франчука А.В.) СПб: Диалектика /Вильямс, 2004
-
Самоучитель: Microsoft PowerPoint 2003. Спека М. В. СПб: Диалектика /Вильямс, 2004
-
Щеглов Ю. Разработка компьютерных презентаций в MS Power Point. Учебное пособие для начинающих. nsu.ru/education/powerpoint/
Литература, рекомендуемая для обучающихся
-
Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователей. М.:ИНФРА,1997г.
-
Стратонович Ю. Р., Яшкова Е. А. Текстовый редактор MS Word: Учеб. Пособие. - М.: МСХА, 2005.
-
Самоучитель: Microsoft PowerPoint 2003. Спека М. В. СПб: Диалектика /Вильямс, 2004
-
Щеглов Ю. Разработка компьютерных презентаций в MS Power Point. Учебное пособие для начинающих. nsu.ru/education/powerpoint/